Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Прп. Паисий об антихристовом времени

Приучив себя уже сейчас к жизни простой, умеренной, можно будет пережить антихристовы годы. Иметь маленько землицы, возделать немного пшенички, картофеля, посадить несколько масличных деревьев, и тогда, держа какую-нибудь скотинку, козочку, несколько курочек, христианин сможет пропитать свою семью. Бог не оставит человека без помощи.

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

Свт. Фотий о модернизме
В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.
Свт. Фотий Константинопольский о модернизме

свт.Феофан о мiролюбцах
Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа.
Свт. Феофан Затворник о пути спасения

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней 22.11.2017
Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней

Публикуем небольшую заметку нашего читателя на актуальную тему, составленную на основании Священного Писания и Святоотеческих творений. Как сообщил нам автор, это плод дискуссии с человеком, пытавшимся доказать, что мнение о наказаниях Божиих не соответствует церковному учению и духу Святых Отцов.

Учение Церкви о наказаниях Божиих – источник утешения и спасения

Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого принимает.
Евр. 12, 6

Призови Меня в день скорби;
Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.
Пс. 49, 15

Актуальность недоумений о наказаниях Божиих

Вопрос о смысле и значении земных страданий занимал человека всегда. Сегодня после десятилетий господства безбожной идеологии и гонений на веру многие люди в России только начинают обретать дорогу в храм. К сожалению, будучи крещеными по традиции, в младенческом возрасте, они пока еще чужды духу церковного учения. Именно поэтому вопрос о страданиях приобретает особую важность. Периоды же социальной напряженности, смут, нестроений, войн и прочих общественных бедствий, связанные с нарушением обычного жизненного порядка, ставят его особенно остро.

За что, по какому принципу, с какой целью нам посылаются различные беды и скорби? Говорят: «За грехи», – часто не вполне понимая смысл этой фразы и в глубине души бросая упрек Богу: «Если Ты так добр и милостив, если Ты, как учит Церковь, – Любовь, то почему наказываешь меня? Для чего мне эти мучения?»

В такой ситуации важно, чтобы страждущий не озлобился, сердечно не ожесточился, но, напротив, постиг значение переживаемых горестей и обратился к Богу. Где же он может найти правильный ответ на все свои «почему?», «за что?» и «зачем?»? Святая Православная Церковь, наша заботливая Мать, предлагает своим заблудшим, скорбящим и недоумевающим чадам, как и всякому человеку, душа которого в очах Божиих драгоценнее любых сокровищ мира, спасительную истину о безпредельно добром и в то же время безконечно справедливом Небесном Отце.

Зачем Добрый Бог наказывает людей?

а) Причина недоумений – незнание учения Церкви о свойствах Божиих

Недоумение относительно Божией благости и посылаемых Им людям бедствий не ново. Оно коренится в ошибочных представлениях о Всевышнем как Боге только любви, в незнании или отрицании такого существенного свойства Божия как правосудие.

По учению Церкви, Бог обладает одновременно совершенными добротой и справедливостью. Доброта в Боге – это качество, по которому Он дарует Своим тварям столько благ, сколько каждая из них может вместить. Правосудие же побуждает Его воздавать всем нравственным существам по заслугам – добрых награждать, а злых наказывать [1].

б) Доброта Божия

О доброте Божией (иначе именуемой еще благостью, милосердием, долготерпением, милостью, любовью и т.п.) Священное Писание свидетельствует:
 Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор. 7, 9);
– Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать (Мих. 7, 18);
– Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57, 15);
– Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8);
– Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35);
– Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16);
– Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей(2 Кор. 1, 3–4);
– Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17);
– Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф. 2, 4–7).

Святые Отцы Церкви об этом свойстве писали:
– «Причина бытия и горних, и дольних – одна любовь Божия. Но особенно эта любовь видна из того, что Он благотворит людям, Сам ничего не получив от них» [2];
– «Господь – истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою» [3];
– «Бог – наш высочайший благодетель, Он оказывает нам столько благодеяний, сколько мы дышим, так что мы и минуты без Его благ прожить не можем. Мы окружены Его любовью и заключены в ней. От Него получаем мы пищу и питие, одежду и жилища. Его свет нам светит и показывает путь, добро и зло, пользу и вред. Его огонь согревает нас и варит нам пищу. Его воздухом сохраняется наша жизнь. По Его повелению служит нам скот. Какой стала бы наша жизнь, если бы хоть некоторые из Своих благ отнял у нас Бог? Чем помогли бы наши глаза, если бы Он отнял Свой свет? – блуждали бы мы, как слепые. Разве дала бы земля плоды, если бы Бог не послал на нее дождя? „И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой“ (Пс. 84, 13). И минуты не может жить человек без воздуха. Все эти и прочие бесчисленные явные Божии благодеяния Он подает нам от одной любви Своей» [4];
– «Господи! Что же Ты нашел в нас, недостойных? Ты – Свет предвечный, озаряющий все творение, мы же только тьма, грубая, осязаемая египетская тьма. Ты – Источник чистоты, мы же – скверный грязный поток. Ты – великолепие, превосходящее всякую красоту „Блаженство в деснице Твоей вовек“ (Пс. 15, 11), мы же – одно скудное бытие, как говорит о нас Иеремия: „Темнее всего черного лице их“ (Пл. Иер. 4, 8). Ты есть то, что есть, а мы – ничто, мы как бы не существуем пред Твоим бытием. Зачем же мы нужны Тебе? Но любовь Его так велика, что, подобно восторгу, ни на что не обращает внимания и как бы забывает Себя. Пусть мы темны, скверны, мерзки и ничтожны, но Его превеликой божественной любовью (если только сами с покаянием прибегаем к Нему) мы преображаемся в людей святых, светлых, чистых и высших, чем ангелы: „Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово“ (Евр. 2, 16). Вот как сильна любовь Божия к нам! Так возлюбил Он! О, любовь Твоя, Человеколюбец!» [5].

в) Правосудие Божие

Правосудие как существенное свойство Божие не менее ярко раскрывается в книгах Ветхого и Нового Заветов:
– Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен (Втор. 32, 4);
– Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны (Неем. 9, 33);
– Вседержитель, мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия (Иов. 37, 23);
– Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои (Пс. 118, 137);
– Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак. 4, 12);
– Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1, 18);
– Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы (1 Кор. 3, 17);
– Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали (1 Фес. 4, 6);
– Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22, 12).

В творениях Святых Отцов:
– «Правда есть способность воздавать за все по достоинству» [6];

– «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что „Бог человеколюбив и не наказывает?“. А если накажет, то, по-твоему, окажется уже нечеловеколюбивым? <…> Итак, люди, не обманывайте себя, прельщаемые диаволом, потому что все это его [диавола] мысли. Если и судьи, господа и учителя добрых награждают, а дурных наказывают, то как было бы сообразно, если бы у Бога совершалось наоборот, если бы добрые и злые удостаивались одного и того же?» [7];

– «Господь не без причины проклял смоковницу (см.: Мф. 21, 19), но с намерением показать неблагодарным иудеям, что и для наказания Он имеет достаточную силу. Во всех чудесах Своих Он никому не причинил скорби, и они предполагали, что Он только благотворит, не имея власти подвергать наказанию порочных. И Он на примере дерева показывает, что может и наказать, но не желает этого по благости. Дерево засохло, чтобы устрашить людей. Но, по преданию мудрых старцев, с этим соединен и некий таинственный смысл. Смоковница – дерево преслушания: ее листья употреблены нарушившими заповедь для прикрытия; и она проклята Христом, чтобы не приносила плода, послужившего причиной греха. Ибо второе пришествие Бога будет уже не для вочеловечения, а для воздаяния» [8];

– «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что Един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, – и что Он неизменяем» [9].

Поучительные примеры в этом отношении являет и история. 

«Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями», – свидетельствовал преподобный Феодосий Печерский [10].

Как известно, из-за уклонения своих граждан от истинной веры в ересь и нечестие подверглась падению Византия. В житии святителя Мефодия Константинопольского говорится: «Сия же вся (взятие сарацинами Византии, а ранее – Иерусалима с Палестиною, Сирии, Аравии и Египта) грех ради христиан, от истинного благочестия отпадших, к ересям же уклонившихся и святые иконы поправших, – от Бога попустилось» [11].

А вот что писал святитель Феофан Затворник о судьбе нашего Отечества: «Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там – впервые – восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но, бр[атья], припомним двенадцатый год. Зачем это приходили французы?.. Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. Тогда покаялась Россия, и Бог помиловал ее. Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления» [12].

г) Совместимость этих свойств

Итак, по учению Святой Православной Церкви Бог является одновременно безпредельно добрым и безконечно справедливым. Каким же образом совмещаются в Нем эти свойства? Митрополит Макарий (Булгаков) в своем «Православно-догматическом богословии» поясняет: «Истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; <…> благость Его – благость праведная, и правда Его – правда благая; <…> Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; и, следовательно, самые казни Его суть более свидетельства Его Отеческой доброты к нам и любви, нежели правды» [13].

Т. е. Церковь свидетельствует о благости и пользе для человека наказаний Божиих, о том, что Господь всегда готов помиловать и действительно милует грешников, однако при одном условии – покаянии и исправлении, добровольном обращении к Нему – Источнику всех благ.

Божественное Откровение удостоверяет:

– Беззаконник, если обратится от всех беззаконий своих, которые сотворил, и сохранит все заповеди Мои, и сотворит суд и правду и милость, жив будет и не умрет: все согрешения, которые сотворил, не помянутся ему, но в правде своей, которую он сделал, жив будет. Разве Я хочу смерти грешника, говорит Адонаи Господь, а не того, чтобы он обратился от пути зла и жив был? (Иез. 18, 21–23);
– Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать (Иер. 3, 12);
– Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего (Ос. 14, 2);
– Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам (Зах. 1, 3);
– Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28);
– Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20);

– «Судия хочет тебя помиловать и соделать участником Своих щедрот, но в таком только случае, если найдет, что ты по содеянии греха стал смирен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда любит суд над тобою. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и смягчающие врачевства, употребляет наконец в дело острые орудия. Посему любит милостыню к раскаивающимся, но любит и суд над упорными. Подобное нечто говорит Исаия Богу: милость Твоя на мерилех (см.: Ис. 28, 17), потому что Он и милость являет с судом, по достоинству каждого возмеривая мерою, числом и весом» [14];

– «Наказание за грехи, которое налагает Бог для нашего исправления, следует называть не гневом и негодованием, а, скорее, вразумлением. Если же некоторые и считают его гневом, то и тем возвещают Божие человеколюбие, предполагая, что Бог снисходит до страстного состояния ради людей, для которых сделался Он и человеком» [15];

– «Примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые предлагает Святое Писание, написанное Духом Святым, сохрани в памяти. Мытаря, великого грешника, возопившего к Нему, Бог простил (см.: Лк. 18, 13–14). Блудного сына, расточившего имение свое, живя распутно, Ты с любовью принял (см.: Лк. 15, 11–24). Плачущей великой грешнице отпустил грехи, сказал: „Прощаются грехи ее многие“ (Лк. 7, 47). Разбойника на кресте, в последний час взмолившегося: „Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое“ (Лк. 23, 42), простил и сказал: „Ныне же будешь со Мною в раю“ (Лк. 23, 43). Петра, трижды отрекшегося и плакавшего об этом, с любовью принял и возвел в апостольское достоинство. Манассию, царя Иудеи, ниневитян беззаконновавших и покаявшихся простил (см.: 2 Пар. 33 и Ион. 3, 10). Да и Сам говорил: „не хочу смерти грешника“ (Иез. 33, 11). Вот как милосерден Бог к кающимся грешникам! Тот же милосердный Бог проявляет и ныне ту же милость к грешникам кающимся» [16];

– «Что скажем мы, грешные, о встречающихся нам скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих, как мы видели, – грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это – милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению. Грешники, наказуемые Богом, ободритесь: "Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет" (Евр. 12, 6)» [17];

– «И как может не соответствовать правовое понятие о Боге представлению о Нем как источнике безконечной любви, когда Божественное правосудие в своем действии, т. е. в наградах и наказаниях людей, исходит из Божественной любви и совершается для спасения людей?! Вот почему в Священном Писании даже о карающем действии Божественного правосудия говорится: "Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет" (Прит. 3, 12)» [18];

– «Человеческая справедливость говорит: „Ты совершил погрешность и должен быть наказан“, а справедливость Божественная: „Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение“. Погляди, ведь если человек, совершивший преступление, искренне кается и сам сознается в содеянном – хотя на него еще не пало и малейшее подозрение, – то даже человеческий закон относится к нему снисходительно. И если такой человек снисходительно судится даже людьми, то насколько больше снисхождения оказывает ему Бог – праведный и сострадательный Судия!» [19].

Вся история христианской Церкви и особенно нашего народа обилует примерами помилования Богом кающихся грешников. Укажем лишь на один из самых известных.

Согласно церковному преданию, праздник Покрова Божией Матери был установлен по случаю чудесного явления Богородицы в Влахернском храме Константинополя в X веке. Тогда за уже начавшееся отступление от истинной веры и благочестия в пределы греческого государства по попущению Божию вторглось мусульманское войско. Военная мощь противника во много раз превосходила силы греков, и помощи ждать было неоткуда. Однако жители Константинополя не отчаялись. Осознав причину Небесной кары, все они, от мала до велика, затворились в храме, в посте и слезах умоляя Бога о помиловании. И Господь, по ходатайству Своей Матери, не посрамил их веры и упования – после явления Богородицы враги неожиданно отступили.

Подобные чудеса многократно происходили на нашей Русской Земле. Летописи, фиксировавшие нашествия иноплеменников и междоусобные брани, начинались словами: «По грехам нашим попустил Господь вражду и смуту…»/ Проникнув в истинную причину нагрянувших зол, наши предки прибегали к неизменно действенному средству – покаянию. Тогда Господь прощал их и отводил Свою карающую руку.

Учение Церкви – источник утешения и спасения

Что же за урок преподносит нам Церковь истиной о Божественных любви и справедливости? Неожиданно столкнувшись с какими-либо жизненными испытаниями, общественными или личными – скорбями, болезнями, нуждой, природными бедствиями, техногенными катастрофами, войнами и т. д., нам необходимо, в первую очередь, возблагодарить Бога, посредством их вразумляющего и ведущего нас к покаянию. А во-вторых, следует приложить все усилия, чтобы эти горькие лекарства Божии не остались бездейственными, но послужили нам к осознанию своих грехов, отвержению их, обращению к Небесному Отцу и исправлению. Тогда учение Церкви явится для нас источником утешения и спасения – как в нынешней жизни, так и в будущем веке.


Примечания:
[1] См.: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. Гл. 1. О Боге, едином в существе. §18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. 
[2] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Ч. 1. Беседа 7.
[3] Ефрем Сирин, преп. Творения. Т. 2. На погребение странника.
[4] Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое.
[5] Димитрий Ростовский, свт. Поучения и слова. Т. 2. Поучение на Рождество Христово.
[6] Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1901., С. 176.
[7] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Т. 12. Ч. 2. Слово о будущем суде.
[8] Исидор Пелусиот, преп. Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений.
[9] Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. Т. 2. 
[10] Феодосий Печерский, преп. Поучение о казнях Божиих.
[11] Четьи-минеи, 29 июня.
[12] Феофан Затворник, свт. Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. С. 357.
[13] Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч.
[14] Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. Электронная версия: http://predanie.ru/lib/book/70856.
[15] Исидор Пелусиот, преп. Творения святого Исидора Пелусиота. М., 1859. Ч. 1. С. 198.
[16] Тихон Задонский, свт. Увещания и наставления. Электронная версия: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=uveschania.
[17] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. Поучение в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих. Электронная версия: http://verapravoslavnaya.ru/?Sv_Ignatii_Asketicheskaya_propovedmz.
[18] Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. М., 1997. С. 155.
[19] Паисий Святогорец, преп. Слова. Tом III Духовная борьба. Электронная версия: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1892.


___________________
См. также:





поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100