Среда, 17 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

свт. Игнатий о врагах России
Европейские народы всегда завидовали России и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее они будут следовать той же системе. Но Велик русский Бог! Молить нужно Великого Бога, чтобы Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Свт. Серафим о Церкви и лжецерквах
Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и лжецерквах

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

Прп. Амвросий об отпадении католиков от Православия
Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия.
Преп. Амвросий Оптинский

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
07.06.2019
Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания

2019-06-12_000900.jpg

Вспоминая событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, поговорим сегодня о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов. 

Для начала напомним Догмат об иконопочитании, утвержденный в 787-м году на VII Вселенском Соборе

   «…Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных Ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения» [1].

Из догмата иконопочитания следует, что: 

1. Иконы должны располагаться в достойных местах: «во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях». То есть там, где им воздаются должные честь и поклонение.

2. Иконы должны быть изготовлены из долговечных материалов – написаны красками на стенах и досках, сделаны из мозаики и «из другого пригодного к этому вещества».

3. На иконах могут быть изображены только Господь Иисус Христос, Богородица, Его Ангелы и святые.

4. Иконы не могут пребывать в забвении, служить простым украшением и т.п. Они предназначены для молитвы и поклонения наравне с Крестом и Евангелием. 

Иконам должно воздавать честь, как и другим христианским святыням, «фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». И наоборот, «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз» (прп. Федор Студит, †826) [2]. 

А это означает, что любые преднамеренно оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, Ангелов и святых.

5. Христиане, не выполняющие вышеперечисленные требования, наказываются отлучением, если они миряне, или извержением из сана, если они священнослужители: «Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения». 

Особо отметим предостережение от «профанного употребления священных сосудов». 

Таким образом, догмат иконопочитания определяет и норму иконопочитания. А теперь покажем, в каких случаях мы сами, а не злобствующие кощунники и атеисты, выступаем в роли иконоборцев и богохульников. 

Далее под священными изображениями подразумеваются: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.


СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ НЕДОЛГОВЕЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В соответствии с определением VII Вселенского Собора иконы должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Поэтому всем верующим следует избегать «коллекционирования» таких иконок, а производителям лучше не производить их.

2019-06-12_001211.jpg

Также очевидно, что противоречит норме иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда. 

Увы, в последние годы священные изображения все чаще становятся рядовым артобъектом и помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней. 

2019-06-12_001635.jpg

Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке 
песчаных и ледяных скульптур
 

В частности, устроители выставок фигур из песка и льда нередко прибегают к изготовлению композиций со священными изображениями или просто копируют известные шедевры иконописи. В таких случаях образы Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы, Ангелов, наиболее известных и почитаемых святых оказываются среди неподобающего окружения (портретов поп-звезд и т.п.). Кроме того, недолговечность материала обусловливает временный характер таких произведений искусства, которые заранее обречены на уничтожение по естественным причинам.

2019-06-12_001759.jpg

Песчаная копия иконы прп. Андрея Рублева «Спас» на выставке песчаных и 
ледяных скульптур – не предмет для почитания, а фон для фотографий на память

Следует особо отметить, что к практике изготовления священных изображений изо льда нередко прибегают и православные приходы, устраивая в зимнее время на прихрамовой территории ледяные композиции со скульптурными и барельефными священными изображениями. Такая «популяризация» православной веры отнюдь не является формой миссионерской работы, но, напротив, ведет к профанации сакрального, разрушает благочестие у прихожан и препятствует формированию его у тех, на кого направлена такая «миссия».

2019-06-12_001903.jpg


ПРОФАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 

НА «ПРАВОСЛАВНЫХ ТОВАРАХ»

В последнее время стало обычной практикой использование священных изображений на упаковке и других утилитарных предметах (пакеты, сумки, закладки для книг и т.п.). К сожалению, подобные вещи нередко используются в церковном обиходе, например, церковные свечи для верующих продаются в коробках с иконами и текстом молитв. Как будто сейчас нет возможности приобрести молитвослов или икону по доступной цене.

2019-06-12_002047.jpg 
  Упаковка – предмет для неизбежной утилизации после 
использования самого товара, а не для молитвы


Любая упаковка – предмет для неизбежной утилизации после использования самого товара, а не для молитвы. Размещение на упаковочном материале священных изображений и текстов молитвословий, содержащих имя Божие, есть вопиющее кощунство, вызванное исключительно корыстными интересами производителей, желающих придать своему товару добавочную символическую стоимость в глазах православных покупателей.

2019-06-12_002158.jpg

Жалкие попытки производителей оправдать свое кощунство обращениями к покупателям утилизировать их продукцию «благочестивым образом» не выдерживают критики и не имеют никаких оправданий. Так, один интернет-магазин предлагает свечи для домашней молитвы, на картонную упаковку которых наносит изображения Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых и тексты молитв. В надписи на своем товаре производитель рекомендует священное изображение вырезать и использовать как закладку, а «пустую упаковку сжечь» самому или отнести в храм для тех же целей. Возможно, в скором будущем в развитие этой мысли производитель напечатает на упаковке своей продукции не только Символ веры, но и сам догмат иконопочитания, с рекомендацией после прочтения сжечь его вместе с упаковкой.

2019-06-12_002329.jpg

  «Свечи церковные»

Гораздо разумнее и благочестивее было бы вообще не размещать священное изображение на упаковке, которая заведомо подлежит уничтожению. Однако и покупатели подобных товаров погрешают тем, что стимулируют дальнейшее расширенное воспроизводство такого кощунства.

2019-06-12_002543.jpg

  Пример упаковки свечей без использования священных изображений

Кстати, о закладках. Они имеют функциональное, служебное назначение и не должны становиться «иконостасами», будучи профанным, а не священным предметом. Закладки со священными изображениями для богослужебных Евангелий не являются аргументом для оправдания использования таковых для домашних целей, в силу принципиального различия в назначении и способе использования самих книг.

2019-06-12_002719.jpg

   «Закладка с молитвой святому в ассортименте»  
 (Источник текста и изображения: сайт интернет-магазина)

Совершенно недопустимо использовать священные изображения на сувенирной продукции, в которой иконы выступают лишь как декоративный элемент (иконы-брелоки, сувенирные яйца, тарелки, подсвечники, матрешки и т.д.). К ним относятся и декоративные свечи в виде фигурок ангелов, храмов и т.п. Ведь при зажигании свечи происходит уничтожение того, что для верующего должно быть свято.

2019-06-12_002909.jpg

Икона – это окно в вечность, а сувенир – это в лучшем случае предмет на память, даже если он дорогой. Кроме того, если сувенир создается именно как «икона на память», то небезразличны и материалы, из которых она изготавливается. Например, иконы, написанные на гладких камешках (в том числе со «святого места»), могут оказаться неудобными для молитвы и будут восприниматься, прежде всего, как сувенир. 

Совершенно недопустимым является смешение священных изображений с суеверными символами (например, изготовление сувенира, совмещающего подкову «на удачу» и икону).

   2019-06-12_003157.jpg
  
Профанацией священного является нанесение священных изображений на любые предметы обыденного употребления. Например: 

– посуда: тарелки, кружки, ложки. Допустимыми являются священные знаки (крест) на посуде церковного обихода: сосудах, предназначенных для святой воды, хранения антидора; 

2019-06-12_003548.jpg 

 Кружки с иконами «в ассортименте» магазина

– одежда: футболки, пряжки для ремней, головные платки и т. п. 

Использование подобных вещей мирянами (например, женских головных платков с образами святых) в качестве одежды для целей паломничества, посещения храма и богослужений не переводит эти вещи из разряда обыденных в богослужебные или церковные облачения (такие, как митра архиерея, саккос, фелонь, куколь схимницы и т. п.).

2019-06-12_003712.jpg

Женский головной платок «Святая Матрона»

– сумки 

– постельное белье, ковры, скатерти, салфетки, рушники. 

 2019-06-12_003832.jpg

 Подушка с иконой «Млекопитательницы». Официальный магазин  
 храма свв. Петра и Павла

2019-06-12_003944.jpg

 Подушки с иконами 

– любые товары, на упаковке которых используются священные изображения: пакеты, коробки, бутылки и т. д. [3] 

Также недопустимы наклейки для пасхальных яиц со священными изображениями и священными именами (например, надписи «Христос воскресе» и др.). 

Неуместно изображать кресты на лентах, предназначенных для обвязывания букетов и венков при погребении умершего. Такие ленты какое-то время лежат на могиле, а потом оказываются в контейнерах с мусором, где крест подвергается поруганию.

2019-06-12_004047.jpg

   Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон

Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений в ювелирной продукции и бижутерии (браслеты, кольца). В церковной традиции благочестия предметы со священными изображениями принято носить только на груди, у сердца, а не на пальцах, запястье и т. п.

2019-06-12_004143.jpg

   Браслет с иконами

   
Выводы



В силу догмата иконопочитания и вытекающей из него нормы иконопочитания: 

1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для профанного (бытового) использования, а не для молитвы (посуда, одежда, головные уборы, сувениры, ювелирные украшения, промышленные и ремесленные товары, упаковка продуктов питания и т.п.). 

2. Не следует изготавливать священные изображения из любых недолговечных материалов, в том числе из песка, льда, бумаги и др. 

Хочется напомнить, что догмат иконопочитания, принятый на Седьмом Вселенском соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1Кор. 6:20), которая есть кровь и страдания праведников за веру

Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении них делать «своим» и «внешним». 

Мы видим, что борьба за подлинное иконопочитание продолжается и ныне. Просто иконоборчество приняло другие формы. Теперь оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство наживы для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по незнанию. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, и тогда Бог – нам Судия праведный и грозный! 

   «Что же делать? Как остановить это беззаконие? – спросят нас читатели. – Пресловутый “рынок” с его культом прибыли – этой подлинной религией капитализма – побеждает даже ревнивое благочестие!» 

С рынком можно бороться рыночными же мерами. В свое время угроза бойкота со стороны православных верующих продукции компании «Вимм-билль-данн» из-за ее связей с мормонами (действительной или мнимой – теперь неважно) заставило компанию выступить с опровержениями, а ради восстановления своей деловой репутации срочно установить сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой. 

Думается, что это пример и для нас. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и храмами, например), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику. 

Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить спокойный бойкот любой продукции, которая противоречит норме иконопочитания. Надо просто буквально исполнять приведенные выше слова: «отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования, а не для молитвы». 

Возможно, для многих самостоятельно определить такую продукцию будет непросто. Поэтому в последующих публикациях авторы подробно рассмотрят многие аспекты современной жизни на предмет их соответствия или несоответствия догмату иконопочитания.

+ + +

ИКОНОНЕБРЕЖЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Первая часть работы о проблемах современного иконопочитания вызвала немало откликов читателей. В частности, из замечаний нередко встречались мнения о том, что высказанное в статье пожелание избегать производства и приобретения бумажных икон – это крайность.

Уточним, что данная рекомендация исходит из понимания, что массовое тиражирование и предельная дешевизна таких икон приводит не только к тому, что они быстрее приходят в негодность, чем иконы, изготовленные из более надежных материалов, но еще и к тому, что на практике отношение к таким дешевым иконам бывает менее внимательным и почтительным. Со временем они накапливаются (еще и потому, что верующие активно дарят такие иконы друг другу), возникают трудности с благочестивым хранением и уходом за ними и т.д. Поэтому для тех, у кого уже есть такие иконы и кто считает для себя допустимым и дальше их приобретать, правильным было бы помещать их в стеклянные рамки или, по крайней мере, ламинировать.

Тем не менее из сделанных комментариев явствует, что поднятая проблема действительно актуальная. Поэтому с большей надеждой на заинтересованность читателей предлагаем вашему вниманию дальнейшее раскрытие темы о благочестивом отношении к священным изображениям.

На основании догмата иконопочитания (см.: Незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания) можно сформулировать и саму норму иконопочитания. Под такой нормой следует понимать использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей как:

• молитва, обращение ума от образа к первообразу; 

• явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа; 

• почитание священных изображений, т.е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад; 

• освящение профанного пространства жизни человека; 

• благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его. 

При условии: 

• использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным); 

• изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования; 

• размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться небрежному отношению или попранию, вольному или невольному.

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку определить, соответствует ли такая практика догмату иконопочитания и преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные действия со священными изображениями, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

В данной статье мы проанализируем в основном издательскую продукцию православного характера на соответствие указанной норме. При этом (как и прежде) под священными изображениями будем понимать любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

Иконы на обложках