Четверг, 18 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий об экуменизме
Экуменизм, общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке. Таковы планы у этих диаволов. Сионисты уже готовят кого-то в мессии. Произойдет великая смута. В этой смуте все захотят царя, который мог бы их спасти. И тогда они выдвинут человека, который скажет: «Я – имам, я – пятый Будда, я – Христос, Которого ожидают христиане, я тот, кого ждут иеговисты, я – мессия евреев». У него будет пять «я».

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

митр.Иоанн о покаянии перед Царем
Основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами в разгроме Православной России.
Митр. Иоанн (Снычев) о монархии

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Сщмч. Андроник Пермский о последних временах
Масонство <...> открыто гонит Христианство из жизни <...> и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних «свобод»: цель их – погибель Православия на Руси.
Сщмч. Андроник Пермский о последних временах

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
07.06.2019
Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания

2019-06-12_000900.jpg

Вспоминая событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, поговорим сегодня о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов. 

Для начала напомним Догмат об иконопочитании, утвержденный в 787-м году на VII Вселенском Соборе

   «…Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных Ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения» [1].

Из догмата иконопочитания следует, что: 

1. Иконы должны располагаться в достойных местах: «во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях». То есть там, где им воздаются должные честь и поклонение.

2. Иконы должны быть изготовлены из долговечных материалов – написаны красками на стенах и досках, сделаны из мозаики и «из другого пригодного к этому вещества».

3. На иконах могут быть изображены только Господь Иисус Христос, Богородица, Его Ангелы и святые.

4. Иконы не могут пребывать в забвении, служить простым украшением и т.п. Они предназначены для молитвы и поклонения наравне с Крестом и Евангелием. 

Иконам должно воздавать честь, как и другим христианским святыням, «фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». И наоборот, «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз» (прп. Федор Студит, †826) [2]. 

А это означает, что любые преднамеренно оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, Ангелов и святых.

5. Христиане, не выполняющие вышеперечисленные требования, наказываются отлучением, если они миряне, или извержением из сана, если они священнослужители: «Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения». 

Особо отметим предостережение от «профанного употребления священных сосудов». 

Таким образом, догмат иконопочитания определяет и норму иконопочитания. А теперь покажем, в каких случаях мы сами, а не злобствующие кощунники и атеисты, выступаем в роли иконоборцев и богохульников. 

Далее под священными изображениями подразумеваются: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.


СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ НЕДОЛГОВЕЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В соответствии с определением VII Вселенского Собора иконы должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Поэтому всем верующим следует избегать «коллекционирования» таких иконок, а производителям лучше не производить их.

2019-06-12_001211.jpg

Также очевидно, что противоречит норме иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда. 

Увы, в последние годы священные изображения все чаще становятся рядовым артобъектом и помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней. 

2019-06-12_001635.jpg

Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке 
песчаных и ледяных скульптур
 

В частности, устроители выставок фигур из песка и льда нередко прибегают к изготовлению композиций со священными изображениями или просто копируют известные шедевры иконописи. В таких случаях образы Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы, Ангелов, наиболее известных и почитаемых святых оказываются среди неподобающего окружения (портретов поп-звезд и т.п.). Кроме того, недолговечность материала обусловливает временный характер таких произведений искусства, которые заранее обречены на уничтожение по естественным причинам.

2019-06-12_001759.jpg

Песчаная копия иконы прп. Андрея Рублева «Спас» на выставке песчаных и 
ледяных скульптур – не предмет для почитания, а фон для фотографий на память

Следует особо отметить, что к практике изготовления священных изображений изо льда нередко прибегают и православные приходы, устраивая в зимнее время на прихрамовой территории ледяные композиции со скульптурными и барельефными священными изображениями. Такая «популяризация» православной веры отнюдь не является формой миссионерской работы, но, напротив, ведет к профанации сакрального, разрушает благочестие у прихожан и препятствует формированию его у тех, на кого направлена такая «миссия».

2019-06-12_001903.jpg


ПРОФАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 

НА «ПРАВОСЛАВНЫХ ТОВАРАХ»

В последнее время стало обычной практикой использование священных изображений на упаковке и других утилитарных предметах (пакеты, сумки, закладки для книг и т.п.). К сожалению, подобные вещи нередко используются в церковном обиходе, например, церковные свечи для верующих продаются в коробках с иконами и текстом молитв. Как будто сейчас нет возможности приобрести молитвослов или икону по доступной цене.

2019-06-12_002047.jpg 
  Упаковка – предмет для неизбежной утилизации после 
использования самого товара, а не для молитвы


Любая упаковка – предмет для неизбежной утилизации после использования самого товара, а не для молитвы. Размещение на упаковочном материале священных изображений и текстов молитвословий, содержащих имя Божие, есть вопиющее кощунство, вызванное исключительно корыстными интересами производителей, желающих придать своему товару добавочную символическую стоимость в глазах православных покупателей.

2019-06-12_002158.jpg

Жалкие попытки производителей оправдать свое кощунство обращениями к покупателям утилизировать их продукцию «благочестивым образом» не выдерживают критики и не имеют никаких оправданий. Так, один интернет-магазин предлагает свечи для домашней молитвы, на картонную упаковку которых наносит изображения Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых и тексты молитв. В надписи на своем товаре производитель рекомендует священное изображение вырезать и использовать как закладку, а «пустую упаковку сжечь» самому или отнести в храм для тех же целей. Возможно, в скором будущем в развитие этой мысли производитель напечатает на упаковке своей продукции не только Символ веры, но и сам догмат иконопочитания, с рекомендацией после прочтения сжечь его вместе с упаковкой.

2019-06-12_002329.jpg

  «Свечи церковные»

Гораздо разумнее и благочестивее было бы вообще не размещать священное изображение на упаковке, которая заведомо подлежит уничтожению. Однако и покупатели подобных товаров погрешают тем, что стимулируют дальнейшее расширенное воспроизводство такого кощунства.

2019-06-12_002543.jpg

  Пример упаковки свечей без использования священных изображений

Кстати, о закладках. Они имеют функциональное, служебное назначение и не должны становиться «иконостасами», будучи профанным, а не священным предметом. Закладки со священными изображениями для богослужебных Евангелий не являются аргументом для оправдания использования таковых для домашних целей, в силу принципиального различия в назначении и способе использования самих книг.

2019-06-12_002719.jpg

   «Закладка с молитвой святому в ассортименте»  
 (Источник текста и изображения: сайт интернет-магазина)

Совершенно недопустимо использовать священные изображения на сувенирной продукции, в которой иконы выступают лишь как декоративный элемент (иконы-брелоки, сувенирные яйца, тарелки, подсвечники, матрешки и т.д.). К ним относятся и декоративные свечи в виде фигурок ангелов, храмов и т.п. Ведь при зажигании свечи происходит уничтожение того, что для верующего должно быть свято.

2019-06-12_002909.jpg

Икона – это окно в вечность, а сувенир – это в лучшем случае предмет на память, даже если он дорогой. Кроме того, если сувенир создается именно как «икона на память», то небезразличны и материалы, из которых она изготавливается. Например, иконы, написанные на гладких камешках (в том числе со «святого места»), могут оказаться неудобными для молитвы и будут восприниматься, прежде всего, как сувенир. 

Совершенно недопустимым является смешение священных изображений с суеверными символами (например, изготовление сувенира, совмещающего подкову «на удачу» и икону).

   2019-06-12_003157.jpg
  
Профанацией священного является нанесение священных изображений на любые предметы обыденного употребления. Например: 

– посуда: тарелки, кружки, ложки. Допустимыми являются священные знаки (крест) на посуде церковного обихода: сосудах, предназначенных для святой воды, хранения антидора; 

2019-06-12_003548.jpg 

 Кружки с иконами «в ассортименте» магазина

– одежда: футболки, пряжки для ремней, головные платки и т. п. 

Использование подобных вещей мирянами (например, женских головных платков с образами святых) в качестве одежды для целей паломничества, посещения храма и богослужений не переводит эти вещи из разряда обыденных в богослужебные или церковные облачения (такие, как митра архиерея, саккос, фелонь, куколь схимницы и т. п.).

2019-06-12_003712.jpg

Женский головной платок «Святая Матрона»

– сумки 

– постельное белье, ковры, скатерти, салфетки, рушники. 

 2019-06-12_003832.jpg

 Подушка с иконой «Млекопитательницы». Официальный магазин  
 храма свв. Петра и Павла

2019-06-12_003944.jpg

 Подушки с иконами 

– любые товары, на упаковке которых используются священные изображения: пакеты, коробки, бутылки и т. д. [3] 

Также недопустимы наклейки для пасхальных яиц со священными изображениями и священными именами (например, надписи «Христос воскресе» и др.). 

Неуместно изображать кресты на лентах, предназначенных для обвязывания букетов и венков при погребении умершего. Такие ленты какое-то время лежат на могиле, а потом оказываются в контейнерах с мусором, где крест подвергается поруганию.

2019-06-12_004047.jpg

   Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон

Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений в ювелирной продукции и бижутерии (браслеты, кольца). В церковной традиции благочестия предметы со священными изображениями принято носить только на груди, у сердца, а не на пальцах, запястье и т. п.

2019-06-12_004143.jpg

   Браслет с иконами

   
Выводы



В силу догмата иконопочитания и вытекающей из него нормы иконопочитания: 

1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для профанного (бытового) использования, а не для молитвы (посуда, одежда, головные уборы, сувениры, ювелирные украшения, промышленные и ремесленные товары, упаковка продуктов питания и т.п.). 

2. Не следует изготавливать священные изображения из любых недолговечных материалов, в том числе из песка, льда, бумаги и др. 

Хочется напомнить, что догмат иконопочитания, принятый на Седьмом Вселенском соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1Кор. 6:20), которая есть кровь и страдания праведников за веру

Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении них делать «своим» и «внешним». 

Мы видим, что борьба за подлинное иконопочитание продолжается и ныне. Просто иконоборчество приняло другие формы. Теперь оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство наживы для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по незнанию. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, и тогда Бог – нам Судия праведный и грозный! 

   «Что же делать? Как остановить это беззаконие? – спросят нас читатели. – Пресловутый “рынок” с его культом прибыли – этой подлинной религией капитализма – побеждает даже ревнивое благочестие!» 

С рынком можно бороться рыночными же мерами. В свое время угроза бойкота со стороны православных верующих продукции компании «Вимм-билль-данн» из-за ее связей с мормонами (действительной или мнимой – теперь неважно) заставило компанию выступить с опровержениями, а ради восстановления своей деловой репутации срочно установить сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой. 

Думается, что это пример и для нас. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и храмами, например), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику. 

Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить спокойный бойкот любой продукции, которая противоречит норме иконопочитания. Надо просто буквально исполнять приведенные выше слова: «отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования, а не для молитвы». 

Возможно, для многих самостоятельно определить такую продукцию будет непросто. Поэтому в последующих публикациях авторы подробно рассмотрят многие аспекты современной жизни на предмет их соответствия или несоответствия догмату иконопочитания.

+ + +

ИКОНОНЕБРЕЖЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Первая часть работы о проблемах современного иконопочитания вызвала немало откликов читателей. В частности, из замечаний нередко встречались мнения о том, что высказанное в статье пожелание избегать производства и приобретения бумажных икон – это крайность.

Уточним, что данная рекомендация исходит из понимания, что массовое тиражирование и предельная дешевизна таких икон приводит не только к тому, что они быстрее приходят в негодность, чем иконы, изготовленные из более надежных материалов, но еще и к тому, что на практике отношение к таким дешевым иконам бывает менее внимательным и почтительным. Со временем они накапливаются (еще и потому, что верующие активно дарят такие иконы друг другу), возникают трудности с благочестивым хранением и уходом за ними и т.д. Поэтому для тех, у кого уже есть такие иконы и кто считает для себя допустимым и дальше их приобретать, правильным было бы помещать их в стеклянные рамки или, по крайней мере, ламинировать.

Тем не менее из сделанных комментариев явствует, что поднятая проблема действительно актуальная. Поэтому с большей надеждой на заинтересованность читателей предлагаем вашему вниманию дальнейшее раскрытие темы о благочестивом отношении к священным изображениям.

На основании догмата иконопочитания (см.: Незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания) можно сформулировать и саму норму иконопочитания. Под такой нормой следует понимать использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей как:

• молитва, обращение ума от образа к первообразу; 

• явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа; 

• почитание священных изображений, т.е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад; 

• освящение профанного пространства жизни человека; 

• благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его. 

При условии: 

• использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным); 

• изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования; 

• размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться небрежному отношению или попранию, вольному или невольному.

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку определить, соответствует ли такая практика догмату иконопочитания и преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные действия со священными изображениями, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

В данной статье мы проанализируем в основном издательскую продукцию православного характера на соответствие указанной норме. При этом (как и прежде) под священными изображениями будем понимать любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

Иконы на обложках

Нам уже приходилось писать, что практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков очевидным образом не соответствует правилам благоговейного иконопочитания [4]. Однако поскольку «воз и ныне там», «паки и паки» приходится говорить о том же.

Такими предметами крайне затруднительно и порой невозможно пользоваться благочестивым образом продавцам книжной продукции, читателям, библиотекарям и т.д.

   
Обложка DVD

Известно, что когда верующий целует в храме икону, то благоговейно касается губами края ее поля; целует образ в «ручку», в «браду», но не в сам лик. В случае же обращения с указанными предметами человек вынужден браться руками за лик Господа, Богородицы или святого, класть развернутую книгу на стол, так что святой лик, изображенный на обложке, упирается и истирается о его поверхность. Кроме того, эти предметы носят в сумке вместе с предметами повседневного использования. Вынужденное использование благочестивыми верующими дополнительных обложек, покрывающих и предохраняющих священные изображения на таких предметах (например, на книгах), только подтверждает неправомерность подобного оформления продукции.

В витринах магазинов, церковных лавок и киосков по продаже периодики на такую продукцию нередко кладутся сверху другие товары, происходит расчет с покупателями, во время которого деньги и кошельки кладутся прямо на святые лики, что является очевидным кощунством.

Потому неудивительно, что оформление книг священными изображениями порицали святые наших дней. Так, известный грузинский святой нашего времени преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Это непочтительное отношение, книга пачкается». Он отрезал такую обложку и хранил ее отдельно [5].

Дореволюционная традиция церковного книгоиздания была совершенно иной. И в настоящее время при оформлении обложек большинства богослужебных книг (за исключением Евангелия и Апостола) используется только изображение Креста небольшого размера (например, Октоих). Получившая же теперь широкое распространение практика оформлять обложки различных православных изданий священными изображениями (не только символами и знаками, но и святыми образами), делать их элементом дизайна, своим следствием имеет неизбежное, хотя и невольное для многих, неблагоговейное отношение к священным изображениям и является их профанацией.

Современным издателям и производителям товаров следовало бы разработать способы благочестивого оформления своей продукции, а покупателям при выборе товара – руководствоваться соображениями о возможности или невозможности использовать приобретаемые предметы благочестивым образом, не погрешая против догмата иконопочитания, а главное – против Самого Священного и, в конечном счете, против Бога.

Священные изображения в периодических изданиях 

 

Если публикация священных изображений в книгах в качестве иллюстративного материала или для знакомства с церковным искусством является оправданной, поскольку такие издания предназначены для долговременного использования, то в случае периодической печати против этого имеются серьезные возражения.

Во-первых, публикация репродукций и иллюстраций в виде священных изображений в периодической печати не соответствует благоговейному иконопочитанию, поскольку такие издания имеют временное ограниченное значение, в то время как догмат иконопочитания VII Вселенского Собора указывает на то, что священные изображения должны изготавливаться из долговременных материалов и для длительного пользования.

Во-вторых, поскольку периодические издания изначально предназначены для кратковременного использования, то закономерно возникает проблема их дальнейшего употребления, хранения и благочестивой утилизации.

В-третьих, из соображений ложно понятого «православного украшательства» издатели порой стремятся разместить на своих страницах как можно больше репродукций икон и других священных изображений, без которых зачастую можно было бы и обойтись.

Следует помнить, что каждый святой образ уникален, как и его первообраз. Поэтому неумеренное умножение священных изображений в рамках одной статьи или всего издания сводит эту уникальность на нет, превращая лики Спасителя, Богородицы и святых к простому иллюстративному ряду. Всё это неприметно ведет к такой же профанации священного, как упоминание имени Божиего всуе (напрасно), которое поэтому и запрещено третьей заповедью Декалога (см.: Исх. 20: 7). 
 

Отдельных слов заслуживает публикация священных изображений в газетах. В отличие от журналов (ежемесячных, квартальных и т.п.) газеты по самой своей природе и функциональному назначению имеют очень короткий срок службы (как правило, несколько дней); по качеству полиграфии они стоят на последнем месте в общем ряду печатной продукции. В быту к газетам наиболее пренебрежительное отношение. Поэтому издатели православных газет заведомо обрекают своих читателей в лучшем случае где-то хранить или благочестиво утилизировать их продукцию, а в худшем – бросать где попало и тем самым совершать поругание святых икон, репродукции которых там напечатаны.

Поэтому издатели как газет, так и журналов должны помнить, что они как производители продукции в определенном смысле вводят в искушение своих читателей потенциальной профанацией священного (поруганием священных изображений) и потому вместе с ними несут за это ответственность перед Богом.

Широкое распространение сегодня публикации священных изображений в периодических изданиях хотя и успело стать чем-то вроде нового обычая, тем не менее противоречит букве и духу догмата иконопочитания. История Церкви знает немало обычаев, с которыми ей приходилось и до сих пор приходится бороться как с суевериями, или пережитками язычества (об этом см. в продолжении), или тем, что не соответствует ее Священному Преданию.

«Иконы-календари»

 

В отношении календарей справедливо все сказанное выше о журналах и газетах, поскольку календари суть продукты ограниченного по времени пользования. 
  
Кроме того, следует иметь в виду, что предназначение даже церковного или православного календаря вполне рутинное, т.е. профанное: предоставлять информацию о числах, днях недели, месяца и года, праздниках, днях памяти святых и т.п. Человек смотрит в календарь именно с этой целью.

Если, например, на листе настенного или настольного календаря размещено священное изображение (часто это репродукция иконы), то оно становится второстепенной деталью, простой иллюстрацией наряду с пейзажем или любой другой картинкой в светских календарях, поскольку сам по себе календарь не предназначен для молитвенного делания – словесного или умного обращения к Богу.

Использовать календарь в качестве иконы – значит смешивать профанное и сакральное, обыденное получение информации и личное священнодействие верующего перед Творцом всяческих.

Для того, чтобы это стало очевидным, представьте, что в вашем храме к образам Спасителя, Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона и другим иконам кто-то скотчем прикрепит снизу соразмерные иконам листы православного календаря на текущий месяц с буднями и выходными днями, праздниками, днями памяти святых, обозначением постных и скоромных дней и т.п. Во время службы диакон и священник (а то и епископ) обязаны будут, обходя храм, кадить такие иконы и кланяться им, то есть воздавать почести не только первообразам, но и листу календаря. Да и миряне, желая помолиться у святого образа, будут лицезреть перед собой таблицу календарных дней текущего месяца… Скорее всего и священнослужители, и миряне сочтут такое соединение кощунством и оскорблением святыни, однако дома мы с этим почему-то миримся, как мирятся с этим и производители календарей, и их продавцы.

В календарях, изданных в виде книги или журнала, репродукции священных изображений играют ту же подчиненную иллюстративную роль, что в журнале или книге, умножая количество полиграфической продукции, подлежащей благочестивой утилизации.

В перекидных календарях технология соединения листов часто приводит к тому, что при их переворачивании священные изображения оказываются с перевернутыми вниз ликами или крестами, что неблагочестиво.

Календари высокого полиграфического качества после употребления порой затруднительно даже сжечь (об утилизации предметов священного характера см. в продолжении темы), поскольку они почти не горят, что создает дополнительные трудности для благочестивых верующих.

    
Календарь в развороте. При смене календарного месяца 
 лист поднимается вверх, и все иконы будут 
перевернуты буквально вниз ликами

  
Карманные календарики в виде иконок сочетают в себе «родовые» недостатки малоразмерных бумажных иконок и календарей: 

1. соединяют в себе несовместимое – священное и мирское (обыденное), что ведет к профанированию первого; 

2. ими затруднительно благочестиво пользоваться в быту; 

3. по своему назначению (как календари) они не предназначены для молитвы; 

4. в качестве икон – по материалу – они недолговечны, подвержены порче, часто находятся в неподобающем для иконы месте и т.д.

Издание так называемых «православных численников», т.е. годовых отрывных календарей, следует признать наиболее неблагочестивым, если не кощунственным делом. Ради дешевизны эти календари издаются на низкокачественной газетной бумаге; имеют объем до 784 страниц (т.е. 392 листа, больше, чем дней в году). В процессе использования листы этого календаря необходимо отрывать и куда-то девать ежедневно, а каждый такой лист содержит иконы Спасителя, или Богородицы, или святых, или их жития, святоотеческие поучения, описания церковных праздников и чудес икон Божией Матери и т.п. И все это духовное богатство нашей Церкви хозяин календаря вынужден ежедневно или периодически (еженедельно? ежемесячно?) как-то утилизировать.


В связи со всем сказанным нужно признать неблагочестивым соединение календаря со священными изображениями.

Выводы

Проведенный анализ издательской и другой продукции, имеющей священные изображения, позволяет заключить, что норме иконопочитания не соответствует: 

• практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков и т.п.; 

• публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.); 

• публикация священных изображений в календарях различного типа.


Поэтому лучше не создавать, не продавать, не распространять и не приобретать такую продукцию.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРОДАЖА СВЯЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ

Изготовление и продажа священных предметов (в т.ч. священных изображений), предназначенных для православных христиан, должна осуществляться лицами, принадлежащими к Православию.

В дореволюционном российском законодательстве, в этой части входившем в церковное право, была норма о том, что иноверцам запрещалосьизготавливать и торговать христианскими освященными предметами:

   «Лицам нехристианских вероучений воспрещается писание икон, изготовление крестов и других подобных сему предметов чествования христиан, равно как всякая вообще торговля всеми означенными предметами».

По соображениям благоговения и здравого смысла было бы целесообразно и в наше время актуализировать эту норму дореволюционного церковного права. В практическом отношении это можно организовать по образцу православного книгоиздания, когда для распространения книг в церковных магазинах требуется их одобрение Издательским Советом РПЦ. Производители и продавцы священных предметов для православных также должны получать одобрение от уполномоченного церковного органа о том, что производимая продукция соответствует церковным правилам, а производят и продают ее православные христиане.


ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 
НА ЦЕРКОВНЫХ ПРЕДМЕТАХ

Один из принципов размещения священных изображений в православном храме — расположение их по высоте не ниже уровня пояса взрослого человека. Поэтому нижний ярус иконостаса и стенных росписей — это уровень «полотенец», т.е. орнамента и узоров без изображения святых или христианских сюжетов.

 

Интерьер православного храма. Под священными изображениями 
на стенах хорошо видны «полотенца»

Поэтому необходимо со вниманием относиться к характеру размещения священных изображений, например, на храмовой мебели. Ярким примером недолжного их использования является распространенный тип церковного седалища, на котором кресты расположены ниже уровня крышки сиденья, так что сидящий на нем человек как бы восседает и над знаками Креста Господня.

   
Церковное седалище с медальонами, изображающими кресты, 
 расположенными на уровне ножек

В свое время Трулльский собор в своем 73 правиле постановил:

   «Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати».

Думается, что это правило по сродству смысла относимо и к данному примеру: как не должно попирать Крест Господень хождением по нему, так и сидеть на нем (над ним) также не следует.

В старой русской традиции такие предметы церковной мебели, как аналои (подставка или столик с наклонным верхом) не имели на себе украшений в виде крестов, тем более — святых образов.

 

Старинные деревянные аналои без священных изображений

К сожалению, современные производители церковной утвари и мебели в погоне за оригинальностью и в борьбе за заказ именно их товара стремятся удивить покупателя особенным «православным» достоинством их продукции, которая в их понимании выражается в максимальном использовании священных изображений даже там, где им совершенно не место.

Тот же аналой по своему функциональному значению является особого рода столом, предназначенным для возложения на него иконы, Евангелия или Креста Господня, поэтому вызывает вопросы размещение Креста и особенно образов святых под этим столом: на его передней стенке, боковинах и особенно на подножии. В этом случае священные изображения оказываются на уровне ног человека, подходящего поклониться иконе, лежащей на таком аналое. При этом сам аналой из простой подставки для иконы превращается в своего рода подобие иконостаса, на котором святые образы расположены на уровне «полотенец».

Примеры аналоев, приведенные на фотографиях ниже, следует признать неблагочестивыми способами украшательства при размещении священных изображений на предметах церковной мебели:

 

Сказанное об аналоях можно отнести и к алтарным жертвенникам и престолам. Достаточно часто можно видеть в алтаре эти священные предметы, на передней и боковых сторонах которых расположены не только Крест или хризма (монограмма Христа), но и образы Тайной вечери, иконы Спасителя, Богородицы и святых. При этом священные изображения могут быть расположены как непосредственно на самом престоле, так и на его верхнем облачении (индитии).

 
  
Священные изображения на боковых сторонах престола

Престол (греч. Ἁγία Τράπεζα — Святой Стол) является самым священным местом в православном храме. Он знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы и является местом особенного присутствия Божественной Славы. На Престоле находятся антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница.

Престол освящается архиереем, в него вложены мощи святых мучеников. Он свят сам по себе, и священные изображения служат лишь избыточным украшением его, поскольку во время самой молитвы перед престолом священнослужитель даже не может их видеть. Они видны ему только при перемещении по алтарю (например, во время каждения престола).

Таким образом, святые образы на сторонах престола не являются моленными, они никак не способствуют молитве перед престолом (т.е. в самые важные моменты священнодействий) — в это время перед глазами священнослужителя расположены только иконы и росписи на стенах алтаря.

Кроме того, в силу самой конструкции престола, представляющего собой деревянный или каменный стол, святые образы на нем располагаются ниже уровня, допустимого благочестием. Ведь не расписывают храмы святыми образами на уровне «полотенец» и не вешают иконы так низко на его стенах. Представляется логичным отнести это правило и к священным предметам, расположенным в алтаре — жертвенникам и престолам.

Думается, что указанная выше тенденция производителей украшать святыми образами аналои берет пример именно с оформления престолов (ведь нередко их изготавливают одни и те же мастерские).

В силу сказанного представляется достаточным для оформления передней и боковых сторон жертвенников и престолов использовать только изображения Креста или хризмы, то есть знаков, а не образов.

 
  
Древний каменный престол в интерьере музея

   
Современный мраморный престол

Сказанное об уровне расположения священных изображений в связи с ростом человека относится и к использованию святых образов на церковных облачениях. Размещение их на нижних частях саккосов, епитрахилей, а также на набедренниках и палицах — это то, что не обусловлено какой-то необходимой причиной и вызывает закономерные вопросы о том, насколько это соответствует благоговейному отношению к священным изображениям.

 

Комплект священнического облачения со св. образами: 
палица, набедренник, поручи, епитрахиль

Священнослужитель во время богослужения символизирует собой образ Спасителя. Но при этом пастырю совсем необязательно носить образ Того, Кого он являет, «при бедре», а образы своих сослужителей — ангелов, преподобных, мучеников, святителей — ниже пояса, а то и ниже колен.

Не соответствует правилам благоговейного отношения к Кресту Господню и Его святым размещение этих священных изображений на тыльной стороне облачения на таком низком уровне, что священнослужитель или церковнослужитель сидит прямо на них, если во время службы занимает сидячее положение. Это относится не только к богато украшенным святыми образами парадным облачениям, но и к обычным стихарям из крестчатой ткани, а также к фелоням и саккосам. 

 
Саккос

В качестве другого примера сомнительного использования священных образов на церковных облачениях можно привести размещение икон на поручах: во время использования их на богослужении их лики оказываются перевернутыми, когда священнослужитель держит руки опущенными, а не воздетыми горе. 

 
Поручи «Благовещение» 


Также сегодня очень распространенным стало размещение на церковных тканях знаков Креста в качестве элемента орнамента ткани. Если при изготовлении основных тканей этот обычай может быть как-то объяснен, то размещение Креста на подкладочных тканях представляется излишним и неблагочестивым.

 
  
Подкладочная ткань со знаками Креста

ПРИНЦИПЫ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ТОРГОВЛИ

Торговля продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) имеет свою специфику.

В старину из благоговения к названным предметам даже не употреблялись сами термины купли-продажи. Покупатель не спрашивал: «Сколько стоит эта икона?», а говорил: «На сколько рублей я могу ее обменять?»

В наше время утраты чувства священного и благоговения перед ним некоторые церковные магазины порой поражают кощунственным равнодушием к святыне.

Указанному выше принципу размещения священных изображений не ниже уровня пояса взрослого человека нужно следовать и вне храма: в домах прихожан, в монашеских кельях и, конечно, в церковных лавках, ларьках и магазинах.

К сожалению, нередко можно увидеть обратное именно в торговле. То, чего не сделает верующий человек у себя дома, он почему-то с легкостью делает на рабочем месте в магазине — например, располагает иконы на полу.  

В этой иконной лавке иконы размещены на полу,  
на уровне ботинка (Метеоры, Греция)
  

 

В этом магазине крупные аналойные иконы  
расположены ниже колен покупателей (Россия)

Торговое место организовывается таким образом, чтобы указанные предметы располагались на почетном месте, исключающем возможность их непреднамеренного поругания. Для этого хранение и демонстрация священных изображений и предметов религиозного поклонения и почитания должны соответствовать благочестивому к ним отношению, а именно:

• указанные предметы не должны располагаться на прилавках, полках и стеллажах, имеющих высоту ниже пояса взрослого человека;  

• в случае размещения на горизонтальных поверхностях недопустимо, чтобы на священные изображения и предметы религиозного поклонения и почитания клался какой-либо товар, производилась выдача товара, его упаковка или расчет за покупки (нельзя класть деньги, кошельки и т.п.);  

• неблагочестиво, чтобы иконы и священные изображения располагались под горизонтальной стеклянной витриной, на поверхности которой размещается другой товар или производится выдача товара, расчет с покупателями и другие действия;  

• неблагочестиво перетягивать пачки малоформатных икон резинками (шпагатом и т.п.) так, чтобы перевязочный материал пересекал лики на священных изображениях.

Церковным и православным торговым организациям рекомендуется на основании данных принципов самостоятельно разработать и применять на практике подробные правила благочестивой торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения и т.п.).

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» ОБЕРЕГИ

Священные изображения и тексты не могут и не должны использоваться в качестве «православных» оберегов и амулетов, а также смешиваться с оберегами из чуждых религиозных традиций. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное.

    
Пояс с текстом псалмов и священными  
изображениями Креста и ангелов

Авторитетный церковный текст — Номоканон при Большом Требнике своим 20-м правилом — в числе других «суеверно-предохранительных средств» запрещает христианам носить на себе тексты псалмов царя Давида или имена мучеников. Это правило относится и к поясу «Живый в помощи», на котором обычно также помещают изображение Честного Креста, ангелов и др. Псалом 90 («Живый в помощи…») нужно читать как молитву умом и устами, а не носить на теле.

Возражения о том, что ношение воинами таких поясов сохраняло их от гибели, не слишком состоятельны, поскольку спасение человека следует приписывать не предмету, а помощи Божией, которая подавалась в ответ на веру и молитвы самого человека и его близких.

В Правиле 20-м Номоканон устанавливает церковные прещения (извержение из сана священнослужителей и отлучение мирян от Церкви) следующим категориям христиан:

• верящим в судьбу и в астрологию;  

• «облакогонителям» (предвещателям будущего по виду облаков и повелителям атмосферных явлений);  

• гадателям «на письменном оракуле» (в том числе на Псалтири, Евангелии и др. текстах);  

• изготовителям и носители амулетов или талисманов («опоясания, сиречь конуры и шолки»).

Как объясняет канонист А. Павлов, амулеты обыкновенно состояли из разнообразных навязей:

   «Самым древним и употребительным талисманом была красная нитка. Уже Златоуст… упоминает об обычае навязывать такую нитку новорожденным детям для предохранения их от всяких зловредных влияний (PG. 65, col. 105–106). В Номоканоне такие запрещенные магические нити называются “конуры и шолки”. Из них также изготавливались кошельки или ладанки, в которых носились заговоры, псалмы Давидовы, апокрифические молитвы и другие неканонические тексты; корешки и листья растений, полудрагоценные камни и др

В наше время большое распространение получили различные языческие, мусульманские и якобы «христианские» и даже «церковные» амулеты и обереги. В целях получения прибыли производители подобной массовой продукции эксплуатируют страх не имеющего четкого мировоззрения современного человека перед возможными бедствиями, сглазом, порчей, болезнями, автокатастрофами и т.п. При этом производители оберегов и амулетов не стесняются именовать таковыми даже иконы и таблички с православными молитвословиями, а также соединять несоединимое, например, «глаз Фатимы» (мусульманский оберег) и икону Богородицы или Спасителя, магические «красные нити», подковы и православные иконы.  
 

  
Икона Спасителя с «глазом Фатимы» и Распятиями в качестве подвесок  

 

Подкова с иконой с пожеланиями «счастья, добра, благополучия»

«Амулет-оберег для машины Сын Божий.   
Производство: Израиль» (характеристика товара на сайте интернет-магазина)

Один интернет-магазин так объясняет, для чего нужна икона в салоне автомобиля:

   «…Большинство верующих христиан стараются отвести от себя страшную беду, вешая в салоне своего автомобиля образы Святых… Иконы для машин имеют удобный способ крепления при помощи специальной нити. Чаще всего для этих целей используется нить именно красного цвета, которая дополнительно оберегает водителя от дурного глаза людей с недобрыми помыслами. На обратной стороне лика Святого располагаются обычно слова молитвы, прочтение которых отведет от водителя беду и дорожные бедствия».

Покупателям внушается, что икона — такой же оберег, как и любой магический амулет, а молитва к святому — не более чем заговор на удачу, и главное: беду отводит не Бог, а магические предметы и слова. Поэтому такие «иконы-обереги» снабжаются и «полудрагоценными камнями», и «святой» землицей и водицей.

У таких «дельцов от религии» и Крест Христов превращается в амулет. Для повышения добавочной символической стоимости своего товара (превращаемой в валютную за счет легковерных покупателей) продавцы комбинируют церковное предание с оккультными поверьями. Тот же интернет-магазин рекомендует свой товар:

   «Крест-39/1. Крест из натурального оливкового дерева. Освящен на камне помазания в Иерусалиме в Храме Гроба Господня. Крест выполнен из натурального оливкового дерева и содержит копии икон Богородицы Иерусалимской, “Древо Жизни” и Николая Чудотворца, Святую Землю Иерусалима и украшен полудрагоценными камнями голубого цвета. Оливковое дерево обладает мудростью, оно приносит достаток и удел, это символ долголетия, верности и стойкости. Святая земля защитит Ваш дом от невзгод и болезней».

Из этого текста видно, что у дерева ума, пожалуй, больше, чем у автора такой рекламы, полагающего, что удел (доля, часть, выделенная кому-либо) — нечто вроде богатства и потому является синонимом достатка, что «мудрое дерево» обезпечит покупателя и тем и другим, что, наконец, насыпанный в колбу израильский песок — а не Господь Бог — хранит человека. Продавцы креста-амулета забыли добавить о магической силе «полудрагоценных голубых камней», очевидно, понадеявшись, что покупатель и сам это знает.

2019-06-17_232102.jpg

«Крест-39/1. Производитель: Израиль» (Источник: сайт интернет-магазина)

В отношении производителей таких товаров действует 20-е Правило Номоканона об их отлучении от Церкви (если таковые к ней принадлежат, конечно) и необходимости избегать их самих и их продукции:

   «Глаголет бо святый Иоанн Златоуст, яко аще и Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых и отвращатися».


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ И ИНЫЕ ЗНАКИ  
СО СВЯЩЕННЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

В России и ряде других стран христианской традиции государственная символика имеет изображение Креста Господня. Например, на гербе Российской Федерации Крест используется четырехкратно (не считая изображений Креста на скипетре). Крест также присутствует на гербах многих городов России (Ярославль, Владимир, Суздаль, Дмитров, Рязань и др.). Крест присутствует на флагах таких государств, как Грузия, Греция, Финляндия, Великобритания и др. Есть примеры использования и святых образов. Так, на гербе города Углича изображен святой царевич Димитрий с нимбом и Крестом.

Общество и государство воспитывают в своих гражданах уважительное отношение к государственной символике: к гимну, флагу, гербу, а также к национальным культурно-историческим ценностям и памятникам. Так, согласно ст. 329 УК РФ, лица, виновные в надругательстве над государственными символами, привлекаются к уголовной ответственности. Надругательством считается, например, сжигание флага, срывание его со здания городской администрации, бросание в урну и т.п.

2019-06-17_232150.jpg

Бумажный пакет с гербом РФ, на котором  
присутствует символ христианства — Крест

К сожалению, небрежное отношение к священным изображениям как верующих, так и общества в целом, схожа с отношением общества к государственной символике. Последняя также употребляется не только по прямому назначению, но и как элемент печатных периодических изданий, рекламной продукции, дизайна, упаковки и т.д., т.е. всего того, что имеет временный, бытовой характер использования. В результате этого сорванный и брошенный в урну флаг со здания городской администрации будет вменен виновному в уголовное преступление, а аналогичное действие — выбрасывание в мусор изображения герба или флага, напечатанных на упаковке какого-либо товара, — не осуждается даже морально.

Два этих достойных сожаления явления встречаются одновременно в тех случаях, когда священные изображения присутствуют на государственных символах. Поэтому использование таких «двойных» символов на продукции бытового, временного характера становится одновременно и религиозным кощунством, и надругательством.

Особую печаль и возмущение вызывает использование государственных символов со священными изображениями на продукции сомнительного или откровенно вредного характера. Это происходит, например, при использовании герба России на акцизных марках, размещаемых на алкогольной и табачной продукции.

Следует также сказать об изображении Креста на коронах. Часто этот прием используется для коммерческих целей в предпринимательской деятельности в качестве рекламного хода (в эмблемах, логотипах организаций, в рекламе, на упаковках товара и т.д.). При этом потребителю подспудно внушается мысль, что, приобретая такой товар или получая услугу, он по их качеству удостаивается как бы царского достоинства. Таким образом, увенчанная Крестом корона в качестве символа христианской монархии используется для эксплуатации потребительских ожиданий и настроений в получении товара или услуги наивысшего качества.

2019-06-17_232221.jpg

Использование короны с христианским Крестом как торгового знака

Насколько кощунственным может быть использование такого рекламного приёма, показывает случай, когда рекламные стикеры салона одежды в виде увенчанных крестами корон были наклеены на ступеньки лестницы торгового центра, по которым покупатели вынуждены были ходить, попирая дорогие для православных христиан символы Христа и христианской монархии.

Отдельных слов заслуживает тема Красного Креста. В 1863 г. в Швейцарии была основана организация, получившая впоследствии наименование «Международный комитет Красного Креста» (МККК), — неправительственная организация, ставившая своей целью оказание помощи пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних безпорядках. В качестве эмблемы общества был выбран флаг Швейцарии, на котором цвет красного поля был изменён на белый, а цвет белого креста — на красный. Таким образом, широко известный символ МККК — Красный Крест на белом фоне — это инверсия государственного флага Швейцарии, центром которого является христианский Крест.

С течением времени Красный Крест стал общепринятым неофициальным символом медицинских, фармацевтических учреждений и медицинской помощи вообще. Теперь изображение красного Креста (нередко в зеленом или ином цвете) можно встретить не только на медицинской документации, бланках, логотипах, форменной одежде медперсонала, вывесках аптек, больниц, но и на упаковке, рекламе товаров не только медицинского, но и гигиенического назначения (кремы, салфетки и т.д.).

То обстоятельство, что в современности красный Крест перестал в массовом сознании ассоциироваться со Христом и христианством, не умаляет его подлинного, исторического значения: для обозначения оказания помощи людям был выбран высочайший символ любви — знак безмерной любви Бога к человеку, любви крестной. Поэтому отношение к Кресту Господню должно быть равно одинаковым — благоговейным и почтительным, где бы он ни изображался.

Подтверждением сказанному является то, что в мусульманских регионах МККК не использует знак Креста, а функционирует как «Комитет Красного Полумесяца», и потому его полное наименование сегодня — «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца».

Особое возмущение вызывает использование Креста в качестве фона для других изображений (например, чаша, обвитая змеей) и рекламной информации, когда на горизонтальную перекладину Креста помещается электронная «бегущая строка». Таким образом, Крест становится уже не только символом оказания первой помощи, а некоей платформой для донесения коммерческой информации.

2019-06-17_233609.jpg

Поэтому при встрече со случаями неподобающего употребления государственной символики или символов и знаков, имеющих священные изображения, в продукции кратковременного использования, данные символы и знаки следует утилизировать не как бытовой мусор, а надлежащим благоговейным способом.

При этом, во избежание недоразумений, следует иметь в виду, что любые случайные или функциональные крестообразные пересечения линий (например, на тротуарной, напольной или настенной плитке, крестовины в сливных воронках кухонных моек, оконный переплет и т.п.) не являются символом Креста Господня в собственном смысле. В религиозном значении Крестом как знаком Господа Нашего Иисуса Христа является только то, что изначально создавалось как изображение Креста Христова.

Символ или знак, изначально созданные как изображение Креста Христова или использующие его наряду с другими элементами или деталями (например, увенчанная Крестом корона, государственный герб и др.), сохраняют религиозное значение даже в тех случаях, когда используются в иных целях.  
Поэтому не следует использовать на продукции кратковременного бытового употребления государственные символы и иные знаки, если на них присутствуют священные изображения.

ВЫВОДЫ

Подведем краткие итоги обсуждения тем данной статьи:  

1. Представляется, что изготовление и продажа священных предметов (в т.ч. священных изображений), предназначенных для православных христиан, должна осуществляться лицами, принадлежащими к Православной Церкви. Производители и продавцы священных предметов должны получать одобрение от уполномоченного церковного органа о том, что их продукция соответствует церковным правилам.  

2. Один из принципов благочестивого размещения священных изображений в православном храме — расположение их по высоте не ниже уровня пояса взрослого человека. Этого правила следует придерживаться во всех случаях, связанных с изготовлением предметов со священными изображениями или обращением с ними.  

3. Изготовителям церковной и храмовой мебели (скамей, аналоев, шкафчиков и т.п.), других предметов, используемых в храмах и дома (например, подсвечников), а также священных предметов для алтаря (жертвенников, престолов) следует отказаться от использования священных изображений, если их расположение противоречит пункту 2.  

4. Изготовителям богослужебных облачений для церковно- и священнослужителей следует воздержаться от использования священных изображений, если их расположение противоречит пункту 2, а также в тех случаях, когда священные изображения в процессе действий священнослужителя занимают неподобающее положение (оказываются перевернутыми вниз головой, например, на поручах).  

5. В церковных лавках и магазинах расположение на прилавках и торговых площадях продукции со священными изображениями (иконы и т.п.) и священными текстами (Библия, Евангелие) должно соответствовать пункту 2.  

В случае размещения на горизонтальных поверхностях недопустимо, чтобы на священные изображения и предметы религиозного поклонения и почитания клался какой-либо товар, производилась выдача товара, его упаковка или расчет за покупки, в том числе и тогда, когда такие предметы располагаются под горизонтальной стеклянной витриной.  

6. Священные изображения и тексты не могут и не должны использоваться в качестве «православных оберегов», а также в различных магических обрядах. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное. В отношении производителей таких товаров действует 20-е Правило Номоканона об их отлучении от Церкви и необходимости православным избегать их самих и их продукции.  

7. Не следует использовать на продукции кратковременного бытового употребления государственные символы и иные знаки, если на них присутствуют священные изображения. Следует помнить, что символы и знаки, изначально созданные как изображение Креста Христова, или использующие его наряду с другими элементами или деталями (например, увенчанная крестом корона, государственный герб и др.), сохраняют религиозное значение даже в тех случаях, когда используются в иных целях.


Примечания:

[1] Карташев А.В. Вселенские Соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 518. Также см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение. Паломник, 1996. – Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 591.

[2] Феодор Студит. Слово на поклонение Честнаго и Животворящаго Креста среди четыредесятницы // Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том 2. – СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. – С. 94–98.  

[3] Подробнее см.: Немыченков В.И. Яйца с образами: о новом виде иконоборчества // https://pravoslavie.ru/61136.html.

[4] Немыченков В.И. Иконопочитание и икононебрежение в СМИ // Вера и слово: Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ. 16–18 ноября 2004 года. М.: Изд. совет РПЦ, 2005; Его же. Иконопочитание истинное и ложное // http://archive.bogoslov.ru/text/3216841.html

[5] Черноризов К. «Велий еси, Господи…» Жизнь и проповедь святого Гавриила (Ургебадзе), исповедника и юродивого. М.: Индрик, 2016. С. 66.


Священник Алексий Кнутов,

Владимир Немыченков

Продолжение следует


Источник: Православие.Ru  
http://www.pravoslavie.ru/119929.html


___________________  
См. также:

Антихрист входит в церковную ограду?: Священные иконы и современные принципы торговли

Надругательство над святыней: В продаже появились золотые айфоны с изображением Распятия

КОЩУНСТВО «ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ».

Нынешнее гонение не явное – гонение на дух: О лукавой подмене ревностной, исповеднической веры «Православием-лайт»



поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100