«Кто грешит против царского величества... должен быть казнен мечом»: Церковные каноны к дискуссии вокруг «Матильды»
«Синтагма» Матфея Властаря (солунского иеромонаха) – это номоканонический сборник XIV века, содержащий в себе полное собрание, по алфавитному порядку, всех предметов, затронутых в церковных правилах и законах гражданских, касающихся Церкви.
В связи с дискуссией вокруг кощунственного фильма о Царе-Мученике Николае II режиссера А. Учителя «Матильда» (в частности, утверждениями, что его нельзя запрещать прежде выхода на российские экраны и нужно сначала посмотреть, а потом уже определяться со своим отношением) предлагаем ознакомиться с выдержкой авторитетного канонического сборника.
О ТОМ, ЧТО ЦАРЮ ДОСАЖДАТЬ НЕ ДОЛЖНО
84 правило святых Апостол говорит: кто досаждает Царю или князю не по правде, – если клирик, да будет извержен, если мирянин, да будет отлучен. Ибо и Моисеев закон повелевает: Князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28). И Петр, верховный из Апостолов [говорит]: Царя чтите (1 Петр. 2, 17). И великий Павел повелевает молиться за Царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2), – и это за неверных. А прибавкою: не по правде (ибо это священное правило я изложил без изменения) правило запрещает незаслуженный упрек, а не обличение в правом деле, когда кто-нибудь касается их в том случае, когда делают неподобающее, хотя обличительные слова и считаются ими за обиду.
ЗАКОНЫ
Оскорбляющий Царя не тотчас подвергается смертной казни, или иному какому-нибудь жестокому наказанию: ибо сказал (что-нибудь оскорбительное о Царе) или по легкомыслию, и заслуживает презрение, или в помешательстве, и достоин сожаления, или потому, что обижен, и заслуживает снисхождения. Относительно его доносится Царю, и он судит по качеству лица, – должно ли оказать снисхождение, или подвергнуть смертной казни.
Кто грешит против царского величества, т. е. составляет заговор против Царя, – должен быть казнен мечом.
Всякий, находящий письмо, содержащее укоризны против Царя, – запечатанное или незапечатанное, и не сожигающий его тотчас, но читающий в присутствии других, должен подлежать такому же наказанию, какому подлежал бы и сочинивший самый пасквиль.
ДЕЯНИЯ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
«Очи твои право да зрят, и всяким хранением да соблюдай твой дух, завещает премудрость (Притч. 4, 23, 25), ибо телесные чувства очень удобно передают свои впечатления душе. Поэтому мы повелеваем, чтобы отныне отнюдь не начертывать на досках ли, или на другом чем изображений, чарующих зрение, растлевающих ум, и производящих к взрыву нечистых удовольствий. Если кто отважится делать это, будет отлучен» (Правило 100 Трулльского Собора).
«Итак, все низкие искусства, отвлекающие от целей заповедей Божиих, должны быть отвергаемы; но искусства иного рода, искусства полезные к жизни не носят на себе ничего непристойного и не отвергались святыми отцами нашими. Так и искусство живописное; если им кто-либо пользуется для изображения чего-либо позорного, то оно должно быть презираемо и отвергаемо. Например, если бы кто-либо стал представлять живописно образы блудодейственные, а также зрелища, кривляния, конские скачки, или что-либо другое сродное с этим выражалось бы посредством этого искусства; то позорно было бы изобретение его. Но как скоро мы хотим изображать жизнь добродетельных мужей, подвиги мучеников и достойные повествований страдания их, или таинство домостроительства великого Бога и Спасителя нашего; тогда, пользуясь искусством живописцев, мы являемся поступающими весьма правильно. <…> Так же надобно относиться и к книгам. Если кто-либо описывает в книгах повествования позорные, то и книжки позорны и достойны отвержения и должны быть отдаляемы от христианского слуха; если же слова и повествования внушены Богом и ведут к благочестию; то достохвальны и должны быть принимаемы и считаемы достойными Церкви Божией. Так же точно надобно относиться и к изображениям Господа нашего Иисуса Христа и святых Его. Так, если кто-либо делает арфу или гусли, то его произведение позорно; но если – какой-либо из священных сосудов, то оно достойно приятия. Никто из благомыслящих не будет также позорить искусства, если посредством его приготовляется что-нибудь полезное для нужд сей жизни; нужно только иметь в виду цель и образ, какими совершается произведение искусства: если для благочестия, то оно должно быть принимаемо, если же для чего-либо позорного, то оно ненавистно и должно быть отвергнуто» (VII Вселенский Собор. Деяние 6, 3).
По материалам: Дух христианина
http://www.christian-spirit.ru/1914-kanony-cerkvi-o-klevete-na-carey-k-diskussii-vokrug-matildy.html
_________________
См. по теме:
<-назад в раздел