Вторник, 4 Августа 2020 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

Прп. Максим Грек об обличении ересей, иудеев, язычников
Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую.
Прп. Максим Грек о хранении веры

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Прп.Паисий о штрих

Печать будет начертанием, которое сперва поставят на все товары, а потом людей принудят к тому, чтобы ее ставили им на лоб или на руку.

Прп. Паисий Святогорец

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Спасись сам...» или «...За други своя»? Борьба со злом – часть духовной жизни каждого христианина 24.11.2016
«Спасись сам...» или «...За други своя»? Борьба со злом – часть духовной жизни каждого христианина
В эпоху, когда кощунственное отношение к святыням и пренебрежение к традициям стало своего рода знаком «прогрессивного общества», естественным образом среди верующих стали находиться мужественные люди, готовые защищать Церковь и традиционные нравственные ценности. В идеале - все христиане должны быть таковыми, ибо малодушие или теплохладность, в светском мире ошибочно именуемые «смирением», никак не считаются в христианской традиции какой-то добродетелью (см. Быть гневным к лжи – есть доброта: О греховном равнодушии и порожденной им преступной безнаказанности). Однако мы не вправе требовать от человека более того, на что он способен, но тот, кто чувствует в себе силы отстаивать духовные и нравственные ценности на общественном поле, и в юридическом пространстве совершают, на наш взгляд, очень сложную и чрезвычайно важную миссию.

Но одновременно с этим в наши дни в некоторых церковных кругах появляются мысли о том, что со злом бороться не надо. В данном случае под злом понимается проявление оного в общественной сфере: легитимизация половых извращений, эстетизация греха, деградация нравственных оснований, социальные катаклизмы и войны. При этом в данном случае неборьба со злом связывается не с теплохладностью и не с оправданием самого зла, а с определенной философской концепцией, имеющей и некоторое богословское содержание.

Если описать таковую кратко и по сути, то получится следующее: по всем основным временным и событийным показателям, как то: торжество зла и греха в обществе, социальные бедствия и войны, природные катаклизмы (экологический кризис), появление многочисленных лжепророков и лжеучителей (сект), наш мир приближается к своему логическому концу. Согласно христианскому Откровению, завершение нашего времени ознаменуется правлением антихриста, который будет властвовать три с половиной года. Иногда под антихристом понимается не личность, а некий особый мировой порядок (уклад, культура), ориентированный на достижение максимального материального изобилия, что само по себе подразумевает и безпрецедентную нравственную деградацию такого общества. Однако данное страшное время будет продолжаться не так долго: всего три с половиной года, и придет Христос - главная цель, ценность и смысл жизни каждого христианина. Соответственно, как делают выводы сторонники теории неборьбы со злом, все мы, христиане, должны всеми силами стремиться ко Спасителю, и коли дорога к Нему лежит через страшную эпоху антихристова правления, то имеет смысл «смиренно» потерпеть эту лавину воинственного безбожия, аморализма, тотальной жестокости, самого антихриста ради того, чтобы Христос пришел поскорее. И, соответственно, с точки зрения сторонников теории неборьбы со злом сопротивляться проявлению греха в общественной сфере, противиться пришествию антихриста означает задерживать наступление эпохи антихриста и, соответственно, задерживать Второе пришествие Самого Христа. Другими словами, пусть всё идёт так, как идёт, а мы будем молиться и ждать Христа.

Источниками такого рода мировоззрения являются в том числе и некоторые монастыри, а приемниками идей (т. е. теми, кто принимает) неборьбы со злом становятся некоторые представители политической элиты. Что же можно на это сказать? На самом деле, подобные идеи присутствовали в Церкви (хотя, лучше сказать «около Церкви») всегда. Ещё в апостольские времена такого рода ревнители бросали семьи и уходили в горы, где небольшой группкой, одевшись в белые одеяния, ожидали пришествие Христа. Однако такого рода поведение шло вразрез с опытом апостольской мысли, и Апостол Павел очень строго наставлял: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5: 8).

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Мир весь во зле лежит» (1 Ин. 5, 19), однако восприятие своей небольшой религиозной общины как заповедника чистоты, вне злого мира присутствующего, в сочетании с призрением к окружающим людям не имеет ничего общего с традиционной христианской экклисиологией. Вспомним знаменитую библейскую притчу о мытаре и фарисее, где фарисей был осужден Богом за то, что считал себя «не якоже прочие человецы». К слову сказать, именно на подобных фарисейских «дрожжах» возникли такие секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». В традиционном же Христианстве соотношение Церкви и мира несколько иное. Христианская проповедь уподобляется зерну, брошенному в землю, в глину и эта глина преображается!

Однако если мы начнем рассматривать проблему по существу, то нам необходимо ответить на очень важные вопросы: для того, чтобы спастись, достаточно ли только сугубого молитвенного подвига, сопряженного с покаянием и смирением, или необходимы также некоторые внешние благие действия (добрые дела) по отношению к окружающим людям? Наша вера - это дело сугубо конфиденциальное, или наша задача - свидетельствовать о Христе?

Прп. Серафиму Саровскому часто приписывают слова «Спаси себя и хватит с тебя» (на самом деле святой старец говорил несколько иначе). Тем не менее, данная формула спасения действительно является программой-минимум для христианина. Вспомним благоразумного разбойника, который действительно никаких благих дел не совершал, а только покаялся на Кресте. С другой стороны, всем нам известна Евангельская Притча о Страшном Суде (Мф. 25:31-46), из которой следует, что Господь будет определять место нашего вечного пребывания (Царство Божие или геенна огненная) именно на основании нашего отношения к ближним и дальним: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Каким же образом разрешить данное видимое противоречие? Действительно, согласно житейской мудрости, начинать нужно с себя. Методология правильной христианской жизни ориентирована в первую очередь на личное спасение, а не на гиперзадачу «спасти весь мир». Однако правильная христианская жизнь, подразумевающая смирение, покаяние и молитву, естественным образом ориентирует сердце человека на определённое (христианское, милосердное) отношение к окружающим. В данном случае последнее является следствием первого. Иными словами, смиренный человек и молитвенник неминуемо становится евангельским милосердным самарянином.

Когда человек болен и лежит в постели, он, как правило, замкнут на себе, а когда он выздоравливает, то начинает ходить по своей комнате, наводить порядок, активно интересоваться окружающим миром, и это говорит о том, что он выздоравливает. Так и здесь: принцип отношений верующего с окружающим миром характеризует его духовное состояние (здравие или болезнь), качество его веры (молитвы, смирения).

В связи с этим Апостол Иаков говорит: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2: 17-18). Если жизнь христианина изобилует конфликтами с окружающими, а сам он обнаруживает в себе очевидную черствость или безучастность по отношению к близким, то это означает, что в его духовной жизни (молитве, посте) присутствует какая-то серьёзная ошибка (см. Ничего общего с гуманизмом, пацифизмом, толерантностью и прочими масонскими «добродетелями»: О героическом характере Православия).

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся» (именно так звучала оригинальная фраза святого старца). И это методологически абсолютно верная формула. Действительно, первая задача христианина - спасение своей безценной души. Однако, преображаясь, человек, неминуемо преображает и тот окружающий мир, с которым соприкасается. От огня его веры зажигаются сердца окружающих его людей. Если же этого не происходит, то есть смысл вспомнить слова Апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13; 1).

И теперь насчёт конца света. На самом деле, утверждать, что мы живём в последние времена - это очень смелое утверждение, ибо во все эпохи истории христианства находились мыслители, которые в окружающем пространстве видели все те признаки Эсхатона, которые имеются в Священном Писании. В первые три века нашей эры Римская империя переживала не лучшие времена, как в нравственном, так и в экономическом отношении. Социальные катаклизмы той эпохи вполне могли быть восприняты как «мерзость запустения», народ восставал на народ, христиан преследовали и убивали, содомия (как и сегодня) претендовала на то, чтобы стать нормой жизни. В истории нашего Отечества конец Пасхалии, деяния Патриарха Никона (Собор 1666 г.), неоднозначная фигура Петра Первого, большевистский переворот и гонения 20-х 30-х гг. XX века воспринимались многими как «последние времена». Однако промыслом Божиим наш мир существует и поныне.

У Апостола Павла есть такие слова: «Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5: 3). Другими словами, среди признаков конца света присутствуют не только социальные бедствия, войны, гонения на христиан, но и видимость некоторой стабильности, спокойствия и обеспеченности. Господь Своим премудрым промыслом совершил так, чтобы христиане всегда были готовы к Его Второму Пришествию, но при этом не впадали бы в истерику, когда отдельные аспекты Апокалипсиса имеют насущное проявление.

Всё, что мы можем сказать о конце света - он будет. С точки зрения христианской педагогики именно такой ответ будет самым правильным для нашего спасения. Ведь Господь не ставит перед конкретным христианином гиперзадачу приближать или отодвигать конец света и Свое Второе Пришествие. Другими словами, личный эсхатон человека (частный суд над ним) гораздо важнее в вопросе его спасения, нежели глобальные «судьбы цивилизации». Наш мир существует до тех пор, пока происходит диалог Бога и человека. Когда же последний (т. е. человечество) обратит всё свое внимание исключительно на материю, материальные ценности, тогда будет финал.

Однако Господь, согласно причти о Страшном Суде, судит каждого человека по конкретным делам оного в отношении конкретных людей и в конкретном историческом пространстве, сообразуясь с возможностями и обязанностями человека. В этом отношении сложно себе представить, чтобы Господь поставил какому-нибудь чиновнику (президенту или губернатору) в вину, что тот сопротивлялся внедрению в общеобразовательный процесс программам, которые способны развратить детей и тем самым «затягивал» Второе Пришествие. Человек, который не сопротивляется злу, до известной степени становится его соучастником. В особенности это касается тех, кто не просто может защитить (в данном случае) детей, но и должен это сделать, ибо «...начальник есть Божий слуга... он не напрасно носит меч... отмститель в наказание делающему злое» (Евр. 3, 4).

У пророка Иезекииля есть такие слова: «если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем; и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ; и если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя, - то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове. Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, - то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез. 33, 2-9).

В Евангелии есть такие слова «Не противься злому» (Мф. 5, 39). Однако один из библеистов XX века говорит, что сии слова Господа нельзя понимать в смысле непротивления злу насилием, как это делал Лев Толстой и подобные ему лжеучителя. Господь запрещает восставать на человека, причинившего зло, с ответной злобой, но ко всякому злу, как к такому, христианин должен быть абсолютно непримиримым и должен бороться со злом всеми доступными ему мерами (см. Православные активисты против либерального «православия-лайт» и неотолстовцев).

Ещё раз напомним: всякий христианин, который попускает злоумышленнику причинить боль своему собрату (по малодушию ли или иному какому «убеждению»), является соучастником этого преступления. И в данном контексте не стоит забывать другие евангельские слова: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской. Го́ре миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но го́ре тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7). Полагаю, эти грозные слова вполне можно отнести и к тем, кто, будучи призван защищать свой народ от насилия, в том числе морального насилия (в данном случае - от насаждения безнравственности), по тем или иным причинам отказывается выполнять свой долг!

Для любого христианина естественным процессом его духовной жизни (по мере духовных сил и возможностей) является освящение окружающего пространства: подъезда, дома, улицы, района, города, страны. В Евангелии есть удивительные слова: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего» (Мф. 5, 16). К сожалению, в наши дни данные процессы весьма тенденциозно воспринимаются некоторыми нашими согражданами, как «агрессивная клерикализация» и во многом по причине того, что некоторые неофиты из церковной среды действительно где-то «перегибают палку» и ведут себя не вполне этично. Но мы сейчас говорим не об ошибках конкретных людей, а о самом процессе, совершенно естественном для православного сообщества - охранение тех духовных и нравственных ценностей, которые в какой-то степени возродились после 70-ти лет безбожной власти. Именно таковой должна быть позиция православного христианина, чётко осознающего свою связь с православной традицией ограждения «малых сих» от соблазнов и греха!

Диакон Артемий Сильвестров

Источник: Русская народная линия


поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


Анализ возможной угрозы российским национальным интересам, нарушения целостности медицинского и эпидемиологического суверенитета

При участии России в мероприятиях ВОЗ под эгидой глобального координационного механизма (gcm) ВОЗ, координируемого и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтсов... В ответ на запрос общественной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Минздрав России письмом от 20.05.2020 года № 21-2/0312 подтвердил факт взаимодействия Минздрав России с Б. Гейтсом и связанной с ним организацией Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Три крещения Руси

Учёные много спорили о достоверности летописного известия о «призвании варягов». Было ли оно в действительности, сказать трудно, да и не в этом дело, ибо сам факт появления в середине IX века на Русской земле новых государственных образований не подлежит сомнению. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности.


Громкая читка (продолжение)

В общем, я вернулся в свою комнату, сел за стол и понял, что не напишу ни строчки. Даже не из-за Сергея. Что-то сразу не пошло у меня. Может, оттого, что встретились несколько знаменитостей. И пришлось поздороваться. Тут уже я сам вспомнил, не анекдот, а историческую быль: Павел I пригласил Державина на приём в дворцовую библиотеку и, указывая на бесчисленные шкафы с книгами, сказал: «Вот ведь Гавриил Романович, сколько уже написано, а всё пишут и пишут». Что Державин ответил, не знаю. Наверное, вроде того, что...


Алапаевские мученики: убиты и забыты

После упокоения Алапаевских мучеников в склепе при кладбищенском храме Преп. Серафима и перевозки мощей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в Святую Землю о них почти все забыли. "Из русских же людей, - с горечью писал митрополит Пекинский Иннокентий, - никто не посетил места упокоения Царственных мучеников и не вспомнил о них. Только однажды Шандунская группа войск прислал депутацию, которая возложила от имени группы на гробы мучеников серебряный венок и устроила торжественное поминальное богослужение..."


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100