Суббота, 22 Сентября 2018 г.
Духовная мудрость

свт. Игнатий об обольщении миром
Признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога,.. и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния... Разврат в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

свт. Феофан о ВОв
Жаль смотреть, как у наших богословов... все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.
Пророчество свт. Феофана Затворника о ВОв 

Златоуст об общении с еретиками
Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа.
Свт. Иоанн Златоуст о межрелигиозных «братаниях»

Митр.Агафангел
В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящего. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми...
Митр. Агафангел Одесский и Измаильский

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

В кулуарах

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Православие – это не игры в благочестие, а жесточайшая, смертельная борьба: «Мучение Любви» архим. Лазаря (Абашидзе)
В книге отца Лазаря «Мучение Любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Пусть торжествует великое русское слово: Совет писателей о русском языке и литературе в жизни и образовании
Пусть торжествует великое русское слово: Совет писателей о русском языке и литературе в жизни и образовании

Более четырёх лет назад в нашем клубе православных писателей «Родник», организованном при тульском храме преподобного Сергия Радонежского, решили выпускать настенную газету «Песнь Родника». Готовясь к выпуску первого номера и работая над передовицей, я решил написать статью о русском слове. Вот что получилось.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, –
ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
(И.С.Тургенев)

«Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём…»
(И.И. Срезневский, русский филолог-славист, XIX век).

Русский язык, русская литература являются государственно-образующим фактором в нашей современной жизни. Без «великого русского слова» невозможно укрепить ни душу, ни мировоззрение нашего народа.

Именно в языке ярко выражены особенности национального сознания, духа, жизни и культуры современного общества.

Неслучайно христианское учение гласит: «В начале было Слово, и Слово было Бог». Язык наделён вечными и бытийными категориями. Мир, жизнь, благополучие, человеческие отношения, нравственность творятся Словом. Именно Слово управляет социальными формами жизни, сутью человеческой души, поступками, свершениями.

К сожалению, учёные-демографы высказывают сегодня тревожную мысль: в русском сознании есть тенденция пренебрежительно относиться к жизни вообще и к своей жизни в частности. Через полвека россиян может стать вдвое меньше. Можно стремиться к модернизации в различных сферах нашей жизни, изобретать всякие инновационные проекты и заманчивые реформы, способствующие выходу из демографического кризиса. Но всё это безрезультатно до тех пор, пока люди не поймут, что пренебрежительное отношение к языку недопустимо. Использование в СМИ нецензурной лексики, примитивно-пошлого языка, потворствующего массовому безкультурью и т.п., формирует в итоге и соответствующее качество и стиль жизни, сущность личности.

К. Паустовский, отвечая на вопрос о роли литературы в жизни, сказал: «Мы не знаем, что стало бы с миром, если бы её не было».

Общепризнанный факт – русская литература является главным вкладом России в мировую цивилизацию, «невещественным капиталом нации».

Ценность нашей словесности не только в красоте и неповторимости языка, но и в том, что русская литература поднимала самые сложные и важные для общества и человека духовно-нравственные и социальные вопросы о добре и зле, о смысле жизни, о совести, о подвиге и покаянии.

Но сегодня, как в трагическом 1941 году, тревожно актуально звучат стихотворные строки А. Ахматовой «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово». Ведь русский язык – это язык интеллектуального и дружеского общения, язык творческого самовыражения и сотрудничества, язык русской литературы, имеющей статус мировой.

В эпоху тотальной глобализации, торжества власти чистогана, бездуховности и вседозволенности, как никогда нужно бороться за повышение уровня культуры языка, за сохранение лексического богатства нашей речи, за возрождение любви к родному слову. Ведь только словом можно излечить душевную боль. Только словесные памятники остаются несокрушимыми на все времена.

«На мировом погосте звучат лишь Письмена» (И.А.Бунин).

Давно известно, что «истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (П.А.Вяземский).

Как замечательно, что в России не только учёные-филологи, учителя-словесники и писатели «воюют» за русский язык и русскую литературу, но и все неравнодушные, любящие русское слово люди. Такие, например, которых объединяет  тульский клуб православных писателей «Родник». Нам не безразлична судьба Отечества. Живое и выразительное художественное слово – наше оружие. В советской песне нашей молодости и детства звучал вопрос: «С чего начинается Родина?». Дальше следовал ответ: «С картинки в твоём букваре». А главными картинками букваря были и есть буквы, составляющие слова, а слова – это одежда наших мыслей.

Родина начинается с букваря, с родного языка, с письменного общения родных, друзей и близких. Пусть звучит, живёт, торжествует и окрыляет нас «великое русское слово»!

+ + +

Никакого писательского опыта у меня не было, так как я серьёзно занимаюсь в основном художественным словом и даже достиг определённых высот в этом деле, став лауреатом Всероссийского конкурса художественного слова. Перед размещением статьи в первом номере нашей газеты решил посоветоваться с одним из опытных тульских писателей нашего клуба  Петром Загрядским. Через некоторое время получил от него вот такой отзыв на мою статью:

Дорогой друг, многоуважаемый Владимир Сергеевич!

Я не имею ни физических, ни творческих сил по причине моей болезни. Иногда езжу в лес на короткие прогулки. Ни с кем не общаюсь. Читаю, но мало.

Дальнейшее пишу в расчёте на твоё милосердие, не могу не высказаться.

Прочёл твою статью о торжестве русского слова. Порадовался и... опечалился, потому как увидел в авторе (как ты себя показал) лишь аккуратного законопослушного и восторженного педагога-чиновника, а не пристрастного наставника и политика. Поясняю: чтобы являться гособразующим фактором, язык и литература обязаны образовывать народ (речь о наших днях), что считается таковым, но не делается вовсе. Государство и народ – это большая разнородная семья, в которой обязан руководить мудрейший старейшина из числа коренного народа. Он обязан ежедневно побивать ложкой по лбу косноязычных сынов и внуков, допускающих умаление родного языка. Ведь, судя по эпиграфу, как может великий и могучий язык принимать и допускать в печать или эфир без перевода на чистый русский осколки блатной, заумной и иностранной речи без отжима из неё лишнего и непонятного большинству русского населения?

В твоём тексте есть место, где говорится о низком массовом вкусе речи и письменности населения, а это значит, что старейшины в доме нет, или он обленился, или предался интересам иной культуры, противной отечественной. Мы, в большинстве своём, говорим и общаемся на примитивно-пошлом языке тюрем, базаров и СМИ. У нас нет не только цензуры, но и первой необходимости – корректуры! Просмотрите литературные издания города-героя Тулы, альманахи последних лет: корректоров там давно нет. В лучшем случае дают отписку: «печатается в авторской редакции», то есть, признаётся право авторов на лингвистический беспредел!

Давным-давно пора возродить институт государственных корректоров во всех без исключения издательских органах России, с вручением их главам увесистой ложки, отсекающей напрочь худородный материал, не отвечающий категории словесности.

Мне не нравится приведенное тобой утверждение учёных-демографов о наплевательском отношении русских к жизни как таковой. В основном это утверждение не русских, а пришлых людей. Русских же людей довели до безразличия к предстоящим периодам собственной жизни претенциозные горе-демократы, и особенно наглые, рано разжиревшие, «молодые демократы». Ответь мне, что делать сегодня в нашей стране престарелому русскому инвалиду, ставшему таковым по вине безответственного здравоохранения; выброшенному с работы по причине конверсии в оборонной промышленности на 24-ом году работы; оставленному на произвол судьбы без каких-либо акций, компенсаций; получившему отказ при устройстве на другую работу (по причине пенсионного возраста), которому предлагали лишь два выбора: работу дворником (это инвалиду!) или сторожем (с материальной ответственностью). Кроме того, у него нет накоплений, нет обеспеченных детей и родственников. У него нет денег на серьёзное лечение.  Стиль его жизни, приобретённый за последние 20 лет – это волчья озлобленность, зубовный скрежет, никлые руки, лечебное пьянство и бессознательный, безысходный мат.

Вина ли это, если нас на старости лет, обезсиленных, загнали в медвежий угол? Какие уж тут любовь и забота о языке и культуре!


+ + +

Ответ товарища по писательскому клубу меня  озадачил. Что же мне делать с моей статьёй, с готовящейся передовицей? Решил посоветоваться ещё с одним хорошо известным в России и за рубежом писателем из Москвы Л. Болеславским и отправил ему мою статью с реакцией П. Загрядского. С нетерпением ждал ответ из Москвы. Наконец получил его:

Здравствуйте, Владимир!

Вы просите меня высказаться по поводу Вашей статьи о русском языке, а также прокомментировать отзыв-критику Петра.

Выскажу своё личное мнение. Два текста, мне кажется, не противоречат друг другу в основном. Например, Вы пишете о том, что в эпоху тотальной глобализации, торжества власти чистогана, бездуховности и вседозволенности, как никогда нужно бороться за повышение уровня языковой культуры, за сохранение лексического богатства нашей речи, за возрождение любви к родному слову. Но разве не о том же пишет ваш критик, только более резко: «... он обязан ежедневно побивать ложкой косноязычных сынов и внуков, допускающих умаление родного языка»? Другое дело, наш язык, принимая некоторое количество иностранных слов, как бы переваривает их и делает своим достоянием. Пётр верно пишет о том, что в язык нагло вторгаются осколки блатной речи. Но такова наша жизнь, в которой столько тюремного сленга. Тут, к сожалению, «постарались» Высоцкий, пошлый шансон и т.д. По ходу убивая саму русскую поэзию... Правда, её убить невозможно! Хоть многие говорят и общаются на «примитивно-пошлом языке тюрем, базаров и СМИ», как пишет Пётр. Но я не согласен с ним, что так говорят «в большинстве своём».

А вот о языковой цензуре, о корректорах он написал верно. Я от души сочувствую Вашему критику, утратившему здоровье и добрый настрой. Понимаю его «волчью озлобленность, зубовный скрежет, никлые руки ... бессознательный, безысходный мат». Но так хочется пожелать ему вместе со здоровьем христианского смирения и терпения, любви. Чаще обращаться к Новому Завету, к Христу... Пусть простит он меня за совет. Мне 77 лет, и это даёт мне некоторое право. Резкое неприятие у меня вызывают слова Петра: «Мне не нравится приведенное тобой утверждение учёных-демографов о наплевательском отношении русских к жизни, как таковой. В основном, это утверждение не русских, а пришлых людей». И дальше – о  «горе-демократах», особенно молодых. Сразу хочу сказать, что русский – это русская культура и русский язык. Иначе Ваш Пётр  не примет Пушкина (эфиопская кровь), Лермонтова (шотландская или испанская), Тютчева (итальянская), Фета (еврейская или немецкая), величайшего русского поэта Н. Некрасова (с польской кровью), Гоголя (украинская), Ахматову (татарская), Цветаеву (польская), Пастернака (еврейская)... Достаточно? А это – основа и гордость русской культуры и литературы. Могу добавить и Достоевского, и Герцена, и Надсона... Они, что – «пришлые»?

Слишком тенденциозно о коренном народе.

Евгений пишет, что эти «пришлые» и горе-демократы «русских же людей, ограбленных нынешним режимом, довели до безразличия к «предстоящим периодам собственной жизни». Только русских? И только не русские? Мне не нравится, что Ваш критик пишет о том, что увидел в Вас законопослушного чиновника, а не политика. Это не так. Ваша статья – прекрасна. Вы в ней дали основу, сказали о главном. В помощь были цитаты из великих. Нельзя не согласиться с утверждением, что «использование нецензурной лексики, примитивно-пошлого языка многих СМИ, потворствующих массовому вкусу и т.п., в итоге формирует качество и стиль жизни, сущность личности». Я бы сказал: и наоборот! Жизнь формирует язык.

Что делать нам с жизнью? На все вопросы отвечает Господь
.

После  получения ответа  от Л. Болеславского я принял окончательное решение ничего не менять в своей статье, и первый выпуск нашей газеты состоялся с передовицей «Пусть торжествует великое русское слово!»

В.С. Алёшин, руководитель
Тульского клуба православных писателей «Родник»


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Школьникам можно сдавать ГИА-9 без согласия на обработку персональных данных: Разъяснительный ответ Рособрнадзора

В соответствии с разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.03.2015 №02-91 для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, ГИА-9 может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы... Экзамен проводится в штатном режиме за исключением того,...


«Расцениваю это как объявление религиозной войны»: Священноначалие РПЦ признало, наконец, угрозу восточного папизма

Первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты России, профессор философского факультета МГУ Александр Щипков в эксклюзивном интервью РИА Новости прокомментировал последние действия Константинопольского...


«Руками детей»: Цифролоббисты продвигают электронный концлагерь через школы (+Форма ОБРАЩЕНИЯ для родителей)

Происходящий на наших глазах большой «распил» бюджета под кодовым названием «цифровая экономика» вступает в новую фазу. Столкнувшись с массовым нежеланием верующих и просто думающих людей попадать в «электронный концлагерь», а банков – вкладываться в дорогостоящее оборудование для снятия биометрии...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Современное образование = расчеловечивание: Беседа с Л.А. Рябиченко о цифровизации школ, борьбе и отговорках

В связи с началом учебного года актуальна тема образования. В первый день занятий одна православная мама девятиклассницы из Москвы прислала мне ошеломляющее фото: мальчик с хвостиком на затылке стоит около огромного сенсорного экрана, заменившего классную доску. Комментарий: «Теперь так выглядит ученик...


Предательством Царя утрачена связь с Богом: Беседа с наместником Никандровой пустыни архим. Спиридоном (Иващенко)

...Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи – Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко)...


Конец эпохи «церковного менеджерства»: Экуменическая дипломатия привела Русь к новой эпохе мученичества и исповедничества

Оказалось, что эта самая дипломатия и менеджмент совсем неэффективны. Во многом именно они и привели Русь к неслыханной духовной катастрофе. Тот же папа Римский, коего патриарх Кирилл дипломатически называл своим «братом», как оказалось, давно готовил небывалого масштаба раскол Русской Церкви и всего...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100