Воскресенье, 17 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Грозный – для врагов Православия: Государь Иоанн Ваисильевич IV как богослов
Грозный – для врагов Православия: Государь Иоанн Ваисильевич IV как богослов

Иоанн Васильевич IV – одна из самых ярких фигур русской истории: Грозный Царь известен не только как выдающийся государственный деятель, но и как проницательный православный богослов, эрудированный философ и даровитый полемист. Не последнее место в его безусловно заслуживающем внимания литературном наследии занимает послание-ответ протестантскому пастору Яну Роките (см. также: Государь Иоанн Васильевич Грозный и царевич Иоанн: Правда против клеветы иезуита и «вольных каменщиков»).

Весной 1570 года с целью заключить перемирие между Россией и Польшей глава польско-литовского престола Сигизмунд-Август направил к Иоанну IV своих послов. В числе их находился проповедник Ян Рокита, призванный совершать «богослужения» для шедших в посольском караване протестантов. Рокита считался деятельнейшим членом общины проживавших в Польше чешских «братьев», обладал искусством оратора и неоднократно участвовал в разных спорах о вере. Чешские «братья» описываемого периода в своем вероучении опирались на немецкий протестантизм Лютера и Кальвина. Одним из направлений их деятельности было стремление распространить эти еретические воззрения не только на Западе, но и в восточных христианских землях.

Диспут между Иоанном Грозным и Яном Рокитой состоялся в Москве, в царских палатах, в присутствии королевских послов и русских бояр и духовенства. Царь позволил своему оппоненту говорить смело и откровенно, потребовал изложить суть его веры, внимательно расспросил о ее основных положениях. Выслушав пастора, Иоанн Васильевич повелел записать его речь и обещал вскоре дать ответ с опровержением протестантских догматов.

Ниже публикуются отдельные выдержки царского послания, которые для удобства восприятия мы разделили подзаголовками с указанием затронутых тем.

О ПРИЧИНАХ ОТВЕТА

Не хотел я было тебе отвечать, как и прежде сказал тебе, поскольку ты расспрашиваешь ради расспросов, а не веры ради, ведь научаемы мы Господом нашим Иисусом Христом: Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями (Мф. 7, 6). <…> И из-за многих дел царского правления теперь нелегко мне в таких беседах от Божественного Писания указать истину, поскольку не достанет бо ми повествующу времене (Евр. 11, 32). Потому коротко скажу, чтобы не возомнил ты, будто я не ведаю, какой яд ты излиял, или возомнится вам, будто я не знаю, что ответить, и не могу вашим словам своего противопоставить, и не знаю Писания, или вашей тьме соблазна повиновался и впал в уныние, или в сладость ваше учение принял, или будто нет среди истинных христиан тех, кто ведал бы истину о тайне христианской. Из-за этого вашего сомнения вкратце скажу вам.

О ЛЮТЕРЕ

О вашем учителе Лютере (Мартин Лютер, 1483–1546 – один из вождей Реформации, основоположник лютеранского протестантского учения. – Примеч. ред.): как он в жизни своей имя, ему приличествующее, получил. Воистину же зовется Лютером, потому что лют. Ибо люто, люто о краеугольный камень, Христа (ср.: Пс. 117, 22; 1 Петр. 2, 7), биться, и Его божественные законы разрушать, и божественных Его учеников и Апостолов проповеди сокрушать, и установления Святых Отцов переиначивать. И, по-разному изощряясь, все Божественное Писание ложно исповедуете (см.: Распространение Св. Писания как оружие против Церкви: О промасонской экуменической деятельности Библейских обществ (НАДО ЗНАТЬ)) <…>. И как сказано в Евангелии от Иоанна: Не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник: а входяй дверьми пастырь есть овцам: сему дверник отверзает, и овцы глас его слышат (Ин. 10, 1–3). Так же и вы, через ограду божественного учения перелезши и на учительском месте став, своим учением Христовых словесных овец, которых Он Своею честною кровью искупил, как воры крадете и губите, ибо дверьми не входили ни по чьему повелению. <…>

О ПОСТЕ
 
А что написал ты о посте, все – ложь, а не истина. Ибо и Сам Господь наш Иисус Христос, когда вышел из воды и постился 40 дней и 40 ночей, победил искусителя воплощенной Божественной сутью Своей. Об этом писали Матфей, Марк, Лука: Сам Господь сказал [это] Своим ученикам, когда преобразился Он и сошел с горы, когда привел к ученикам Его человек из народа своего беснующегося сына, а ученики тогда несовершенны еще были, не приняли еще благодати и дара Святаго Духа и не смогли изгнать [беса]; после того привели беснующегося к Иисусу, и Иисус исцелил его; и ученики спросили Его об этом в доме одного [из них], и сказал им [Иисус]: Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21).
 
Потому и мы, христиане, следуя Владыке Господу нашему Иисусу Христу, сорокадневным постом постимся, как и Он постился, подражая тем Его Божественному страданию и воскресению. Пост же Святых Апостолов постимся в большем покое и с меньшим воздержанием, кроме того, пост служит на пользу тем, кто под запрещением. В пост же Пресвятой Богородицы Владычице как Матери всех почесть воздаем. В пост же перед Рождеством Христовым, как и в пост Святых Апостолов, постимся. Круглогодичный пост, тот, что в среду и пятницу, честно постимся, потому, что в среду тварь замыслила убийство Господа, славы всех, в пятницу же был Он распят. И мы этому дивимся и Бога прославляем, что Спаситель ради человеческого спасения провидением [Своим] снизошел до такого – за людей пострадал, то скорбим и негодуем, что такая тварь на Создателя дерзнула.

Многие и более строгие посты установлены ради воздержания и порабощения тела. Как сказал апостол Павел: Аз убо тако теку, не яко безвестно, тако подвизаюся, не яко воздух бияй: но умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. 9, 26–27). Так и мы постимся, чтобы сдерживать тело и подчинять его духу, – и оправдаемся перед Господом. Когда воздух затуманился, нельзя ясно увидеть солнце, – так и при насыщенной плоти, пуще чем при сумрачном облаке, невозможно понять заповеди Господни и увидеть праведное Cолнце – Христа. <…>

О ЛИТУРГИИ

О литургии в Евангелии подлинно написано. Затем Священные Апостолы установили молитвы, а Святые Отцы – как Литургию творить. Или мнишь, будто это просто хлеб и вино? Как же поминать смерть Господню, если Литургии не творить? Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, пишет: Аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете (1 Кор. 11, 23–26). И Господь наш Иисус Христос говорил, когда в Божественном Своем страдании возлег с двенадцатью Своими учениками и сказал им: И приим хлеб, хвалу воздав преломи, и даде им, глаголя: сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в Мое воспоминание. Такожде же и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет Моею кровию, яже за вы проливается (Лк. 22, 19–20). Это у Луки. Матфей и Марк говорят: Сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф. 26, 28; Мк. 14, 24). Смотри, как воспоминание Господне творить, если Литургии нет? Тем более, что [Христос] Сам учил Своих учеников и Апостолов творить молитву, Сам воздавал хвалу Богу и Отцу, как при Лазаре, так и здесь. И потому, если кто Литургии не совершает, тот не возвещает о смерти Господней, он – антихрист и извратитель веры Христовой. <…>

ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ
 
Ты вот писал о поклонении иконам, и я кратко это твое безумие обличу. Если хочешь узнать истину, прочти в «Царствиях» об иконоборце Льве Исавре и сыне его Константине Гноетезном, и Льве Армянине, и Феофиле Богомерзком (византийские Императоры, наиболее значимые деятели иконоборчества – движения против почитания икон в Византии в первой пол. VIII – сер. IX в. – Примеч. ред.), досадителе святым, – и все там найдем объясненным о божественном поклонении иконам и о богомерзком супротивстве нечестивых Царей, в нечестие которых вы своею волей подались. <…>

О МОНАШЕСТВЕ

А что написал ты об иноческом житии, то пошло оно от апостолов. Как сказал Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея, зачало 19: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 37–38). И снова: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34). <…> И скажи мне, кто недуги исцелил, кто больных [на ноги] поставил, кто мертвых воскресил, кто смертную [чашу] испил, не навредив себе, кто бесов изгнал, не навредив себе, и прочее по Евангелию? Не все ли это иноческий подвиг?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А что писал ты, что ты по нашему повелению вольно и смело говорил, и нам бы на тебя опалы не держать, то мы ныне слово свое помним и никакой опалы на тебя не кладем. А что мне тебя нельзя держать за нееретика, так это потому, что все учения твои отвратны Христову учению, и обо всем ты мудрствуешь супротив Христовой Церкви, и ты не только еретик, но и слуга антихристов диавольского совета. И [если] не пуще Лютера, [то] пуще тебя есть! А впредь бы тебе этого своего учения в нашей стране не объявлять. И о том Господа нашего Иисуса Христа, всех Спасителя, прилежно молим, чтобы нас, русский народ, сохранил от тьмы вашего неверия. Слава Отцу вместе с присносущим Его Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

 
По материалам: «Русское Воскресение» (http://voskres.ru)

Источник: Газета «Православный Крест» №6 (174) от 15 марта 2017 г.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100