Среда, 22 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

митр. Иоанн (Снычев) об экуменизме
Любовь к Богу <...> не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь безпощадно <...> борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями.
Митр. Иоанн (Снычев)

прп. Анатолий Оптинский об апостасии священства
Враг не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное святыми отцами и от Святого Духа учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Воспоминания о старце Иоанне (Крестьянкине) и его взглядах на правителей XX века
Воспоминания о старце Иоанне (Крестьянкине) и его взглядах на правителей XX века
Летом и ранней осенью 1986 года мы с друзьями-единомышленниками ездили в Псково-Печерский Успенский монастырь. Точно в нашей группе был мой однокурсник по журфаку Андрей Алексеевич Щедрин, в монархических кругах более известный под литературным псевдонимом «Николай Козлов», и Валерий Архипов, который тогда работал на телевидении вместе с сестрой А.А.Щедрина. Возможно, с нами в этих поездках были ещё Кирилл Некрасов, племянник князя Зураба Михайловича Чавчавадзе и прямой потомок поэта-классика, и Андрей Тамонтьев. Но поручиться относительно их присутствия не могу, память уже ослабела. Помнится, в одну из тех поездок 1986 года я взял с собой Маму и старшего сына Димитрия, ему тогда было три года.

От будущего архимандрита Тихона (Шевкунова), а тогда послушника Гоши, который в качестве кинематографиста был командирован в Москву к митрополиту Питириму (Нечаеву) для участия в мероприятиях по подготовке 1000-летия Крещения Руси, мы уже знали о Псково-Печерских Старцах. Печерский послушник у меня дома на «видике» моего Отца показывал нам кассету со съемками Старцев, потом этот материал лег в основу теперь широко известного фильма Отца Тихона.

В связи с этим просмотром наше желание побеседовать живьем с Отцом Иоанном (Крестьянкиным) было из первоочередных. Сначала мы попали к Старцу на исповедь в пещерном Успенском храме. Из того, что мне запомнилось, он порекомендовал мне покаяться за пребывание в октябрятах, пионерах и комсомольцах, и в общей причастности к хуле на Царя, потому что в хуле той мы себя соотносили с цареубийцами.

Святых Царственных Мучеником мы тогда уже горячо почитали. Князь З.М.Чавчавадзе незадолго до этого - в Мае - подарил мне иконы Государя и всей Семьи, когда у меня на квартире его знакомый священник крестил моих друзей - Андрея Кандалова и Нину Кочеткову. Но именно Отец Иоанн надоумил меня покаяться в прежних прегрешениях против Царской Семьи. Видимо, такие же духовные рекомендации получили и мои друзья. И вот уже после такой исповеди состоялась наша общая беседа со Старцем в монастырском дворе, из которой мне запомнилось три темы.

Но прежде, чем о них рассказать, хочу сказать немного о собственном умонастроении в то время. Опыт обращения с молитвой к Святому Царю Мученику Николаю примерно с Февраля того же года совершенно примирил меня с советской властью, угасил во мне остатки диссидентских мотивов и в том числе антисталинских. Однако тогда же я прочитал книжку Льва Регельсона «Трагедия Русской Церкви» и под её влиянием весьма осудительно относился к Патриарху Сергию (Страгородскому).

В беседе с моими друзьями и со мной Старец Иоанн как-то восторженно сказал о воздухе монархии, вспоминая свое детство, когда он им успел подышать, и относительно нас - сожалея, что мы его не вдохнули. Потом он сказал что-то о Государе Николае Александровиче, что он приготовил для Себя и Супруги место в Петропавловском соборе, но не суждено Им было там быть захороненными. При этом необходимо отметить, что даже разговоров тогда о «екатеринбургских останках» быть не могло, поскольку о «царском» могильнике под Свердловском в Москве заговорили только в Декабре 1988 года, когда Гелий Рябов принес в редакцию «Родины» свой материал, а опубликован он был уже в Апреле 1989 года. Но Отец Иоанн этим указанием, что не суждено Государю и Государыне быть похороненными в Императорской усыпальнице, духовно нас подготовил к искушениям, которые начались для православных в Апреле 1989 года, а продолжаются по сию пору.

Не помню, был ли задан вопрос о Патриархе Сергии с нашей стороны, или Старец Сам обратился к этой теме. Но он тогда нам сказал, что раньше осуждал Патриарха Сергия, но потом после чудесного видения во сне или наяву, когда ему Патриарх, пребывая в Алтаре храма, сказал, что сам себя осуждает, но поступать иначе не мог, и после этих слов фигура Патриарха просияла...

И уже в связи с этим Отец Иоанн совершенно неожиданно для нас настойчиво посоветовал не осуждать и Сталина:
- Не осуждайте его, Бог ему Судья. А вы не будьте судьями.

Честно говоря, лично у меня горячий антисталинизм, распаленный в конце 1970-х - начале 1980-х чтением Солженицына и других эмигрантских авторов, совершенно угас в пору моего воцерковления к 1986 году. Похожие настроения сложились и у моих духовных товарищей. И в тот момент мне было совершенно непонятно, почему Старец Иоанн обратил на это наше внимание. Мы ведь и не могли предполагать тогда, какая волна оголтелого антисталинизма в качестве уже официальной политики генерального секретаря ЦК КПСС начнет подниматься в 1987-1989 годах, когда от «ускорения» перешли к «перестройке». Тем более этот духовный совет бы удивителен в устах репрессированного, сидевшего.

Актуальность же контрреволюционной темы для меня оказалась поразительной, когда в начале 1988 года мы с моим другом - фотографом Александром Викторовым решили сделать для журнала «Наше наследие» материал об иконописце игумене Зиноне. С его работами я был знаком по Покровскому приделу в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Московском Свято-Даниловском монастыре. Чтобы взять разрешение на фотосъемку в действующим монастыре и на интервью с монахом, тогда надо было получить разрешение в Псковском областном комитете по делам религии и религиозным организациям. Тогда в беседе с уполномоченным, отвечавшим за Псково-Печерский монастырь, я случайно обмолвился в положительном смысле о Печерских Старцах. Глубоко пенсионного возраста уполномоченный, возможно ещё заставший период НКВД и в силу провинциальности не попавший под хрущевские «чистки» органов, вдруг взорвался:
- Какие там «старцы»?! Все они недобитые контрики, пятьдесят восьмые! Выдают себя за духовных лиц! И ваш Крестьянкин по 58-й сидел! Все они - антисоветчики!

Но наше редакционное письмо, обращенного к настоятелю монастыря архимандриту Гавриилу, он все же завизировал и проштамповал. Меня поразила свежесть восприятия тогда, казалось мне, далекого прошлого у пожилого уполномоченного. Но я понял и то, насколько живее такое восприятие у Старца, который пережил груз репрессий. Кстати, в ту поездку мне довелось побеседовать с Отцом Иоанном, а к Зинону нас тогда почему-то не допустили, разрешили Александру только пофотографировать иконостас в Никольском надвратном храме работы о. Зинона. Мне же пришлось ехать к нему позже, кажется, в Мае 1988 года, чтобы взять интервью. Фотографии Александра Викторова с иконами работы о. Зинона в «Нашем наследии» были опубликованы, а мой текст - не приняли, редактор сказал о нём:
- Слишком православно...

И не мудрено, ведь эту первую мою работу я писал по благословению Отца Иоанна, который, кстати, по моему впечатлению, неоднозначно относился к самому о. Зинону, впрочем, тогда ещё не впадавшему в откровенный экуменизм. Под моим заголовком - «Художник Святой Горы» (так называется гора в монастыре, на которой располагалась избушка-мастерская Печерских иконописцев) дали текст Александра Нежного, который то ли по-светски, то ли по-жидовски пересказал мою работу.

Леонид Болотин
историк, публицист и общественный деятель

25 Сентября 2015 г.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


На изломе апокалиптических эпох: Раскрытие последних периодов существования Вселенской Церкви на земле

Как известно, Святые Отцы и подвижники, близкие к нам по времени, советуют в домашнее молитвенное правило обязательно включать чтение Откровения апостола Иоанна Богослова – чтобы познать дух времени. В толковании ими Апокалипсиса встречается мысль о том, что послание семи Асийским Церквам раскрывает...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100