Прот. Олег Трофимов: Революционный привет мефистофеля
Как известно, в городе революции – Санкт-Петербурге был разрушен барельеф Мефистофеля, располагавшегося на фронтоне дома Лишневского. Почему все же рука разрушителя посягнула на этот барельеф, ведь в городе культуры, наполненным разными дворцами и историческими другими сооружениями, много и других причудных химер? Антироссийские либеральные СМИ сразу нашли повод гадить Церкви, приписывая самые нелепые обвинения от дикарства до антипатриотизма. И почему многие показали себя арбитрами Мефистофеля?
Заглянем в историю. Что это было за время и почему так решили увековечить Мефистофеля? Нас будет в первую очередь интересовать духовное составное атмосферы русской интеллигенции. Этот барельеф на доме был установлен в 1910-11 году. Как раз предреволюционные настрои в России набирают обороты, а в 1917 году зловещая революция. Но какое отношение имеет это несчастное и малозначимое изображение по отношению к более кощунственным и кровавым событиям, что произошли в связи с революцией?
Для наглядного и визуального ознакомления я бы порекомендовал прочесть книгу протоиерея Григория Дьяченко «Из области таинственного», издана в 1900 г., а именно раздел Медиумизм о спиритизме, глава 21 «Способность некоторых лиц к обнаружению так называемых медиумических явлений т.е. анимизмических и спиритических». Так вот, отдавая заслуженное почтение автору, его академичности и научности в освещении данной темы, переходим о свидетельстве им факта о повсеместных среди интеллигенции как Западной Европы, так и в России о участившихся спиритических сеансах как моде ко всему таинственному. Вокруг себя спиритические сеансы собирали интеллигенцию. Это становилось излюбленной забавой гламурных вечеринок знати. В связи с этим появляются таинственные общества по спиритизму, представляющие себя как двигатели прогресса. Соприкосновение и заигрывание с потусторонним падшим миром покоряло и овладение душами людей властелином этого мира – дьяволом. В культурной сфере, а именно в литературе, в интеллектуальных беседах дьявол воспринимался уже не как зло, а очеловеченный образ интеллигента-интригана, мистического интеллектуала, интересного собеседника, попутчика к богатству. Герой эпохи Возрождения северной Европы с литературной драмы И.В. Гете «Фауст» Мефистофель-очаровашка приобретает популярность в разных культурных аспектах: литературы, музыки, кино, живопись, архитектура-скульптура. Воплощение этого образа мы и находим на Санкт-Петербургском фронтоне дома Лишневского в барельефе.
Его внешнее изображение расположение рук – пальцев ладошек, как раз в форме для возложения их на тарелочку при спиритическом сеансе по вызыванию нечистых духов. И этот образ имеет природно-духовное отличие от мифических чудовищ и химер на разных дворцах или костелах как декор унаследованных от старой Европы. Барельеф Мефистофеля – это уже как «икона» времени нравственной испорченности интеллигенции, это тот духовный стержень, на основании которого произошла революция – с помощью спиритизма, вызывания дьявола из ада. Вот какая именно интеллигенция подымает всеобщий вой на всю страну, становясь защитником «обиженного» покровителя, не желая задуматься о последствии – многомиллионных жертвах революции, которая так же безпощадно перемолотит всех, и своих начинателей.
Об этом мы достоверно узнаём из бесед со своими духовными чадами светил Православия того времени: преподобного Амвросия Оптинского и сподвижников Оптиной Пустыни, преподобного Серафима Саровского (записи Мотовилова) и более прямолинейно от святого праведного Иоанна Кронштадского, которому так же было об этом видение. Суть речи их в следующем: «забавы и игры интеллигенции с дьяволом, занятия спиритизмом, открывают бездну, и полчища бесов обрушатся на Россию». Результат очевиден – революция.
Сейчас многие патриоты, получив на примере Украины прививку от революционного майдаунизма, уже рефлекторно имеют ощущение предметов духовной угрозы, как в исторических изображениях, так и в современных событиях. У людей, сделавших это молотобитие Мефистофеля, совсем не стояла цель борьба с «искусством», это духовно-природный рефлекс защиты Отечества от мефистофельского мракобесия интеллигенции, которая так и не проснулась от дьявольского дурмана спиритизма.
Заглянем в историю. Что это было за время и почему так решили увековечить Мефистофеля? Нас будет в первую очередь интересовать духовное составное атмосферы русской интеллигенции. Этот барельеф на доме был установлен в 1910-11 году. Как раз предреволюционные настрои в России набирают обороты, а в 1917 году зловещая революция. Но какое отношение имеет это несчастное и малозначимое изображение по отношению к более кощунственным и кровавым событиям, что произошли в связи с революцией?
Для наглядного и визуального ознакомления я бы порекомендовал прочесть книгу протоиерея Григория Дьяченко «Из области таинственного», издана в 1900 г., а именно раздел Медиумизм о спиритизме, глава 21 «Способность некоторых лиц к обнаружению так называемых медиумических явлений т.е. анимизмических и спиритических». Так вот, отдавая заслуженное почтение автору, его академичности и научности в освещении данной темы, переходим о свидетельстве им факта о повсеместных среди интеллигенции как Западной Европы, так и в России о участившихся спиритических сеансах как моде ко всему таинственному. Вокруг себя спиритические сеансы собирали интеллигенцию. Это становилось излюбленной забавой гламурных вечеринок знати. В связи с этим появляются таинственные общества по спиритизму, представляющие себя как двигатели прогресса. Соприкосновение и заигрывание с потусторонним падшим миром покоряло и овладение душами людей властелином этого мира – дьяволом. В культурной сфере, а именно в литературе, в интеллектуальных беседах дьявол воспринимался уже не как зло, а очеловеченный образ интеллигента-интригана, мистического интеллектуала, интересного собеседника, попутчика к богатству. Герой эпохи Возрождения северной Европы с литературной драмы И.В. Гете «Фауст» Мефистофель-очаровашка приобретает популярность в разных культурных аспектах: литературы, музыки, кино, живопись, архитектура-скульптура. Воплощение этого образа мы и находим на Санкт-Петербургском фронтоне дома Лишневского в барельефе.
Его внешнее изображение расположение рук – пальцев ладошек, как раз в форме для возложения их на тарелочку при спиритическом сеансе по вызыванию нечистых духов. И этот образ имеет природно-духовное отличие от мифических чудовищ и химер на разных дворцах или костелах как декор унаследованных от старой Европы. Барельеф Мефистофеля – это уже как «икона» времени нравственной испорченности интеллигенции, это тот духовный стержень, на основании которого произошла революция – с помощью спиритизма, вызывания дьявола из ада. Вот какая именно интеллигенция подымает всеобщий вой на всю страну, становясь защитником «обиженного» покровителя, не желая задуматься о последствии – многомиллионных жертвах революции, которая так же безпощадно перемолотит всех, и своих начинателей.
Об этом мы достоверно узнаём из бесед со своими духовными чадами светил Православия того времени: преподобного Амвросия Оптинского и сподвижников Оптиной Пустыни, преподобного Серафима Саровского (записи Мотовилова) и более прямолинейно от святого праведного Иоанна Кронштадского, которому так же было об этом видение. Суть речи их в следующем: «забавы и игры интеллигенции с дьяволом, занятия спиритизмом, открывают бездну, и полчища бесов обрушатся на Россию». Результат очевиден – революция.
Сейчас многие патриоты, получив на примере Украины прививку от революционного майдаунизма, уже рефлекторно имеют ощущение предметов духовной угрозы, как в исторических изображениях, так и в современных событиях. У людей, сделавших это молотобитие Мефистофеля, совсем не стояла цель борьба с «искусством», это духовно-природный рефлекс защиты Отечества от мефистофельского мракобесия интеллигенции, которая так и не проснулась от дьявольского дурмана спиритизма.
<-назад в раздел