Вторник, 21 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

свт. Григорий Богослов о худом мире
Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!
Святитель Григорий Богослов

Свт.Игнатий: спасись сам
Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Феодор Студит о молчании против истины
Молчанием предается Бог. А молчание против ереси есть отчасти согласие.
Прп. Феодор Студит о предательстве Истины

Ст. Николай Гурьянов о возрождении
«Батюшка, что мешает возрождению истинного Православия в России?» – «Потеря веры внутри Церкви».
Старец Николай Гурьянов об апостасии

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
По поводу календарно-пасхального заявления папы Франциска
По поводу календарно-пасхального заявления папы Франциска
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»
Псалтирь 1:1.

Недавно на всемирном соборе священнослужителей папа римский Франциск сделал заявление о том, что РКЦ готова к диалогу об установлении единой даты празднования Воскресения Христова, чтобы католики и православные смогли отмечать её в один и тот же день. Папа выразил надежду, что когда-нибудь «и в Риме, и в Константинополе, и в Москве» христиане будут отмечать Великий праздник в один день.

Это заявление сразу же было растиражировано в мировых и отечественных СМИ, названо сенсационным, вызвало в околоцерковных, экуменических и либеральных кругах очередную бурю энтузиазма, по своему масштабу сравнимую с волной комментариев к визиту того же папы к Константинопольскому патриарху Варфоломею.

Конечно, само по себе очередное «объединительное» заявление папы не может не радовать и не вызывать надежд на воссоединение римо-католиков с Православной Церковью. Однако, с другой стороны, не следует поддаваться эйфории и преувеличивать значение слов понтифика по следующим основаниям.

Это заявление о намерениях касается вопроса, имеющего отнюдь не первостепенный характер в диалоге между Православием и римо-католичеством. Календарный вопрос, вопреки распространенному мнению, безусловно, относится к важным, принципиальным, литургико-каноническим расхождениям между католиками и православными. Но и логически, и исторически он возникает вследствие других фундаментальных, догматических, канонических и духовно-аскетических расхождений. Поэтому преодоление отпадения римо-католичества от Православной Церкви и начинать нужно не с решения этого вопроса.

Следует подчеркнуть, что расхождения между Православием и католичеством касаются не только и не столько календаря, но всех сфер христианской жизни – догматики, каноники, литургики, духовно-аскетической практики. Все они имеют принципиальный характер. Святые Отцы Православной Церкви однозначно оценивают римо-католические отличия от Православия как еретические в догматическом отношении, схизматические — в каноническом, прелестные — в духовно-аскетическом.

Это означает, что для объединения с Православной Церковью католикам во главе с папой мало пафосно демонстрировать готовность к диалогу по тем или иным вопросам, выражать надежду и свидетельствовать о стремлении к единству… Для этого, прежде всего, необходимо принести истинное покаяние, то есть всецело осознать все свои греховные антиправославные заблуждения пред Богом и искренне от них отказаться. Это предполагает готовность признать свою неправоту. Этого как раз и не наблюдается в словах папы. Все его заявления делаются не с позиции кающегося, но с высоты «власть имеющего».

Вопрос, по сути, ставится следующим образом: «Мы пойдем с вами на компромисс по некоторым вопросам, а вы за это с нами объединитесь… ради решения глобальных социально-политических, экологических и гуманитарных проблем». Такая позиция является прямым логическим выражением процесса обновления РКЦ (аджорнаменто), начавшегося со II Ватиканского собора, который провозгласил путь на открытость современному миру. Это привело к либерализации богословия и религиозной практики, к их обмирщению и адогматизму.

Еще раз подчеркнем, что вопрос об объединении с РКЦ, как и любой другой христианской конфессией, – это вопрос, у которого, главным образом, богословская природа. Между Православием и католичеством существуют принципиальные догматические, канонические, аскетические расхождения, не позволяющие православным вступать с католиками в молитвенное и сакраментальное общение. Таково убеждение не группы маргиналов-консерваторов, но святых отцов, которые лично и соборно его выражали. Консолидированная соборная позиция святых отцов – это позиция всей Православной Церкви. Согласно Апостолам и отцам, истинная Церковь Христова – одна. Это Церковь Православная и никакая иная. Поэтому следует говорить не об объединении Православной Церкви с РКЦ или какими-либо иными христианскими «церквями», но о присоединении к ней через покаяние отпавших от нее еретических и раскольнических сообществ.

От покаянного обращения ко Христу и Его Православной Церкви современного человечества напрямую зависит решение всех его проблем. Необходимый залог этого обращения – сохранение Церковью в полноте и неущербности апостольского, святоотеческого Предания. Поэтому Православная Церковь никогда не шла, не идет и не пойдет ни на какие вероучительные компромиссы с неправославными конфессиями именно ради спасения всех, кто этого искренне желает.

Последние громкие заявление папы снова ставят вопрос об искренности его слов, о его непритворной готовности достичь единства с Православием. Если папа вместе со своими последователями так горячо желает церковного единства с православными, если вероучительные, канонические и аскетические расхождения католичества с Православием для него не принципиальны, если он признает апостольское преемство и благодатность Таинств в Православной Церкви, что же тогда ему мешает отказаться от всего того, что отделяет католицизм от Православия и полностью принять его вероучение и практику? Как папа, он может это сделать. Если уж православные такие традиционалисты и консерваторы, если они так фанатично считают свою веру единственно правильной и потому неприкосновенной, если они никак не желают меняться, то, может, это сделать самому папе по снисхождению к ним, по своему смирению, ради заповеданного Христом единства? Если для католиков действительно не важны вероучительные отличия от православных, то пусть откажутся от того, что для них не важно, и примут то, что важно для православных.

Почему бы, например, вслед за отменой в 1965 г. патриархом Афинагором и папой Павлом VI персональных анафем 1054 г. на «еретиков-прозимитов» (совершающих Евхаристию на квасном хлебе) во главе с константинопольским патриархом Михаилом Кируларием (1043-1058) не отменить и все остальные вероучительные католические анафемы против тех, кто не принимает Филиокве, чистилище, папизм, непорочное зачатие Девы Марии? Почему бы ради того единства, о котором так вдохновенно говорит нынешний папа, публично не отказаться от этих и других вероучительных новшеств, которые отделяют католиков от православных, а заодно – от всех литургических, канонических и аскетических?

Вместо этого мы в очередной раз слышим новую порцию пафосных заявлений о намерениях…

Источник: Живая летопись Оптиной пустыни

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Чтобы власти услышали голос православного народа: Митрополит Викентий об угрозах цифровизации

15 апреля 2019 года в Макариевском фонде (Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)) прошла научная конференция «Цифровизация и молодежь». В мероприятии участвовали представители научной общественности, научных и образовательных молодежных организаций,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100