Воскресенье, 9 Августа 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Прп. Никодим Святогорец о католиках
Латиняне являются многочисленными еретиками.
Прп. Никодим Святогорец о католиках

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Антипатриотические и иконоборческие взгляды: О еретической идеологии уранополитизма
Антипатриотические и иконоборческие взгляды: О еретической идеологии уранополитизма
В статье «Уранополитам о святосаввском национализме», опубликованной на этом сайте в прошлом году, я говорил о псевдоправославной идеологии т.н. уранополитизма. Согласно этой идеологии, у христианина есть только одно отечество – на небесах, и потому патриотизм является противоречащим христианству. Термин этот ввел убиенный священник Даниил Сысоев. Так, он заявил: «Служение Родине, как это понимают патриоты – есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца» [1]. Уранополиты, последователи о. Даниила Сысоева, развивают его заблуждения. Например, иерей Алексей Шляпин в статье «Православие и патриотизм», опубликованной на сайте «Православный взгляд» (руководитель Дмитрий Цорионов, он же Энтео), заявляет без всяких обиняков: «На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания» [2].

Так, на сайте «Уранополитизм» в статье «Патриотизм и ОСК РПЦ» заявляется: «Фраза из ОСК гласящая, что "Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру" не находит подтверждения ни в Библии, ни в Священном Предании Церкви. Она и в ОСК, по-сути, никак не аргументирована (если не считать вырезанные из контекста фразы святого Иоанна Кронштадтского, который куда более часто и явно выражал чисто уранополитические идеи). Христианам заповедано любить Бога и ближнего (Мф.22:37-39). Это самые главные заповеди, данные в обязательном порядке для всех Христиан. Нигде, в Библии, не сказано, что нужно любить земное отечество. В Библии нет такого обязательства»[3].

Критикуемое уранополитами положение «Основ социальной концепции РПЦ» на самом деле звучит так: «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам»[4].

Надеюсь, большинство читателей поняло, что любовь к Отечеству здесь – это одна из форм любви к ближнему, прямой заповеди Спасителя? (Не говорю – главной или единственной). Об этом неоднократно указывалось уранополитам, но они упорно стоят на своем.

Я, конечно, понимаю, что ближний – это не только соотечественник. Любовь к ближнему может проявляться и по отношению к человеку иного гражданства и национальности (и вероисповедания тоже). Ближний – это тот человек, который находится рядом. Но чаще всего рядом находится все-таки соотечественник. Патриотизм – всего лишь одна из форм служения ближнему, никто и не утверждает, что единственная. Цитат святых в пользу этого утверждения можно привести предостаточно [См. мою подборку «Христианский патриотизм в учении Церкви: Цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме»].

Три года назад разгорелась полемика между уранополитами и сторонниками христианского патриотизма. В ней принял участие священник Димитрий Шишкин, написав статью «Ещё раз о любви к земному отечеству». В числе прочего им была высказана следующая мысль: «Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина. И в этом смысле помянутый уранополитизм сроднен ереси иконоборчества» [5]. Эта мысль иерея Димитрия Шишкина вызвала у уранополитов негодование. Им показалось кощунственным то, что о. Димитрий назвал земное отечество иконой Небесного.

Открыто, в «печати», они почему-то не стали выступать с критикой, а вот на форумах это негодование прозвучало. Характерно следующее утверждение, высказанное в Живом Журнале неким уранополитом в его заметке «Отечество земное не является иконой Отечества Небесного»: «Прочитал статью какого-то священника Шишкина против уранополитизма (христианства), который отстаивал свщмч. Даниил Сысоев, и был сражён наповал. Интересно, ну когда же прекратится уже эта безграмотная и кощунственная апология патриотизма?! Иконой Небесного Отечества может быть только Церковь земная, где люди рождаются в новую жизнь, где о них заботятся духовные отцы, и вообще всё в ней соответствует Небесным реалиям».

Однако, на мой взгляд, ничего кощунственного в сравнении о. Димитрия Шишкина нет. Ведь никому не кажется кощунственным то, что любой человек (необязательно святой подвижник) – образ Божий (а икона в переводе с греч. – образ). Что же кощунственного в именовании земного отечества образом Небесного? Пусть даже если это и неверно.

Может быть, уранополитам покажется кощунственной мысль преп. Максима Грека о том, что земной царь являет собой образ Царя Небесного? – В «Послании к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу» этот святой пишет: «…царь есть не что иное, как живой и видимый, то есть, одушевленный образ Самого Царя Небесного, как сказал и некоторый еллинский философ одному царю, говоря: „получив в управление царство, будь достоин сего, ибо царь есть одушевленный, то есть, живой образ Божьи"» [6].

Хотя человек вообще – образ Божий, но тут речь именно о царе (земном) как образе Царя Небесного. По логике, если царь земной есть образ Царя Небесного, то и вверенное ему земное отечество можно назвать образом Отечества Небесного. Так что мысль преп. Максима Грека, вполне подтверждает, казалось бы, спорную мысль иерея Димитрия. Я, конечно, понимаю, что у нас – не православная монархия, но ведь и образ Божий в человеке остается образом Божиим, даже если он и искажен грехом.

Очень близка к этому мысль святого Иоанна Кронштадского: «Многоразличная земная служба наша царю и отечеству есть образ главного, долженствующего продолжиться вечно, служения нашего Царю Небесному. Ему-то прежде всего мы обязаны верно служить, как истые рабы Его по творению, искуплению и промышлению. Думают ли об этом слуги земного отечества? А надобно думать. Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах. О мале был еси верен: над многими тя поставлю [Мф. 25, 21]» [7].

Если служба царю и отечеству по святому Иоанну – это образ служения долженствующему продолжаться вечно служения Небесному Царю, то почему бы не назвать земное отечество образом Небесного Отечества?

Но еще более мысль иерея Димитрия похожа на мысль св. Филарета Московского: «Бог, по Образу Своего Небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по Образу Своего вседержительства - Царя самодержавного; по Образу Своего Царства, непреходящаго - дал царство земное, и царя наследственнаго. О, если бы все цари земные довольно внимали своему небесному достоинству, и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли, требуемые от них, богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Всё, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного» [8].

Т.е. святитель явно указывает на то, что царство земное – есть образ Небесного, и это устроено Самим Богом. Но не все народы разумеют «небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному».

А вслед за этим сразу же идет: «Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. «Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего» (Откр.3:11). Сохраняй, и продолжай украшать Твой светлый венец, непрерывно подвизаясь совершеннее исполнять венцедательныя заповеди: «Бога бойтеся, Царя чтите».

Что бы видим из этой мысли святителя? – Во-первых, то, что он назвал Россию образом небесного царства: «Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов». Хотя тем, кто хоть немного знаком с историей, должно быть известно, что в России в ту эпоху (как и в другие, собственно), далеко не все было гладко, и думаю, что святитель это тоже сознавал. Конечно, на это могут возразить, что тогда все же была православная монархия. Но из мысли святителя получается, что и другие царства и народы имеют участие, хотя и меньшее. Почему меньшее? Очевидно, по причине отсутствия у них православного государя. И все же, несмотря на это, имеют!

Так что и нынешняя Россия, если следовать мысли святителя, является образом Небесного царства, несмотря на то, что у нас сейчас совсем другое устроение, чем во времена святителя.

Я не буду настаивать на верности мысли иерея Димитрия Шишкина о том, что земное отечество – икона Небесного, поскольку защищаю патриотизм несколько с других позиций (они обозначены в начале этой статьи). Просто, на мой взгляд, она имеет право на существование, и я как мог, попытался это обосновать. Никакой ереси (как утверждали уранополиты) здесь нет. А вот мысль о. Димитрия о том, что уранополитизм сродни иконоборческой ереси, я вполне разделяю, потому, что уранополиты обвиняют сторонников христианского патриотизма в идолопоклонстве точно так же, как иконоборцы обвиняли в этом православных христиан, почитающих иконы. Тот же упомянутый выше иерей Алексей Шляпин в своем уранополитическом «катехизисе» пишет: «Слово Божие прямо запрещает служить чему бы то ни было и кому бы то ни было кроме Бога: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи..." (Втор. 6, 13). "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4, 10). Т. о., служение "родине" или "отечеству" или России или государству – это идолослужение» [9]. Это вполне совпадает с «логикой» иконоборцев, коих обличает преп. Иоанн Дамаскин: «Но, говорят, Бог сказал через законодателя Моисея: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи" (Втор.6:13)...» [10].

О том, что служение ближним заповедано Самим Христом, знает каждый. А патриотизм как служение Отечеству есть одна из форм такового служения, о чём и говорили многие наши святые.

Тимур (Сергий) Давлетшин
(публикуется с незначительной правкой)

Ссылки:
1.​ Сысоев Даниил, священник. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html
2.​ Иерей Алексий Шляпин. Православие и патриотизм. http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/
3.​ https://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/osk/
4.​ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация.
5.​ Иерей Димитрий Шишкин. «Ещё раз о любви к земному отечеству». http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61767.htm
6.​ Преп. Максим Грек. Слово 28. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу.
7.​ Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Слово 414/
8.​ Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича.
9.​ Доклад «Христианство и патриотизм». Иерей Алексей Шляпин. https://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/dokladmojaisk/
10.​ Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


Анализ возможной угрозы российским национальным интересам, нарушения целостности медицинского и эпидемиологического суверенитета

При участии России в мероприятиях ВОЗ под эгидой глобального координационного механизма (gcm) ВОЗ, координируемого и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтсов... В ответ на запрос общественной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Минздрав России письмом от 20.05.2020 года № 21-2/0312 подтвердил факт взаимодействия Минздрав России с Б. Гейтсом и связанной с ним организацией Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Бой у станицы Кущёвской

В славной истории российского казачества одной из самых ярких страниц является бой у станицы Кущёвской, произошедший 2 августа 1942 года. Это была крупнейшая классическая атака в конном строю Второй мировой войны и блестящая тактическая победа, остановившая на несколько дней продвижение немецких войск на Кавказ. Однако в многочисленных современных публикациях сейчас очень трудно найти сколько-нибудь последовательное, а главное, правдоподобное, описание всего сражения.


Три крещения Руси

Учёные много спорили о достоверности летописного известия о «призвании варягов». Было ли оно в действительности, сказать трудно, да и не в этом дело, ибо сам факт появления в середине IX века на Русской земле новых государственных образований не подлежит сомнению. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности.


Громкая читка (продолжение)

В общем, я вернулся в свою комнату, сел за стол и понял, что не напишу ни строчки. Даже не из-за Сергея. Что-то сразу не пошло у меня. Может, оттого, что встретились несколько знаменитостей. И пришлось поздороваться. Тут уже я сам вспомнил, не анекдот, а историческую быль: Павел I пригласил Державина на приём в дворцовую библиотеку и, указывая на бесчисленные шкафы с книгами, сказал: «Вот ведь Гавриил Романович, сколько уже написано, а всё пишут и пишут». Что Державин ответил, не знаю. Наверное, вроде того, что...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100