Суббота, 7 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Митр.Иоанн о Правосл
Любое непредвзятое историческое исследование покажет, что Православие вовсе не есть «одно из» многочисленных исповеданий. Оно есть именно то первохристианское, апостольское исповедание, от которого впоследствии – идя на поводу у собственной гордыни и лжеименного разума – отпали все остальные «христианские конфессии».
Митр. Иоанн (Снычев)

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Поместный Собор 1917–1918 гг. и последний Император: Общественники попросили священноначалие вернуть чин Торжества Православия
Поместный Собор 1917–1918 гг. и последний Император: Общественники попросили священноначалие вернуть чин Торжества Православия
 
8 октября 2017 г. в Москве состоялась научно-богословская практическая конференция на тему «Проект нового катехизиса». По инициативе православных общественных объединений священники, диаконы, богословы и общественные деятели проанализировали документ, выставленный для церковного обсуждения. Помимо этого участниками было составлено обращение к священноначалию в связи с актуальной темой чествования Поместного Собора 1917–1918 гг. и отношения в этом контексте к Царю Николаю II.

ОБРАЩЕНИЕ К АРХИЕРЕЙСКОМУ СОБОРУ 2017 ГОДА 
ПРИНЯТО НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОБСУЖДЕНИЮ ПРОЕКТА НОВОГО КАТЕХИЗИСА РПЦ, 
ПРЕДЛОЖЕННОГО СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИЕЙ. 
МОСКВА, 8 ОКТЯБРЯ 2017 Г.

Ваше Святейшество, всечестные Преосвященные Владыки!
 
Смиренно просим вас рассмотреть на грядущем юбилейном Архиерейском Соборе 2017 года вопрос о возвращении 11-го анафематизма в чин Торжества Православия.
  
Все Церковные Соборы, как Вселенские, так и Поместные, традиционно созывались от имени православного Императора при обязательном получении от него соответствующей санкции. На многих из них Цари присутствовали лично.
 
Во время царствования Государя Николая Александровича Святейший Синод Русской Православной Церкви неоднократно обращался к нему с просьбой рассмотреть вопрос о созыве Собора и избрании Патриарха. Однако Его Величество всякий раз откладывал удовлетворение этого прошения, считая его вредным для государства. Так, 31 марта 1905 года на доклад Синода была наложена Высочайшая резолюция: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание Поместного Собора. Представляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров, дать сему делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления». [1]
 
Поместный Собор был созван после февральской революции 1917 года вопреки воле тогда ещё жившего Царя. Это обстоятельство позволяет говорить о каноническом нарушении в организации созыва и работы Собора.
 
Для того чтобы придать Собору статус желанной законности и каноничности, следовало (хотя бы формально) обратиться к Николаю Александровичу Романову за получением его одобрения на начало работы Собора. Очевидно, что именно Поместный Собор являл собой тот единственный компетентный и представительный орган, который был уполномочен официально обратиться к Государю.
 
Однако никакого обращения от имени церковной или народной полноты к Государю ни с вопросом, ни с заявлением, ни с прошением не последовало. Этого не произошло ни в период со 2 марта по 28 августа 1917 г., ни с начала открытия Собора до совершения зверской расправы над Святыми Царственными Страстотерпцами 17 июля 1918 года.
 
Подготовка к созыву Поместного Собора и его проведение проходили при полном игнорировании темы о Царе как Божьем Помазаннике и Присяге на верность Государю Николаю Александровичу, которую давали не только светские чиновники и военнослужащие, но также все лица, относящиеся к ведомству Святейшего Синода. Собор занял позицию откровенно антимонархическую, направленную конкретно против Николая II.
 
В результате мiр знает версию об «отречении» не из уст «гражданина Романова», арестованного без суда и следствия Временным правительством, а лишь исключительно из революционных газет.
 
Трагическая участь Государя была решена заочно, причём ей содействовало одно из важнейших постановлений Собора. Так, на епископском совещании 26 февраля 1918 года из чина Торжества Православия был упразднён «неудобный» 11-й анафематизм:
 
«Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, Анафема» [2, с. 419].
 
Изъятие этого анафематизма из чина Торжества Православия было проведено незаконно. Это произошло незадолго до начала Великого поста, на первой неделе которого он и должен был прозвучать во всех соборных храмах.
 
Возможно, участники Поместного Собора руководствовались при принятии этого рокового решения тактическим желанием «не обострять» отношений с Советской властью. Но получилось ровно наоборот. После того как Собор необдуманно снял анафему с «дерзающих на бунт и измену», то есть фактически встал на сторону революционеров, начался ничем не сдерживаемый красный террор против всех сословий общества и прежде всего – против Церкви.
 
Но это стало лишь следствием.
 
Главное же духовное содержание снятия 11-го анафематизма на Соборе заключается в том, что оно, по сути, явилось смертным приговором, вынесенным Святым Царственным Страстотерпцам – Государю Николаю Александровичу и его Семейству. Это деяние может быть квалифицировано как «духовное санкционирование» цареубийства. Была нарушена Божья заповедь: Не прикасайтеся к помазанным Моим (1 Пар. 16, 22)!
 
Этот грех поныне остаётся нераскаянным. Он лежит на нашей церковной иерархии и на всём церковном православном народе – и будет тяготеть над нами до тех пор, пока неправедно снятый на Соборе анафематизм не будет возвращён в чин Торжества Православия и не прозвучит во всех соборных храмах Русской Церкви. Дай Бог, чтобы на грядущем Архиерейском Соборе это решение было принято, и чтобы это великое покаянное действо свершилось Великим постом в юбилейный 2018 год – в память столетия расстрела святого Царя.
 
Подчеркнём, что прославление Императора Николая II в лике святых страстотерпцев и возвращение 11-го анафематизма в чин Торжества Православия представляют собой два независимых и различных по содержанию духовных акта. Совершившаяся в 2000 году канонизация означает церковное признание святости Царя и его подвига. Предложение же о возвращении анафематизма следует рассматривать как покаянный акт, свидетельствующий о признании церковными иерархами и всем православным народом своей вины перед Государем.
 
Сегодня, когда Царя уже давно нет и анафема на «дерзающих против него на бунт и измену» не имеет никакого политического значения, вернуть 11-й анафематизм можно относительно легко и безболезненно для общества. Это можно даже не афишировать, а просто после решения Архиерейского Собора начать проводить чин Торжества Православия правильно и полно – со всеми положенными анафематизмами, включая 11-й.
 
Отметим, что при принятии решения об отмене 11-го анафематизма на Поместном Соборе 1917–1918 гг. были проигнорированы мнения, хотя и немногочисленные, некоторых его участников. Один из них, священник Владимир Востоков, на заседании 22 января заявил:
 
«Соборъ долженъ сказать, что въ феврале-марте произведёнъ насильственный переворотъ, который для православнаго христіанина есть клятвопреступленіе, требующее очищенія покаяніемъ. Всемъ намъ, начиная съ Вашего Святейшества и кончая мною – последнимъ членомъ Собора, должно преклонить колена предъ Богомъ и просить, чтобы Онъ простилъ намъ наше попустительство развитію въ стране злыхъ ученій и насилія» [3].

К сожалению, это заявление осталось частным мнением отца Владимира и никак не повлияло на решения Поместного Собора.

Конечно, никакая однажды провозглашённая Церковью анафема не может быть «отменена» последующими поколениями.

Сегодня всем сознательным чадам Русской Церкви необходимо смиренно и усердно просить участников грядущего Архиерейского Собора дать Православную оценку антиканоническому изъятию 11-го анафематизма из чина Торжества Православия и рассмотреть вопрос о непременном возвращении его в богослужебную практику Русской Церкви.

Восстановление на грядущем Архиерейском Соборе 2017 года 11-го анафематизма, незаконно упразднённого Поместным Собором 1917–1918 годов, должно к 100-летию екатеринбургской Трагедии стать главным действенным выражением общенародного и общецерковного покаяния.
 
Святии Царственные Стратотерпцы, молите Бога о нас!

Материалы:
1. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, свщмч. Открытие всероссийского церковного собора. https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/otkrytie-vserossijskogo-tserkovnogo-sobora/
2. Анафема. История XX век // Составитель Петр Паламарчук. Издание Сретенского монастыря. М. 1998.
3. Стенограмма заседаний Поместного Собора. 22 января 1918 г.


Источник: Московские ведомости
http://mosvedi.ru/news/mir-pravoslaviya/russia/20869.html

___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100