Среда, 24 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

свт.Тихон о католиках
Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в РПЦ католицизм.
Воззвание свт. Тихона от 1 июля 1923 г.

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Суеверия у христиан: Беседа с современным батюшкой об опасностях подмены и утраты духа Православия 05.01.2017
Суеверия у христиан: Беседа с современным батюшкой об опасностях подмены и утраты духа Православия
«Говорят, не повезет...»

Хранящии суетная и ложная милость свою оставиша.
Ион. 2, 9

И уразумеете истину, и истина свободит вы.
Ин. 8, 32

С отцом Неофитом мы уже беседовали о судьбах русской деревни и России, воспитании детей и пути спасения современных христиан
(см. №№ «ПК» 14 (158) и 17 (161), «Ныне время благоприятно»: Беседа с сельским батюшкой на актуальные темы). В приближении святочных дней предлагаем вниманию читателей очередное интервью с батюшкой – на нестареющую тему, актуальность которой особенно возрастает в наше предантихристово время.

– Отец Неофит, расскажите, пожалуйста, что такое суеверия. Чем они отличаются от истинной веры, в чем выражаются? Почему Православная Церковь относится к ним отрицательно?

– Этимологически понятие «суеверие» происходит от словосочетания «суетная вера». Вспомним, что говорил Царь Соломон о происходящем в мире: Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа! (Еккл. 1, 14). Таким образом, суеверия, имея происхождение земное, претендуют на роль явлений небесных. Т. е. подверженный им человек начинает придавать вещам земным, как правило, совершенно незначительным, важность неких «знаков свыше» и руководствоваться ими в своей жизни.

Конечно, такое понимание событий идет вразрез с Христианством. Христианин все свое упование возлагает на Бога и верует, что даже волос с его головы не упадет без воли Отца Небесного. Соответственно, никакие «знаки» не могут эту волю изменить или помешать ей исполниться. Поэтому Церковь отвергает суеверия – они подменяют собой живую веру в благой Промысл любящего нас Бога.

– А как, из-за чего суеверия возникают и почему распространяются среди людей? К каким последствиям приводит увлечение ими?

– Честно говоря, механизм рождения суеверий для меня загадочен. Ну, например, как можно связать появление на своем пути обычного домашнего животного черного окраса с начинающимися в жизни проблемами и неприятностями? Однако такое суеверие существует, что отразилось даже в песенном творчестве. Но как оно возникло – непонятно.

Другое дело – почему возникают суеверия. Думается, их причина – в изначальном отсутствии или утрате живой связи с Богом и Церковью, нежелании нести ответственность за свои поступки и грехи и терпеть спасительные для нас, грешных, скорби. Т. е. последствия своих греховных дел человек списывает на якобы сбывшиеся суеверия. Это один аспект.

Другой заключается в том, что Бог сотворил человека существом, призванным к вере и ищущим ее (вспомним утверждение Тертуллиана, что «душа – по природе христианка»). Но сам человек, не имея или, как часто бывает, не принимая истинной веры, уклоняется в веру суетную. Всякая же вера стремится к распространению, и поэтому суеверный человек делится своими понятиями с другими – так рождаются устойчивые предрассудки.

Последствия же сего бывают самые печальные, поскольку люди, отказываясь от помощи Божией, ввергают себя в мятущиеся волны страстей, от чего нас предостерегает апостол Павел: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). Но если венец подвига истинно верующих – Жизнь Вечная, то конец суеверных – вечная погибель.

– Чем же тогда можно объяснить тот факт, что приметы, в которые верит человек, в его жизни порой действительно сбываются? Иногда говоришь ему, что не стоит воспринимать все эти «знаки» всерьез, а он отвечает, что «убедился на опыте»…

– Надо знать и помнить, что мы живем не в духовном вакууме. Невидимый мир населен, и его обитатели – ангелы, как светлые, так и падшие. Первые содействуют нашему спасению, а вторые влекут в погибель. Злые духи знают, что Бог спасает человека посредством истинной Богооткровенной веры, и поэтому всячески стараются насадить и укрепить в людях различные ложные верования. Человеку, склонному к суевериям, бесы и предоставляют «опытные доказательства». Так, например, они внушают убежденность в существовании инопланетян, и людям, верящим в это, иногда даже являются в обличии «зеленых человечков». И такой «контактер» будет думать и утверждать, что он имел «опыт общения с внеземными цивилизациями». Но в реальности это было не что иное, как трагический опыт соприкосновения с бесами. Всякое такого рода воздействие разрушается принятием истинной Православной веры и искренней молитвой к Богу.

– Еще часто суеверия становятся некой традицией. Люди следуют им, как бы не желая нарушать заведенные ранее порядки, оправдываясь тем, что «все так делали и делают». Что можно на это возразить?

– Христос в Евангелии говорит: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Т. е. стадо Божие – на самом деле малое, небольшое; Господь знает, что спасающихся – меньшинство, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 14). Поэтому аргумент, что «все так делают», работает против того, кто на него ссылается. Да, все так делают – и все идут в ад. Ты тоже хочешь с ними туда, где будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13, 28)?!

– Как можно вразумить суеверного? Как доказать ему ошибочность и пагубность его предубеждений и помочь от них освободиться?

– На мой взгляд, – только Словом Божиим. Помню себя до того момента, пока впервые не прочитал Евангелие, – я тоже разделял всевозможные ложные мнения и стереотипы. Но Священное Писание, особенно Новый Завет, все расставляет по местам в голове и сердце человека.

– Батюшка, Вы живете в сельской местности и, наверное, часто сталкиваетесь с тем, что наш простой народ истинную веру смешивает с разными неправыми преданьями и обычаями. Что Вы думаете о причинах и способах преодоления этой беды? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

– В моем поселке распространен культ предков. Т. е. люди преимущественно уделяют внимание не спасению собственной души и помощи душам усопших, а уходу за могилами, покраске кладбищенских оград, установке надгробий и т. п. Самое большое стечение народа в храме – на родительские субботы. Бытуют многие странные убеждения – например, что нужно обязательно успеть похоронить человека до полудня – как будто у Бога потом уже заканчиваются приемные часы.

Причину этой суеверности я вижу в том, что русские люди сохраняют традиционное христианское отношение к телам усопших, но дальше дело, к сожалению, не идет – из-за помрачения греховного человек не хочет размышлять о смерти, о воздаянии, о Страшном Суде. Ему проще разово исполнить ряд формальностей, приложить какие-то физические труды, материальные  затраты и на этом успокоиться, вернувшись в прежнюю жизненную колею – до следующей родительской субботы или очередного отпевания родственника.

Как с этим бороться – я не знаю. Всегда стараюсь на отпеваниях и в поминальные дни говорить проповеди о связи жизни на земле с участью души после смерти. Но пока, судя по всему, слова мои действуют слабо. Видимо, нужно усерднее работать над собой, чтобы самому стяжать память смертную. Тогда, быть может, и речи обретут внутреннюю силу и дойдут до людских

– Давайте еще рассмотрим некоторые конкретные наиболее распространенные суеверия. В частности – т. н. «сглаз». Что это такое, почему многие в него верят, нужно ли этого опасаться и как-либо защищаться?

– Явление, которое принято называть «сглазом», действительно существует, но надо знать, что природа его – духовная. Происходит это по причине удаления человека от Бога и благодатной жизни, когда он выходит из-под благодатного покрова Творца и становится легкой добычей духов помрачения. Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (Петр. 5, 8), и человек, отступая от Господа, попадает в его цепкие лапы.

Думаю, живущий по вере христианин «сглазу» не подвержен, а вот христианин нерадивый или нехристь – вполне могут пострадать.

Защиту от такого, да и вообще от любого бесовского нападения вижу в исполнении наказа Спасителя: Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий (Лк. 21, 36).

– Возвращаясь к предрассудкам, касающимся поминовения усопших, – скажите, пожалуйста, о застольях с употреблением спиртного, в которые, к сожалению, часто превращаются поминальные трапезы.

– Да, ныне, увы, многие полагают, что поминки невозможны без крепких напитков. Но мало кто задумывается, что само название этого обычая – поминок – происходит от слова «поминовение», означающего возношение имени на молитве.

Такое заблуждение, уклонение от настоящей цели поминальных трапез возникло, вероятнее всего, из-за искаженного представления о них. Действительно, в христианской традиции принято кормить людей и совершать иные благодеяния в память о почившем, прося помолиться о его душе. Однако алкоголь на таком обеде вряд ли уместен, поскольку выпивший и тем более опьяневший человек не способен к трезвенной молитве. Его поминовение, если он вообще об этом знает и вспомнит, может не умилостивить, а, наоборот, только прогневать Господа.

– А как быть с теми, кто убежден в своей «православности», даже иногда ходит в храм, но при этом имеет превратные понятия о христианских обрядах и святынях? Например, я недавно гостила у бабушки и узнала, что во избежание «порчи» она умывается Крещенской водой над помойным ведром, хотя называет себя «верующей» и даже «безгрешной». Чем и как можно помочь в таких случаях?

– До «безгрешных» людей достучаться трудно, ибо Сам Господь говорит: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17). Мнимая праведность, самомнение, происходящее от гордости, ослепляет человека и перекрывает доступ к нему благодати Божией.

Заблудшим можно помочь только любовью – если она у нас есть, осторожно попытаться открыть им глаза на их плачевное духовное состояние, описанное в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: „Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17-18).

– И последний, самый главный вопрос. Батюшка, Ваше слово о пути к подлинному, глубокому и всеобщему воцерковлению нашего народа. Как мы можем поспособствовать этому процессу и вложить в него свою убогую, приносимую от кающегося и болезнующего сердца лепту?

– Конечно, возрождение России во всех областях жизни возможно только путем покаяния. Это – первый призыв Спасителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

К несчастью, как сказал старец Григорий, игумен обители Дохиар на Святой Горе Афон, «покаяние – это нечто забытое современными православными христианами, оно пылится где-то на полке». И это действительно так, ибо многие патриоты, в том числе и считающие себя верующими, готовы «лоб расшибить» себе и другим, пытаясь что-то изменить в окружающем мире. Но они не хотят начать с себя самих, с переустройства собственной души, забывая предупреждение Господне: Как можешь сказать брату твоему: брат! Дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6, 42). Поэтому и не осуществляются никакие серьезные патриотические проекты, общество топчется на месте или деградирует, и руководители наши слепы, так что на нас сбываются слова: Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14).

Начинать нужно с себя – приступить к стяжательству Святаго Духа. Только тогда вокруг нас, по слову преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи. Так всегда и бывало на Руси: Александр Невский прежде всех дел возносил молитву, а уже потом выходил на сражения. Преподобный Сергий сначала взывал к Богу, а уже затем мирил князей и благословлял рать. Священномученик Патриарх Гермоген тоже в первую очередь молился и лишь после этого рассылал свои воззвания. Но современные люди хотят спасти Россию сами, своими силами, без Бога, хотя часто и прикрываются Его именем. А нужно начинать каяться, каяться искренне и нелицемерно.

У нас же сегодня жизнь христиан более напоминает протестантскую. Мы живем так, будто думаем, что, приняв Православие и участвуя в Таинствах, автоматически становимся спасенными. Однажды исповедавшись, человек уже не вспоминает о своих тяжких грехах, считая, что Господь теперь просто обязан его спасти. Но во все времена Христианства образ покаяния был иным. Верующие денно и нощно оплакивали свои падения. Они молились – горячо и усердно, – именно молились, а не вычитывали слова в молитвослове. Чаявшие улучить спасение совершали дела милосердия, а ныне даже состоятельные люди охотно пожертвуют на храм и ни копейки не дадут, например, на богадельню. Менее же обезпеченные могут подать нищему, но ни за что не станут участвовать в его дальнейшей судьбе.

Так мы и живем: Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 5). Придя в храм, мы годами пребываем в состоянии всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (см.: Там же, 7).

Вот и нужно нам покаяться, нужно, на мой взгляд, по ночам, хотя бы полчаса или час молиться молитвой Иисусовой, вспоминая все свои «подвиги» и прося у Бога прощения, прося покаяния, прося вразумления, прося дарования молитвы. А дни проводить, служа Христу и Божией Матери, Которые являются нам в виде наших ближних, причем невзирая на лица. Тогда и жизнь в стране будет позитивно меняться.

И еще, конечно, необходимо всем православным молиться Царственным Мученикам, принесшим себя в жертву за нас и имеющим особую благодать ходатайствовать перед Богом о России.


Источник: Газета «Православный Крест»* №1 (169) от 1 января 2017 г.

___________________
* Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Реквизиты «ПК»: ИНН 7717694098, к/с 301018101 45250000479, наименование банка «КБ РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении №3 Московского ГТУ Банка России, р/с 40702810200000003926, БИК 044525479.
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998


поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100