Среда, 28 Октября 2020 г.
Духовная мудрость

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

Прп.Паисий о диктатуре +

Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают - все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол?

Прп. Паисий Святогорец

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Златоуст об общении с еретиками
Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа.
Свт. Иоанн Златоуст о межрелигиозных «братаниях»

В кулуарах

Народ и Церковь: есть ли единство?
В настоящее время Православная Церковь во всем мире встревожена событиями, связанными с коронавирусом. Что будет дальше? Каким будет развитие отношений между Церковью и государством, ведущим жесткий электронный контроль над гражданами? Но еще более сложными становятся отношения между церковным руководством и простыми верующими людьми.

«Ждать Царя осталось недолго»
Да, коронавирус существует, но он не так страшен, как его малюют. Просто политики используют его в своих интересах. Вот в Москве ввели QR-коды, обязательное ношение масок и перчаток. Зачем? Мне попалось следующее объяснение. Еще до принятия ислама арабы заметили, что если лицо закрыто, то у человека подавляется воля. Поэтому в исламе они ввели запрет женщинам ходить с открытым лицом.

Устоять в любви и верности Христу
...положим этим начало нашего спасительного пути и будем во всем стараться укорять себя и оправдывать ближнего, потому что это и есть иго Христово, которое благо и легко. Человек, считающий себя виновным в любой ситуации, всегда имеет в душе своей мир. Он благодушен, а, следовательно, и весел, и благообразен в любое время...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Афон и Россия – как некие сообщающиеся сосуды: К юбилею присутствия русских монахов на Святой Горе православные призвали к охране духовных рубежей
Афон и Россия – как некие сообщающиеся сосуды: К юбилею присутствия русских монахов на Святой Горе православные призвали к охране духовных рубежей
Cвятогорское братство переживает период юбилеев в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. В прошлом году здесь отмечалось 200-летие освящения кафоликона – соборного храма обители. Чуть более трех месяцев назад прошли торжества по случаю 100-летнего юбилея схиархимандрита Иеремии (Алехина), самого долголетнего управляющего обителью Святого Пантелеимона. А главный юбилей – тысячелетнее присутствие русских на Афоне – приходится на февраль нынешнего года, поскольку февралем 1016 года датируется имеющийся в афонских архивах святогорский акт, на котором среди подписей игуменов других монастырей стоит и такая: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал».

В рамках Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя состоялись две конференции в один день, предварившие широкомасштабные празднования великого юбилея: «Святая Русь и Святая Гора Афон. Традиции и современность» и «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России». Предлагаем читателям познакомиться с наиболее важными темами, которые обсуждали участники конференции.

Будут ли прославлены русские старцы-афониты?

С этим вопросом обратился к сопредседателю названных конференций, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, наместнику Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископу Троицкому Панкратию митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

По словам Высокопреосвященного владыки, часто бывающего на Афоне, мы бы не смогли проникнуться всей глубиной трудов аскезы преподобного Силуана Афонского, если бы афонский старец Софроний (Сахаров) не написал о нем столь проникновенно, а это значит, что он был сотаинником преподобного Силуана Афонского. Но есть и другие русские старцы, оставившие глубокий след в духовной истории Афона. Это иеросхимонах Тихон (Голенков), который оказал большое влияние на судьбы многих подвижников Святой Горы Афон, в том числе и на преподобного Паисия Святогорца, в прошлом году причисленного к лику святых Константинопольским Патриархатом. Это схимонах Иннокентий (Сибиряков), построивший во втором земном Уделе Пресвятой Богородицы скиты, поражающие своим величием и нынешних паломников. Какая замечательная судьба у этого подвижника. А все ли русские верующие знают о ней? Все ли знают, что бывший миллионер-золотопромышленник, один из самых богатых людей дореволюционной России, тяготился своим богатством и раздал свой огромный капитал Христа ради на нужды Святой Церкви? Иноческий постриг он принял в России, затем уехал на Афон, где принял схиму и, по свидетельству братии, «проводил строго постническую и глубоко безмолвную аскетическую жизнь». (Доклад на тему «О русском купце, меценате и впоследствии афонском монахе Иннокентии (Сибирякове)» подготовил епископ Панкратий, но поскольку желающих выступить было очень много, то передал его организаторам форума с пожеланием опубликовать вместе с другими материалами двух конференций).

– Хочется, чтобы труды многих подвижников благочестия были открыты Русской Церкви и чтобы те из наших соотечественников, кто сегодня известен святой жизнью, святыми подвигами на Афоне, принесли духовные плоды и нам. Для этого я предложил бы, чтобы вопрос о прославлении русских старцев-афонитов был рассмотрен и на данной конференции, и в дальнейшем, – заключил митрополит Зиновий.

С таким предложением выступил и игумен Петр, насельник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве, назвав в числе подвижников имя иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), духовника русского монастыря во имя Великомученика Пантелеимона и первого духовного наставника выдающегося православного мыслителя Константина Леонтьева, который незадолго до смерти принял монашеский постриг с именем Климент.

Обратившись к участникам форума, среди которых были монашествующие из разных регионов России и представители греческого духовенства со Святой Горы Афон, политические и государственные деятели, известные ученые, богословы и прихожане московских храмов, епископ Панкратий подчеркнул, что обычно инициатива прославления святых исходит от епархий, и далее подробно познакомил собравшихся с «механизмом» сбора материалов епархиальными комиссиями по канонизации святых, их передаче на Синодальную комиссию. После этого документы передаются в Священный Синод, затем Святейший Патриарх вместе со Священным Синодом рассматривают вопрос и после глубокого изучения представляют окончательное решение суду Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Но как быть с Афоном и русскими старцами-афонитами? Ведь удивительное дело: за тысячу лет русского присутствия на Афоне только один русский подвижник был канонизирован Константинопольским Патриархатом, Матерью-Церковью, в лоне которой находится Святая Гора Афон! Преподобный Силуан Афонский! Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Панкратий высказал мнение, что определяющей здесь должна быть роль афонских монахов и тех обителей, где подвизались авторитетные, особо почитаемые братией старцы из России.

Например, великий безсребреник схимонах Иннокентий (Сибиряков) был насельником Свято-Андреевского скита, и братия этого скита может взять на себя труд записывать документальные свидетельства о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой. (К слову сказать, в Сибири, где во второй половине XIX века появился на свет этот замечательный сын нашего Отечества, ширится движение по его канонизации).

Изучая духовное наследие святогорцев-подвижников

Это была вторая глобальная тема, поднятая архимандритом Симеоном, игуменом Ахтырского мужского монастыря РПЦ (в Сумской епархии на Украине), архимандритом Иоанном и другими. В своем выступлении «Связи старца Иосифа Исихаста и русского монашества» отец Симеон отметил, что житие и писания местночтимого афонского святого, являющегося одним из самых выдающихся подвижников и духовных писателей минувшего столетия, со вниманием и любовью читают везде, где есть православные христиане. А в монастырях эти книги – излюбленное чтение за трапезой. При этом сам старец считал себя малограмотным, так как закончил он два или три класса начальной школы. Но через 20 лет после его блаженной кончины были опубликованы письма и жизнеописание этого духоносного мужа, и в них, по словам архимандрита Симеона, мы находим путь ко спасению, начертанный для нас нашим современником. Переведенные на русский язык, эти книги разошлись тиражом более чем в 100 тысяч экземпляров, что для нашего времени цифра впечатляющая. Особенно волнуют душу воспоминания греческого старца о русских подвижниках, подвизавшихся в афонских пещерах и скитах и многому его научивших. Об одном из них, неизвестном старце-пустыннике, боговидце, отец Иосиф пишет, что у того день и ночь были непрестанные слезы. Весь парящий, полный созерцания, он говорил: «Когда кто-нибудь видит Бога, то ничего Ему не может сказать. Только плачет от радости».

А автор автобиографической книги «Из плена – к Свету! Или исповедь одного человека» архимандрит Иоанн поделился с участниками конференции радостью: как раз перед началом конференции он получил сигнальный экземпляр второго тома (первый том вышел в 2012 году). В своем двухтомном произведении отец Иоанн подробно рассказывает не только о гнете тоталитаризма в СССР, но и о встречах и беседах с афонскими монахами, о посещении обителей на Святой Горе и их святынях, что по мнению пастыря, может быть особенно интересно для женщин, которым нет доступа в священный Удел Царицы Небесной. Но это была преамбула, а тема выступления архимандрита Иоанна звучала так: «О русском старце Тихоне, духовнике преподобного Паисия Афонского». Иеросхимонах Тихон (Голенков) не оставил письменного наследия, однако его устные назидания, изречения, записанные преподобным Паисием, учившимся у него отшельнической жизни, стали широко известны и особенно близки монашествующим. Дороги нам и многие факты его жизни, свидетельствующие о любви к Богу, переданной, как говорится, с молоком матери. Родившись в селе Новая Михайловка, что на территории современной Волгоградской области, мальчик с детства по благословению своих благочестивых родителей стал обходить монастыри, собирая в них, как пчелка, духовный мед. Он посетил около 200 обителей в России, затем побывал на Синае и в Палестине, а в возрасте 24 лет Промысл Божий привел его на Святую Гору Афон. Здесь подвижник провел шесть десятилетий в непрерывном подвиге покаяния и молитвы. Называя смирение одной из величайших добродетелей каждого христианина и непосредственно монаха, старец говорил: «Каждое утро Бог благословляет мир одной рукой. Когда же видит смиренного человека, благословляет его двумя руками». Многие из тех, кто встречался с кротким старцем, называли его земным ангелом, небесным человеком...

Наши монахи старательно, по крупицам, собирают материалы о подвижнической жизни своих собратьев на Святой Горе Афон. Наши издательства выпускают книги об афонских старцах. Духовной пищей мы не обделены, и нужно осознавать, что, насыщаясь ею, мы укрепляем свои силы на крестном пути ко спасению как себя лично, так и России, нашей земной Родины. Эта мысль стала лейтмотивом многих выступлений.


Хотя эта тема детально не рассматривалась, но она была поднята теми, для кого Святая Гора и связанный с ней религиозный опыт стали ценной и неотъемлемой частью их жизненного пути. Так, российский и общественный деятель, глава Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин отметил, что «на уровне Европарламента, хотя об этом еще мало известно, было принято постановление о том, что существование Афона как Афонской республики, вообще говоря, противоречит законам Евросоюза».

– Я считаю, что мы должны совершенно четко в преддверии этой великой даты – 1000-летия нашего присутствия на Афоне, – может быть, в каких-то резолюциях, документах, возвысить свой голос в защиту права Афона на существование в том виде, в каком эта традиция сложилась тысячелетие тому назад. Мало говорить, необходимо еще и действовать, – заявил Якунин.

Известный тележурналист Аркадий Мамонтов, который в 2011 году, накануне прибытия в Россию великой афонской святыни, поехал со своей командой на Афон в Ватопедский монастырь и создал документальный фильм «Пояс Пресвятой Богородицы», тоже призвал оберегать это святое место встречи с Богом, с Горним миром. Хранить его от житейской суеты, защищать от всякого рода попыток обустроить святыню «цивилизованно», на современный манер. Еще – от безумных требований пускать туда женщин. (Подобное требование было выдвинуто еще в 90-х годах прошлого века некоторыми депутатками Европарламента, а Министерства иностранных дел Финляндии и Швеции тогда поддержали их инициативу). В продолжение этого разговора: не может не пугать и другая тенденция, которая сегодня наблюдается, – открыть Афон для внеконфессиональных туристов, превратить его в туристическую зону. Иными словами, погубить монашескую республику, многонациональный центр духовного единства, где идет непрерывная молитва за весь мир. И как тут не вспомнить слова преподобного Силуана Афонского: «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир погибнет»!

На протяжении многих столетий Россия помогала Афону. Афон помогал России, являясь для нее маяком, указывающим путь, камертоном для русского сознания. Замечено по истории: Афон и Россия – как некие сообщающиеся сосуды. То, что происходит на Афоне, отражается на России, и наоборот. А на форуме в Храме Христа Спасителя Преосвященный епископ Панкратий, тележурналист Аркадий Мамонтов, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка поделились сокровенными воспоминаниями, как Святая Гора преображает человека. Кто-то приезжал невоцерковленным, а уезжал с укоренившейся в душе верой. Или, скажем, вполне успешный в светском обществе человек отправлялся за «экзотикой», но по молитвам афонских монахов прозревал, в корне менял свою жизнь, принимал монашество. Поэтому в юбилейный год тысячелетнего присутствия русских на Афоне, в год очень значимых мероприятий, встреч важно показать миру, что этот уголок нашей планеты, это средоточие святости и благочестия для всего православного мира Россия будет оберегать как свои духовные рубежи.


По материалам: «Русский Афон»

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Анализ проекта правительства о «Цифровой образовательной среде" (ЦОС)

Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых»


Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


Правовые основания отказа от принудительной вакцинации от ковид

Детальная инструкция в конце. Внимательно дочитайте до конца! Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Все взявшие меч мечом погибнут

"Все взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52).  Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя "народными комиссарами". Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву...


Нужнейший духовный подвиг

Не раз приходилось наблюдать, как православные люди, исправно посещающие храм на протяжении многих лет, либо остаются при своих прежних страстях, не стяжевая духовных плодов, либо вовсе сбиваются с духовного пути и возвращаются к прежней жизни. И бывает для человека того последнее горше первого (Лк. 11, 26). Никакого автоматизма здесь быть не может: годы, проведенные в храме, сами по себе, без усилий человека, не претворяются в духовный опыт.


Громкая читка (продолжение)

Также проблема Крыма умы задевала. Совсем недавно Крым стал частью Украины. Громогласный мореман, очень возмущался. Он говорил: - С чего вдруг Никита раздобрился? Лёня бы не отдал. Где вы тут радяньску мову слышите? Или суржик, или русский язык. А везде надписи по-украински. Какая зупинка? Чем плохо остановка? И эти женочи та человечи, чохи та панчохи. Одежда - одяг.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100