Среда, 18 Июля 2018 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Прп.Нил о послаблениях
Погибель есть скат, по которому всякому легко сбежать в пропасть.
Прп. Нил Мироточивый о послаблениях

Златоуст о врагах
Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими.
Свт. Иоанн Златоуст

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Мой Государь! утихла злоба, а я рыдаю, как мытарь...: Проникновенные Царские стихи наших авторов
Мой Государь! Утихла злоба, / А я рыдаю, как мытарь:
Я не сумел прожить до гроба / Как верный раб, мой Государь…
В судьбе России черным годом / Навек отметил календарь
Когда Ты предан был народом, / Последний Русский Государь!..

Найти свое место в жизни Православия: В Церковь недостаточно ходить – в ней нужно служить
Рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием»...

Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных
...Подлинная радость является в этом мире таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, вникать в ее суть, учиться ей. Прежде всего, наверное, нужно понять, что речь идет не о той радости, не о том эмоциональном возбуждении,...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Афон – это цель для атаки антихристиан: Главный редактор сайта о Святой Горе сегодня
Афон – это цель для атаки антихристиан: Главный редактор сайта о Святой Горе сегодня
Афанасий Зоитакис — историк, главный редактор сайта Agionoros.ru (Святая Гора) и сотрудник одноименного издательства, которое публикует на русском языке книги афонских старцев. В год 1000-летия русского присутствия на Афоне, Зоитакис рассказал, чем живет сегодня Святая Гора, как она противостоит Евросоюзу и верит пророчествам своих старцев.

— Греческая пресса вновь пишет о том, что Евросоюз хочет отменить аватон — древнее правило, которое запрещает доступ женщин на Афон. Насколько снятие аватона возможно сегодня, на ваш взгляд?

— У новости об отмене аватона не было информационного повода. Говоря об этом в очередной раз, в прессе не привели никакой конкретной информации — ни высказываний чиновников, ни каких-то решений Европарламента, ПАСЕ или других организаций. Разговор шел в том духе, что вслед за принятием закона о легализации однополых союзов, в Греции будет проводиться дальнейшая поэтапная дехристианизация — и, возможно, в перспективе одним из ее этапов станет отмена аватона.

Последняя история, связанная с попыткой отменить это древнее правило, датирована началом нулевых годов. Тогда в Европарламенте за отмену высказались 274 депутата, 269 были против и еще 14 человек воздержались. И еще где-то год назад ходили слухи, что якобы «Всемирный совет церквей» проголосовал за снятие аватона, но это оказалось информацией недостоверной.

Фактов, говорящих о том, что отмену аватона готовят в ближайшее время, сейчас нет. Более того, сейчас это невозможно, поскольку приведет к очень большому резонансу и протестам внутри Греции. Статус Афона защищен 105 статьей греческой конституции и целым рядом соглашений между Грецией и ЕС. Юридически земля Афона принадлежит двадцати монастырям — монахи имеют право ограничить право въезда на Святую Гору тем, для кого посчитают это нужным. Вопрос о снятии аватона можно сравнить со следующей ситуацией: у вас есть 3-комнатная квартира, и тут приходит постановление мэрии, что вам нужно подселить к себе еще трех человек.

— А если говорить о долгосрочной перспективе — какова она?

— Конечно, вопрос о снятии аватона рано или поздно поставят на обсуждение. Но до этого нужно демонтировать еще много других вещей в Греции — например, в больницах и в зданиях судов в Греции висят иконы. Постепенно их уже начинают убирать: буквально на днях в богословском факультете университета в Салониках факультета сняли икону Христа со входа и унесли подальше от глаз, на четвертый этаж, несмотря на протесты ряда педагогов и студентов. Процесс секуляризации идет в Европе, и Афон, безусловно, станет целью атаки. Но не сейчас — позже.

— Ряд афонских монастырей получает финансовую помощь Евросоюза в делах реставрации. Насколько они становятся зависимыми от ЕС через это?

— На данный момент, попыток прямого давления, попыток что-то навязать монастырям, не было. Но я не исключаю, что подобное может произойти в будущем.

На самом Афоне на этот счет разные мнения. Например, монастырь Костамонит принципиально отказался от финансовой помощи со стороны ЕС. Они открыто декларировали: мы боимся, мы опасаемся отмены аватона, и не хотим получить от ЕС ни одного цента, чтобы не впасть в зависимость. Другие монастыри угрозы в этом не увидели или посчитали, что она на данный момент неактуальна.

Вопрос этот тесно сопряжен с вопросом отношения к современным технологиям на Афоне. На наших глазах произошла технологическая революция — появились интернет, транспорт, инфрастуктура. На Афоне разные точки зрения на то, как относиться к прогрессу технологий, насколько это совместимо с монашеством и насколько можно воссоздавать монастыри — в той величественной форме и на том технологическом уровне, как это часто происходит сейчас.

На данный момент Кинот искусственно ограничивает развитие транспортной инфраструктуры, асфальтирование, использование транспорта. Во многих монастырях монахи совсем не пользуются интернетом, мобильными телефонами — и, например, те же ученики старца Паисия сегодня ограничиваются минимумом средств: у них даже нет насоса, чтобы качать воду: ее достают вручную, как это делали во все века. Отношение к технологиям осторожное. И такое же оно к вопросу о финансовой помощи ЕС.

— В одной из первых новостей о праздновании 1000-летия русского присутствия на Афоне, говорилось, что губернатор Афона был недоволен этим праздником и поручил Священному Киноту Афона разобраться с этим. Разве светский губернатор на Святой Горе имеет право вмешиваться в монастырские дела?

— Вопрос сложный. С одной стороны, на Афоне действуют законы греческой республики — в отношении уголовного и административного права. Это проявилось, например, в случае с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом, который был арестован в 2011 году якобы за незаконную сделку с недвижимостью.

С другой стороны, обычно государство в таких случаях запрашивает разрешение Священного Кинота — оно не готово идти на резкие действия против монахов. Пример — монастырь Эсфигмен, который сейчас контролируют монахи, отколовшиеся от церковного общения с другими монастырям Афона и другими церквями. Был принят ряд судебных решений о том, что они обязаны освободить монастырь. Но полиция не готова к тому, чтобы насильственно вторгаться в обитель. Более того, государство — при том, что оно осуществляет таможенные функции — не препятствует Эсфигмену сообщаться с внешним миром, в том числе принимать паломников.

По поводу ситуации, о которой говорите вы, нужно сказать — на первом этапе были некоторые трения по поводу празднования. В частности, высказывались претензии, что Россия сама что-то решила проводить на Афоне, не согласовав это с греческими властями и Вселенским Патриархатом, в чьей церковной юрисдикции находится Афон. Сейчас эти вопросы улажены — дано согласие правительство Греции и благословение Константинопольского патриарха. Губернатор Афона не так давно давал местной прессе интервью, где отметил, что за время его администрирования конфликтов и трений между светской властью и Кинотом не было.

— Каков Афон сегодня по соотношению национальностей?

— Большинство монахов — греки и киприоты. На втором месте по численности идут Румыния, Сербия и Россия. Потом, вероятно, Болгария, и есть еще довольно большое количество монахов их европейских стран — Финляндии, Италии, Франции. Представителей Африки и Азии — единицы, их можно назвать экзотикой.

— В прошлом году на форуме известного церковного деятеля развернулась дискуссия о том, что на Афоне действует негласная политика по ограничению присутствия русских. На ваш взгляд, это так?

— Проходила информация о том, что патриарх Константинопольский осторожно смотрит на увеличение числа русских монахов и в целом хочет ограничить количество монахов на Афоне — писал об этом греческий портал «Ромфеа». В целом же игумены на Афоне, по моим наблюдениям, весьма охотно принимают монахов из России — в каждом монастыре есть российские монахи и послушники, часто они занимают видные роли в своих обителях.

Вопрос ограничения русских на Афоне сегодня в первую очередь связан с визовыми препятствиями. Если ты принимаешь постриг на Афоне, то автоматически получаешь греческое гражданство. Но до этого момента нужно еще побыть послушником, и иногда послушничество длится годами. Для этого нужно получать визу, многократную, нетуристическую — иногда рабочую или студенческую, а это не всегда просто.

У людей, которые приняли постриг в России, затем уже поехали на Афон, ситуация еще более сложная. Необходимо оформить очень много документов — для европейцев этот вопрос не стоит.

— В 2011 году, когда арестовали игумена Ефрема Ватопедского, это событие связали, в том числе с его прорусскими симпатиями…

— Само давление на Ватопед было связано с тем, что этот монастырь играл значимую общественную роль, и не всем это нравилось. Ватопед пытался играть консолидирующую роль среди православных, пытался продвигать значение православной традиции и ее защиту — на уровне культурном, политическом, общественном. Это очень активный монастырь, и причины давления на него — недовольство позицией Ватопеда, в том числе, возможно, недовольство и его связями с Россией.

Нужно понимать также, что суверенитет Греции в значительной степени ограничен внешним управлением, а власть находится в руках людей, которые настроены достаточно антицерковно.

— Сегодня, в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, нет опасения, что Афон станет модным трендом в ущерб отечественным монастырям? Еще Серафим Саровский неохотно благословлял поток пожертвований и паломничеств на Афон — говоря о том, что и в России остается много поля для делания.

— Такая тенденция, безусловно, есть — многие едут на Святую Гору из праздного любопытства, рассматривают ее как моду, как вид духовного туризма. Однако Афон — это не то место, где все человеческие планы срабатывают. Я знаю немало случаев, когда человек ехал за легким увеселением, но на Афоне судьба сводила его с такими людьми, что он полностью пересматривал свою жизнь: атеисты становились верующими людьми, а некоторые решали даже остаться на Афоне.

Совет, который можно дать паломникам: если уж едешь на Афон, то там надо жить жизнью, максимально приближенной к монашеской — ходить на богослужения, соблюдать принятый распорядок дня.

— Насколько сами монахи дружелюбны к паломникам?

— Монастыри — разные. Есть обители более молитвенного настроя — это не значит, что они чураются людей, но атмосфера там другая: они больше нацелены на молитвенное правило, на тишину и исихию. А есть обители типа монастыря Дохиар, где ты сразу становишься частью братии: они полностью пускают тебя в свою жизнь — вплоть до того, что какие-то вопросы монастырской жизни игумен обсуждает на трапезе при всех, не боится посторонних ушей. Возникает полое ощущение, что ты — один из братии.

— Русская Православная Церковь подняла вопрос о возможной канонизации русских афонских подвижников Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова). Насколько приветствуют эту инициативу на Афоне?

— Отношение к русским святым на Святой Горе очень трепетное. Все на Афоне знают и почитают Серафима Саровского, Луку Войно-Ясенецкого — почитание последнего в Греции приобрело какой-то невиданный размах: Святитель Лука являлся многим, люди получали от него чудеса исцеления. Вместе с этими подвижниками каждый афонский монах знает имена Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, на Афоне сильно почитание Царской семьи.

Почитание святого Силуана Афонского, который тоже был русским, можно назвать по-настоящему общеафонским. При этом святогорцы чтят и его ученика Софрония (Сахарова) — он еще не прославлен в лике святых, но есть информация, что Константинополь готовит документы по его канонизации. Поэтому отношение к прославлению русских афонитов самое позитивное.

— Как миру узнавать о новых афонских подвижниках? Ведь если бы не отец Софроний (Сахаров), биограф святого Силуана, возможно, мир не узнал бы о нем?

— Это интересная проблема. Я бы сказал, что это всегда происходит по Божьей воле: если Богу угодно, то люди об этом узнают. Потому что сами старцы не хотят, чтобы о них узнали, не хотят этого почитания — вплоть до того, что некоторые завещают себя похоронить в таком месте, где не будет возможностей для паломничества.

В ряде случаев старцы раскрывались сами — после того, как им было явление Господа, призывавшего на какое-то дело. Иногда их «раскрывали» ученики. Но сейчас такое время, что утаить информацию тяжело — есть интернет. Бывает, что человек попадает к какому-то старцу, и почти всегда старец просит о нем не рассказывать — но потом этот человек скажет родственникам, потом кто-то опубликует это в интернете, и вот уже поток паломников растет.

— На июнь 2016 года запланирован «Всеправославный собор». Известно, что в России многие верующие, и в том числе монахи, негативно относятся к этому события – опасаясь, что оно исказит чистоту Православия. Какое отношение к собору на Афоне?

— Отношение осторожное: люди ждут его достаточно. Помимо открытых сопротивленцев, вроде братии монастыря Эсфигмен, опасения по поводу этого события есть у многих, но они пока не выражены в форме открытого противодействия.

К слову, такое же отношение к контактам Предстоятелей Поместных Православных Церквей с католиками — его можно назвать осторожным. Нет сомнений, что если Вселенский патриарх предпримет какие-то шаги, которые покажутся афонитам противоречащими традиции, то ответом на это станет соборный общеафонский документ, реакция всего Афона.

— Известны пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия о будущем освобождении Константинополя. Какое значение придает им Афон — насколько пророчества вплетены в жизнь Святой Горы?

— Значение этим словам придают самое серьезное — безусловно, они авторитетны для монахов, монахи часто ссылаются на них. Другой вопрос, что это не делают главным содержанием жизни, не охватываются паникой, не находятся в нервном смущении или ожидании. Все зависит от Бога, поэтому пророчества и знание о грядущих испытаниях на Афоне воспринимают в первую очередь как повод для усиления молитв.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Важнейшее антиэкуменическое событие ХХ века: К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

70 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных Православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным...


Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Самое тягчайшее преступление всемирной истории: Мистический смысл убийства Царской Семьи

Убийство Царя Николая II и его Семьи – самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории. Силы, которые замыслили и осуществили его, покушались не просто на личную жизнь Русского Царя, его Супруги и Детей, а на мировой порядок, заповеданный человечеству Иисусом Христом…


В Царской Семье – подвиг всех Новомучеников: Беседа с прот. Александром Ковтуном о Русской Голгофе

...Чтобы быть настоящим патриотом, нужно видеть правду Божию, нужно отказаться от заблуждений, своих грехов и страстей, и объединиться вокруг святынь. Этого враг и боится, поэтому и наносится его силами удар по Царской Семье как главной духовной скрепе. Смотрите, сейчас 100-летие кончины Царственных Мучеников, но публично не затрагиваются самые ключевые вопросы, разъяснение которых могло бы развязать диавольский гордиев узел наших проблем...


Государев служка: О. Андрей Логвинов об уроках от Царя, Кронштадтского пастыря и Апостола Любви

– «Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома – Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя – так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем…». – «Во всем этом – исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной...»


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100