Воскресенье, 29 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Свт.Игнатий о растлении
Всеобщий разврат, вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием, будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

свт.Феофан о мiролюбцах
Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа.
Свт. Феофан Затворник о пути спасения

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Неуставное богослужение и чуждый нам опыт: Объяснение священника прихожанке о пассиях
Неуставное богослужение и чуждый нам опыт: Объяснение священника прихожанке о пассиях

     Прихожанка. Скажите, в какой день и во сколько у вас будет служиться пассия?

    Пресвитер. В нашем храме пассии не совершаются.

    Прихожанка. Как?! Совсем?

    Пресвитер. А почему они должны совершаться?

    Прихожанка. Но ведь Великий пост идет.

    Пресвитер. Да, я знаю.

    Прихожанка. А разве пассии не должны совершаться Великим постом?

    Пресвитер. Они вообще не должны совершаться в нашем богослужении, тем более Великим постом.

    Прихожанка. Вот это новость! А почему?

    Пресвитер. Потому что нет указаний на ее существование в Уставе Православной Церкви.

    Прихожанка. А откуда же эта служба появилась?

    Пресвитер. Чинопоследование этого «богослужения» составил в середине XVII века Киевский митрополит Петр (Могила).

    Прихожанка. А кто это? Вы уже не раз его имя упоминали и в не очень выгодном свете.

    Пресвитер. Это автор «Исповедания православной веры», составленного по латинским книгам и схемам [1], а также знаменитого и очень популярного у нас Большого Требника (Евхологиона), в котором отдельные чины и последования сопровождаются пояснительными статьями, взятыми из римского «Ритуала» папы Павла V-го. Из одного этого уже видно, что он достаточно свободно обращался с латинскими книгами, и, что всего печальней для нас, «то, что он находил в них, он и принимал за Православие, как древнее предание» [2. См.: Великопостные богослужебные заметки «модернизма через традицию»].

    Прихожанка. Значит, и пассия – это латинский обряд?

    Пресвитер. Несомненно. В этом можно убедиться, узнав не только о его происхождении, но и из самого духа, который он в себе заключает.

    Прихожанка. А мы можем это сделать сейчас?

    Пресвитер. Давайте попробуем. Как вы знаете, пассии совершаются 4 раза в год: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, хотя существует практика совершения их в другие дни недели: среду или пятницу. В переводе с латинского passio означает страсть, страдание. И как ясно из самого названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются повествования об этом по очереди из каждого Евангелия. Поются песнопения из богослужения Великой пятницы. А в самом конце произносится проповедь с поучением об Искуплении.

    Прихожанка. А акафист?

    Пресвитер. Позже ко всему перечисленному добавили еще и пение акафиста Страстям Господним. Но в раннем чине его не было. Первоначально пассии были распространены только в южных областях России, и лишь к XX веку их стали совершать в нашей Церкви повсеместно.

    Прихожанка. То есть до XX века у нас пассии не совершались?

    Пресвитер. Представьте себе. И никто из известных мне святых на эту тему даже не рассуждал, если не считать св. Афанасия, ограничившегося высказыванием, что заимствованные от латинян пассии не вполне соответствуют духу православного Церковного Устава[3].

    Прихожанка. А что в них плохого? Ведь служение пассий помогает нам достичь конечной цели Великого поста – сораспятия со Христом – и лучше подготовиться к празднику Пасхи!

    Пресвитер. Это Вы сами придумали или кто-то подсказал?

    Прихожанка. Это я усвоила из проповедей на пассии.

    Пресвитер. Я так и думал. Но боюсь, что Вы и те, кто Вам это говорил, глубоко заблуждаетесь.

    Прихожанка. Поясните.

    Пресвитер. Во-первых, давайте поговорим о сораспятии. Насколько я понимаю, употребляя этот термин, Вы имеете в виду некое чувство к страдающему Христу. Правильно?

    Прихожанка. Не некое, а конкретное чувство сострадания. Вся обстановка на пассии располагает к тому, чтобы живо поскорбеть о человеческой неправде и об ужасных мучениях Христа. Этим мне пассии и нравятся.

    Пресвитер. А Вас не настораживает тот факт, что сораспинаться со Христом, сопереживая Его крестную муку, есть едва ли не самое существенное в западной аскетической практике подражания Христу и что основной «добродетелью» католических святых является «компассио», т.е. сомучение со Христом, выражаемое поглощением Его внешним страдальческим видом, вплоть до стигматизации? (См.: Просвети очи мои, Христе Боже…: Беседа со священником о разновидностях духовной прелести)

    Прихожанка. А что такое стигматизация?

    Пресвитер. Стигматизация – это как бы овеществленное сострадание Христу. Стигматы в буквальном переводе с греческого языка означают укол, клеймо. Стигматами называют постоянно кровоточащие язвы, являющиеся на теле подвижников в местах крестных страданий Иисуса Христа, т.е. на голове, груди, ладонях и ступнях. Эти раны, как считают специалисты, появляются тогда, когда сознательная жизнь целиком поглощается каким-нибудь ярким образом, сопровождаемым мощным мысленным внушением, стремящимся перенести страдания воображаемого образа в физические ощущения тела [4]. По утверждению св. Игнатия Брянчанинова, старания западных подвижников и сводятся в основном к тому, чтобы «оживить чувства, кровь и воображение» [5]. Особенно любят они это делать при воспоминании о земных страданиях Христа. Первый стигматик, Франциск Азисский [6], по свидетельству жизнеописателей, «опьяненный любовью и состраданием ко Христу, иногда поднимал кусок дерева с земли и, взяв его в левую руку, правою водил по нему на манер смычка по скрипке, припевая французскую песнь о Господе Иисусе Христе», которая оканчивалась слезами жалости о страданиях Христа и усиленными вздохами [7]. Он же первый и стал утверждать, что степень святости определяется степенью страданий при виде распятого Христа [8. См. также: Лжесвятость в лжецеркви: Почему в католичестве невозможно обожение?].

    Прихожанка. Я этого не знала, хотя что-то отдаленное об этом и слышала.

    Пресвитер. К той же цели стремится и автор фильма «Страсти Христовы».

<...> Этот фильм – потрясающий нервную систему. Но причем здесь духовная жизнь? На этот счет, мне помнится, есть интересное письмо св. Игнатия. Сейчас поищу... А вот оно. Смотрите, здесь и характеристика обсуждаемого нами фильма и рекомендация отношения к нему: «Не читай (в нашем случае, не смотри) никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною; они могут завлечь в пропасть – и завлекают туда многих. Упоминаемое тобою “действие”, произведенное в тебе чтением Писания (просмотром фильма) – какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя (как ужасно больно было Спасителю в это время и какие нечеловеческие муки Он вынес ради нас), было “кровяное”. Пойми: потрясены были нервы. Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются “прелестными”, т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему, потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения и чувствительности» [9]. Хорошо ли это? По его словам, очень нехорошо, ибо создает почву к самообольщению. Чтобы этого не случилось, «должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв» [10].

    Прихожанка. А что же тогда имеет в виду св. ап. Павел, когда говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»? (Гал.2:19-20)

    Пресвитер. Совсем не то, что имеют в виду католики и им сочувствующие. Сораспинаться Христу надо не желанием вжиться в Его состояние и ощутить мысленно или чувственно то, что ощущал Он при Своем распятии, а умерщвлением страстей. В сораспятии Христу ветхий наш человек распинается с Ним в купели крещения, освобождаясь от грехов (Рим.6:3-7), так что человек перестает делать неугодное Богу.

    Прихожанка. Благодарю за разъяснение.

______________________
[1] При составлении его он пользовался «Римским Катехизисом» и «Суммой» (большим Катехизисом) Петра Канизия, а также малым Катехизисом П. Сото и другими сочинениями.
[2] Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Минск. 2006. С. 48.
[3] Св. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших. Примечание № 141.
[4] Ж. Дюма // Ладыженский М.В. Свет Незримый. – М., 1998. С. 186–187.
[5] Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 163 (255, 32). С. 322.
[6] Годы жизни: 1182–1226 г.
[7] См.: Ладыженский М.В. Свет незримый. С. 199.
[8] См.: Цветочки святого Франциска Ассизского. Гл. 44. – М., 1990.
[9] Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 158. С. 286.
[10] Там же. С. 286.

Священник Вадим Коржевский

Источник: Благодатный огонь
http://www.blagogon.ru/digest/764/

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100