Религия

- это вера в Бога.

Религия

- всесовершенное учение, которое даровано людям Самим Господом.

Религия

является главной движущейся силой человеческой души к добру и любви.

Религия

- это знание с Небес. Оно не нуждается в дополнении или эволюции.
Религия
- совершенное понимание всего сущего с точки зрения не творения, но Творца.
Пятница, 15 Декабря 2017 г.
Духовная мудрость

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

митр.Иоанн о покаянии перед Царем
Основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами в разгроме Православной России.
Митр. Иоанн (Снычев) о монархии

Прп.Иустин о 8 соборе 2
Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского патриарха Афинагора, который <…> вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «Великий всеправославный собор»?..
Прп. Иустин Челийский

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Преп. Феодор Студит об общении с еретиками

Ты всячески старался воздерживаться общения с еретиками и воздерживался, как говоришь, благодатию Христовою; продолжай же воздерживаться; ибо таким образом ты скажешь свою любовь к Богу и общение с Ним, а противоположное общение отделяет от Христа.

Преп. Феодор Студит

В кулуарах

Убрать с себя печать блуда, убийства и колдовства: О женской красоте, макияже и сережках
Не секрет, что современные женщины, в отличие от своих прабабушек почти все подстрижены и накрашены. По слову апостола Павла, женщина, снявшая с головы платок, должна быть острижена в знак своего позора. И женщины стригутся уже около сотни лет. Да так свыклись с позором, что скинули даже юбки и щеголяют...

Возрождение России: Необходим возврат к идеалам трехсоставной уваровской формулы – «Православие, Самодержавие, Народность»
Разговор об обетованной Святой Руси не может и не должен идти лишь в прошедшем времени, но – в настоящем и будущем. Ибо для всех нас, великороссов, белорусов и малороссов, Русь – не просто некое государственное образование, а именно «широколиственное русское дерево»...

Безследно не проходит!: Людям с детства под «невинными предлогами» прививают оккультное мировоззрение
Дети (особенно некрещеные) весьма подвержены воздействию падших духов, их вывести на контакт с разумными существами параллельного мира можно очень легко... Слово имеет бытийную силу, поэтому даже если люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является. Магическое слово привлекает демонов, если даже человек этого не желал...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



«Возвращаю мой белый клобук незапятнанным...»: О непостижимых подвигах и мученичестве Ангела Петрограда митр. Вениамина 13.08.2017
«Возвращаю мой белый клобук незапятнанным...»: О непостижимых подвигах и мученичестве Ангела Петрограда митр. Вениамина

Сегодня, 13 августа - День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.

Житие и служение священномученика митрополита Петроградского Вениамина - это ярчайший пример жертвенного служения Христу и ближним даже до смерти, который можно поставить в один ряд со служением таких несравненных светил как священнимученик Игнатий Богоносец, священномученик Поликарп Смирнский и других великих святых первых веков Христианства.    

Светлая душа Владыки Вениамина была как бы растворена в народной душе петроградской паствы. Он воистину не щадил себя ради блага вверенного ему Господом нашим Иисусом Христом малого стада. Своими неустанными трудами Петроградский митрополит снискал искреннюю преданность и любовь простого верующего народа.

С этим народом, как и с суровой северной природой, с детских лет он был органично связан союзом истинно святой любви. 

Владыка Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 году в далекой Олонецкой губернии. Его отец, Павел Иоаннович Казанский был сельским священником Нименского погоста, находившегося в 70 верстах от Каргополя. Пастырская деятельность Павла Иоанновича была подлинным подвижничеством. В своем обширном приходе открыл он духовное училище и пять церковных школ, полностью возродил древнюю Благовещенскую церковь и построил несколько новых благолепных храмов. Сердце отца Павла Казанского всегда было широко открыто для всех труждающихся и обремененных, которых он принимал не только в храме, но в любое время суток у себя дома. Батюшка Павел стал для сына ярким живым примером жертвенного служения Богу и ближним.

В 1887 году Василий Казанский по благословению отца поступил в Олонецкую духовную семинарию, по окончании которой в 1893 году стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Здесь успешно совмещал он учебу с проповеднической деятельностью в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви под руководством одного из известнейших пастырей Петербурга, протоиерея Философа Николаевича Орнатского. Общество было учреждено «с целью утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о Православной вере и благочестии». Святоотеческие традиции и неповрежденное учение Церкви составляли духовную основу живой проповеди деятелей Общества.             

Василий Казанский вел душеполезные беседы и чтения в отдаленных рабочих кварталах города, в ночлежных домах, народных больницах, богадельнях и пригородах столицы. Он разъяснял простым людям светлые истины веры Христовой, не жалея сил в подвиге сеяния Слова Божия.

На третьем курсе Василий принимает монашество с именем Вениамин в честь священномученика диакона Вениамина. В ноябре 1895 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а в мае 1896 года - в сан иеромонаха. В 1897 году отец Вениамин закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 1897 года по 1899 год он последовательно получает назначения преподавателя Рижской духовной семинарии, инспектора Холмской духовной семинарии и инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии.

18 февраля 1902 года отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и направлен в Самару на должность ректора Духовной семинарии. Его удивительные организаторские способности и редкий педагогический талант буквально подняли на новую ступень деятельность учебного заведения. Тогда же ярко стал проявляться его проповеднический талант. Богослужения с его участием стали привлекать очень многих православных людей .  

12 октября 1905 года архимандрит Вениамин (Казанский) вновь вернулся в Санкт-Петербург. Он был назначен ректором столичной семинарии. Здесь он вновь с полной самоотдачей служил на ниве духовного просвещения, всецело пребывая в любви к меньшей братии.

В это время по Промыслу Божию преданным духовным другом и соработником этого великого ревнителя веры и благочестия стал известный петербургский купец-благотворитель Василий Николаевич Муравьев - впоследствии - насельник Александро-Невской Лавры и ее духовник, а затем всероссийский старец-утешитель, прославленный в лике святых - преподобный Серафим Вырицкий.

24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Вениамина в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Ее совершили три первоиерарха Русской Православной Церкви - митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) в сослужении многих известных архиереев.

На новом поприще во всей красоте своей раскрылся дивный пастырский дар Владыки Вениамина. Не на словах знал неутомимый архиерей жизнь простого трудового народа. Его можно было увидеть на далеких окраинах Петербурга, в местах изобиловавших ночлежками и притонами. Епископ Вениамин нес Слово Божие нищему люду, простым рабочим, учащейся молодежи. Часто Владыка служил литургии в храмах Общества религиозно-нравственного просвещения и Александро-Невского общества трезвости. Владыка побывал во многих уголках епархии. Его архиерейские службы в сельских храмах собирали всегда множество верующих.

6 июля 1914 года Преосвященный Вениамин в сослужении настоятеля Казанского собора Петрограда, протоиерея Философа Орнатского совершил чин освящения храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в поселке Вырица, воздвигнутого в память 300-летия дома Романовых.

В дальнейшем Промысл Божий связал судьбу этого храма с судьбой великого старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) - преподобного Серафима Вырицкого.

Владыка Вениамин был большим сторонником всенародных Крестных ходов и придавал им великое духовное значение. «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священные мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, - то есть домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделывались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тленное», - пишет святой Симеон Солунский.

Крестные ходы с участием епископа Вениамина собирали порою десятки тысяч человек. Многие версты прошел он в Крестных ходах с общенародным пением по дорогам Петербургской епархии. Шли с ним богомольцы от Невской заставы в Колпино, где находилась древняя чудотворная икона Николая-угодника; шли в Шлиссельбург, где пребывал древний чтимый список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы; с Большой Охты в Колтуши, из Луги в Череменецкий монастырь. Даже непогода и распутица не смущали сердца верующих людей, духовно объединенных общей горячей молитвой...

Владыка всеми силами способствовал воцерковлению детей и учащейся молодежи. Он положил начало служению литургий специально для школьников того или иного прихода, сам причащал детей и говорил понятные им поучения. Митрополит Вениамин был председателем епархиального училищного совета и заведовал делами всех церковных школ. Он очень любил молиться вместе с детьми, и дети отвечали ему той же горячей любовью.

Молодой архипастырь непрестанно умножал таланты, дарованные ему от Господа. Трудно представить себе весь круг его попечений - он был членом Епархиального совета, председателем,  почетным членом и деятельным участником многих просветительских и благотворительных обществ и братств, его можно было часто увидеть в больницах, богадельнях, приютах.

Его знали в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову нуждающихся в утешении, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, где крестил ребенка, утешал болящего или напутствовал умирающего.

Нищие и голодные имели в его лице заступника и благодетеля. Непрестанно творил он дела христианской любви, принимал активное участие в создании благотворительных учреждений и это было естественным состоянием его чистой души. Не счесть всех благих деяний этого дивного служителя Божия, совершенных ради Христа. Окружающие просто поражались его кипучей энергии и высоким духовным дарованиям.

Свою многогранную деятельность Владыка разделял с неустанными пастырскими заботами. Его вдохновенные слова воодушевляли тысячи людей, искренне ищущих спасения. Неутомимый труженик нивы Христовой воистину готовил на земле граждан для Неба...     

После февральского переворота 6 марта 1917 года епископ Вениамин вступил во временное управление Петроградской епархией, а 25 мая свободным голосованием клира и мирян был избран архиепископом Петроградским и Ладожским. Затем этот титул был изменен Синодальным определением на Петроградский и Гдовский.

13 августа 1917 года Святейший Синод возвел архиепископа Вениамина в сан митрополита. Владыка Вениамин принимал самое деятельное участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и вошел в состав Священного Синода. Своим Определением Собор восстановил древнее почетное звание священноархимандрита Александро-Невской Лавры и назначил им митрополита Вениамина.

После октябрьского переворота Владыка денно и нощно заботился об устроении епархиальной и приходской жизни в условиях гонений. Много сделал он для укрепления веры, воодушевления малодушных и утешения унывающих.

В январе 1918 года, когда богоборцы предприняли попытку вооруженного захвата Александро-Невской Лавры, митрополит Вениамин поддержал предложение отца Философа Орнатского о проведении Крестных ходов от всех храмов Петрограда к главной обители северной столицы. Так были спасены святыни Лавры от поругания.

К часу дня 21 января 1918 года почти 200 Крестных ходов сошлись на площади перед Лаврой. По подсчетам корреспондентов число участников шествий составило от нескольких сот тысяч до полумиллиона человек. Все знали, что в любой момент могут раздаться выстрелы, но были готовы пострадать за веру и Святую Церковь. Под звон колоколов из Лавры вышел Крестный ход во главе с Владыкой Вениамином. При всенародном пении был отслужен молебен об умиротворении и спасении Богохранимой Державы Российской, а затем величественный Крестный ход направился по Невскому проспекту к Казанскому собору, где также был отслужен молебен.

«Христос воскресе!» - воскликнул по окончании молебна архипастырь, и площадь перед собором огласилась громоподобным ответом сотен тысяч голосов: «Воистину воскресе!» Слезы текли по лицам верных чад Церкви. Многие стояли на коленях. Затем в течение нескольких часов митрополит Вениамин благословлял участников этого безпримерного Крестного хода...  

В тяжелое для Церкви время неустанно служил Владыка в различных храмах города. Он постоянно возглавлял многотысячные Крестные ходы и служил молебны о спасении Петрограда, России и о умиротворении междоусобной брани.

Верующий народ Петрограда необыкновенно почитал и любил своего архипастыря. Его нельзя было не любить, ибо он сам был воплощенной любовью. Никто и никогда не распространял о нем никаких слухов и сплетен, никто не мог сказать о нем малейшего дурного слова.

Будучи одним из первоиерархов Русской Православной Церкви, митрополит Вениамин отличался, прежде всего, евангельскими кротостью и смирением. Он всегда был чужд всякой политике и с упованием на Господа делал свое дело. Владыка был верным учеником Христа, Его истинным соработником. В годы богоборчества он сумел сохранить Петроградскую Церковь несокрушенной, и в этом была великая его заслуга. Ведь только в общении со Христом в лоне Святой Православной Церкви обретается та истинная духовная жизнь, которую так ищет дух человеческий, заблудившийся  на распутьях мира сего.

Господь щедро наделил митрополита Вениамина дарами веры, любви и духовной мудрости, которые смиренный архипастырь никогда не выставлял напоказ. Всем были известны его младенческое незлобие и неподдельная кротость. Это был настоящий труженик на ниве Божией, и на таких-то тружениках, как на столпах, вот уже два тысячелетия стоит и держится истинная Церковь Христова.

Один из современников Владыки Вениамина пишет в своих воспоминаниях: 
   «Митрополит Вениамин пользовался огромной известностью... Простой народ его, действительно, обожал. "Наш батюшка Вениамин", "наш Вениамин" - так звал его верующий народ...
   Трудно в простых и ясных словах достаточно сильно передать, что за человек был митрополит Вениамин. Простое, кроткое лицо, тихий свет прекрасных голубых глаз, тихий голос, светлая улыбка, все освещавшая, полная таинственного веселия и вместе - постоянной грусти.
   Весь его облик так действовал на душу, что невозможно было сопротивляться его обаянию... У него была огромная душа, огромная светлая вера и огромное спокойствие. "Страшно, боишься, - говорили те, кто встречались с ним, - подойдешь к Владыке - успокоишься, страх и сомнение куда-то ушли...". Говорил коротенько и все как будто простые слова, а на его проповеди собирались тысячи людей. Каждое его слово светилось, трепетало, в нем отражалась вся сила духа митрополита, и слушавшие падали к его ногам, целовали края его одежды.
   Митрополит обладал выразительной, редкостной, абсолютной аполитичностью. Это не значило, что его не трогало все, совершающееся кругом. Он беззаветно любил Родину, свой народ, но это не колебало его аполитичности. Все слабы, все грешны; большевики, совершающие так много зла, еще более слабы и грешны; их следует особенно пожалеть, - так можно неполно выразить основное настроение души Владыки.
   Доброта, кротость, понимание человеческой души, как бы грешна она ни была, принятие ее в самых последних глубинах падения - таков был митрополит Вениамин в отношении к человеку. Он верил в искру Божию в человеке. Настолько все в нем было необычно, что сейчас иногда кажется, что это было что-то нереальное, какое-то светлое видение другой действительности. Пришло, коснулось души и ушло».

На самом деле это было реальное прикосновение благодати Божией, исходившей от светлого архипастыря...

20-е годы ХХ века стали для Русской Православной Церкви временем особых испытаний, когда познавалась истинная духовная крепость людей. Тогда один день стояния в Божественной истине мог равняться целым годам жизни в прежние, спокойные времена, когда исповедовать свою веру можно было открыто и без всякой опаски.

В ту пору Петроград справедливо называли церковной столицей России. Под мудрым руководством митрополита Вениамина духовная жизнь в городе на Неве шла интенсивно и размеренно.

Смиренный Владыка несомненно оказывал благодатнейшее влияние на деятельность всех своих сотрудников на ниве Божией, от епископа до мирянина. При малейшей возможности он старался посетить приходы епархии. Митрополит Вениамин часто служил в Колпине, Кронштадте, Царском Селе, Луге, Гатчине и других городах губернии. Как бы незаметно, но при явном благоволении Божием устраивались многие дела Церкви.

Петроград был тогда и главным центром православной интеллигенции России. При университете и в ряде других высших учебных заведений города действовали различные богословские общества и кружки. Многие представители интеллигенции, стоявшие до 1917 года далеко от Матери Церкви, меняли свои воззрения и возвращались к вере отцов. Вообще, в Петроградской епархии, несмотря на гонения, царил в то время необыкновенный религиозный подъем, и в этом, безусловно, была великая заслуга правящего архиерея.

В середине апреля 1922 года прошло очередную регистрацию в губисполкоме «Общество православных приходов Петрограда и его губернии». Это была авторитетная организация, существовавшая с 1920 года. Она сплотила лучших представителей духовенства и мирян.

Председателем правления общества был известный юрист, профессор университета Юрий Новицкий; членами правления почтенные протоиереи - Николай Чуков (впоследствии - митрополит), Николай Чепурин, Леонид Богоявленский, Михаил Чельцов; известные деятели из мирян Иван Ковшаров, Николай Елачич и другие.

При личном участии Владыки Вениамина в епархии вновь возникла широкая система богословского образования. Успешно действовало единственное в то время в стране высшее богословское учебное заведение - Богословский институт, имевший очень сильный состав преподавателей: ректор - настоятель Казанского собора, профессор-протоиерей Н.К. Чуков; проректор - заведующий Богословско-пастырским училищем И.П. Щербов; профессора бывшей Духовной Академии - А.И. Бриллиантов, Н.Н. Голубоковский; профессора Петроградского университета - академик Б.А. Тураев, Л.П. Карсавин, И.М. Гревс и другие известные ученые. С благословения митрополита Вениамина институт содержался на средства приходских общин Петроградской епархии.

При всех благочиниях города и при некоторых храмах действовали богословско-пастырские курсы. Были также открыты женские богословские классы и множество воскресных школ. Высший церковный надзор за курсами принадлежал митрополиту.

По прежнему вели активную работу более двадцати православных братств святоотеческого направления. Главнейшими из них были: Александро-Невское, возглавляемое епископом Ладожским Иннокентием; Спасское, возглавляемое иеромонахом Мануилом (Лемешевским); Вознесенское, возглавляемое протоиереем Иоанном Чокоем; Троице-Измайловское, возглавляемое протоиереем Михаилом Чельцовым.

По благословению Владыки Вениамина при храмах открывались многочисленные детские и юношеские кружки по изучению Закона Божия, читались лекции и устраивались беседы для взрослых.

Плодотворная деятельность Владыки и его помощников не могла не вызывать лютой ненависти у воинствующих безбожников и их подручных. Они прекрасно понимали, что глава Петроградской епархии никогда не изменит Христу. Выход у них был один - устранить ревностного поборника Православия. Целенаправленно велась работа по его дискредитации.

Узнав о появлении в Москве пресловутого «высшего церковного управления», митрополит Вениамин резко осудил самозванцев. Всю свою жизнь посвятил Владыка Вениамин служению Господу и ближним. Выше блага Церкви для него ничего не существовало. Решение, которое он принял, руководствуясь голосом совести и учением святых отцов, грозило ему самыми страшными последствиями. Исполняя волю Божию, он был духовно готов пострадать за истину даже до смерти. Благодать Божия воспламенила сердце Владыки святым жертвенным огнем. Сам Христос призывал митрополита к мученическому подвигу, и он всем существом своим откликнулся на этот зов.

28 мая 1922 года с амвонов петроградских храмов было оглашено Послание митрополита Вениамина к петроградской православной пастве. В этот день Владыка совершал Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе в сослужении епископов Ямбургского Алексия и Кронштадтского Венедикта при участии многочисленного духовенства. После богослужения митрополит Вениамин сказал слово и лично зачитал послание, в котором он анафематствовал обновленцев:
   «Тревожно бьются сердца православных, волнуются умы их. Сообщения об отречении Святейшего Патриарха Тихона, об образовании нового "высшего церковного управления", об устранении от управления епархией Петроградского митрополита и тому подобное вызывает великое смущение. Вместе с вами, возлюбленная паства, переживаю сердечную тревогу, со скорбью наблюдаю волнение умов и великое смущение верующих. Чувствую вашу чрезвычайную потребность слышать слово своего архипастыря по поводу всего переживаемого Церковью. Иду навстречу этой потребности.
   От Святейшего Патриарха никакого сообщения об его отречении и учреждении нового "высшего церковного управления" до сего времени мною не получено, поэтому во всех храмах епархии по-прежнему должно возноситься его имя. По учению Церкви епархия, почему-либо лишенная возможности получить распоряжение от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с Патриархом. Епархиальный епископ есть глава епархии.
   Епархия должна быть послушна своему епархиальному епископу и пребывать в единении с ним. "Кто не с епископом, тот не в Церкви", - говорит муж апостольский Игнатий Богоносец.
   Епископом Петроградским является митрополит Петроградский. Послушаясь ему, в единении с ним - и вы будете в Церкви. К великому прискорбию, в Петроградской Церкви это единение нарушено. Петроградские священники: протоиерей Александр Введенский, священник Владимир Красницкий и священник Евгений Белков, без воли своего митрополита, отправились в Москву, приняв там на себя "высшее управление" Церковью. И один из них, протоиерей А. Введенский, по возвращении из Москвы, объявляет об этом всем, не предъявляя на это надлежащего удостоверения Святейшего Патриарха. Этим самым по церковным правилам (Двукратный собор, правило святителя Василия Великого) они ставят себя в положение отпавших от общения со Святой Церковью, доколе не принесут покаяния пред своим епископом. Такому отлучению подлежат и все присоединяющиеся к ним. О сем поставляю в известность протоиерея А. Введенского, священника В. Красницкого и священника Е. Белкова, чтобы они покаялись, и мою возлюбленную паству, чтобы никто из них не присоединялся к ним и через это не отпал от общения со Святой Церковью и не лишил себя ее благодатных даров.
   Слушайтесь Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа. Да будете все едины с вашим архипастырем. Чтобы никто из вас не погиб, слушайтесь своего епископа со слов Господа: "Слушающий вас Меня слушает" (Лк. 10, 16). "Блюдите единение веры в союзе мира" (Еф. 40, 3). И Бог любви и мира да будет с вами. 
Вениамин митрополит Петроградский, 15/28 мая 1922 года».

Поистине велико духовное значение этого документа! Строго следуя канонам Матери Церкви, будущий священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский властью, данной ему от Бога, отлучил от мистического Тела Христова еретиков Введенского, Красницкого, Белкова и иже с ними. Согласно 32-му правилу Святых апостолов принять покаяние у вышеуказанных лиц и снять с них это отлучение никто, кроме митрополита Вениамина, права уже не имел. Не следует также забывать, что в тот момент, согласно письму Святейшего Патриарха Тихона председателю ВЦИК, член Священного Синода митрополит Петроградский Вениамин вместе с митрополитом Ярославским Агафангелом находился во главе священноначалия Русской Православной Церкви. Итак, всякая деятельность обновленцев, этих сынов лукавого, уже на корню была лишена малейшего духовного смысла.

Послание владыки Вениамина сразу же расставило все по своим местам. Велико было и духовное влияние митрополита на паству. Он был тем добрым пастырем, который «полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11). Меч был уже занесен над головой светлого архипастыря, Крест же даровал ему Сам Господь, и владыка Вениамин принял этот Крест с благоговением.

Накаляя страсти, злобствовала печать: «Митрополит Вениамин, бросая вызов лояльной части духовенства, мало того, что раздувает костер гражданской войны внутри Церкви, он через голову ее бросает вызов и Советской власти...». Не унимались богоотступники и безбожники. К Владыке Вениамину явились ответственный за «церковные дела» в губкоме Бакаев, бывший председатель петроградской ЧК и иуда Введенский. Вопрос был поставлен категорически: либо отмена Послания от 28 мая, либо создание «судебного процесса» против митрополита и его ближайших соратников.

Владыка Вениамин прекрасно понимал, чем должен закончиться этот «процесс», но он уже принял Крест от Самого Спасителя и был готов пострадать, «как Христос пострадал за нас плотию» (1 Пет. 4, 1). Без размышлений и колебаний митрополит ответил отказом на все угрозы визитеров. «Делайте, что хотите, а я ни от одного слова не откажусь», - сказал тогда Владыка с присущим ему спокойствием. От Господа имел он дар сердечной веры и не сомневался, что «страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои» (1 Пет. 4, 19).

Святитель Вениамин был арестован 1 июня 1922 года без предъявления каких-либо определенных обвинений. Единственным поводом к аресту послужила телеграмма из Москвы в Петроградский губотдел ГПУ: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников - реакционеров и сотрудников канцелярии... Менжинский».

Вместе с Владыкой Вениамином по так называемому делу «о контрреволюционной организации петроградского духовенства, находившегося в сговоре со всемирной буржуазией и русской эмиграцией» было привлечено более 90 человек - видные церковные деятели, священники и миряне и даже случайные люди. Параллельно было возбуждено дело против православных братств. Это был разгром лучших сил Петроградской епархии.

Известный богоборец Красиков, прибывший на процесс от наркомата юстиции, во всеуслышание заявлял о конечных задачах следствия и отношении властей к Православию: «Вся Православная Церковь - контрреволюционная организация! Собственно, следовало бы посадить в тюрьму всю Церковь!»

Исход разбирательства был предрешен, но Владыка являл полнейшую невозмутимость. Его нравственное превосходство над гонителями было настолько явным, что даже они прониклись к нему уважением.

Последнее слово митрополита Вениамина, сказанное с глубочайшей искренностью, потрясло многих из неверующих людей: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре - жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя Крестное знамение (при этом Владыка широко перекрестился) и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за все!"»

В заключительном слове адвокат Я.С. Гурович говорил: «Русское духовенство - плоть от плоти и кость от кости русского народа... Вы можете уничтожить Митрополита, но не в ваших силах отказать ему в мужестве и высоком благородстве мыслей и поступков. Непреложный закон исторический предостерегает вас, что на крови мучеников растет, крепнет и возвеличивается вера...».

Мужество, явленное митрополитом Вениамином и его соратниками, уже нельзя было назвать обычным, земным или человеческим. Это было особое духовное состояние жертвенности во имя Христово, когда человек не только не боится страданий, но радостью и спокойствием смотрит в глаза земной смерти.

Уже 5 июля трибунал объявил приговор. Большинство обвиняемых были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Владыка Вениамин и с ним еще трое сподвижников  - архимандрит Сергий (Шеин), профессор Юрий Новицкий и юрист Иоанн Ковшаров были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа 1922 года.

Исследователи деяний и подвигов митрополита Вениамина уверены - он был свят уже при земной своей жизни, отданной беззаветному служению Богу и ближним. Когда же Господь призвал митрополита Вениамина к мученическому подвигу, он без малейших колебаний взял этот Крест. 

О непостижимой духовной силе священномученика говорит его письмо, написанное незадолго до исполнения приговора, одному из петроградских священников. Это письмо можно по праву назвать духовным завещанием Владыки. В нем - сочетание безграничной веры, святой любви, евангельского смирения и глубочайшей духовной мудрости:

   «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открываются возможности терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога.

   Трудно переступать этот рубикон, границу и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный и среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы и они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигли тогда полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное, безпокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. 

   Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос - наша жизнь, свет и покой, с Ним всегда и везде хорошо.

   За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Странно рассуждение некоторых, может быть, и выдающихся пастырей (разумею Платонова): надо хранить живые силы, то есть их ради поступиться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос! Та точка, на которую они пытаются стать, - погибель для Церкви; надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя.

   Теперь - время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсеры и им подобные! Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?!

   Трудно давать советы другим. Благочинным нужно меньше решать, да еще такие кардинальные вопросы. Они не могут отвечать за других. Нужно заключиться в пределы своей малой приходской церкви и быть в духовном единении с благодатным епископом. Нового поставления епископов таковыми признать не могу. Вам ваша пастырская совесть подскажет, что нужно делать. Конечно, вам оставаться в настоящее время должностным официальным лицом, благочинным, едва ли возможно. Вы должны быть таковым руководителем без официального положения.

   Благословение духовенству! Пишу, что на душе. Мысль моя несколько связана переживанием мною тревожных дней. Поэтому не могу распространяться относительно духовных дел».

Вместе с письмом ученики и близкие Владыки Вениамина получили его митрополичий клобук. На донышке его с внутренней стороны было написано: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным...».

В память о светлом своем архипастыре установили петербуржцы на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры надгробие с крестом, которое постоянно украшено живыми цветами.

4 апреля 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, а также убиенных вместе с ним за Имя Христово архимандрита Сергия и мирян Юрия и Иоанна к лику святых.

Дни Памяти  священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика Сергия и мучеников Юрия и Иоанна:
1) 31 июля / 13 августа;
2) В Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (25 января старого стиля при совпадении этого числа с воскресным днем, в ином случае - в ближайшее воскресенье после него);
3) В Соборе Санкт-Петербургских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист,
академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств

___________________
См. также:




<-назад в раздел

Видео



Документы

На Россию ополчилось все мировое зло: Малоизвестные факты о революциях начала и конца XX века, их вдохновителях и финансистах

Много лет я посвятил изучению русской истории ХХ века. На эти изыскания меня благословил митрополит Иоанн (Снычёв). Его мнение о революции 1917 года было таково: в 1917 году на Россию ополчилось все мировое зло. Главная цель – опрокинуть страну, которая оставалась оплотом Христианства во всем...


«Творчества и чудотворства» обновленцев: О чудом несостоявшейся реформации Русской Церкви в начале XX века

На удивление мало внимания уделено описанию попытки церковной реформации в первой четверти XX столетия. Сам факт проведения богослужебной языковой реформы в Русской Церкви многими исследователями обходится глухим молчанием, в то время как реформация была практически подготовлена и лишь чудом Божиим не...


Не желаем замалчивать Истину: 3 обращения Почаевской лавры и архиеп. Лонгина (Жара) к Архиерескому Собору – против «ВСЦ», «Всеправославного собора» и нового Катехизиса

...Являясь верными чадами Православной Церкви, обращаемся к Вам, членам Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и просим рассмотреть вышеупомянутые документы в свете православного вероучения. Направляем Вам данное письмо, не желая замалчивать Истину, ибо молчанием предается Бог...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Ступени к Царской России: Беседа с О.В. Черновой, автором книги «Верные до смерти» – о тех, кто не предал Царственных Мучеников

У каждого Русского человека рано или поздно пробуждается интерес к Императорской России и ее Государям... Непереносимо тяжело углубляться в историю последних месяцев жизни святой Царской Семьи. Вокруг Государя – трусость, измена, ложь. Тех, кто предал – много. Тех, кто мучил, издевался и убивал – много....


Истинные духовность и нравственность только в Православии: Письмо батюшки против экуменической «защиты общих ценностей»

Экуменическое движение с каждым годом набирает все большие обороты. СМИ регулярно показывают межрелигиозные встречи, освещают значимые события в жизни различных конфессий; духовные лидеры разных вероисповеданий совместно высказываются на злободневные темы. Очевидно, что процесс глобализации затрагивает не только политический мир, но и религиозный...


Царь воистину православный: Монархия в России была и должная быть удерживающей новый мировой порядок силой

В дни столетия постигшей Россию трагедии мы неизменно возвращаемся мыслью и сердцем к самой светлой и одновременно самой болевой точке прошедшего века – образу Царя Мученика Николая Александровича. Так же, как Россия у нас на всех одна, общая, так и Православный Царь – один, объединяющий всех Русских....



Rambler's Top100