Воскресенье, 15 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.
Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Антипатриотические и иконоборческие взгляды: О еретической идеологии уранополитизма
Антипатриотические и иконоборческие взгляды: О еретической идеологии уранополитизма
В статье «Уранополитам о святосаввском национализме», опубликованной на этом сайте в прошлом году, я говорил о псевдоправославной идеологии т.н. уранополитизма. Согласно этой идеологии, у христианина есть только одно отечество – на небесах, и потому патриотизм является противоречащим христианству. Термин этот ввел убиенный священник Даниил Сысоев. Так, он заявил: «Служение Родине, как это понимают патриоты – есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца» [1]. Уранополиты, последователи о. Даниила Сысоева, развивают его заблуждения. Например, иерей Алексей Шляпин в статье «Православие и патриотизм», опубликованной на сайте «Православный взгляд» (руководитель Дмитрий Цорионов, он же Энтео), заявляет без всяких обиняков: «На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания» [2].

Так, на сайте «Уранополитизм» в статье «Патриотизм и ОСК РПЦ» заявляется: «Фраза из ОСК гласящая, что "Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру" не находит подтверждения ни в Библии, ни в Священном Предании Церкви. Она и в ОСК, по-сути, никак не аргументирована (если не считать вырезанные из контекста фразы святого Иоанна Кронштадтского, который куда более часто и явно выражал чисто уранополитические идеи). Христианам заповедано любить Бога и ближнего (Мф.22:37-39). Это самые главные заповеди, данные в обязательном порядке для всех Христиан. Нигде, в Библии, не сказано, что нужно любить земное отечество. В Библии нет такого обязательства»[3].

Критикуемое уранополитами положение «Основ социальной концепции РПЦ» на самом деле звучит так: «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам»[4].

Надеюсь, большинство читателей поняло, что любовь к Отечеству здесь – это одна из форм любви к ближнему, прямой заповеди Спасителя? (Не говорю – главной или единственной). Об этом неоднократно указывалось уранополитам, но они упорно стоят на своем.

Я, конечно, понимаю, что ближний – это не только соотечественник. Любовь к ближнему может проявляться и по отношению к человеку иного гражданства и национальности (и вероисповедания тоже). Ближний – это тот человек, который находится рядом. Но чаще всего рядом находится все-таки соотечественник. Патриотизм – всего лишь одна из форм служения ближнему, никто и не утверждает, что единственная. Цитат святых в пользу этого утверждения можно привести предостаточно [См. мою подборку «Христианский патриотизм в учении Церкви: Цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме»].

Три года назад разгорелась полемика между уранополитами и сторонниками христианского патриотизма. В ней принял участие священник Димитрий Шишкин, написав статью «Ещё раз о любви к земному отечеству». В числе прочего им была высказана следующая мысль: «Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина. И в этом смысле помянутый уранополитизм сроднен ереси иконоборчества» [5]. Эта мысль иерея Димитрия Шишкина вызвала у уранополитов негодование. Им показалось кощунственным то, что о. Димитрий назвал земное отечество иконой Небесного.

Открыто, в «печати», они почему-то не стали выступать с критикой, а вот на форумах это негодование прозвучало. Характерно следующее утверждение, высказанное в Живом Журнале неким уранополитом в его заметке «Отечество земное не является иконой Отечества Небесного»: «Прочитал статью какого-то священника Шишкина против уранополитизма (христианства), который отстаивал свщмч. Даниил Сысоев, и был сражён наповал. Интересно, ну когда же прекратится уже эта безграмотная и кощунственная апология патриотизма?! Иконой Небесного Отечества может быть только Церковь земная, где люди рождаются в новую жизнь, где о них заботятся духовные отцы, и вообще всё в ней соответствует Небесным реалиям».

Однако, на мой взгляд, ничего кощунственного в сравнении о. Димитрия Шишкина нет. Ведь никому не кажется кощунственным то, что любой человек (необязательно святой подвижник) – образ Божий (а икона в переводе с греч. – образ). Что же кощунственного в именовании земного отечества образом Небесного? Пусть даже если это и неверно.

Может быть, уранополитам покажется кощунственной мысль преп. Максима Грека о том, что земной царь являет собой образ Царя Небесного? – В «Послании к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу» этот святой пишет: «…царь есть не что иное, как живой и видимый, то есть, одушевленный образ Самого Царя Небесного, как сказал и некоторый еллинский философ одному царю, говоря: „получив в управление царство, будь достоин сего, ибо царь есть одушевленный, то есть, живой образ Божьи"» [6].

Хотя человек вообще – образ Божий, но тут речь именно о царе (земном) как образе Царя Небесного. По логике, если царь земной есть образ Царя Небесного, то и вверенное ему земное отечество можно назвать образом Отечества Небесного. Так что мысль преп. Максима Грека, вполне подтверждает, казалось бы, спорную мысль иерея Димитрия. Я, конечно, понимаю, что у нас – не православная монархия, но ведь и образ Божий в человеке остается образом Божиим, даже если он и искажен грехом.

Очень близка к этому мысль святого Иоанна Кронштадского: «Многоразличная земная служба наша царю и отечеству есть образ главного, долженствующего продолжиться вечно, служения нашего Царю Небесному. Ему-то прежде всего мы обязаны верно служить, как истые рабы Его по творению, искуплению и промышлению. Думают ли об этом слуги земного отечества? А надобно думать. Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах. О мале был еси верен: над многими тя поставлю [Мф. 25, 21]» [7].

Если служба царю и отечеству по святому Иоанну – это образ служения долженствующему продолжаться вечно служения Небесному Царю, то почему бы не назвать земное отечество образом Небесного Отечества?

Но еще более мысль иерея Димитрия похожа на мысль св. Филарета Московского: «Бог, по Образу Своего Небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по Образу Своего вседержительства - Царя самодержавного; по Образу Своего Царства, непреходящаго - дал царство земное, и царя наследственнаго. О, если бы все цари земные довольно внимали своему небесному достоинству, и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли, требуемые от них, богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Всё, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного» [8].

Т.е. святитель явно указывает на то, что царство земное – есть образ Небесного, и это устроено Самим Богом. Но не все народы разумеют «небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному».

А вслед за этим сразу же идет: «Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. «Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего» (Откр.3:11). Сохраняй, и продолжай украшать Твой светлый венец, непрерывно подвизаясь совершеннее исполнять венцедательныя заповеди: «Бога бойтеся, Царя чтите».

Что бы видим из этой мысли святителя? – Во-первых, то, что он назвал Россию образом небесного царства: «Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов». Хотя тем, кто хоть немного знаком с историей, должно быть известно, что в России в ту эпоху (как и в другие, собственно), далеко не все было гладко, и думаю, что святитель это тоже сознавал. Конечно, на это могут возразить, что тогда все же была православная монархия. Но из мысли святителя получается, что и другие царства и народы имеют участие, хотя и меньшее. Почему меньшее? Очевидно, по причине отсутствия у них православного государя. И все же, несмотря на это, имеют!

Так что и нынешняя Россия, если следовать мысли святителя, является образом Небесного царства, несмотря на то, что у нас сейчас совсем другое устроение, чем во времена святителя.

Я не буду настаивать на верности мысли иерея Димитрия Шишкина о том, что земное отечество – икона Небесного, поскольку защищаю патриотизм несколько с других позиций (они обозначены в начале этой статьи). Просто, на мой взгляд, она имеет право на существование, и я как мог, попытался это обосновать. Никакой ереси (как утверждали уранополиты) здесь нет. А вот мысль о. Димитрия о том, что уранополитизм сродни иконоборческой ереси, я вполне разделяю, потому, что уранополиты обвиняют сторонников христианского патриотизма в идолопоклонстве точно так же, как иконоборцы обвиняли в этом православных христиан, почитающих иконы. Тот же упомянутый выше иерей Алексей Шляпин в своем уранополитическом «катехизисе» пишет: «Слово Божие прямо запрещает служить чему бы то ни было и кому бы то ни было кроме Бога: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи..." (Втор. 6, 13). "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4, 10). Т. о., служение "родине" или "отечеству" или России или государству – это идолослужение» [9]. Это вполне совпадает с «логикой» иконоборцев, коих обличает преп. Иоанн Дамаскин: «Но, говорят, Бог сказал через законодателя Моисея: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи" (Втор.6:13)...» [10].

О том, что служение ближним заповедано Самим Христом, знает каждый. А патриотизм как служение Отечеству есть одна из форм такового служения, о чём и говорили многие наши святые.

Тимур (Сергий) Давлетшин
(публикуется с незначительной правкой)

Ссылки:
1.​ Сысоев Даниил, священник. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html
2.​ Иерей Алексий Шляпин. Православие и патриотизм. http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/
3.​ https://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/osk/
4.​ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация.
5.​ Иерей Димитрий Шишкин. «Ещё раз о любви к земному отечеству». http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61767.htm
6.​ Преп. Максим Грек. Слово 28. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу.
7.​ Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Слово 414/
8.​ Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича.
9.​ Доклад «Христианство и патриотизм». Иерей Алексей Шляпин. https://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/dokladmojaisk/
10.​ Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100