Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Серафим о еретиках
Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на Самого Бога.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и еретиках

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Паисий о времени
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец

Прп.Феодор Студит о молчании против истины
Молчанием предается Бог. А молчание против ереси есть отчасти согласие.
Прп. Феодор Студит о предательстве Истины

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Лаконичная красота против безумной роскоши: Интервью с архитектором Валаамских храмов А.А. Анисимовым
На Валааме завершилось строительство часовни Всех святых, на Валааме просиявших. Возводили её чуть больше года по проекту мастерской заслуженного архитектора России Андрея Анисимова. Аккуратная и даже скромная с виду, внутри часовня убрана резным камнем и мозаикой. Лаконичная красота.

Лаконичная красота против безумной роскоши: Интервью с архитектором Валаамских храмов А.А. АнисимовымО том, можно ли создать шедевр небольшими средствами, избежать разногласий с заказчиком и сохранить красоту идеи, мы поговорили с академиком Академии архитектурного наследия, Председателем Правления Гильдии храмоздателей Андреем Анисимовым.

- Расскажите, чего хотят от строителей храмов заказчики?

- Все хотят сэкономить! Сделать дёшево и красиво. Мы в нашем архитектурном бюро ещё лет 9 назад решили: будем искать возможность строить храмы недорого, но так, чтобы они при этом не были «дешевкой». Согласитесь, - это не одно и то же. Русский язык богат на смыслы и оттенки значения. Дешевка – это что такое? Это когда вы пытаетесь пыль в глаза пустить. Тратите копейки, но хотите создать впечатление, что вложили безумные деньги… Но если вы из дешевого бетона будете отливать, условно говоря, Храм Христа Спасителя, - у вас получится та самая дешевка. Искусственное золото, «красоты» из пенопласта - всё равно, что человек, обвешанный китайскими безделушками. Уходит суть. Поэтому мы придумали храмы, которые почти полностью лишены декора. По сути - обратились к первоисточнику. Вспомнили о тех первых храмах, в которых собирались ученики Христа, - в них главным было не убранство, ведь так?

- Но в традиционном представлении православный храм должен быть красив. Это составная часть молитвы, наша хвалебная песнь Господу Иисусу.

- Абсолютно верно! И здесь вступает в силу закон: в архитектуре храмов главное – не декор, а чистые точные пропорции. И когда мы их находим, тогда в простоте может родиться настоящий шедевр. Собственно, по такому принципу нами были построены храмы с очень небольшим изначальным бюджетом. Затраты на их возведение в разы меньше, чем на строительство пышно убранного храма при той же вместимости. Для этого приходится частично отказаться от такой традиционной и дорогостоящей архитектурной детали, как своды. В итоге мы вернулись к старому, испытанному приёму: перекрытиям по деревянным балкам. Именно его использовали в первых храмах архитекторы прошлого. Это перекрытие не дорогое, но очень эффектное выразительное средство, если сделать его правильно. А сделать правильно – это сделать своими руками. В конечном счёте, своды, мозаики, росписи, декор мы оставляем только в значимых местах, а значит, экономим средства заказчика. Распределяем деньги таким образом, чтобы основные затраты были сосредоточены в смысловых точках, а не распылены по всему храму.

- Что вы считаете самым значимым для храма?

- Те места, которые являются ключевыми. Это алтарь, это пространство, в котором происходит молитва и причастие. Именно их мы в храме и расписываем фреской или, если есть возможность, украшаем мозаикой. Отдельные мозаичные фрагменты при этом не пресыщают взгляд, а смотрятся, как драгоценные украшения.

По этой же причине мы очень дозировано применяем золото. Недавно во время визита в один из монастырей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал замечание настоятельнице: «Зачем вы всё золотите? Вы обезцениваете золото»…

И это правда. Золотят уже не только главки, но и крыши, и двери. - Зачем? Золото – символ Христа. Его солнечное сияние должно работать на наше восприятие. Мы видим на Валааме, на Успенском храме чёрную главку и золотой крест на ней. Мы видим этот золотой крест. А если всё покрыть золотом, вплоть до крыш и подоконников, то и крест пропадет, - потеряется на общем фоне, уйдёт его эмоциональная и смысловая суть. Я одну свою заказчицу, замечательную женщину, убеждал подумать об этом. А ей очень хотелось сделать красивый храм, и она готова была дать большие деньги. Я отказывался от своей работы, говорил, что не хочу делать мозаику полностью, предлагал сделать её фрагментарно и обрамить легкой росписью, чтобы она подводила нас к мозаике. Роспись уже не фигурная, - это орнамент с включением традиционных библейских сюжетов. В мозаике - только Спаситель, Богородица и Евангелисты, больше ничего.

- Выходит, вы противник избыточной роскоши в храмах?

- Конечно! Представьте, приводил я аргумент той самой заказчице, вы приходите на званый вечер в платье, сплошь покрытом бриллиантовой россыпью! Стоит этот блеск, конечно, дорого, а эффект - сомнительный. И другой вариант: вы выбираете простое чёрное платье и украшаете его одним большим и чистым бриллиантом – изящество против безумной роскоши. Избыточность в украшениях дискредитирует искусство.

Лаконичная красота против безумной роскоши: Интервью с архитектором Валаамских храмов А.А. Анисимовым- Расскажите, по какому принципу строилась часовня Всех валаамских святых?

- Мозаика присутствует только в двух местах, хотя конечно, можно было найти деньги и сделать всё в золоте и мозаике. К следующему лету часовня естественным образом еще потемнеет. Специально для этого ничем не покрывали деревянные детали - не стремились искусственно сохранить цвет свежей древесины. Благодаря этому балки будут постепенно стареть и когда-нибудь приобретут сероватый оттенок. Я хочу, чтобы часовня слилась с пейзажем. В следующем году мы её зафиксируем в таком состоянии. Гранитные столбы со временем тоже сольются с окружающей картинкой - обрастут мхами, лишайником, станут частью Валаама. Часовня Валаамских святых не будет бросаться в глаза при входе в бухту, брать на себя лишнее внимание, она предстанет перед гостями острова чуть позже, когда они войдут внутрь. Благодаря выбранной нами технике, возникнет своеобразный оптический эффект: простая часовенка аккуратно проступит на фоне леса и скал по мере приближения.

- И никакого золота?...

- Владыка Панкратий поддерживает нас в этом. И, знаете, будет несколько странно, если небольшой скит мы весь обложим золотом - скит, сама идея которого, как мне кажется, не сочетается с блеском. По счастливому совпадению у нас с Владыкой похожие вкусы.

- Владыка является членом Гильдии храмоздателей - профессионального объединения мастеров церковного искусства, - он принимает участие в её работе?

- Да, и советы владыки Панкратия имеют для нас огромную ценность. Собственно, для этого два года назад мы и создавали Гильдию храмоздателей: нужен был коллектив, при участии которого можно было бы принимать взвешенные и грамотные решения. В процессе работы над проектом члены Гильдии всегда дают свои комментарии, что-то рекомендуют. Так действует, в частности, и Владыка Панкратий. Понятно, что мы не можем согласовать всё - каждую мелочь, деталь, - но какие-то концептуальные вещи мы стараемся обсуждать. Владыка выражает мнение духовенства, помогает архитекторам и художникам лучше понять ход и значение службы. Сам я - всего лишь узкий специалист - архитектор, окончивший промышленно-строительный факультет МАрхИ. Но действовать наугад в работе не имею права. А потому для меня важно разобраться во всех аспектах. Я советуюсь с искусствоведами, чтобы точно знать исторический контекст. Уверен: у церковных архитекторов должно быть и богословское образование, и искусствоведческая база. Архитектор или человек, которому поручили строительство храма впервые, обычно хватает некую очевидную поверхностную информацию. Чаще всего это заканчивается эпохой так называемой тоновской архитектуры: храм Христа Спасителя и всё, что вокруг него. А по большому счету, это переходный и не самый лучший период в нашей истории, и в частности, в истории нашего искусства.

- А как Владыка участвовал в проектировании часовни?

- Поначалу наша команда не могла уловить идею Владыки. Епископ Панкратий предложил нарисовать маленькую часовенку. Но маленькую настолько, чтобы в ней могли разместиться на отдых человек, эдак… тридцать! Задача такая: прибывшие на остров паломники совершают пешую прогулку до Никольского скита, а на обратном пути заходят в часовню Всех святых на чай. Значит, нужен храм и навес при нём. Придумали объединить их галереей, переходами - появилась поворотная часовня. Походили по территории и поняли: действительно, чтобы сделать выход к воде, нужно сделать поворот. В голове стали всплывать знакомые образы из прошлого - крепостные сооружения с длинными широкими стенами… В результате родилась такая интересная штука.

Лаконичная красота против безумной роскоши: Интервью с архитектором Валаамских храмов А.А. Анисимовым

- Как долго вы работали над проектом?

- Когда возникает идея, проект идет достаточно быстро. Вся загвоздка в том, чтобы эту идею найти. Дальше всё идет как по маслу, это удивительная вещь, кстати говоря. Всё складывается будто само собой, вплоть до пропорций. Когда мы сделали точную топографическую съемку, поняли, что галерея будет не просто стеной, как предполагалось изначально, она будет мостиком, под которым тоже можно будет пройти. В результате с каждого ракурса у часовни меняется образ.

Лаконичная красота против безумной роскоши: Интервью с архитектором Валаамских храмов А.А. Анисимовым

Так у Владимирского скита есть два совершенно разных ракурса. Есть ракурс, когда мы к нему подходим с востока – это стена, некий неприступный город, то есть образ достаточно закрытый. А с другой стороны он выглядит как парадная резиденция Патриарха. Типового вообще быть ничего не может, всегда есть какая-то конкретная задача, ландшафт, посвящение, какая-то предыстория.

- И это органично вписывается в облик Валаама с его суровым северным пейзажем… Кстати, если говорить о местном климате - насколько он корректирует работу архитекторов?

- Корректирует, и очень сильно. Мы, конечно, тоже совершали ошибки. К примеру, на Владимирском скиту оставили непокрытыми навесом большие площадки. В результате они через пять лет после освящения пришли в негодность. Но это опыт, и теперь нам понятно, что на севере нельзя делать открытые пространства.

Лаконичная красота против безумной роскоши: Интервью с архитектором Валаамских храмов А.А. Анисимовым

- Чему еще вас научил Валаам?

- Во Владимирском скиту мы собрали в одно здание помещения совершенно разного назначения. На принятом изначально плане они были разбросаны по огромной территории. Жить монахи должны были в одном месте, трудиться - в другом, отдельно стояли трапезная и храм и так далее. Даже домик скитоначальника был задуман стоящим отдельно. В итоге мы поняли, что такое огромное количество разбросанных по острову маленьких зданий - просто не северный подход.

Мне помог опыт путешественника: в молодости я много ездил по стране и в холодных краях не раз встречал собранные воедино монастырские и храмовые комплексы, а так же просто жилые постройки. Морозные зимы с ветрами и снегом не слишком располагают к дальним прогулкам. А потому за пределы дома северяне обычно выносят только баню и амбар - из соображений пожарной безопасности и сохранности запасов.

Лаконичная красота против безумной роскоши: Интервью с архитектором Валаамских храмов А.А. Анисимовым

- Ваши работы - это новая жизнь древнего монастыря. Как по-вашему, какой стиль в итоге должен определить архитектурный облик Валаама?

- Я не уверен, что у Валаама вообще должен быть некий единообразный архитектурный облик. К примеру, у Спасо-Преображенского собора своя архитектура. Это неовизантийский стиль, который больше нигде на острове не повторяется. У скитов вроде Всесвятского - ярко выраженный неорусский стиль, ещё не сформировавшийся до модерна. На Никольском скиту мы находим отголоски храма XVIII века и интерпретацию шатровой архитектуры, смешанную с неорусским стилем. На Смоленском скиту - модерн на псковскую тему.

Очевидно, что на Валааме исторически прослеживалось развитие разных стилей архитектуры, разных вкусов и направлений визуального мышления… Давайте, не будем спешить в подведении итогов этого процесса. Я могу сказать только, что очень рад, что нашей мастерской выпала честь продолжить архитектурную жизнь Валаамского монастыря.

Справочно

Андрей Альбертович Анисимов­, ­з­аслуженный архитектор России­, академик Академии Архитектурного Насле­дия, профессор ­Международной Академии архитектур­ы. ­Работает со Спасо-Преображенским Валаамск­им монастырем более десяти лет.

Первый проект на Валааме реализован в 2006-2008 годах: построен уникальный храмовый комплекс Свято-Владимирского ски­та. ­После чего на архипелаге фактически каж­дый год ведутся стоительные работы п­о проекту «Маст­ерские Андрея Анисимова»:­ скит с храмом­ на острове Байонный, ча­совня Валаамско­й иконы Божией матери на ­острове Светлы­й, храм Александра Невского, к­иворий на­д Валаамской иконой Божией Мате­ри, часо­вня во имя всех святых на Валаам­е проси­явших. В настоящее время воз­водятся х­рам и келейный корпус на Казанском скиту.


Источник: Валаам.ру

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100