Бунт против культуры, порядка, власти: О сущности рок-музыки и церковных либералах, ее оправдывающих
В миллион первый раз слышим мы свидетельство о некоей «особенности» хард-рока. Рок-миссионер о. Сергий (Рыбко) говорит: «В классической музыке нет чего-то, присутствующего в тяжелом роке, в арт-роке: когда небо опускается на землю, касается наших сердец, и уносит их с собой. В рок-музыке есть также что-то неотмирное, что-то, чего не было в этом мире… Погружаясь в рок-музыку, мы проникались духом бунта, который в ней звучал».
Все стороны дискуссии, как любители хард-рока, так и категорические противники подобной музыки, вроде меня грешного, — сам я в прошлом был не просто «любителем», а откровенно диким (почти в прямом смысле) рок-фанатом (см. «Тогда я понял: либо Христос, либо я умираю»: Беседа с Игорем Капрановым, бывшим рок-вокалистом (ВИДЕО)), — так вот, абсолютно все признают, что тяжёлый рок в определённом смысле является особенным и сильно отличается от иной музыки. Поэтому необходимо признать наличие «особенности» в данном явлении за установленный эмпирический факт и далее искать объяснение, где именно лежит эта «особенность», в чём она заключается, что это такое, или уж очень конкретно — как именно звучит «дух бунта» в хард-роке. Дух бунта туда заложен, и там он именно что звучит. Как же он звучит?
Музыка настоящая, «классическая», или лучше сказать академическая, с незапамятных времён от Рамо и до Шнитке, а также современных нам латиноамериканцев: Сальгана, Маркеса, Джинастеры и других, — всё это по своей сути является «культом порядка», то есть музыкальная гармония («порядок») есть предмет интереса музыканта и единственное содержание и цель музыкального произведения.
В хард-роке всё не так. Тяжёлый рок — это «культ бес-порядка»!
Ритм, бывший в прежние времена служебным средством простого масштабирования, игравший сугубо подчинённую роль, становится главным действующим фактором, и всё переворачивается вверх дном. Гармония и порядок оказываются в подчинении у ритма. Тот «прорывается» наверх и разрушает гармонию. Трёхаккордный примитивнейший, но всё же порядочек уничтожается взрывным ритмом, и наступает хаос. В чистом виде мы видим это у Джими Хендрикса, выходца из семейства шаманов вуду (!).
Желающие легко могут убедиться сами. Возьмём такую «композицию», как, например, поистине «программное произведение» Хендрикса «Stone Free». Что в этом «произведении» происходит? А происходит следующее: после двух куплетов, имеющих «порядок» трёх аккордов, начинаются самые главные события, а именно — эти три аккорда отбрасываются, и происходит полное погружение в хаос, и это погружение есть опытное переживание той «свободы», о которой так много написано на сайте. Ритм побеждает гармонию, она приносится в жертву ритму, «кто был ничем, тот станет всем», революция. Бунт против гармонии произошёл, революция свершилась, всякая власть свергнута, и пришла «свобода»!.. (см. Узники «свободы»: Стремление к либерализму и церковному модернизму приводит к тотальной диктатуре греха)
Опытное переживание данной «свободы» — это и есть тот самый «дух бунта». Отсюда содержание и назначение хард-рока — это опытное переживание анархии и протеста против всего, что её сдерживает.
Именно это я, грешный, и испытывал в молодости, когда приходил из школы и, даже не переодевшись, включал Хендрикса и обязательно погромче, чтобы непременно оглушало. Ведь если не оглушает, тогда и «полная свобода» не достигается. Говорю это всё, увы, из личного опыта, от первого лица…
Борьба ритма против гармонии — такова «онтология» хард-рока. Таким образом, это не музыка вообще, это антимузыка, явление, ставящее перед собой совершенно иные задачи, чем те, что ставились столетиями и тысячелетиями. Тут действительно есть то, чего нет больше нигде, — протест против того, что созидалось тысячелетиями, бунт против культуры, порядка, власти и против всего вообще. Бунтарство как таковое.
И это не столько субкультура, сколько антикультура, идущая против культуры вообще. Короче говоря, если «шансон» — это субкультура, то рок — антикультура, ведь в «шансоне» «дух бунта» не звучит…
Поэтому я категорически называю хард-рок антимузыкой. Здесь нет поиска порядка, напротив, есть борьба с любым проявлением порядка и поиск бес-порядка. А уж как можно такую мерзость допускать до церковной ограды — уж извините, у меня вообще никаких слов нет!..
Все стороны дискуссии, как любители хард-рока, так и категорические противники подобной музыки, вроде меня грешного, — сам я в прошлом был не просто «любителем», а откровенно диким (почти в прямом смысле) рок-фанатом (см. «Тогда я понял: либо Христос, либо я умираю»: Беседа с Игорем Капрановым, бывшим рок-вокалистом (ВИДЕО)), — так вот, абсолютно все признают, что тяжёлый рок в определённом смысле является особенным и сильно отличается от иной музыки. Поэтому необходимо признать наличие «особенности» в данном явлении за установленный эмпирический факт и далее искать объяснение, где именно лежит эта «особенность», в чём она заключается, что это такое, или уж очень конкретно — как именно звучит «дух бунта» в хард-роке. Дух бунта туда заложен, и там он именно что звучит. Как же он звучит?
Музыка настоящая, «классическая», или лучше сказать академическая, с незапамятных времён от Рамо и до Шнитке, а также современных нам латиноамериканцев: Сальгана, Маркеса, Джинастеры и других, — всё это по своей сути является «культом порядка», то есть музыкальная гармония («порядок») есть предмет интереса музыканта и единственное содержание и цель музыкального произведения.
В хард-роке всё не так. Тяжёлый рок — это «культ бес-порядка»!
Ритм, бывший в прежние времена служебным средством простого масштабирования, игравший сугубо подчинённую роль, становится главным действующим фактором, и всё переворачивается вверх дном. Гармония и порядок оказываются в подчинении у ритма. Тот «прорывается» наверх и разрушает гармонию. Трёхаккордный примитивнейший, но всё же порядочек уничтожается взрывным ритмом, и наступает хаос. В чистом виде мы видим это у Джими Хендрикса, выходца из семейства шаманов вуду (!).
Желающие легко могут убедиться сами. Возьмём такую «композицию», как, например, поистине «программное произведение» Хендрикса «Stone Free». Что в этом «произведении» происходит? А происходит следующее: после двух куплетов, имеющих «порядок» трёх аккордов, начинаются самые главные события, а именно — эти три аккорда отбрасываются, и происходит полное погружение в хаос, и это погружение есть опытное переживание той «свободы», о которой так много написано на сайте. Ритм побеждает гармонию, она приносится в жертву ритму, «кто был ничем, тот станет всем», революция. Бунт против гармонии произошёл, революция свершилась, всякая власть свергнута, и пришла «свобода»!.. (см. Узники «свободы»: Стремление к либерализму и церковному модернизму приводит к тотальной диктатуре греха)
Опытное переживание данной «свободы» — это и есть тот самый «дух бунта». Отсюда содержание и назначение хард-рока — это опытное переживание анархии и протеста против всего, что её сдерживает.
Именно это я, грешный, и испытывал в молодости, когда приходил из школы и, даже не переодевшись, включал Хендрикса и обязательно погромче, чтобы непременно оглушало. Ведь если не оглушает, тогда и «полная свобода» не достигается. Говорю это всё, увы, из личного опыта, от первого лица…
Борьба ритма против гармонии — такова «онтология» хард-рока. Таким образом, это не музыка вообще, это антимузыка, явление, ставящее перед собой совершенно иные задачи, чем те, что ставились столетиями и тысячелетиями. Тут действительно есть то, чего нет больше нигде, — протест против того, что созидалось тысячелетиями, бунт против культуры, порядка, власти и против всего вообще. Бунтарство как таковое.
И это не столько субкультура, сколько антикультура, идущая против культуры вообще. Короче говоря, если «шансон» — это субкультура, то рок — антикультура, ведь в «шансоне» «дух бунта» не звучит…
Поэтому я категорически называю хард-рок антимузыкой. Здесь нет поиска порядка, напротив, есть борьба с любым проявлением порядка и поиск бес-порядка. А уж как можно такую мерзость допускать до церковной ограды — уж извините, у меня вообще никаких слов нет!..
Владислав Ломанов
Источник: Anti-Rock-Cult
<-назад в раздел