Воскресенье, 23 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о Православии
Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о православной вере

митр.Иоанн о покаянии перед Царем
Основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами в разгроме Православной России.
Митр. Иоанн (Снычев) о монархии

свт. Николай Сербский о Державе
Не вывози свои деньги из Державы своей в чужую страну. Тем ты оказываешь честь чужой Державе и унижаешь вою собственную. Это кража и проклятие.
Свт. Николай Сербский

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Прп. Паисий о смерти
Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные нигода не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью.
Прп. Паисий Святогорец о смерти

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
21.06.2019
Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать некоторые храмы?

Самое главное держаться того, 
что проверено опытом.
В противном случае уходит предание
и остается предательство.
Преп. Паисий Святогорец

2019-07-11_011530.jpg 

Православные верующие покидают храмы Центрального округа Москвы. Воскресные богослужения зачастую совершаются в присутствии трех-пяти прихожан. Это вызывает безпокойство не только у представителей Патриархии, но и у православно-патриотических сил России. 

Возможная причина происходящего – окатоличивание некоторых священников, в частности, тех, которые настоятельствуют на приходах в центре столицы. Известно, что в этих храмах в основном служат либералы бритые или коротко стриженные батюшки с обостренной философией, представители древней восточной цивилизации, активные сторонники различных нововведений, таких, как отмена Исповеди перед Причащением, введение русского языка в богослужение, увещевание прихожан в неуместности строгого соблюдения постов и т.п. Они сокращают службы, принимают у себя монофизитов, католиков и прочих еретиков. 

Подобное наблюдалось в Римской Церкви, прежде чем она окончательно отпала от Православия. Сегодня для католиков норма, что их костелы пустуют и люди перестали ходить к ним на мессы. 

   «Причиной опустения храма может быть отсутствие благодати после отступления, – говорит священник Игорь Правдин. – Верующий народ сразу чувствует, что в этом храме что-то не так, и перестает туда ходить, и ищет храм пусть даже подальше от дома, но такой, где душа его обретает покой. А это возможно лишь там, где пребывает Святый Дух». 

Аналогичный отток прихожан был также во времена обновленчества, когда после революции «живоцерковники» изменили устав церковных служб, перешли на новый календарный стиль, стали употреблять русский язык в богослужении. 

Тем не менее, по словам главы пресс-службы Патриарха Кирилла, священника Александра Волкова, «храмы в центре Москвы ощущают заметный отток людей...  не потому, что они уходят из храмов, а потому что, если они раньше ездили в центр, то теперь имеют возможность посещать храм рядом со своим домом в шаговой доступности. Эти храмы как раз переполнены». 

Возможно, отец Александр прав, но все же не стоит забывать о том, почему наши верующие предки не ходили в обновленческие храмы, почему сегодня католики сдают свои костелы в аренду под дискоклубы и ночные бары, почему люди не идут в эти холодные, оставленные Богом места.

2019-07-11_011059.jpg



+ + +

СЕРДЦЕ ОЩУЩАЕТ, ГДЕ БЛАГОДАТЬ:
Письмо в редакцию

2019-07-11_003820.jpgУважаемая редакция, хочу поделиться пережитым через Вашу газету чувством, ставшим для меня откровением и укрепившим в вере.

Заинтересовавшись статьей в последнем номере «Прихожане РПЦ перестают посещать храмы», внимательно ее прочитал и был тронут схожестью мыслей с автором. Написанное отозвалось живой болью – живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье. 

Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей там противоположности – мирского духа обновленчества. Он выражается и в стиле убранства – отделка под ширпотреб, «картинное» изображение икон, много искусственного блеска, натянутой «красоты», подогнанной под старину. В свечном ящике – разноцветный парафин, яркие книги современных авторов с интригующими рассказами. По-менеджерски приветливое и угодливое отношение прислуживающих. И вот да, сама служба. Полтора-два часа вечером, и минут сорок-час утром; с 10-минутным молебном и 5-минутной литией. 

2019-07-11_001824.jpg

Один мой знакомый сетовал, когда у него умерла мама, что отпели и попрощались с ней в храме всего за 15 минут!.. Я уже не говорю о постоянных «елейных» проповедях «любви и всепрощения ко всем и вся», без единого слова о тех важных темах, на которые в душе каждого современного человека накопилось множество вопросов: что происходит, почему так делается в нашей жизни, почему нас держат за недалеких, умалчивая о глубинных процессах в Церкви и обществе. 

Идет страшная война, а нас, в том числе с амвонов, пытаются убедить, что все в порядке: мол, следите только за собой. 

Пишу это с огромной скорбью, потому что помню, как было в церковной жизни прежде, и сейчас часто езжу по далеким монастырям и приходам, где еще остались столпы благодати и звучит трезвое слово правды. Все неравнодушные отцы говорят, что время сейчас сложное, но Господу все возможно, и Он силен всех и все исправить во благо.

 У меня лично в голове это плохо укладывалось – как можно целому народу «мозги вправить» на место?! Пока не произошел случай, который и побудил написать это письмо. 

В недавний воскресный день я остался в городе и пошел в один из ближайших к дому храмов. Там общий дух оставляет желать лучшего, но службу, по крайней мере, почти не сокращают – вечерняя идет около трех часов, а часы с литургией примерно два. Каково же было мое изумление, когда вместо привычного там партесного пения нехарактерных для мужчин высоких голосов я услышал… Византийские распевы! В храм в гости приехал клирос из другого прихода. 

С первых же минут литургии я сердцем ощутил ее действительно Божественность. Служба шла непривычно тихо и спокойно. Сам батюшка настолько размеренно служил и проникновенно делал возгласы, что казалось, все пространство старинной церкви, переплетаясь с глубиной пения, отделяется от этой жизни... Дети притихли, «захожане» меньше ходили по храму, о разговорах не было и речи… 

Все прихожане ощутили необычную обстановку. Придя на литургию не выспавшимся, возвращался я с нее в настолько… нет, не приподнятом, восхищенном состоянии, а – наполненным жизнью. В продолжение всего того длинного знойного дня, помню, не испытывал чувства усталости. 

После этого случая я понял, что это, конечно, по Божией милости получилось испытать реальное действие благодати. Не убеждение, не умственное заключение, а именно сердечное чувство и переживание укрепили душу. А понадобилось-то «всего лишь» правильное исправление Богослужения: степенный, канонический, полноценный ход службы, исполнение Таинства, через которое Господь изливает на уготовленного человека Свою благодать. Как важен весь церковный строй, переданный нам Святыми Отцами! Теперь, испытав такой контраст на себе, еще больше понимаю, почему идет такая жестокая тихая борьба внутри Церкви. Ведь стоит затронуть струны нашей души-христианки, как она тот час воспрянет, «вспомнит» все забытое и понесется к своему Христу, сметая всех врагов со своего пути.

Раб Божий Алексий Баринов

+ + +

2019-07-11_004459.jpg

Наставление Святейшего Патриарха Тихона священнику о. Георгию Н. 
О ПРИЗНАКАХ ОБНОВЛЕНЧЕСТВА

«От Его Святейшества в 1923 году я получал таковое инструктирование: 
"О. Георгий, при объезде причтов церквей, если только встретите священнослужащих: 
1) стригущих свои волосы на голове, 
2) бреющих бороды, 
3) ходящих в штатских одеждах, 
4) небрежно относящихся к святыне, 
5) допускающих своеволие при богослужении, 
6) курящих, 
7) посещающих увеселительные места: клуб, кино и т.д., 
— хотя и поминают Патриарха как Главу Российской Святой, Соборной, Апостольской Церкви, — не верьте им, ибо они явные обновленцы, скрывая себя только в поминовении Патриарха"».

Письмо священника о. Георгия Н. к архиеп. Самарскому Петру (Рудневу). 1934 г. // 
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. 
М.: ПСТБИ, 1994. СС. 308-309



+ + +

СВЯТЫНИ В ОККУПАЦИИ: 
Паломничество в Кремль – и благодать, и скорбь

2019-08-03_130316.jpg

Уважаемая редакция, вы пишете много про паломничества по святым местам и впечатление от них. Решили и мы поделиться пережитым. 20 июля я с сестрой побывали в Кремлевских храмах. 

Так получилось, что нам подарили пригласительные на службу преподобной княгине Евфросинии Московской, мощи которой находятся в Архангельском соборе, и мы приехали из своего небольшого городка поклониться древним святыням. Как мы потом узнали, службы там проходят всего 12 раз в году, остальное время это территория «музея», но об этом позже. Так вот, придя к Троицкой башне Кремля за некоторое время до начала, как написано в пригласительных, без ручной клади, мы подошли в пропускной пункт. Там были только рамки, как на вокзалах и в аэропортах (запомнилась их марка отечественного производства «Сокол»), перед которыми выкладываешь всё из своих карманов, а рядом с ними на уровне глаз низко висели камеры.

Каких-либо документов или дополнительных процедур не потребовалось, и мы, пройдя башню, оказались в сердце столицы.

Что тут скажешь? У нас сестрой дух захватило от старинных благолепных храмов – Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов, огромной башни-колокольни Ивана Великого, которая видна, когда едешь со всех концов Москвы в сторону центра! 

Служба начиналась в 8, остальные храмы открывались в 9:30, и мы, подивившись немного на красоту Кремля изнутри, вошли в Архангельский собор. Храм оказался достаточно маленький, чем-то напомнил Спасский собор Андроникова монастыря (один из древнейших сохранившихся храмов в Москве). 

Подумалось, что, наверное, поэтому и раздают пригласительные – много народа туда не поместится. Но как тогда было в древности, ведь благочестия и людей в храмах было больше?..

По всему собору внутри стоят в виде рак захоронения Великих Князей, Царей и Императоров.

Помню, прикладывалась к раке князя Димитрия Донского, первого Царя Михаила Федоровича, его сына Алексия Михайловича (Тишайшего),.. И тут мне вспомнилось, как знакомые говорили, что именно здесь должны почивать честные останки благоверного Царя Иоанна Васильевича IV  Грозного. Обойдя все гробницы за исключением нескольких у солеи, надписи о нем не нашла.

Вперед храма уже не пускали, готовились к началу службы, и я отложила свои намерения наконец.

Утреня началась, как обычно, с шестопсалмия, но свет в храме и свечи не гасились, народ в основном продолжал передвигаться, не воспринимая важности момента. Читали достаточно громко, внятно. Кафизмы опустили. К сожалению, на Московских службах это давно не новость. Кое-где читают по одной кафизме, где-то по одному псалму перед «Славой», а где-то вообще без двух положенных кафизм обходятся. Всегда в связи с этим всплывают в памяти слова преподобного Лаврентия Черниговского:
   «Как в „золотых шапках" скажут Псалтири не читать, а потом и часы, то Господь потерпит-потерпит, да как шарахнет»!..

На полиелей вышли человек 10 «белых» священников, а во время чтения часов (к слову, их нисколько не сократили) прибыл епископ и без громкой помпезности вошел в алтарь. Размеренно пел хор монахинь. Нас помазали у древнего образа преподобной Евфросинии. Канон читался в один тропарь после ирмоса, но это, как мне сказали, тоже не новость для москвичей. 

Примерно с 9:30 до 11 часов шла Божественная литургия. После «Отче наш» батюшка душевно говорил слово о подвигах святой Евдокии, супруги князя Димитрия Донского, венцом которых стало иночество, немного аналогий с нашим временем, насколько мы удалились от подобного духовного устроения в личной жизни и общественной, и закончил, как обычно, на личном покаянии.

Причастников было немного, после заамвонной молитвы начался молебен. Прочитав Евангелие, духовенство пошло через северные двери в придел мученика Уара, где покоятся мощи преподобной княгини, там и закончили службу. Мы же с сестрой решили продолжить поиски Царя Иоанна Васильевича. Оказалось, что рака его расположена сразу за южными алтарными вратами, так что на них можно посмотреть «лишь краешком глаза», как выразился алтарник. «Но, – продолжил он, – в этом месте столько захоронений Царских особ, что они своим духом повсюду пребывают в святом храме». Он же посоветовал нам, «пока пройдет очередь», пойти в Успенский собор к мощам святителей: Гермогена, Ионы, Иова, Петра, Макария, Филиппа, куда мы с радостью и отправились. 
  
И тут, выйдя из храма, мы столкнулись с контрастной картиной – к тому времени вход в Кремль уже открыли, и площадь перед храмами заполонили нерусские лица, толпами снующие в наушниках с приборчиками (для перевода гида), иностранная речь со всех сторон. Самое жуткое было – наблюдать то же самое внутри кремлевских храмов, двери которых распахнули в качестве «музеев» для приезжих «гостей». 

Сердце разрывалось, когда на фоне старинных икон и Царских регалий Успенского собора – «Мономахова трона», моленного места Патриарха, Царицы – безпорядочно стояли (задом к алтарю), сидели и ходили туристы, в основном узкоглазые, также много было индусов и европейцев. Обстановка напоминала рынок. Изумляясь внутренним убранством храма, мы захотели сделать, как многие, там находящиеся, несколько снимков, однако сразу же получили строгий выговор от «своих же», сотрудников «музея»: «Здесь снимать запрещено! Вы же верующие, должны слушаться». Да, мы-то верующие, подумалось, а вы кто, что храм превратили в зрелище, и пошли на выход.

Площадь перед соборами окружили люди, настраивали камеры. «Что тут будет?» – спросили мы у охранников, русских молодых людей, во множестве присутствующих на территории. – «Конно-пеший развод караула», – ответили нам. И действительно, через несколько минут мощно заиграл оркестр, и на площадь потянулась процессия в форме, на лошадях. Заметно опустел придел с мощами – народ стянулся на зрелище, и мы пошли приложиться к великой святой покровительнице Москвы, княгине Евфросинии. Как и у мощей матушки Матроны, охранники подгоняли молящихся, дергали их неуместными замечаниями «быстрее крестимся», «кланяться не надо», «не задерживайте», что тоже нагнетало обстановку.

Пройдясь еще немного около храма после службы, мы обе пришли к выводу, что находиться больше в таком окружении не можем. Пошли к выходу. По пути решили узнать, что за храм, частые кирпичные купола которого нам особенно понравились, подошли к молодым охранникам.

«В честь кого этот храм?» – «Тут нет храма, это потешный дворец». – «Ну, ребята, вы видите купола с крестами? Это значит, там храм, в честь кого он?» – «Здесь храма нет, это потешные палаты». Грустно стало, что молодое поколение, смотря на купола храма с крестами, видит перед собой лишь «музейный экспонат», «здание», «украшение», но никак не святыню, пусть пока и в запустении.

Общее впечатление от паломничества в Кремль получилось смешанным – с одной стороны это посей день сердце столицы, «где Русью пахнет», с другой – оно будто в оккупации у коммерции, лицемерия, которые исходят от своих же единоверцев, предательски впитавших этот чуждый дух.

Сестра после поездки проникновенно написала:
   «Я сегодня раненая в самое сердце – трепет от Русских святынь и боль за то, что готовы продать доступ к ним за сребреники туристам... Это осквернение».

Елена и Ирина Кругловы


___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:






поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100