«Всеправославный собор» без православных: Греческий митрополит послал обращение к Св. Синоду против экуменического собора
Митрополит Пирейский Серафим направил Священному Синоду Элладской Православной Церкви послание, посвященное грядущему «Всеправославному собору». Приводим основные положения этого документа, в котором, к сожалению, архиерей, обличая экуменическую подоплеку собора, не упоминает о важности рассмотрения снятого вопроса о календаре с целью возвращения на святоотеческий юлианский всех Поместных Церквей (Греческая Церковь в начале 20 века приняла папский новый стиль).
«Невиданным нововведением», безпрецедентным для двухтысячелетней истории Церкви является решение, в соответствии с которым каждая Поместная Церковь будет представлена на соборе 24 архиереями. Во Вселенских Соборах всегда принимало участие «возможно большее число епископов». Практика, когда некоторые Церкви были представлены своими представителями, имела место в случае, если они не могли прибыть на Собор по тем или иным причинам.
В соответствии с православной экклезиологией, каждый епископ, управляющий даже самой маленькой епархией, представляет свою паству и является живым участником Вселенской Церкви. Не приглашение на «Всеправославный собор» всех епископов лишает возможности выразить мнение полноты Церкви, чего, по всей видимости, хотят организаторы собора.
В заседаниях Вселенских соборов прежде принимали участие представители низшего духовенства, монашествующие и миряне. Не будет преувеличением назвать грядущий собор «Всеправославным собором» без православных. Очевидно, что противоречащим традиции решением о представительском принципе организации собора избегается вероятность того, что некоторые епископы выскажутся против решений собора, если они будут представлять собой ревизию Предания.
Совершенно необоснованным является утверждение Вселенского патриарха Варфоломея, в соответствии с которым Православная Церковь может именовать предстоящий собор только Всеправославным, а не Вселенским, так как в нем не будет участвовать Римокатолическая «церковь». Отпадение еретиков от Церкви нисколько не умаляет ее вселенского характера.
Выражаю свое несогласие с принципом «одна Поместная Церковь – один голос». Правом голоса должен обладать каждый епископ, принимающий участие в работе Собора.
Подробному разбору и критике следует подвергнуть проект документа «Всеправославного собора», принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
В этом тексте ничего не сказано о ересях и заблуждениях, словно бы они прекратили появляться в истории Церкви после восьмого века. В то время, как Вселенские Соборы занимались разбором и соборным осуждением различных заблуждений, «Всеправославный собор» не наследует подобный принцип.
В 22-м параграфе этого документа говорится: «Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры».
Данное положение создает впечатление, что грядущий «Всеправославный собор» стремится предрешить непогрешимость принятых на нем решений. Утверждение, согласно которому сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры, не учитывает исторического факта: в Православной Церкви последним критерием истины является догматическое самосознание членов Церкви. Именно поэтому некоторые соборы, проводившиеся как вселенские, были признаны разбойничьими и незаконными.
Выражаю несогласие с решением Предстоятелей пригласить на «Всеправославный собор» в качестве наблюдателей католиков, монофизитов и протестантов. За двухтысячелетнюю историю Церкви на Поместных и Вселенских Соборах никогда не было инославных «наблюдателей». Эта практика имела место только на первом и втором Ватиканских соборах Католической «церкви». Допустимо ли, чтобы «Всеправославный собор» брал за образец папские практики?
Прежде еретиков приглашали на Вселенские соборы не в качестве «наблюдателей», а в качестве ответчиков, для того, чтобы они принесли покаяние. Если же они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, их отлучали от Церкви и изгоняли с заседаний Собора. Присутствие инославных на «Всеправославном соборе» узаконивает заблуждение и ересь и фактически подрывает авторитет Собора.
«Невиданным нововведением», безпрецедентным для двухтысячелетней истории Церкви является решение, в соответствии с которым каждая Поместная Церковь будет представлена на соборе 24 архиереями. Во Вселенских Соборах всегда принимало участие «возможно большее число епископов». Практика, когда некоторые Церкви были представлены своими представителями, имела место в случае, если они не могли прибыть на Собор по тем или иным причинам.
В соответствии с православной экклезиологией, каждый епископ, управляющий даже самой маленькой епархией, представляет свою паству и является живым участником Вселенской Церкви. Не приглашение на «Всеправославный собор» всех епископов лишает возможности выразить мнение полноты Церкви, чего, по всей видимости, хотят организаторы собора.
В заседаниях Вселенских соборов прежде принимали участие представители низшего духовенства, монашествующие и миряне. Не будет преувеличением назвать грядущий собор «Всеправославным собором» без православных. Очевидно, что противоречащим традиции решением о представительском принципе организации собора избегается вероятность того, что некоторые епископы выскажутся против решений собора, если они будут представлять собой ревизию Предания.
Совершенно необоснованным является утверждение Вселенского патриарха Варфоломея, в соответствии с которым Православная Церковь может именовать предстоящий собор только Всеправославным, а не Вселенским, так как в нем не будет участвовать Римокатолическая «церковь». Отпадение еретиков от Церкви нисколько не умаляет ее вселенского характера.
Выражаю свое несогласие с принципом «одна Поместная Церковь – один голос». Правом голоса должен обладать каждый епископ, принимающий участие в работе Собора.
Подробному разбору и критике следует подвергнуть проект документа «Всеправославного собора», принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
В этом тексте ничего не сказано о ересях и заблуждениях, словно бы они прекратили появляться в истории Церкви после восьмого века. В то время, как Вселенские Соборы занимались разбором и соборным осуждением различных заблуждений, «Всеправославный собор» не наследует подобный принцип.
В 22-м параграфе этого документа говорится: «Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры».
Данное положение создает впечатление, что грядущий «Всеправославный собор» стремится предрешить непогрешимость принятых на нем решений. Утверждение, согласно которому сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры, не учитывает исторического факта: в Православной Церкви последним критерием истины является догматическое самосознание членов Церкви. Именно поэтому некоторые соборы, проводившиеся как вселенские, были признаны разбойничьими и незаконными.
Выражаю несогласие с решением Предстоятелей пригласить на «Всеправославный собор» в качестве наблюдателей католиков, монофизитов и протестантов. За двухтысячелетнюю историю Церкви на Поместных и Вселенских Соборах никогда не было инославных «наблюдателей». Эта практика имела место только на первом и втором Ватиканских соборах Католической «церкви». Допустимо ли, чтобы «Всеправославный собор» брал за образец папские практики?
Прежде еретиков приглашали на Вселенские соборы не в качестве «наблюдателей», а в качестве ответчиков, для того, чтобы они принесли покаяние. Если же они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, их отлучали от Церкви и изгоняли с заседаний Собора. Присутствие инославных на «Всеправославном соборе» узаконивает заблуждение и ересь и фактически подрывает авторитет Собора.
<-назад в раздел