Суббота, 24 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Фотий о модернизме
В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.
Свт. Фотий Константинопольский о модернизме

Митр. Иоанн об истинной любви
<Евангельская> любовь... не терпит никаких посягательств на истины веры,.. не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.
Митр. Иоанн (Снычев)

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

Прп.Иустин о 8 соборе 2
Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского патриарха Афинагора, который <…> вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «Великий всеправославный собор»?..
Прп. Иустин Челийский

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Они жили Россией и для нее: Воспоминания морского офицера о Царской Семье
Они жили Россией и для нее: Воспоминания морского офицера о Царской Семье


Предлагаем вниманию читателей невероятно трогательные воспоминания капитана 2 ранга Бориса Апрелева (1888–1951), с 1908 года служившего на императорской яхте «Штандарт». Волею судьбы оказавшись после революции на чужбине, в 1932 году морской офицер написал книгу «Нельзя забыть» – «маленький вклад из личных воспоминаний о покойном Государе Императоре Николае Александровиче и его Августейшей Семье», где «может быть, в ущерб стилю и качеству слога» постарался отразить «только правду, простую человеческую правду» о Царской Семье, с которой имел счастье быть лично знакомым…

 
ЖИЗНЬ ДЛЯ РОССИИ

Благодаря тому, что я попал на «Штандарт», мне удалось увидеть жизнь Государя и Государыни просто, как жизнь людей, окруженных обожаемыми ими детьми, пользующихся недолгим отдыхом в шхерах (архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделенных узкими проливами, – примеч. ред.) на «Штандарте» и имевших гораздо больше забот и горестей, чем многие и многие из их подданных.

Горести эти, о которых они, может быть, и не говорили никому, были часто видны на «Штандарте». Но что более всего бросалось в глаза – это действительно в самую жизнь их проникнувшее сознание, что они живут не для себя, что вся эта роскошь – не для них; а что и они, и все, что их окружает, – принадлежат России, служат на ее пользу и для ее славы.

Много ли из нас, грешных, не говоря уже об «идеалистах» революции, могли бы честно сказать, что они жили для России? – Не думаю. Другой вопрос – кто из них и как понимал это служение. Верно ли было это понимание? В таком ли виде было нужно России это служение? – все эти вопросы лежат вне моей компетенции и не являются задачами этих записок. Но то, что Государь и Государыня за время моего пребывания на «Штандарте» жили Россией и для нее – это я видел сам и не могу не подчеркнуть.

Два месяца, что я провел около Царской Семьи, полны для меня воспоминаний. Некоторые из них настолько изумительны, что я считал бы прямо грехом скрыть их. Между тем их жизнь на «Штандарте» известна сравнительно немногим. <…>

ДУХОВНЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРЯ

Теперь уже в прошлом эти незабвенные дни, этот блеск и роскошь, которые окружали наших Русских Царя и Царицу. Эта красота, создававшаяся веками и, вероятно, уже неповторимая, – ныне разрушена варварством ХХ века, всплывшим в виде социализма. Точно эта красота принадлежала не всему народу, и будто, разрушив ее, это варварство что-то дало народу. Я рад, что Господь дал мне видеть эту красоту. Самое дорогое, что я унес в моем сердце со «Штандарта», – это память о личной жизни Государя, Хозяина яхты, как его там называли.

Казалось бы, и «Штандарт», и все суда, сопровождавшие его, были назначены в распоряжение Государя и для его Семьи, но тон на яхте был таков, что казалось, будто они в гостях у нас. Будто мы, с одной стороны, – офицеры военного корабля, а с другой – родные, близкие люди Государя и его Семьи. Казалось, будто Государь не отдыхает на яхте, а точно служит, только видоизменяя свою службу на время пребывания на яхте. Скромный, всегда со всеми деликатный, ласковый и так часто грустный-грустный. Когда я видел его печальные глаза, становилось так больно на сердце, что хотелось ему помочь, и вместе с тем чувствовалась какая-то безнадежность в его грусти, какая-то обреченность. Такое впечатление вынес я о нем.

РОССИЯ НА РАСПУТЬЕ

Мне кажется, что вся вина Государя только и могла быть в том, что он царствовал в 1894–1917 годах, когда правящий класс России выродился, потерял волю к власти, а те, кто мечтали этот класс заменить, «идеологи» революции, не поняли, что сами они не представляют нового класса, а просто являются отбросами того же самого правящего класса русской интеллигенции.

Это я понял лишь после 1917 года, а Государь, и это мне видно теперь по некоторым его словам, знал и чувствовал это уже тогда. Не чувствуя себя в силах найти «людей», он винил себя, считал себя неудачником.

Государь, по своему характеру, не мог выбиться из этой тины разлагающейся интеллигенции, не мог сам найти людей в своем народе, а то, что стояло за т. н. бюрократией, было и хуже, и менее опытно, и морально ниже этой самой пресловутой бюрократии. Между народной массой и интеллигенцией образовался разрыв, который наполнить было нечем. Этот разрыв грозил неминуемой катастрофой, страшной для всей России. Это-то Государь и видел. О себе он, по-видимому, не думал, – он страдал за будущее России.
 
ДУШЕВНАЯ ДРАМА ГОСУДАРЯ

Я говорю это потому, что тогда на «Штандарте» я не мог понять грустного взгляда Государя. Не мог понять его глаз, часто похожих на чистые глаза ребенка. Мне казалось, что его семейное горе мучило его, но потом, вспоминая некоторые его слова, я увидел, что большую роль в его грусти играло то, что он тревожился за судьбу России.

Он был невероятно одинок в своих мечтах о России, которую он так горячо любил. Теперь я понимаю, почему он был так особенно ласков к совсем юным офицерам, вроде тех, каким я был тогда; почему он часто с ними говорил о вещах, которые могли бы показаться странными в разговоре Государя с такими юнцами. Может быть, в нас он искал и надеялся увидеть тех людей, которые являются «новым поколением», и которые, если не ему самому, то его Наследнику будут помощниками, которые дадут России скелет, начавший слабеть при нем. Я этого не знаю, эти мысли и горести Государя для меня остались тайной. Я упоминаю об этом только потому, что для меня лично это многое объясняет и в грусти Государя, которую нельзя было не заметить, и в той обреченности, которую я в нем так чувствовал тогда на «Штандарте».
 
ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ

Первая близкая встреча с Государем у меня произошла на одной маленькой, как она называлась, «домашней» охоте, на которую Государь меня взял с собою. <…>

Он начал мне говорить, как прекрасно создан Божий мир, как он любит природу, как было бы всем хорошо жить, если бы все могли жить так, как того желает Господь Бог. Как, смотря на природу, ему хотелось бы, чтобы Россия не была бы дурным сколком с Европы, ставшей такой сухой и материалистической. Как ему хотелось бы, чтобы Россия сохранила свою чистую детскую душу, чтобы она не была насыщена злобой борьбы за существование. «Любите природу, учитесь по ней, по той красоте, которая заложена в Божием мире», – так примерно, насколько я помню, говорил мне Государь. Глаза его смотрели в гущу темного леса, на опушке которого мы стояли. Я помню, что забыв, кто стоит передо мной, я с жаром стал говорить, что Россия именно такой и будет, что она всегда жила и живет в природе, что наш народ ближе к природе, чем народы Европы, что Россия останется чистой, хорошей, и в то же время – культурной, сильной, способной защитить своих детей. «Дай-то Бог», – вздохнул Государь. <…>
 
ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Иногда Государь поражал нас своею памятью. Он знал фамилии командиров всех судов 1-го и 2-го рангов в балтийском и Черном морях и даже во флотилиях – Сибирской, Каспийского моря и Амурской.

Больше того, Государь часто знал имена и отчества командиров и адмиралов, иногда помнил старших офицеров и даже отдельных младших офицеров флота. Он помнил, кто и на каком корабле плавал, в особенности – на тех судах, которые уходили за границу. Мне говорили, что он совершенно также знал начальников всех частей армии, уже не говоря о гвардии, а ведь таковых было гораздо больше, чем во флоте.

Неоднократно я мог убедиться лично, как он следит за мелочами судовой жизни «Штандарта», как он помнит посылаемые с вахты сигналы и семафоры, которые касались стоящей на рейде эскадры и которых не помнили сами вахтенные начальники, следившие за этими сигналами и семафорами.

За это время я убедился, как тяжело переживает Государь события общегосударственного значения. <…>

В других случаях я имел возможность убедиться, как Государь любит и знает историю России, как он любит нашу поэзию и литературу.

Вспоминаются и другие случаи, рисующие духовный облик Государя. Однажды, во время обеда, когда на «Штандарте» не было никого, кроме Царской Семьи, свиты и судовых офицеров, кто-то сделал какую-то шалость с одним из офицеров и начал оправдываться, что это не он, что это придумал кто-то из офицеров с других судов эскадры и т. д. Я не помню точно, в чем было дело, но тот, кого дразнили и, шутя, обвиняли, вдруг на весь стол сказал плаксивым голосом: «На бедного Макара все шишки валятся». Государь, который до того, улыбаясь, следил за разговором, вдруг серьезно посмотрел на этого офицера и грустно сказал: «Да, дорогой мой, всегда и во всех случаях. Это я по себе знаю. Такова судьба». Я как сейчас вижу, как вдруг замолк веселый разговор, несколько минут было молчание, точно мы все поняли, как много трагизма в этих сорвавшихся с уст Государя словах.
 
 ГОСУДАРЬ И ЕГО ВРАГИ

Пришлось мне также увидеть, как относился Государь к горю тех, кто его так ненавидел. Однажды на «Штандарте» была получена радиотелеграмма на имя Государыни, в которой жены каких-то осужденных на каторжные работы за подготовку террористического покушения просили Царицу «смягчить сердце Царя» и облегчить участь осужденных. Помнится, как кто-то около телеграфной рубки сказал, что эти люди осуждены не на смертную казнь, сами же они собирались убивать людей, у которых тоже есть жены и дети; они ведь не считали нужным «миловать» этих людей, так на каком же основании они сами ждут милости?!

Телеграмма была доложена Его Величеству, и примерно через час из Канцелярии Его Величества на вахту был прислан ответ с повелением передать немедленно по радио Председателю Совета Министров, что по докладе Его Величеству телеграммы, присланной на имя Ее Величества, Государю Императору было благоугодно повелеть смягчить приговор суда в отношении осужденных и заменить наказания более легкими.

У тех, кто называет Государя «Николаем Кровавым», этот случай, может быть, пробудит совесть…


Источник: Газета «Православный крест» № 12 (180) 15 июня 2017 г. 
http://www.pkrest.ru/180/180-11.html

___________________
См. также:

Царская чета: Ко дням рождения святорусских мучеников Царя Николая и Царицы Александры

Он любил Россию: Заметки о русскости святого Государя Николая Александровича

Патриотизм Царской Семьи: Из переписки святых Царственных мучеников

Лучшего идеала, чем Царская Семья, нет: Беседа мон. Нины (Крыгиной), бывшим профессором психологии

Царственные Мученики – путеводная звезда для православных семей

«Переосмысление истории: от осознания к покаянию и возрождению»: Проект в память о Царе-мученике Николае II (17 ВИДЕО)  


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100