Суббота, 24 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Прп.Паисий о диктатуре +

Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают - все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол?

Прп. Паисий Святогорец

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

свт. Игнатий о врагах России
Европейские народы всегда завидовали России и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее они будут следовать той же системе. Но Велик русский Бог! Молить нужно Великого Бога, чтобы Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Антипатриотические и иконоборческие взгляды: О еретической идеологии уранополитизма
Антипатриотические и иконоборческие взгляды: О еретической идеологии уранополитизма
В статье «Уранополитам о святосаввском национализме», опубликованной на этом сайте в прошлом году, я говорил о псевдоправославной идеологии т.н. уранополитизма. Согласно этой идеологии, у христианина есть только одно отечество – на небесах, и потому патриотизм является противоречащим христианству. Термин этот ввел убиенный священник Даниил Сысоев. Так, он заявил: «Служение Родине, как это понимают патриоты – есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца» [1]. Уранополиты, последователи о. Даниила Сысоева, развивают его заблуждения. Например, иерей Алексей Шляпин в статье «Православие и патриотизм», опубликованной на сайте «Православный взгляд» (руководитель Дмитрий Цорионов, он же Энтео), заявляет без всяких обиняков: «На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания» [2].

Так, на сайте «Уранополитизм» в статье «Патриотизм и ОСК РПЦ» заявляется: «Фраза из ОСК гласящая, что "Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру" не находит подтверждения ни в Библии, ни в Священном Предании Церкви. Она и в ОСК, по-сути, никак не аргументирована (если не считать вырезанные из контекста фразы святого Иоанна Кронштадтского, который куда более часто и явно выражал чисто уранополитические идеи). Христианам заповедано любить Бога и ближнего (Мф.22:37-39). Это самые главные заповеди, данные в обязательном порядке для всех Христиан. Нигде, в Библии, не сказано, что нужно любить земное отечество. В Библии нет такого обязательства»[3].

Критикуемое уранополитами положение «Основ социальной концепции РПЦ» на самом деле звучит так: «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам»[4].

Надеюсь, большинство читателей поняло, что любовь к Отечеству здесь – это одна из форм любви к ближнему, прямой заповеди Спасителя? (Не говорю – главной или единственной). Об этом неоднократно указывалось уранополитам, но они упорно стоят на своем.

Я, конечно, понимаю, что ближний – это не только соотечественник. Любовь к ближнему может проявляться и по отношению к человеку иного гражданства и национальности (и вероисповедания тоже). Ближний – это тот человек, который находится рядом. Но чаще всего рядом находится все-таки соотечественник. Патриотизм – всего лишь одна из форм служения ближнему, никто и не утверждает, что единственная. Цитат святых в пользу этого утверждения можно привести предостаточно [См. мою подборку «Христианский патриотизм в учении Церкви: Цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме»].

Три года назад разгорелась полемика между уранополитами и сторонниками христианского патриотизма. В ней принял участие священник Димитрий Шишкин, написав статью «Ещё раз о любви к земному отечеству». В числе прочего им была высказана следующая мысль: «Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина. И в этом смысле помянутый уранополитизм сроднен ереси иконоборчества» [5]. Эта мысль иерея Димитрия Шишкина вызвала у уранополитов негодование. Им показалось кощунственным то, что о. Димитрий назвал земное отечество иконой Небесного.

Открыто, в «печати», они почему-то не стали выступать с критикой, а вот на форумах это негодование прозвучало. Характерно следующее утверждение, высказанное в Живом Журнале неким уранополитом в его заметке «Отечество земное не является иконой Отечества Небесного»: «Прочитал статью какого-то священника Шишкина против уранополитизма (христианства), который отстаивал свщмч. Даниил Сысоев, и был сражён наповал. Интересно, ну когда же прекратится уже эта безграмотная и кощунственная апология патриотизма?! Иконой Небесного Отечества может быть только Церковь земная, где люди рождаются в новую жизнь, где о них заботятся духовные отцы, и вообще всё в ней соответствует Небесным реалиям».

Однако, на мой взгляд, ничего кощунственного в сравнении о. Димитрия Шишкина нет. Ведь никому не кажется кощунственным то, что любой человек (необязательно святой подвижник) – образ Божий (а икона в переводе с греч. – образ). Что же кощунственного в именовании земного отечества образом Небесного? Пусть даже если это и неверно.

Может быть, уранополитам покажется кощунственной мысль преп. Максима Грека о том, что земной царь являет собой образ Царя Небесного? – В «Послании к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу» этот святой пишет: «…царь есть не что иное, как живой и видимый, то есть, одушевленный образ Самого Царя Небесного, как сказал и некоторый еллинский философ одному царю, говоря: „получив в управление царство, будь достоин сего, ибо царь есть одушевленный, то есть, живой образ Божьи"» [6].

Хотя человек вообще – образ Божий, но тут речь именно о царе (земном) как образе Царя Небесного. По логике, если царь земной есть образ Царя Небесного, то и вверенное ему земное отечество можно назвать образом Отечества Небесного. Так что мысль преп. Максима Грека, вполне подтверждает, казалось бы, спорную мысль иерея Димитрия. Я, конечно, понимаю, что у нас – не православная монархия, но ведь и образ Божий в человеке остается образом Божиим, даже если он и искажен грехом.

Очень близка к этому мысль святого Иоанна Кронштадского: «Многоразличная земная служба наша царю и отечеству есть образ главного, долженствующего продолжиться вечно, служения нашего Царю Небесному. Ему-то прежде всего мы обязаны верно служить, как истые рабы Его по творению, искуплению и промышлению. Думают ли об этом слуги земного отечества? А надобно думать. Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах. О мале был еси верен: над многими тя поставлю [Мф. 25, 21]» [7].

Если служба царю и отечеству по святому Иоанну – это образ служения долженствующему продолжаться вечно служения Небесному Царю, то почему бы не назвать земное отечество образом Небесного Отечества?

Но еще более мысль иерея Димитрия похожа на мысль св. Филарета Московского: «Бог, по Образу Своего Небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по Образу Своего вседержительства - Царя самодержавного; по Образу Своего Царства, непреходящаго - дал царство земное, и царя наследственнаго. О, если бы все цари земные довольно внимали своему небесному достоинству, и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли, требуемые от них, богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Всё, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного» [8].

Т.е. святитель явно указывает на то, что царство земное – есть образ Небесного, и это устроено Самим Богом. Но не все народы разумеют «небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному».

А вслед за этим сразу же идет: «Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. «Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего» (Откр.3:11). Сохраняй, и продолжай украшать Твой светлый венец, непрерывно подвизаясь совершеннее исполнять венцедательныя заповеди: «Бога бойтеся, Царя чтите».

Что бы видим из этой мысли святителя? – Во-первых, то, что он назвал Россию образом небесного царства: «Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов». Хотя тем, кто хоть немного знаком с историей, должно быть известно, что в России в ту эпоху (как и в другие, собственно), далеко не все было гладко, и думаю, что святитель это тоже сознавал. Конечно, на это могут возразить, что тогда все же была православная монархия. Но из мысли святителя получается, что и другие царства и народы имеют участие, хотя и меньшее. Почему меньшее? Очевидно, по причине отсутствия у них православного государя. И все же, несмотря на это, имеют!

Так что и нынешняя Россия, если следовать мысли святителя, является образом Небесного царства, несмотря на то, что у нас сейчас совсем другое устроение, чем во времена святителя.

Я не буду настаивать на верности мысли иерея Димитрия Шишкина о том, что земное отечество – икона Небесного, поскольку защищаю патриотизм несколько с других позиций (они обозначены в начале этой статьи). Просто, на мой взгляд, она имеет право на существование, и я как мог, попытался это обосновать. Никакой ереси (как утверждали уранополиты) здесь нет. А вот мысль о. Димитрия о том, что уранополитизм сродни иконоборческой ереси, я вполне разделяю, потому, что уранополиты обвиняют сторонников христианского патриотизма в идолопоклонстве точно так же, как иконоборцы обвиняли в этом православных христиан, почитающих иконы. Тот же упомянутый выше иерей Алексей Шляпин в своем уранополитическом «катехизисе» пишет: «Слово Божие прямо запрещает служить чему бы то ни было и кому бы то ни было кроме Бога: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи..." (Втор. 6, 13). "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4, 10). Т. о., служение "родине" или "отечеству" или России или государству – это идолослужение» [9]. Это вполне совпадает с «логикой» иконоборцев, коих обличает преп. Иоанн Дамаскин: «Но, говорят, Бог сказал через законодателя Моисея: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи" (Втор.6:13)...» [10].

О том, что служение ближним заповедано Самим Христом, знает каждый. А патриотизм как служение Отечеству есть одна из форм такового служения, о чём и говорили многие наши святые.

Тимур (Сергий) Давлетшин
(публикуется с незначительной правкой)

Ссылки:
1.​ Сысоев Даниил, священник. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html
2.​ Иерей Алексий Шляпин. Православие и патриотизм. http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/
3.​ https://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/osk/
4.​ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация.
5.​ Иерей Димитрий Шишкин. «Ещё раз о любви к земному отечеству». http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61767.htm
6.​ Преп. Максим Грек. Слово 28. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу.
7.​ Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Слово 414/
8.​ Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича.
9.​ Доклад «Христианство и патриотизм». Иерей Алексей Шляпин. https://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/dokladmojaisk/
10.​ Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100