Суббота, 4 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте веры
Если отпадешь от своей веры, как уже отпали многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте Православия

Преп. Паисий о патриотизме
Своим Православием мы обязаны Христу и святым мученикам и отцам нашей Церкви. А своей свободой мы обязаны героям нашего Отечества, пролившим за нас свою кровь. Это святое наследие мы обязаны чтить. 
Преп. Паисий Святогорец о патриотизме

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Православие выдавливают из Белоруссии: Зачем Лукашенко визит папы Римского и независимая Церковь
Православие выдавливают из Белоруссии: Зачем Лукашенко визит папы Римского и независимая Церковь
С началом осени общественная жизнь в Белоруссии заиграла новыми красками. Как принято в республике, «краски» отбирались строго под контролем местного руководства и на этот раз коснулись некоторых послаблений в религиозной жизни белорусов. Огорчение вызывает лишь факт, что при этом власти исходят не из принципа свободы совести, а из желания снизить духовное влияние Москвы.

Как пишет местная пресса, 1 сентября официальный Минск дал добро на приезд и работу в республике нового нунция Ватикана Габора Пинтера, который на радостях успел обозначить главную цель будущей миссии – поддержку католической общины, популяризацию христианских идей и организацию визита папы Римского Франциска в Белоруссию (см. «Принципиальная готовность имеется»: Папский легат за встречу папы с патриархом теперь в Белоруссии).

Казалось, исключительное географическое положение страны «на стыке» восточного и западного христианства должно только поощрять конфессиональное разнообразие. Однако, если вспомнить многолетнюю неприязнь белорусского президента Александра Лукашенко к местным католикам, становится ясно, что разговоры о визите главы Римско-католической «церкви» все больше сопряжены с соображениями политического характера. Ведь без реальной нормализации отношений с католическими служителями белорусскому руководству все труднее продвигаться навстречу сотрудничеству с Евросоюзом.

Удивительно, как наряду с этими свободами неотъемлемой частью эфиров гостелевидения стали дискуссии о необходимости автокефалии Белорусской Православной Церкви (БПЦ), которая подчинена Московскому Патриархату. Искусственная тенденциозность этого вопроса отражает заигрывания на националистическом поле, которые так полюбил в последние годы самый народный президент. Для Лукашенко важно сохранять контроль над процессами внутри белорусского общества, поэтому желание сформировать очередной заслон в противовес влиянию Москвы не может обойти стороной религиозный аспект. Более того, стараниями официального Минска вопрос о независимости белорусских православных от РПЦ вышел на международный уровень: осенью 2010 года Лукашенко поднимал эту тему в ходе личной встречи с Константинопольским патриархом Варфоломеем в Турции. Тогда договориться о столько-нибудь значимой поддержке со стороны Вселенского Патриархата не удалось благодаря позиции предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла, который недвусмысленно указал на нежелательность визитов посланников Константинополя или Ватикана в республику и роста влияния альтернативных «церквей» в Белоруссии.

За демонстрацией Лукашенко своей лояльности Западу просматривается очевидная политическая взаимосвязь этого процесса с давними разговорами о самоуправляемой Белорусской Православной Церкви. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Колокола России» высказывает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ имени М.В. Ломоносова Богдан Безпалько:
   Ориентация белорусской элиты на Запад происходит медленно, но верно. В отличие от Украины, она не сопровождается показательными акциями или эксцессами в общественной жизни. Благодаря Лукашенко процесс «белорусизации» не вызывает болезненную реакцию населения и вообще не так заметен. В этом смысле белорусский лидер выгоден Западу, поскольку его политика позволяет избежать ошибок «мгновенного майдана» и отвечает стратегической цели – цивилизационно-мировоззренческому и экономико-политическому отрыву Белоруссии от России. В этом ключе идея изменить подчиненность Белорусской Православной Церкви отчасти напоминает раннюю украинскую практику. Там в начале 1990-х годов также высказывались об экзархате, после чего экзарх – блаженнейший, как тогда говорили, митрополит Филарет – превратился в самозванного главу «Киевского патриархата». Возможно, что в Белоруссии будет иметь место нечто подобное, но в более мягкой форме. Например, может быть осуществлена попытка провозгласить автокефалию БПЦ на законных основаниях, чтобы она по всем православным традициям стала канонической Церковью, а не очередной самопровозглашенной раскольнической группировкой.

При этом в ближайшее время говорить об автокефализации БЦП рано, но курс на это просматривается и потенциальные сторонники нового религиозного раскола также имеются, говорит политолог в интервью «Колоколу России».
   История с автокефалией для БПЦ традиционна для Лукашенко: шантажом он стремится получать максимальные экономические бонусы и при этом двигаться на Запад. Местные иерархи очень сильно ориентируются на позицию президента Белоруссии, на его курс по «белорусизации», формирование антирусской национальной идентичности. В этой логике независимая от Московского Патриархата Белорусская Православная Церковь рассматривается как инструмент оправдания существования элит белорусского государства и законности тех бонусов, которые они от этого государства получают,
– утверждает Безпалько. – В дополнение стоит сказать, что возможный визит папы Римского усилит позиции католиков в белорусском обществе, которые, по разным оценкам, составляют от 8 до 16% населения республики, а в Гродно и других западных областях – более значительный процент. В преддверии выборов власть, вероятно, хотела бы видеть их своими сторонниками.

Добиваясь расположения Запада, Лукашенко давно понял, насколько выгодно извлекать политико-дипломатические дивиденды от положения главы «срединного» государства, старающегося быть равноудаленным как от Востока, так и от Запада, и потому удобного места для разного рода судьбоносных встреч. Зимой 2012 года, задолго до ночных переговоров в Минске «нормандского формата», Лукашенко хотел организовать в Белоруссии встречу папы Франциска и патриарха Кирилла. Однако инициативе не суждено было осуществиться... Однако Батька быстро нашел, чем ответить и не оказаться надолго скованным позицией Предстоятеля РПЦ.

Недавно с подачи властей белорусское общество с удивлением узнало о «вредительской» роли военно-патриотических лагерей для местной молодежи, в которых воевавшие за Новороссию инструкторы из России при поддержке священнослужителей РПЦ распространяют якобы ультраправые идеи о величии Русского мира, «подрывая» основы белорусской государственности сильнее, чем прозападные маргиналы-националисты. Как следствие, утверждает президентская администрация, структуры Белорусского экзархата Московского Патриархата нуждаются в большей самостоятельности, чтобы взять «духовный процесс» в стране под свою опеку. Очевидно, придать ему правильное направление, с точки зрения Лукашенко, способно сближение с Римско-католической «церковью», а также перехваченное у активистов местного «Народного фронта» требование популяризировать деятельность неканонической Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ), имеющей многочисленные приходы на Западе и только один – в самой Белоруссии.

Вместе с тем, по мнению Богдана Безпалько, в сложившихся условиях третьи силы вроде Константинопольского Патриархата вряд ли прибегнут к возможности даровать БПЦ автокефалию.
   Константинопольский патриарх Варфоломей выступит стервятником: он не будет делать никаких резких движений по признанию автокефалии, пока не убедится, что это останется безнаказанным – на данный момент таких предпосылок не создано, – делится с «Колоколом России» Безпалько. – В случае сильного ослабления духовно-политического влияния России в Белоруссии можно говорить о приезде Варфоломея и его конкретных попытках вмешаться в ситуацию, но исключительно после приглашения белорусской стороны.

Эксперт полагает, что в настоящее время процесс вокруг статуса БПЦ пока еще является обратимым, и обратимость зависит как от белорусского руководства и граждан, которые должны сделать какой выбор в пользу общего русского пространства, так и от дальнейших шагов самой России.
   Российское руководство, на мой взгляд, должно увязывать экономическое сотрудничество с Белоруссией не только с политическими или оборонными вопросами, но и с гуманитарной спецификой. Парадоксально, но вместе с простыми белорусами мы финансируем и болтунов при должностях и в званиях, которые постоянно твердят об опасности России. В пику им на примере Украины Россия может апеллировать к тому, что искусственный переход в статус ассоциированного с Европой государства не приносит даже материальных выгод. При необходимом уровне работы и должном финансировании Россия сможет сохранить независимую Белоруссию в качестве элемента подлинно русского пространства
, – заключает Богдан Безпалько.

Затеянная Лукашенко околорелигиозная игра явно не стоит мессы. Понятно, что устремления властей вынужденно поддерживаются местными церковными иерархами, ставшие заложниками политических разногласий белорусского президента с Москвой. В начале 2014 года, вскоре после не согласованного с властями назначения бывшего рязанского митрополита Павла предстоятелем БПЦ, духовенство Минской епархии выразило свое одобрение идее о праве на автокефалию. Эти соображения подкрепляются тем, что, во-первых, перед Белоруссией – пример соседней Украины, где самосвяты из «апостольской православной церкви» и патронируемые хунтой раскольники так называемого «Киевского патриархата» получают все большее влияние, чем поддерживаемое РПЦ МП каноническое Православие (см. «Литвинизация» Белоруссии: Куда качнется Белая Русь?).

Во-вторых, разговоры об автокефалии связаны с желанием белорусских епископов получить большую финансовую самостоятельность от Москвы, куда сегодня уходит львиная доля церковных доходов. Для Батьки откровенно агрессивные попытки «продавить» спорный независимый статус местного Православия несут в себе большое количество неоправданных рисков, связанных с противостоянием России. Во-первых, это действия лишают его инструментов контролировать настроения в Церкви, через которую, в свою очередь, в общество транслируется определенная модель поведения, удобная властям для поддержания повсеместной лояльности. Появление разного рода раскольнических и многочисленных околоцерковных структур в пику РПЦ вносит брожение в умонастроения белорусского социума, часть которого по-прежнему желала бы ослабления правящей в Белоруссии власти. Во-вторых, роль руководства БПЦ на процесс принятия решений в настоящее время минимальна, и подогреваемые сверху дискуссии о ее церковно-каноническом статусе лишь выдавливают из умов белорусов истинное Православие, представления о гармоничном мироустройстве, укрепляют влияние подлинных противников белорусской государственности, мечтающих спекуляциями на тему веры выдавить Беларусь за пределы Русского мира.


Источник: Колокол России

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100