Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России
Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь народ русский во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного. <...> Дело в борьбе между верой и неверием, между Христианством и антихристианством.
Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

Прп. Паисий о времени
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец

свт.Феофан о Западе
Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, — и вот целыми кораблями везут к нам оттуда вместе с добром, и полчища врагов истины: (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя… Тайными путями входят они в область нашу.
Свт. Феофан Затворник

свт.Игнатий о лжезнамениях
Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
КУРАЖ КУРАЕВА, или над кем смеетесь? 16.11.2010
КУРАЖ КУРАЕВА, или над кем смеетесь?
Начну с преамбулы. В первом номере "Светоча" была напечатана моя статья "Нет проблем", в которой говорилось о некоторых тенденциях в православной журналистике. Судя по откликам, тема вызвала интерес у пишущей братии, а журналист из православной газеты русского Севера "Вера" (Сыктывкар) Владимир Григорян прислал в продолжение разговора свою статью.

<...> Владимир касается проблемы "искушения обновленчеством", написав о таком явлении сегодняшней публицистики, как "кураевщина". А тут и сам диакон Андрей Кураев выразил желание приехать в Пермь и выступить перед широкой общественностью. Его предложение было принято нашим епархиальным управлением. Лекция о.Андрея, в свою очередь, вдохновила меня на журналистский отклик, так что сразу две оценки его творческой деятельности - это не спланированная акция, а простое - или не простое? - совпадение.

За нашу церковную жисть

Итак, 12 марта в Малом зале Культурно-делового центра Перми состоялась встреча пермяков со знаменитым православным миссионером. На нее пришли представители пермского духовенства, монашества, студенческой молодежи, интеллигенции и других сословий. Зал был заполнен до отказа.

Сначала о. Андрей предложил сделать темой своего доклада роман Булгакова "Мастер и Маргарита", но зал отозвался вялым неудовольствием. Диакон легко переключился:

- Тогда поговорим за нашу церковную жисть.

Такое название собравшимся понравилось - многообещающий зачин.

И о. Андрей оправдал ожидания, не ударил в грязь лицом. Тут следует сказать, что Кураев - личность хорошо известная нашим современникам: его книги широко издаются, видео- и аудиокассеты имеются во всех церковных лавках и пользуются спросом, т. е. люди знали, на кого шли.

Я тоже не раз была на лекциях Кураева в Москве и в других городах, поэтому не сомневалась: его выступление станет своеобразным шоу, как пример новой проповеди XXI века. Кто не знает об эрудированности, остроумии, полемическом таланте и либерализме о. Андрея! Мы не сектанты и не ретрограды - даешь ноу-хау! В общем, хорошее было настроение.
Однако докладчик с первых слов озадачил, провозгласив серьезным голосом:

- Мы с вами потеряли Православие. Потеряли недавно - в 90-е годы XX века…

Далее последовал ряд доказательств этого горького тезиса: "сегодня в нашей Церкви повсюду чувствуется мечта о православном гетто", "почему-то уставным выражением лица православного человека считается обретение глаз бассет-хаунда - порода собак такая с вечно грустными еврейскими глазами". Правда, лектор тут же заметил, что не ругается, когда сравнивает других с собаками, потому что сам станет собакой в следующей жизни. Такое решение он принял, услышав песню "Когда я стану кошкой", чтобы в следующем воплощении растерзать (!) эту певицу.

Зал дружно смеялся. Юмор пермяки понимали.

Я же задумалась над словами о.Андрея: действительно ли мною недавно потеряно Православие? Спросила своего знакомого, сидевшего рядом: "Ты в 90-е годы минувшего века Православие терял?" Знакомый ответил, что как раз в эти годы он его счастливо обрел, но тут же отмахнулся: "Не мешай!" - смеясь над очередной шуткой веселого диакона.
А докладчик входил во вкус:

- Смотришь на наших прихожан и думаешь: "Елки-палки! Ну, откуда у парня еврейская грусть? Как будто у нас вечный пост".

Nota bene! Выступление о. Андрея проходило действительно во время третьей седьмицы Великого поста - времени сугубого покаяния, предполагающего плач о своих грехах, что заповедано нам испокон веков отцами Церкви.
Православные, не выпендривайтесь!

Ну, да и отец диакон не лыком шит, он знает святоотеческую премудрость и Священное Писание, к тому же способен дать оценку его перевода на русский язык. Так, слова Спасителя "помажь главу свою елеем, когда постишься" (Мф.4,17), по Кураеву, следовало бы перевести на современный язык следующим образом: "не выпендривайся". Другие глаголы для толкования этого места в Писании ученому диакону кажутся менее выразительными и мало соответствующими оригиналу.

- Речь Христа, - пояснил он, - была настолько простая, что она смущала русских переводчиков Библии в XIX веке.
Кураев привел пример из Евангелия, когда ко Христу пришли саддукеи и фарисеи, чтобы искушать Его вопросом о женщине, бывшей поочередно замужем за семью братьями - мол, "в воскресении которого из семи братьев она будет женою?" Господь, говоря по-арамейски, "онамордил" - "заткнул пасть" саддукеям. А в русском переводе написано: "Фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе" (Мф. 22, 34).

Вывод о. Андрея: язык Евангелия - это жаргон портов, а переводы на русский язык маловыразительны и недостаточно экспрессивны.

Интересно, о чем думали переводчики богодухновенных книг в прошлых веках, когда формировали язык библейских текстов? Была ли у них какая-то научно-лингвистическая концепция или они исходили из иных побуждений? Возможно, им хотелось быть убедительными в постулате, что Царство Божие не от мира сего, что призыв к Небу должен прозвучать с помощью особой стилистики. Богословы очень часто сравнивают с Евангелием православные иконы, отмечая, прежде всего, приоритет духовного над плотским. Живое священное движение слова должно опираться на камень нравственности, потому что в стихии разговора "на фене" человек никогда не сможет себя осознать. Современный русский язык, строго говоря, по отношению к церковнославянскому - это жаргон, результат последовательного и длительного вымывания духовных основ языка, его духовная деградация. Об этом хорошо написал игумен Алексий, клирик Барнаульского Знаменского монастыря: "Церковнославянский язык, изначально сформировавшийся как христианский, сакральный, уничтожает целый ряд тех страстей, которыми живет человечество. Скажем, на нем невозможно передать похабщину, скабрезность - в лучшем случае получится поучительно-морализаторская история, а похабный смысл исчезнет. Страсти на церковном языке не звучат, не звучит злоба, не звучит ненависть, невозможно выразить тот бешеный порыв, который у современного человека выражается взрывом ругани. Этот язык предназначен для иных целей".

Подражая о. Андрею, расскажу одну житейскую ситуацию. Однажды меня пригласили фотографировать свадьбу, а погода накануне венчания стояла дождливая, и, следовательно, красивых снимков на природе сделать не предполагалось. Мы с брачующимися договорились помолиться Богу - испросить ясного синего неба в день свадьбы. И действительно, с утра выглянуло солнышко, подсушило землю и траву на радость всем. Когда по дороге в церковь мы обсуждали в машине феномен неожиданной перемены погоды, я сказала: "Услышал Господь наши воздыхания и явил милость. Ведь Свое первое чудо Он тоже совершил на свадьбе в Кане Галилейской". Вдруг одна из женщин, сидевшая на переднем сидении, обернулась ко мне: "Как вы сейчас хорошо сказали! Мы нигде не слышим таких слов. Первый раз я обратила на это внимание в церкви, когда венчалась моя дочь. Тогда я вслушивалась в слова священника и сознавала, что наша речь - какой-то мусоросборник".
После концерта - простите, оговорилась - после выступления о.Андрея ко мне подошел коллега-журналист и сказал: "Хитрый у вас диакон, мою записку он-таки не прочитал".

- А о чем ты его спрашивал? - полюбопытствовала я.

- Ни о чем, я ему стихи послал:

"Андрей Кураев, вы большой ученый,
В языкознаньи знаете вы толк.
А я - тупица малопросвещенный,
Таков, увы, простой, сермяжный фолк".
Шерше ля фам

Бросалось в глаза, что с особенным удовольствием о. Андрей куражился над женской половиной православных за излишне показную ревность в соблюдении поста:

- Идет такая раба Божия и плакат несет перед собой: "Я сегодня особо духовитая, ко мне не приближайтесь".

Бедным женщинам вообще достается, не жалует Кураев сестер во Христе. Что ни отрицательный пример, то обязательно героиня женского пола: в церквах сотрудницы - ханжи, студентки Богословского Свято-Тихоновского института - хуже Эллочки-Людоедки, потому что та хотя бы 12 слов знала, а студентки обходятся четырьмя - "смирение", "искушение", "послушание", "благословение" - в общем, еще большие ханжи и лицемерки. Особенно он возмущен тем, как одеваются православные христианки. Так и сказал:

- Бабоньки, у меня к вам серьезные претензии - ну, как вы одеты?

Оказалось, что диакону Кураеву не нравятся ни длинные юбки до полу, ни блеклые цвета наших одежд, ни темные платки на головах. Игриво-пренебрежительное обращение "бабоньки" само по себе шокирует, ведь не зовем же мы его "папашей". Но это еще что! Дальше был сформулирован тезис, валящий с ног:

- Это катастрофа! Перемена в национальном церковном костюме - катастрофа более суровая, нежели проигранная военная кампания.

Вот так, ни больше ни меньше. Я и не догадалась бы никогда, что мое скромное партикулярное платье (я сидела в черной юбке, темно-зеленой водолазке и джинсовом батнике) - это национальный церковный костюм XXI века. Свой деловой гардероб я характеризую просто - "и в пир, и в мир", а в нем, оказывается, мощная мина заложена, страшнее постной у отдельных гражданок.

У Кураева свои доводы: наши женщины своими нарядами подчеркивают, что в своей вере они видят повод только к скорби, а не к радости или к творчеству.

- Такое ощущение, что мы - Церковь не правомыслящих, а правоскулящих, - резюмировал диакон под ликующий хохот слушателей.

Мои ощущения были не менее выразительны, они подсказали, что о. Андрей Кураев - скорее, современный мозгослов, чем богослов. Возможно, причина его эскапад в сторону милых дам - в том, что он не священник и не имеет духовнического опыта. Диакон не выслушивает ежедневно десятки покаянных признаний от женщин, ставших жертвами вседозволенности века сего и атеистического воспитания. Тяжелейшие грехи блуда, абортов, непомерных возлияний, нечистых увеселений были для многих рядовыми житейскими событиями, а неприличная одежда - способом обольщения, самоутверждения, соблазна. Это называлось - "жили как все". Встреча с Богом обычно открывает людям глаза на свою греховность, происходит переоценка ценностей, появляются какие-то начатки духовной жизни. Это процесс трудный, болезненный, сопровождающийся переменами в судьбе, что отражается и на манере одеваться, питаться, общаться с окружающими. Конечно, здесь есть перегибы, но ведь понять, а значит - простить людей куда гуманнее, чем беспощадно высмеивать. Кураеву ли не знать слова прп. Исаака Сирина о том, что тот, кто видит свои грехи, совершеннее того, кто видит ангелов. Но он пока не догадывается, что в красных колготках и кофточках с глубоким декольте каяться не с руки, а ярких цветастых сарафанов, которые надевали русские бабы-крестьянки, идя на обедню, и о которых он напоминал сидящим в зале "бабонькам", в наших гардеробах просто нет. Во-первых, мы не крестьянки, во-вторых, в таком национально-церковном наряде неловко себя чувствуешь в наш индустриальный век, разве что на сцене уместно фольклорные песни петь.

Кстати, женщины-журналистки для о. Андрея - тоже подходящий повод, чтобы повеселить зал. Для убедительности снова приводится житейский пример, где журналистка ну просто сама напросилась, чтобы ее выпороли. "Получай, фашист, гранату!", - острил диакон, рассказывая, как посадил тупицу в лужу. Слушатели от хохота едва не валились с кресел. Молодежь в восторге - здорово!

О. Андрей, подогревая аудиторию, ставил новые вопросы: как нам быть с неверующими? И предложил такой способ их обращения: "А пущай они нам завидуют!" Вот, к примеру, в воскресенье бабушка после литургии пришла домой вся такая белая и пушистая, а ее внук-подросток после тяжелой дискотечной ночи, якобы потрясенный ее сияющим видом, должен воскликнуть: "Бабка, блин, колись, чем колешься?!" (Смех до потолка).

- Вот если у нас будет такое радостное переживание веры, так и люди к нам потянутся, - простодушно заключает наивный диакон.

Тусняк и выборы

Перепады блатного сленга и высокопарных тирад - один из любимейших приемов оратора. Впрочем, вся его лекция - это цепочка примеров из жития бесподобного диакона Андрея. То и дело произносится зачин типа: "Вот, помнится, в Ноябрьске был случай…", или "Как-то на Сахалине подходит ко мне монах…" и т.п. Примеры из жизни, в основном о неправильных православных, склеены слюной сентенций, заправлены анекдотами в тему, поперчены жаргонными словечками, сдобрены елеем пастырских пожеланий, украшены веточками поэтических цитат - винегрет от Кураева готов. Но вкушать его в пост не рекомендовала бы - сальностей много.

В большей степени ораторский запал обращен к молодежи. О. Андрей и сам не скрывает интереса к молодым:

- Ежели однажды я все-таки соглашусь стать священником, то это, понятно, будет студенческо-молодежный приход. И я скажу: "Тусняк, слушай сюда! Хаер (волосы. - С.В.) красить только по уставу: на Пасху в красный цвет, на Троицу - в зеленый, на Успенье - в голубой".

Попсовый бы, одним словом, получился попик, просто отец родной, вот только скоро ли наступит светлый миг рукоположения о. Андрея? Как говорил Малыш в сказке про Карлсона, "так можно всю жизнь прожить без собаки!"

Сам Кураев грустно признавался, что не принимает священный сан, потому что у него нет ответа на вопрос, как поступать с теми гомосексуалистами, которые знают, что они грешники, но не могут победить свою неправильную натуру. Он привел в пример католиков, которые хотя бы работают над этой проблемой, а мы, стало быть, снова в хвосте плетемся.
Католическую церковь о. Андрей похвалил и по другим вопросам, например за умение участвовать в политике. Эта риторическая связка понадобилась чтобы перейти к агитации за депутата Глазьева (лекция состоялась за два дня до президентских выборов), который есть "пример соединения политического профессионализма и нормальной церковности". Что подразумевает термин "нормальная церковность" - он не расшифровал.

Кстати, забавен был результат лоббирования о. Андреем депутата Глазьева. На следующий день, накануне выборного воскресения, в притворе мужского монастыря стояла женщина и каждому встречному запальчиво говорила: "Голосуйте за Глазьева!" А народ отзывался сочувственно: "Эк ее, бедняжку, повело! На политике повредилась".

Мы или вы?

Основная мысль кураевского разговора, его боль, обращенная urbi et orbi (к городу и миру): мы не умеем радоваться, мы потеряли умение радостно переживать нашу веру. (Весь вечер мне было непонятно, почему докладчик все время говорит от нашего имени, когда делает свои заявления: "мы потеряли", "мы не умеем", "мы разучились" и т.д. На факультете психологии, помнится, когда кто-нибудь из студентов витийствовал в таком духе, преподаватель поправлял: "Говорите только от своего имени, другие сами скажут за себя".)

Призывы к радости - лейтмотив и главный пафос столичного оратора. Наверное, ради этой цели он два с половиной часа напряженно острил, смешил публику, сыпал жаргонизмами. Люди хорошо посмеялись, это факт. Для вящей убедительности о. Андрей обильно цитировал разных людей, в частности, напомнил изречение Честертона: "Хорошего человека узнать легко: у него боль в сердце и улыбка на лице". Все-таки улыбка, а не гомерический хохот, который оратор старался вызвать у публики по любому поводу.

Обратимся и мы к авторитетам от культуры. Достоевский считал смех самой верной пробой души: "Я так думаю, что когда человек смеется, то в большинстве случаев на него становится противно смотреть. Чаще всего в смехе обнаруживается нечто пошлое, нечто как бы уничижающее смеющегося". Кстати, Священное Предание доносит, что никто никогда не видел Христа смеющимся, а мы призваны стяжать совершенство по Его святому образу.

Вот еще мнение нашего современника, поэта Виталия Кальпиди: "Смех - это демагогия, мышление вне совести". Конечно, заманчиво идти в ногу со временем, в котором доминирует культ игры. Сегодня все играют во все. На улицах городов наперсточники "кидают" азартных простаков, а по ТВ раскручен государственный лохотрон, у которого множество филиалов: "Поле чудес", "Слабое звено", "За стеклом", "Угадай мелодию" и т. д. Лозунг времени "Играйте и выигрывайте!" весел, заманчив, прельстителен, но опасен - тем, что скрывает фигуру, стоящую за ним. Однако стоит только спросить себя, кто отец льсти, и - страшный ответ ошеломит мгновенно. Снова сошлюсь на слова поэта В.Кальпиди: "Как хотите, но участвовать в игре может только узкое сознание, а по гамбургскому счету - сознание, находящееся в данный момент в безнравственном состоянии. Игра - пошлость и трусость. Опасайтесь игры, так как сыграть можно только злую шутку и ничего более. Сыграть можно все, кроме любви. Я хочу сказать, что во всем можно обмануть себя, но только не в том, что ты любишь. Потому что сердце - не играет".

Не подумайте, что я против радости, но радоваться и хохотать - не одно и то же, ибо духовная радость - чувство светлое, ангельское, а хохот - темная и сомнительная стихия. Можно ли представить смеющегося ангела? Нет! Только улыбающегося. А беса можно? Легко!

Архангел Гавриил обратился к Пречистой Деве со словами: "Радуйся, Благодатная!", и первый христианский акафист содержит рефрен: "Радуйся, Невеста Неневестная". Известно, что авторами самых древних акафистов были монахи-исихасты, которые многие годы жили в подвиге, прошли искус послушания старцу и школу суровой аскезы. Только после долгих лет великих испытаний, очистив от страстей свое сердце и поборов плотские немощи, они смогли достичь таких высот духовной лествицы, когда их коснулся нетварный свет Божественной благодати. Они-то имели право воскликнуть в духовном экстазе: "Радуйся!"
А мы чему радуемся? Нами уже выполнены заповеди блаженств? Наши сердца умилились, познав полноту Любви, которая есть "совокупность совершенств"? И как бы мы ни отстаивали свое право на потеху, в Евангелии сказано: "блаженны плачущие" - а не хохочущие.

Преподобный Серафим Саровский действительно обращался к каждому: "Христос Воскресе, радость моя!" Кураев прав, приводя сей пример. Однако вспомним и о том, какая жизнь предшествовала тому, как он стал произносить эти слова: тысяча дней и ночей стояния на камне и оплакивания своих грехов. На пустом месте радоваться - это как в протестантских сектах экзальтированно кричать: "Алиллуйя!" Да и народная мудрость категорично однозначна: "Смех без причины - признак дурачины". Помните, у Гоголя, какой горький вывод делает городничий, осознав реальность: "Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх, вы!"

Отмечая, что смехопанорама под названием "За нашу церковную жисть" происходила во время Великого поста, не грех обратиться за назиданием к истории и вспомнить, что в старой благочестивой Перми на время Поста отменялись все увеселительные мероприятия, кроме концертов духовной музыки, а ныне мы сами организовали цирк, да еще под православным куполом.

Взаимопомощь лучше взаимоуничижения

Православные - это не угрюмые мистики, оторванные от земной жизни. Мы только знаем, что очи следует возводить горе/, потому что Идеал - там. Истинное христианство не боится жизни в любых ее проявлениях, оно лишь призывает к ее высокому осмыслению и предлагает человеку определенные этические нормы. "Любовь к ближнему православная этика интегрирует не в духе сильного, помогающего слабому, а в духе равно бессильного, грешного, сострадающего ближнему" (И.А. Василенко).
Православная этика - это этика взаимопомощи, а не взаимоуничижения.

Известно, что чувство юмора - признак высокого интеллекта. У Кураева интеллект высок, кто же спорит. Только не перечесть, скольких людей он уничижал походя, глумясь и выставляя придурками от Православия.

Пишу эти строки не без сочувствия к нашему столичному гостю, которого считаю жертвой своих талантов и популярности, а также дурного вкуса толпы, которая исподволь диктует и навязывает свои требования. Толпа действительно жаждет веселья, игр, хохмы, и для успешного выступления перед публикой остроумные пассажи - половина дела. Сопутствующее этому головокруженье от успехов слепит душу.

Здесь любому журналисту есть в чем покаяться. Батюшка, с которым я порой обсуждаю эту страсть (ерничанья под личиной остроумия), советует: пусть будет и юмор, но добрый, например, как у преподобного Амвросия Оптинского, а уничижать ближних остерегайся - "ибо суд без милости не оказавшему милость" (Иак.2,13).

Если уж охота кому порезвиться, то для этого есть сатирические концерты, но когда мы превращаем в балаган православную проповедь, то, на мой взгляд, гораздо больше теряем, чем приобретаем. Что касается блистания маргинальными словечками, то можно и покруче мулю оттопырить и так оттопать своих, чтобы чужие тоже боялись. Онамордить по первое число о. Андрей может виртуозно, только попадись на его язычок, но разве это цель его миссионерской деятельности? "Яко бритву изощренну сотворил еси лесть" (Пс.51,4) - как не вспомнить псалмопевца Давида! В одном месте его вовсе занесло, так что он, подобно унтер-офицерской вдове, сам себя высек, признавшись, что однажды, увидев в зеркале свое отражение, воскликнул: "Андрюша, какая же сволочь из тебя выросла!" Дипломатично заметим, что в каждой шутке есть доля шутки.


Какая музыка воспитывает воинов?

Чего стоят реплики диакона в защиту рок-музыки! Он рассказал о своем диалоге с монахом о творчестве Константина Кинчева. И вот что сказал Кураев противнику рока:

- Он (Кинчев) делает то, что вы никакими знаменными распевами сделать не способны: он воспитывает воинов.

Это называется - приехали! Тезис настолько ниже критики, что и говорить о нем не хочется. В данном случае я оставляю на полях оценку новой волны в творчестве музыканта, т. к. знала его только в период "красного и черного", т. е. лет десять назад, а люди, как известно, меняются. Важнее исправить перекос в суждении о. Андрея, потому что ложная посылка порождает ложное умозаключение, а именно: из монахов не может получиться хороших воинов, потому что они воспитаны на молитвах знаменного распева. А это ложь. Воины из монашеского сословия на Руси были и ничем себя не запятнали, а наоборот, просияли в славе небесной. Вспомним, например, Пересвета и Ослябю из Троице-Сергиевой Лавры. И у нас, на пермской земле, были случаи, когда монахи вставали на защиту Отечества во время первой мировой войны, потому что смерть за други своя есть высший христианский подвиг. В отличие от электронных ритмов, музыка знаменного распева - духоносна, в ней есть и сила, и пафос, и любовь. Молитва православного человека пламенна, она сама по себе - вызов легионам демонов, призыв к борьбе с духами злобы поднебесной. Всякий христианин - воин Христов с момента принятия крещения, и благодатную силу в борьбе с врагами русские солдаты, идя на ратный подвиг, черпали в Церкви. И полки Суворова, кстати, тоже, хотя о. Андрей противопоставил барабанный бой суворовской армии знаменному распеву. Он сказал, что, да, конечно, рок-музыка - громкая и ритмичная, так ведь и полки Суворова в бой шли не под "во поле березонька стояла".

Это даже неостроумно. Субкультура рока берет начало в негритянских языческих ритуальных плясках, поэтому непонятно, при чем здесь боевые подвиги русского воинства? Гораздо яснее, почему рок-музыканты накалывают татуировки на теле и обильно наносят на лицо разноцветный грим - подражание боевому раскрасу племени ирокезов или тумба-юмба.

Конфликт программ

Главная претензия к о. Андрею в том, что вульгарное миссионерство задает людям ложное представление о Православии, и они ошибочно могут подумать, что Церковь очень похожа на цирк, а проповедник сродни коверному клоуну. В тот вечер молодежь наша была от лекции отца диакона в восторге, в раздевалке студенты одобрительно восклицали: "Батек-то свой!", "Нормальный папик попался!" Однако была и другая реакция. Юноша, который воцерковлен уже давно (между прочим, отличник университета), сказал мне:

- Из того, что говорил Кураев, 80% соответствует действительности, но дух на его лекциях какой-то протестантский. Многие поначалу покупаются на это заигрывание с молодежью, на задушевное понимание всех пристрастий к современным игрищам, на веселость, только мне кажется, что это ненадолго.

Мне могут возразить, что сегодня такое время, что иначе к молодежи вообще ни на какой козе не подъехать, с ними надо говорить на их же языке, только тогда они захотят нас слушать, и все такое прочее. Я, признаюсь, раньше и сама так думала. Однако "времена не выбирают, в них живут и умирают", да и жизнь показала другие примеры. Однажды мы, Православное общество "Панагия", проводили в городе научно-религиозный психологический семинар. Одним из докладчиков был священнослужитель из Кирова, ректор Духовного училища о. Сергий Гамаюнов, объявивший доклад с невероятно скучным названием: "Междисциплинарный контекст современной науки".

Помню, вышел священник в черной рясе и начал говорить. Как он говорил! Целый час прошел словно одна минута. В зале стояла абсолютная тишина, все слушали затаив дыхание. Не доклад - песня! От этого выступления осталось возвышенное впечатление, как от поэзии, хотя речь шла о разных вещах, в том числе - земных, эмпирических. Оратор был как ученый строг в формулировках, убедителен и в то же время он, словно поэт, приподнимал нас над бытом. Вот это да, думалось, какие мы счастливчики, сколь мы богаты, имея Христа! Смеяться не было повода, а радость той встречи до сих пор живит сердце. Причина успеха была не только в том, что о. Сергий умен и хорошо образован, но и в том, что батюшка говорил очень искренне, он был влюблен в жизнь во Христе, его сердце переполняло торжество Божественной любви - все это, конечно же, передавалось слушателям.

Отец Андрей - тоже человек образованный. И поприще он себе выбрал труднейшее. Не отнять у него ни мужества, ни самообладания - чего стоит выдерживать нападки сектантов и оккультистов. Отражать их атаки он умеет мастерски - "суньтеся, кому охота". Понятно и то, что быть таким модерновым его заставляет "жисть", надо же кому-то бросаться на амбразуру. А намерения у диакона Андрея Кураева самые благие: спасти нас, невежественных, неуклюжих, замороченных околоправославными мифологемами, и привести в разум истины. Намерения-то хорошие… Только нет ли здесь, говоря языком компьютерщиков, "конфликта программ", когда частная добродетель почему-то сбоит и не совмещается с общим замыслом? Святитель Игнатий Брянчанинов не зря сказал, что "ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не могут обольстить иначе как только под видом добродетели".

Светлана Вяткина

Главный редактор журнала «СветочЪ» (г. Пермь).
«СветочЪ»№ 3.

поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100