Четверг, 23 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне и России
Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны как отдельному лицу, так и целому народу. Народу, погрязшему в нечестии и грехах. Россию куют беды и напасти.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни 20.06.2018
Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни

В продолжение одной из главных тем сайта:


В одной китайской притче рассказывается о человеке, который оставил родную страну и ушел в другую. Прожив там достаточно долго, он понял, что не может освоить новый язык и решил вернуться обратно. Но, вернувшись на родину, возвратившийся с удивлением обнаружил, что забыл свой родной язык...

УТРАТА ТРАДИЦИЙ В РУССКОМ НАРОДЕ В XX ВЕКЕ

Судьба русского народа в XX веке чем-то напоминает судьбу этого китайца из притчи. Оставив в начале столетия многовековые православные традиции, наш народ, ведомый «инженерами человеческих душ» и «конструкторами человеческих тел», стал жить в новой традиции, после разрушения которой многие попытались вернуться к оставленной ранее традиции православной. Но «традиция» («traditio») с латинского переводится как «передача», по-славянски — «предание». Поэтому, если какая-то традиция прерывается, то этот процесс необратим, что называется, «по определению».

Конечно же, для православного верующего остаются различные формы Священного Предания. Но традиция поведения в обыденной жизни — то, что называется «укладом жизни», — остается утерянной. Между тем, по слову преподобного Ефрема Сирина, «там настоит великое бедствие, где жительством не руководствуют законные правила» [1].

И в этом смысле современный православный россиянин является значительно обделенным. Для человека, лишенного повседневной традиции, духовная жизнь представляет собой сугубую трудность, как «восхождение по песку для ног старика» (Сир. 25:22). Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди.

Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает лишь частичных успехов. В любом случае, попытка устройства христианского быта в наши дни связана со значительными усилиями, имеющими незначительный эффект. Мы обречены на множество ошибок, провалов и падений — как человек, движущийся на ощупь в темноте по незнакомой местности.

По этой причине современному христианину приходится тратить свои и без того невеликие силы на вещи, о которых раньше человек даже не задумывался. Наши предки во всех социальных слоях — от крестьянина до царя — соблюдали достаточно жестко регламентированный уклад жизни, снимающий многие проблемы, которые современный человек часто не в состоянии разрешитьдаже с помощью специалистов по психологии, педагогике и множеству других наук.

ТРАДИЦИИ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА

Возьмем для примера крестьянскую семью. Во главе ее стояли «большак» и «большуха». Обыкновенно это были отец и мать большой семьи, но могли быть и старший брат с женой, овдовевший отец со старшей дочерью, могли быть и другие варианты. Общие обязанности были известны всем членам семьи. У мужчин, женщин, девушек, подростков был свой круг дел, которые они обязаны были выполнять. «В Вельском уезде Вологодской губернии, например, во время посева в поле работали мужчины. Старший сын пахал, отец сеял, подросток боронил. Замужние женщины в это время сажали овощи, а девицы ткали. После окончания сева яровых и до начала сенокоса мужики готовили поля под озимые культуры, а женщины и девушки ходили в лес за берестой — заготавливали на продажу. При этом у девушек вырученные деньги шли себе на обновки, а у женщин — на общие семейные надобности» [2].

Большак руководил общим хозяйством, распределял работы на каждый день, был предстоятелем в семейной молитве, его слово было законом для всех. Большуха первенствовала среди женской части. За поведением в быту и посещением церковного богослужения в воскресные и праздничные дни следили не только взрослые члены семьи, но и община.

Когда большак и большуха по возрасту или болезни не могли справляться со своими обязанностями, то их место занимали старшие или наиболее способные к тому члены семьи. Уйдя на покой, бывшие большак и большуха пользовались любовью, уважением и заботой всех младших членов семьи. По традиции им полагалось наибольшее материальное обеспечение. Но при этом права на принятие решений в хозяйственных делах у них не оставалось, кроме права совещательного. Да и это право реализовывалось только в том случае, если за советом к ним обращался сам большак.

Встроенный в привычный с детства порядок жизни человек имел множество преимуществ по сравнению с современным, лишенным подобной среды, человеком. К началу взрослой жизни он обладал всеми необходимыми для жизни навыками, получал опыт положительного общения с окружающими людьми — старшими, равными и младшими. Он получал также знание основ своей веры, навыки религиозной жизни, молитвы частной и церковной.

В обществе, построенным таким образом, практически отсутствовала столь острая современная проблема конфликта поколений. Частные конфликты, конечно, были, но были и общепринятые действенные рычаги для их преодоления.

ЧЕЛОВЕК «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»

Человеку традиционного общества не были свойственны состояния, ставшие нормой для современного «экзистенциального» человека, такие как одиночество, тревога, отчаяние, чувство заброшенности.

Лишенный традиции современный человек вынужден вырабатывать свой моральный кодекс, но, не имея для этого твердых оснований, необходимо проваливается в состояние внутреннего и внешнего конфликта. Конфликт этот со временем приобретает хронический характер, поскольку человек, лишенный внутренней опоры, не имеет средств для его разрешения. Здесь истоки множества болезней современного нетрадиционного общества, таких как развал семьи, распространение психических заболеваний, алкоголизм, наркомания и т.п.

Беда в том, что привычку жизни вне традиции, автономного, т.е. «самозаконного» существования в случае обращения к Богу современный человек приносит и в Церковь. И тогда, даже соединяясь с Телом Христовым, мы сохраняем свою привычку к атомарной, отделенной от других жизни, которую строим по собственным законам.

Конечно же, до определенной степени мы стараемся согласовать свои законы с законами церковными. Но нередко эти последние мы склонны растолковать таким образом, чтобы они не входили в противоречие с нашими привычными принципами жизни. А поскольку и в Церкви мы не одиноки в своей привычке к автономному существованию, то даже для самых нетрадиционных наших идей почти всегда можно найти поддержку и понимание не только среди мирян, но и среди духовенства.

О НАШЕМ УПОВАНИИ

Но даже в том случае, когда мы искренне стараемся привести свою волю в согласие с волей Божественной и с правилами церковными, мы сталкиваемся, как сказано выше, со многими трудностями по причине отсутствия традиционного жизненного уклада.

Так что же нам делать? Уклад разрушен, наставники оскудели. Неужели остается лишь сложить ручки и идти ко дну? Для христианина этот вопрос риторический. И пусть мы выброшены из традиции и в большинстве случаев лишены духовного руководства. Но у нас есть Церковь, у нас есть Бог. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10:27).

Мало того: чем труднее наши обстоятельства, тем большую помощь мы получаем от Бога. «Где умножается грех, там преизобилует благодать» (Рим. 5:20), «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин»[3].

Как первым христианам, вышедшим из языческой среды, приходилось формировать новую традицию, основанную на христианской вере, так и современным христианам, пришедшим к истинной вере от самой пестрой смеси различных традиций, приходится становиться родоначальниками новой традиции, построенной на той же православной вере и помогающей выживать в новых непростых условиях.

А чтобы мы не впадали в уныние от трудности задачи, порой представляющейся невыполнимой, следует вспоминать пророчество преподобного Исхириона о последних временах: «Некогда святые отцы пророчески говорили о последнем роде. “Что мы сделали?” — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: “Мы исполнили заповеди Божии”. Спросили его: “А что сделают те, которые будут после нас?” — “Они, — сказал Авва, — сделают вполовину против нас. Еще спросили его: “А что те, которые после них будут?” Авва Исхирион отвечал: “Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, будут выше нас и отцов наших»[4].


Примечания:
[1] Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т.5: Приношение современному монашеству. М.: Терирем, 2011. С. 6.
[2] Громыко М.М. Мир русской деревни. Гл. 3. В семье и на миру: Большак и другие. https://www.booksite.ru/localtxt/gro/myko/7.htm
[3] Октоих. Богородичен 7 гласа на «Господи воззвах» на вечерне субботы («в пяток вечера»).
[4] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 76.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/113651.html

___________________
См. также:




поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


На изломе апокалиптических эпох: Раскрытие последних периодов существования Вселенской Церкви на земле

Как известно, Святые Отцы и подвижники, близкие к нам по времени, советуют в домашнее молитвенное правило обязательно включать чтение Откровения апостола Иоанна Богослова – чтобы познать дух времени. В толковании ими Апокалипсиса встречается мысль о том, что послание семи Асийским Церквам раскрывает...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100