Воскресенье, 21 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Василий Великий об общении с еретиками
Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть.
Свт. Василий Великий об экуменических контактах

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

Прп.Иустин о 8 соборе 2
Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского патриарха Афинагора, который <…> вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «Великий всеправославный собор»?..
Прп. Иустин Челийский

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Бог есть всё окружающее нас»: О ереси пантеизма по творениям свт. Николая Сербского
«Бог есть всё окружающее нас»: О ереси пантеизма по творениям свт. Николая Сербского

В своей работе «Жатвы Господни» святитель Николай Сербский уделяет особое внимание оккультному учению о переселении душ как серьезной угрозе современному христианству. Второй по значимости угрозой святитель называет пантеизм, который также стал совращать христиан. В беседе со своей паствой Николай Сербский замечает:
   «Говорите, и пантеизмом увлекались многие ученые христиане, среди них, к сожалению, уже на склоне лет был и граф Толстой. Наряду с оккультизмом, пантеизм — второе великое зло, которое было, есть и будет существовать и между теми, кто крещен, но КРЕСТА не признает».

Что такое пантеизм? Словари и учебники определяют пантеизм как религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и природу. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «Бог, божество». Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца.

Имеются разные оттенки пантеизма: у одних Бог «растворен» в природе, у других природа «растворена» в Боге. В любом случае природа у пантеистов не сотворена, а существует извечно. Вместо антропоцентризма предлагается природоцентризм (или его разновидности — космоцентризм, землецентризм). Святость Бога подменяется святостью природы. Пантеизм утверждает, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с природой и вселенной. С учетом этого пантеизм — также религия, предполагающая практику такого «сближения».

Святитель разъясняет своим собеседникам суть пантеизма:
   «Они подобно античным эллинским философам-стоикам верят в некое эфирное божество и считают, что души людей — капли божественного эфира в физических телах. После распада тела эти капли — души людей — вливаются в безкрайний океан эфира, океан божества, обезличиваясь и утрачивая индивидуальное сознание. Приверженцы Спинозы исповедуют его заблуждения, согласно которым дух и материя нетварны и вечны. Бог как Дух вечно связан с материей и материя с Богом, следовательно, Бог является и материей, и Духом одновременно. Подобно черепахе, сказал бы я. Ведь согласно древней легенде наш мир покоится на черепахе. После смерти душа человека переходит в вечный дух, а тело — в вечную материю. А чтобы придать привлекательность этой убийственной философии он назвал ее "Этикой"!»

Святитель упоминает философов-стоиков. Это школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Пантеистические идеи уже проповедовал представитель раннего стоицизма Зенон Китийский (334-262 гг. до н.э.). Наиболее известны поздние стоики: Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), Эпиктет (50-138 гг. н.э.) и Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.).

Справедливости ради следует отметить, что идеи пантеизма витали в головах философов, которые жили еще до стоиков. Среди них такие как Анаксимандр (620-546 гг. до н.э.), Гераклит (535-475 гг. до н.э.), а также Ксенофан (570-475 гг. до н.э.).

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь. Некоторые намеки на пантеизм (в закамуфлированной форме) содержатся в работах европейских теологов и философов — Иоанна Скота Эриугена (815-877 гг.), Мейстера Экхарта (1260-1328), Николая Кузанского (1401-1464). Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения встречается у итальянского монаха-доминиканца Джордано Бруно (1548-1600).

Святитель Николай Сербский упоминает Спинозу. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) — голландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. Спиноза считается главным идеологом современного пантеизма. Упомянутая святителем работа «Этика» была завершена за два года до смерти философа, в 1675 году. «Deus sive Natura» — формула Спинозы на латинском языке, означающая тождество Бога и природы.

Уже в XVIII веке Спиноза стал очень «раскрученным» в Европе философом, а пантеистические идеи «Этики» заражали умы многих европейских интеллектуалов, в том числе французских философов-просветителей.

Некоторые из них начинали как приверженцы деизма. Это «усеченная» вера в Бога. Существование Бога признается, однако Его роль сводится к тому, что Он создал природный мир. После шести дней творения «удалился на отдых», и больше в дела сотворенного мира не вмешивается. Природа, человек, общество развиваются якобы по своим «законам», которые были «заложены» Богом в сотворенный мир. Под влиянием Спинозы многие ученые и философы совершили очередное грехопадение: от деизма они перешли к пантеизму.

Но и это «еще не вечер». Пантеизм продолжал и далее разлагать сознание европейцев, подготавливая их к принятию материализма. Об этом, между прочим, очень точно написал российский марксист Г.В. Плеханов (1856-1918) в своей работе «Основные вопросы марксизма»: «Спиноза устранил дуализм бога и природы, так как он объявил действия природы действиями бога. Но именно потому, что действия природы являются в его глазах действиями бога, бог остается у него каким-то отдельным от природы существом, лежащим в ее основе. Бог представляется субъектом, природа — предикатом. Философия, окончательно освободившаяся от богословских преданий, должна устранить этот важный недостаток правильной по своему существу философии Спинозы».

«Долой это противоречие! — воскликнул Фейербах; не Deus sive Natura, но aut Deus, aut Natura [Или Бог, или Природа. —  В.К.] есть природа истины». Упомянутый Плехановым Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) — немецкий философ-материалист.  В свою очередь этот немец-материалист подготовил почву для марксизма (об этом его вкладе в создание фундамента диалектического материализма и исторического материализма не раз говорил В.И. Ленин).

Вернемся к святителю Николаю Сербскому, который в «Жатвах Господних» продолжает разговор о пантеизме:
   «Словно провидя опасность философии своего земляка Спинозы, святой апостол Павел оставил христианам вечное предостережение, сказав: "Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2:8). Это предостережение апостола тем или иным образом относится и ко всем философским учениям, которые утверждают, что видимый мир не сотворен личностью Бога, но что он вечен и безграничен. Этими предпосылками, они полностью отрекаются от Христа, но отрекается от них и Христос. Спаситель открыл и показал совершенством Своей личности, что Бог есть личность, высшая личность, а не полусонный и полусознательный дух, некий принцип и природа, или закон природы. 
   Господь Иисус Христос, братья мои, доказывал существование Бога с не помощью твари, Он объяснял тварь с помощью Бога. Какого Бога? Триединой Личности. Он подтвердил истинность всеобщей веры всех народов, следует признать, веры, к тому времени искаженной и помутившейся, но еще существующей. Веры в Бога как в сознательную личность, веру в сознательную и личностную жизнь человека после смерти. Народы мира никогда не могли примириться с философскими учениями о безличном боге и о безличном безсмертии человека».

Увы, в наше время начинается «ренессанс» идей пантеизма. Пантеизм протаскивается в общественное сознание через современное язычество. В отличие от «классического» язычества, где происходит поклонение отдельным объектам живой и неживой природы, в современном язычестве допускается поклонение космосу, вселенной, планете Земля. Стали создаваться организации, специально посвящённые пантеизму. Они в свою очередь стали претендовать на то, чтобы пантеизм имел статус не просто «идеи» или «учения», а самостоятельной формы религии.

В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение», которое имеет сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям. Сам пантеизм постоянно «модифицируется». Сейчас на арену вышел так называемый натуралистический пантеизм, который паритет Бога и природы сдвигает в пользу природы, считая материю первичным началом.

Английский этолог, профессор Оксфордского университета Клинтон Ричард Докинзв книге «Бог как иллюзия» (The God Delusion; 2006; в 2008 году издана у нас на русском языке) вообще все называет своими именами: натуралистический пантеизм — это приукрашенный атеизм.

Следует иметь в виду, что «вторую жизнь» пантеизму дал Чарльз Дарвин с его теорией эволюции. Одним из ярых пропагандистов дарвинизма был немецкий естествоиспытатель и философ Эрнст Геккель (1834-1919), который усмотрел в этом учении доказательство верности идей пантеизма (мол, внутри природы заложена «эволюционная пружина», которая и является причиной всех изменений в природе; эту «пружину» он отождествил с божественным началом материи).

Одной из модных разновидностей пантеизма на Западе в ХХ веке были произведения английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса (1885-1930). Он был одним из тех, кто организовал бунт против удушающей атмосферы европейского рационализма. Но из одной крайности он ударился в другую, призывая поклоняться «темным богам», скрывающимся под внешним покровом природы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что весь бунт сводится к «раскрепощению» эмоциональной и сексуальной природы человека.

К числу известных пантеистов XX века помимо названных выше фигур можно отнести также американского поэта Робинсона Джефферса, учёного-физика Альберта Эйнштейна, американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, английского историка Арнольда Тойнби (о последнем ниже я еще скажу).

Признаки пантеизма можно увидеть в индуизме, буддизме, даосизме и других восточных религиях и философиях. Разновидности восточного пантеизма были заимствованы религиозным движением New Age (религия «Нового века»), которое представляет собой пеструю смесь различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Об этом, между прочим, писал американский подвижник православия второй половины ХХ века Серафим Роуз (1934-1982) в своей работе «Православие и религия будущего» (1975).

Особый импульс ренессансу пантеизма дает глобальный экологический кризис. Идеологи экономической, информационной и духовно-культурной глобализации постарались взять под свой контроль обсуждение проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования. Направив его в нужное для себя русло. Вектор этих обсуждений и практических действий стал задавать созданный в конце 1960-х годах Римский клуб (одним из отцов-основателей был недавно умерший на 102-м году Дэвид Рокфеллер). Прежде всего, Римский клуб под предлогом защиты о Земле и биосфере взял курс на критику христианства, которое якобы и создало условия для экологического кризиса. Многие известные интеллектуалы того времени «прозрели», увидев негативную роль христианства. Было все собрано в одну кучу.

Так, Джон Форрестер (автор доклада Римского клуба «Мировые динамики») припомнил христианству библейскую установку на неограниченное деторождение, ведущую к перенаселенности планеты. Еще более оригинальным было заявление английского историка Линна Уайта, который в 1967 году опубликовал в журнале Science статью «Исторические корни нашего экологического кризиса». По мнению Уайта, христианство, особенно в западном его варианте, является наиболее чуждой природе религией.

Опуская всю цепочку рассуждений, озвучу окончательный вывод автора: христианская теология стала духовным истоком науки, а эта наука и виновата в экологическом кризисе.

Но наиболее интересна позиция всемирно известного историка Арнольда Тойнби (1889-1975), автора многотомного труда «Постижение истории». Претерпев в конце 1950-х годов духовный кризис, этот ученый разочаровался в Христианстве и стал его оппонентом.

Особый интерес представляет его статья «Религиозные основы современного экологического кризиса», опубликованная в 1973 году (Toynbee A. The Religious Background of the Present Enviromental Crisis//International Journal of Enviromental Studies, 1973, vol. 3, № 2). Ответственность за экологический кризис Тойнби возложил на целый ряд мест Библии, которые отводят человеку роль венца природы и ее господина. Христианская идея господства очевидным образом высказана уже в первой главе Книги Бытие (приводить эти места я не буду, надеюсь, всем христианам они известны).

То ли дело древнегреческая религия! — восклицает ученый. Там все явления природы обожествлялись. Боги и духи были везде — в хлебе, вине, громе, деревьях и землетрясениях. Вся природа была насыщена ими. Это предохраняло ее от нещадной эксплуатации со стороны человека. Христианство же, по мнению англичанина, лишило человека священного страха перед природой и открыло возможность для ее утилизации и покорения. То ли дело восточные страны, религии которых было основаны на почитании природы. Но и там началось разрушение природы, потому что западное (якобы христианское) отношение к природе было навязано восточным странам.

В качестве примера Тойнби приводит Японию, страну, исповедующую синтоизм и буддизм, которая после революции Мэйдзи 1868 года пошла на поводу Запада (Тойнби А. Средство спасения? // Наука и религия, 1974, № 3, с. 50). Экологичность религии, по мнению Тойнби, может служить особым критерием ее истинности. В своей статье он применяет этот критерий к христианству, и приговор его неутешителен — оценивая библейские тексты, наделяющие человека статусом хозяина природы, Тойнби приходит к выводу: «Прочитанные в таком современном и пугающем смысле, эти библейские строки вызывают у читателя сомнения в истинности и ценности доктрины, содержащейся в библейском тексте» (цит. по: Вячеслав Алексеев. Экологический кризис: виновато ли христианство?).

И тут мы подходим к самому интересному: отказавшись от христианства, знаменитый английский историк объявляет себя… пантеистом. И не надо думать, что Тойнби какой-то чудак. Таких стихийных «пантеистов» среди интеллектуалов в последние десятилетия я видел очень много. В силу моей профессиональной подготовки (у меня кандидатская и докторская диссертации были посвящены международным проблемам охраны окружающей среды), я видел профессоров и академиков, физиков и биологов, химиков и философов, которые либо «изобретали» свои собственные пантеистические концепции, либо становились адептами уже кем-то созданных. Имело место стихийно-благоговейное поклонение Земле, космосу, вселенной. В День Земли (22 апреля; первая  массовая акция празднования прошла в США в 1970 году) я наблюдал за границей стихийные собрания тысяч стихийных пантеистов, фанатично возносивших свои молитвы Земле.

Я уже писал о том, что святитель Николай Сербский подвергал резкой критике так называемый натурализм, который стал мировоззрением тех, кто поставил природу выше Бога или даже исключил Бога из общей картины мира, оставив в ней только природу). Но «натурализм» как мировоззрение материализма и рационализма сегодня перерастает в «религиозный натурализм». Определение этого нового явления нашей жизни крайне размыто. Но все-таки можно сказать следующее.

Во-первых, адепты «религиозного натурализма» пытаются, не выходя за рамки материализма и рационализма, объяснить смысл жизни. Во-вторых, забывая о своем рационализме и своем отрицании всего мистического, призывают к «иррациональному», т.е. религиозному поклонению природе и Вселенной.

Как видим, интеллектуалы-безбожники окончательно запутались, они ходят по замкнутому кругу: «материализм — пантеизм — материализм – пантеизм — …» и так до безконечности. Увы, земная жизнь человека очень даже конечна, времени для того, чтобы бродить по этому порочному кругу у человека нет. А вырваться можно только узкой тропой, которая ведет к Христианству.

Вот и святитель Николай Сербский заканчивает свою беседу о пантеизме призывом к своей пастве: 
   «Для вас и для меня, честные братья, самый важный вопрос и проблема в том, откликнемся ли мы вовремя на призыв Христа, ибо Ангелы Его день и ночь собирают жатву Господню, без устали и отдыха, относят урожай в небесную житницу. А что если серп ангельский отбросит нас, словно пустые колосья, и оставит топтать свиным копытам?»

В.Ю. Катасонов, публицист,
профессор экономики МГИМО

Источник: Царьград-ТВ
https://tsargrad.tv/articles/o-panteizme_80595

___________________
См. также:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100