Вторник, 20 Апреля 2021 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

Свт. Серафим о еретиках
Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на Самого Бога.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и еретиках

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Компромисс святым отцам, или Можно ли внимать еретикам «с рассуждением»?
Компромисс святым отцам, или Можно ли внимать еретикам «с рассуждением»?
Здравствуйте, дорогие сотрудники газеты! Спаси Господи за интересные статьи, особенно за материалы, разоблачающие распространенные заблуждения, ложные мнения и учения. Я полностью разделяю вашу позицию – сейчас необходима мудрость, чтобы не уклониться ни в ересь, ни в чрезмерную ревность. Но как определить этот «царский», средний путь, есть ли у него какие-то четкие критерии?

Вот, например, мой знакомый смотрит лекции профессора Осипова (см. «Осиповщина»: О двусмысленном осуждении СББК лжеучений профессора А.И. Осипова). Я посоветовал ему отказаться от этого увлечения и лучше почитать Святых Отцов, в частности, святителя Игнатия (Брянчанинова), который пишет, что душу может погубить даже одна ложная мысль. Но в ответ услышал, что профессор ничего плохого не говорит и сам постоянно ссылается на святого Игнатия, ставит его в пример, и вообще «батюшка в храме сказал, что Осипова слушать очень полезно. Но мы же не фанатики, и кумиров себе творить никто не собирается». Я на это заметил, что мой духовник, напротив, категорически не рекомендует внимать сему «богослову». Тогда собеседник неожиданно заключил, что «надо идти средним путем», т. е. изучать Осипова, но с рассуждением…

Правильно ли это? В чем же все-таки состоит «средний путь» и как его определить? Ведь это же не результат механического выбора компромисса между двумя крайними, противоположными точками зрения? И можно ли, действительно, знакомиться с лекциями и книгами Алексея Ильича «в разуме» – принимая полезное и отвергая сомнительное?

С уважением, Владимир П.

Читателю отвечает протоиерей Андрей Соколов:

Начнем с конкретной ситуации – с вопроса о профессоре Осипове. Давайте сначала разберемся – зачем, с какой целью мы хотим вникать в его труды? Предположим, человек пишет апологетическую статью против модернизма и возобновления древних ересей в работах современных авторов и ищет примеры неправославных утверждений – в таком случае книги и выступления Алексея Ильича, безусловно, могут послужить ценным источником. Также если уже утвержденный в вере, глубоко воцерковленный христианин получает богословское образование в духовной школе и ему дали какое-либо задание, например, по известной книге маститого профессора «Путь разума в поисках истины» – тут уж так или иначе придется в нее заглянуть. Хотя это тоже зависит от характера поставленной задачи: если есть возможность, лучше заменить учебник Осипова по основному богословию сочинениями других, более надежных, скажем, дореволюционных авторов (например, «Введением в православное богословие» митрополита Макария (Булгакова) и др.). Но когда недавно обретший веру или слабо сведущий в ее основах человек станет читать эту или иные работы, а также слушать лекции Алексея Ильича ради поиска истины и познания азов Православия – тогда да, безусловно, есть серьезный риск принять оригинальные, спорные и, скажем прямо, противные церковному учению личные взгляды профессора (см. От чипизации не убежишь... и не надо: Лукавое богословие профессора А.И. Осипова (ВИДЕО)). А от этого в уме христианина, как учат Святые Отцы, могут возникнуть богохульные помыслы, появиться колебания в вере, будет потерян душевный мир. «Никто да не читает не служащего к угождению Божию. <…> Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святаго? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность», – говорит священномученик Петр Дамаскин.

О каком же среднем, «царском» пути в таком случае может идти речь? Напротив, для неутвержденного в вере внимать словам еретичествующего профессора Осипова – это неразумие и даже грех. В чине Исповеди по Требнику священник вопрошает кающегося: «Рцы ми, чадо: не был ли еси еретик, или отступник; не держался ли еси с ними, их капища посещая, поучения слушая, или книги их прочитовая?» В том же духе наставляет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Великие угодники Божии, познавшие немощь общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи, и потому со всевозможным тщанием убегали бесед с людьми, зараженными лжеучением, и чтения еретических книг. Имея пред очами падение ученейшего Оригена, искусного в любопрении Ария, красноречивого Нестория и других богатых мудростью мира, погибших от самонадеянности и самомнения, они искали спасения и обрели его в бегстве от лжеучения, в точнейшем послушании Церкви!..»

Тут мы как раз подошли к проблеме цитирования профессором Осиповым святителя Игнатия Ставропольского. Да, действительно, Алексей Ильич весьма часто на него ссылается и даже позиционирует себя его духовным наследником. Однако это не мешает ему в важнейших вопросах излагать убеждения (см. С позиции святых отцов: Почему некоторые батюшки благословляют новые документы?), прямо противоположные взглядам Кавказского святителя. Например, в «Слове о смерти» святой разоблачает неправоту мнения о конечности вечных мук: «Священное Писание повсюду называет адские муки вечными: это учение постоянно проповедовалось и проповедуется Святою Церковию». Конечно, популярный богослов не может об этом не знать, но вопреки ясному и неоспоримому святоотеческому утверждению он проповедует осужденную на Пятом и Шестом Вселенских Соборах ересь Оригена об апокатастасисе (всеобщем спасении): «Победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада. Все они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя, получат дар благодати Крещения и, таким образом, став членами Церкви Христовой, спасутся» (Осипов А.И. «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»).

Также святитель Игнатий – один из самых, если можно так выразиться, антиэкуменических авторов (чего стоит одно только его известное письмо «О невозможности спасения иноверцев и еретиков»!). А Алексей Ильич – напротив, ветеран экуменического движения (профессор был активно задействован в нем с середины прошлого века – в частности, как член «Комиссии синода по вопросам христианского единства», комиссии «Всемирного совета церквей» «Вера и церковное устройство», отдела изучений «Христианской мирной конференции», богословской комиссии «Христианской мирной конференции»; а также как участник множества экуменических мероприятий, в том числе Генеральных ассамблей «Всемирного совета церквей» и «Конференции европейских церквей»; аудиенций у папы римского; безчисленных «богословских» собеседований и консультаций с католиками, лютеранами, евангеликами и прочими еретиками; автор массы докладов и статей экуменической тематики…).

Возвращаясь к вопросу о «царском» пути, можно ответить, что выражение это толкуется Святыми Отцами в каждом случае особо, исходя из конкретной ситуации. Так, в первую очередь «царский» путь – это стояние в Православии, ибо без Православной веры спасение невозможно, как говорит преподобный Антоний Великий: «Страшитесь отступлений от веры как начала всех зол. Будем веровать во имя Господа Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, чтоб исполнилось над нами сказанное в Писании: тот, кто верует в Господа, „яко гора Сион: не подвижится в век живый в Иерусалиме“ (Пс. 124, 1). Твердое основание всех святых – вера: ею они заключили уста львов и угасили пламень огненный». Соответственно, крайностями, как Вы сами заметили в начале письма, являются ереси – уклонения в безблагодатные сообщества, исповедующие ложные учения (католичество, протестантизм, экуменизм и проч.), и расколы – гордостные отпадения от Тела Церкви.

Если же говорить о духовной жизни, то «золотой», средний путь ее замечательно предначертал преподобный Амвросий Оптинский в письме к духовной дочери: «От всей души желаю, чтобы ты не уклонялась ни на десную, ни на шуюю, а шла путем средним, царским, который нам указан Самим Царем Царей и Господом господей в животворных Его заповедях, начиная с сих: не гневайтесь, не осуждайте, изми первее бревно из очесе твоего (ср.: Мф. 7, 1, 5), как Он изрек Сам; и также, как учит через Апостола своего: прежде всего прилежну любовь имейте друг к другу (ср.: 1 Петр. 4, 8)».

А чтобы не совратиться с сего богозаповеданного пути спасения, надо молиться Тому, Кто о Себе сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Просить об этом можно как своими словами, так и с помощью известных церковных молитвословий, например – молитвы Вашему Небесному покровителю святому равноапостольному князю Владимиру, где есть такое замечательное прошение: «Умоли премилосердаго Царя Небеснаго, <…> да всадит в сердце наше спасительный страх Cвой, да просветит Cвоею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Cвятыя Церкве…».

 
Источник: Газета «Православный Крест» №161 от 1 сентября 2016 г.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100