Суббота, 6 Июня 2020 г.
Духовная мудрость

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

Прп. Петр Дамаскин о Православии
Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел.
Прп. Петр Дамаскин

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

 Контроль интеллекта над людьми
В последнее время много говорят про искусственный интеллект, который осуществляет контроль за изоляцией граждан во время пандемии. Что же это за явление? Каковы плюсы и минусы его работы, и как технически он будет развиваться? На эти вопросы нам согласился ответить программист Александр Хромов.

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Безсмертный полк поющих славян: Интервью с сербской писательницей Р. Войнович на фестивале «Оптинская весна» 07.06.2016
Безсмертный полк поющих славян: Интервью с сербской писательницей Р. Войнович на фестивале «Оптинская весна»

ЯРКИЙ МАЯК РОССИИ

В середине мая вновь состоялся уже седьмой по счету уникальный Международный конкурс-фестиваль молодых исполнителей славянской народной песни «Оптинская весна», о котором мы неоднократно писали. Финал традиционно прошел в старинном русском городе Козельске Калужской области, близ всемирно известного монастыря Оптина Пустынь. Как всегда, он стал незабываемым праздником светлой, жизнеутверждающей, патриотичной и подлинно духовной культуры православных славян. Отрадно, что в этом году после двухлетнего перерыва в конкурсе вновь участвовали юные дарования с Украины. А кроме того он транслировался в прямом эфире телеканала «Союз», что, безусловно, свидетельствует о его еще более возросшей популярности. Жюри под председательством заслуженной артистки России певицы Ольги Кормухиной определило следующих победителей: в младшей возрастной группе (14–17 лет): Мария Климова (г. Москва, Россия) и Александра Манахова (г. Сызрань, Россия). В средней возрастной группе (18–22 года): Владислав Артеменко (с. Новая Таволжанка, Белгородская обл., Россия), Ольга Сагалаева (г. Саратов, Россия) и Марина Фролова (г. Москва, Россия). В старшей возрастной категории (от 23 лет) – Алексей Саута (г. Минск, Беларусь). Помимо выступления конкурсантов в концертной программе приняли участие трио «Лирица» из Гомеля, белорусский ансамбль «Гаманина», Украинская хоровая капелла, Оптинский казачий хор, Ольга Кормухина, группы «Калина-фолк» и «Ярилов зной», а также ведущие фестиваля – актер театра и кино Павел Сборщиков и заслуженная артистка России Екатерина Гусева.

Особое внимание зрителей обратила на себя вокальная группа из Сербии. Оказалось, что сопровождала исполнителей известная писательница и журналистка Радмила Войнович. Всегдашний интерес и трепетные чувства к сербскому народу побудили членов редакции «ПК» встретиться и побеседовать с Радмилой, причем наш разговор вышел далеко за рамки обсуждения песенного конкурса.

 

– Радмила, расскажите о Вашем коллективе.

– Наш коллектив – ансамбль «Трепетлике» (от старинного названия дерева ясень). Его участницы – выпускницы музыкального училища города Новый Сад. Сейчас три из них – студентки третьего курса Музыкальной академии. Еще одна – Галина Вечемович – учится на факультете психологии и параллельно руководит группой. Они исполняют старинные народные славянские песни, в основном сербские лирические песнопения и былины. Когда организаторы «Оптинской весны» попросили меня привезти на конкурс какую-либо сербскую вокальную группу, я сразу поняла, что «Трепетлике» – как раз то, что нужно. До этого девушки неоднократно выступали на «русских вечерах», проводимых «Русско-сербским братством Царя Николая» в разных городах Сербии.

Монастырь Оптина Пустынь – это символ духовного подвижничества, пути человека к Богу. Музыка и культура славян веками служат связующим звеном в цепи, соединяющей нас с вечностью. А насчет выступления ансамбля – тут мне видится некий «Безсмертный полк», только музыкальный, победоносно шествующий через всю нашу историю. Предания о битвах, звучащие со сцены, становятся частью битвы добра со злом в реальной жизни. Эта брань совершается за каждую человеческую душу и во всякой душе. Оптинский фестиваль противостоит засилью деструктивной музыки, разрушающей наши традиции. Поэтому он есть своеобразное музыкальное, культурное и духовное орудие, оружие, средство борьбы. Такая музыка воспитывает в людях чувство гармонии и единства с ближними, со своим и другими братскими народами, с нашими православными святыми и Самим Господом.

В одной из песен, прозвучавших на фестивале, наши исполнительницы с мольбой просили все живое на земле, все священнический и ангельский чины – ненадолго смолкнуть, чтобы не потревожить Богородицу, мирно вышивающую узор. В этом, казалось бы, есть парадокс – но нужно именно помолчать, чтобы Матерь Божия Своей тишиной укротила беды и раздоры. Таков первичный код любви, заложенный в культуру православных славян, – код истинной красоты и кротости.

 

– С этой идеей как-то связано и Ваше литературное творчество?

– Совершенно верно. Главная героиня моих книг – Россия, кроткая, смиренная в величии. Каким мне представляется ее образ? Когда человек побеждает в себе дикость и варварство, он начинает открываться для восприятия исторических и культурных идеалов. А с ними неизменно обретает и еще более высокие стремления, поднимающие его над запросами плоти. Победа над страстями награждает человека смирением. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29) – ни одна страна не приняла эту заповедь так искренне и по-детски чисто, как Россия.

 

– Откуда у Вас столь теплое отношение к нашей стране?

– Между Сербией и Россией есть граница. Но Сербия – не отдельная страна, а часть России. Я воспитана именно на такой установке: мы – Юг России и часть русского народа. И нас невозможно разделить. Потому мы любим Москву как свою вторую столицу.

 


Портрет Николая II на стене дома
в городе Новый Сад

 

– Сербы глубоко почитают и Царя Николая II...

– Да, мы никогда не забудем его подвига защиты южных славян. В Сербии об этом историческом и, без преувеличения, богатырском поступке знают все. У нас есть несколько храмов в честь святых Царственных Мучеников, в Белграде установлен памятник Императору. Существует также вышеупомянутое «Русско-сербское братство имени святого Николая II». И младшее поколение тоже с благоговением относится к русскому Царю – сложилась традиция почитания его памяти на различных мероприятиях, в школах. Согласно нашему древнему обычаю каждая семья имеет святого защитника рода. Для многих сербских домов покровителями стали Царственные Мученики. К слову сказать, некоторые у нас, по благословению старцев, получили в качестве небесных предстателей других русских святых – блаженную Матрону Московскую, преподобного Серафима Саровского...

 

– А много ли в Сербии сторонников «европейского пути», евроинтеграции?

– Ежедневная и ежечасная пропаганда этих идей не смолкает. Задействованы все каналы, включая образовательные. Сторонники Запада идут на все ради создания культа глобализации. Но что представляет собой западное мировоззрение? Это – хищничество! Прикрываясь идеями гуманизма, его носители пытаются захватить все ресурсы планеты. И препятствует им только Россия. Сегодня она – религиозный, исторический, геополитический и культурный стрежень мира. Наш ориентир – это именно Россия, а не Евросоюз и не идеи евроатлантической интеграции! «Ценностями» Запада сербов постоянно зомбируют через СМИ, намеренно внедряя их как вирус в сознание людей. Финансирование осуществляется через некоммерческие и неправительственные организации. Так же, кстати, все происходило и на Украине, где русский народ, предварительно заглушив его самосознание и затмив ум пропагандой ненависти и лжи, раскололи надвое.

 

– А что, по-Вашему, можно противопоставить агрессивному насаждению западничества? Как бороться со всей этой планомерной «промывкой мозгов»?

 – Проблема в том, что России самой необходимо измениться. Нужно достичь примирения в обществе и не допустить раскола – ни духовного, ни политического. Объединение сил – вот залог спасения. Внешняя политика России во многом соответствует имперской, а внутренняя – гниет под воздействием хищнической заразы. Олигархи продолжают свой неприкрытый грабеж. При этом давление на Россию извне не ослабевает. Против нее ведется глобальная война.

Однако ядро святорусского народа цело – оно, как семя, живет, прорастает и вскоре окрепнет и расцветет. Все больше людей добровольно, без всякого принуждения, выбирают добро, а вместе с ним и свободу. Стремятся к нравственности, тянутся к старцам как к духовным светочам... Но всему этому всячески препятствует олигархический клан либералов, не позволяя народу объединиться на основе идеи исторической соборности.

 

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути духовного становления, об ориентирах на нем.

– У меня на Родине, в городе Новый Сад, есть Русская Гора с видом на Дунай. Моя малая Родина связана с великой российской историей – она пребывала под покровительством России со времен Петра I. В тот период в сербских Карловцах был подписан мирный договор, положивший конец австро-турецкой войне. Российская Империя, выступив гарантом в этом диалоге, впервые заявила тогда о себе как о мировой державе.

В 1704 году, во время войны со шведами, наш Патриарх через офицера Пантелеймона Божича обратился к Императору Петру с просьбой дать сербам возможность переселиться из зоны военного конфликта между Турцией и Австрией поближе к России. Петр I, занятый Северной войной, отложил решение этого вопроса. Но его дочь, Елизавета Петровна, приняла сербских солдат – пожаловала им территории, ныне принадлежащие Донецкой и Луганской Народным Республикам. О тех событиях повествуется в романе горячо любившего Россию журналиста и писателя Милоша Црнянского «Переселение»...

 

 

Я, еще будучи студенткой, во время т. н.  перестройки, не раз приезжала в СССР. Имея полную свободу передвижения, мы в основном стремились в Россию. Нас, конечно же, первым делом вели в мавзолей Ленина. Это было частью туристического маршрута по Москве. А я с несколькими подругами однажды отделились от группы, чтобы посетить Елоховский собор. Мы купили там просфоры и пластинки с православными песнопениями...

Духовные путеводители сербов в XX веке – святитель Николай (Велимирович) и преподобный Иустин (Попович). У обоих – трагическая судьба. Они не понаслышке знали о проблемах внешней и внутренней эмиграции. Владыка Николай во время Второй мировой войны мужественно противостоял оккупантам, из-за чего и попал в концлагерь Дахау. В заключении он был вместе с тогдашним Патриархом Гавриилом (Дожичем); там написал книгу «Сербскому народу из окна темницы». Святитель пророчествовал о возрождении многострадальной России, которая ведет борьбу против мирового зла. И неслучайно после войны ему не давали вернуться в Сербию. Владыка уехал в США, оказался в Пенсильвании, в русском монастыре святителя Тихона Задонского, где позднее и почил – как бы в самой России, принявшей его под кров. Ведь Россия – это Небесное Отечество для всех боголюбивых странников. Она не измеряется известной территорией, но есть некое сакральное пространство, где живут люди, восставшие на брань с внешним и внутренним злом. Люди, чающие преображения своих душ. Поэтому можно сказать, что святитель Николай окончил свои дни не в Пенсильвании, а на Святой Руси, вселенская миссия которой – страдать вместе со страждущими, освобождать от оков, оставаясь во все времена маяком добра.

Преподобный Иустин (Попович) также претерпел темничное заключение. Ему как духовнику запрещали принимать духовных чад. Святой тоже много размышлял и писал о судьбе России. В его пророчествах она предстает героиней и мученицей. Именно такую картину мы и наблюдаем в наши дни: Россия в одиночку противостоит всему мировому злу. Она возвращает людям надежду, духовно поддерживает и защищает их. Русь следует по стезям Господа нашего Иисуса Христа и всех праведников, пострадавших и ныне так или иначе страждущих за истину.

 

– Что может помочь нашему русскому народу не сбиться с этого пути?

– Прежде всего, людям нужно преодолеть в себе гордыню, духовный эгоизм. Без этого не может быть соборности. Кроме того, русским стоит вспомнить, что они не только крестьяне, но и воины, и наконец-таки дать открытый отпор либералам, превратившим Россию в сырьевую базу и тормозящим ее развитие. Ведь, говоря прямо, враги просто хотят вас уничтожить. Соседям прощаются огромные долги, а внутри страны – все присвоено или разграблено. Народ стеснен до крайности невозможно низкими пособиями и зарплатами. Между Москвой и глубинкой в социальном плане – великая пропасть. Граждане богатейшего по ресурсам государства нищают и деградируют. Это очевидно и производит удручающее впечатление.

Всем таким процессам надо дать адекватную оценку – даже несмотря на то, что сегодня ситуация кажется тупиковой. Да, к сожалению, либеральные силы контролируют центральные СМИ, и людям доступна лишь весьма дозированная, мизерная часть правды. Свободного, реального общественного мнения не существует, важнейшие проблемы страны с народом не обсуждаются. Например – о политике Центробанка России, филиала Федерального резервного банка США, в основе деятельности которого лежат законы, навязанные России в 90-е годы, при Ельцине. Разве данная тема не заслуживает внимания? Я думаю, что «ельциновщина» и «гобачевщина» должны быть осуждены. Надо открыто признать, что эти политики Россию предали.

Духовная жизнь страны, ее экономика и политика тесно связаны, и ни одна из проблем не разрешится, если мы спрячемся в монастыре и будем ждать, пока все неприятности закончатся. Ничего само собой не пройдет! Демография в упадке, а государственная политика демографического замещения – явно не лучший выход. Более того, возникают вопросы – является ли Россия социальным государством и нужен ли вообще ее власть имущим и олигархическим кланам – народ? «Импортозамещение», не регулируемое законом, принимает порой карикатурные формы – молодые люди не могут трудоустроиться из-за того, что барыге-предпринимателю выгоднее нанять какого-нибудь приезжего из Азии, чем обезпечить работой своего соотечественника...

 

– Так что же делать?

– Если не найдется терапевтического решения проблемы, хирургическое вмешательство неизбежно. Не исключена и шоковая терапия. Потому что на кого повлиял пресловутый кризис? Прежде всего на тех, у кого пенсия 10 тысяч рублей. И этих людей с экранов телевизоров призывают «еще немного потерпеть». Обезпеченные же верхи никак не пострадали... В этой ситуации русский народ может спасти только соборность.

 

– Но порой складывается впечатление, что мы так никогда и не «соберемся»…

– Соберемся! Я недавно поучаствовали в шествии «Безсмертного полка», где, кстати, как и в прошлом году, встретила немало своих земляков. Более того, «Безсмертный полк» теперь проходит и в сербских городах. Как это символично! Данная акция – своего рода Крестный ход, объединяющий живых и усопших. Собрание поколений, где все идут как один. Мне кажется, это и есть шаг к возрождению, к соборности, ответ на несправедливую и крайне агрессивную политику главного противника России.

Мы долго пытались «дружить семьями» с Европой и Америкой. Государственная власть выстраивала с ними весьма мягкие дипломатические отношения, но, по моему мнению, не на пользу России. Россия уступала, а ей нагло заявляли о намерении стереть ее с лица земли. Ведь только территория страны, в силу ее необъятности, до сих пор еще полностью не освоена. Поэтому враги жаждут прибрать всю землю к рукам, сделав ее плацдармом для будущего противостояния экспансии Китая.

Каков же выход? Во-первых, надо разработать некий план, некий «русский проект». И он должен быть имперским. Что это значит? Русскость – уже сама по себе имперский проект, причем мирового масштаба. В его основе должны лежать духовность и справедливость. Нужно вспомнить об общинном укладе на Руси, когда все люди мирно уживались, пользовались землей и делились друг с другом. И о Народном Вече как об органе управления.

Но ясно одно – все эти изменения должны исходить от власти, идти сверху вниз. Так стрежень соборности станет еще крепче, а маяк России засветит еще ярче – и виден будет отовсюду.

 

Источник: Газета «Православный Крест» №155 от 1 июня 2016 г.


поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Святая благотворительница

Сегодня, 6 июня, день рождения Царицы-мученицы Александры Федоровны... Вспоминая в этот день жизнь Государыни Императрицы, можно было бы много рассказать о замечательных свойствах ее души: о глубокой Православной вере и супружеской преданности, о материнской мудрости и христианском долготерпении, о милосердии и сострадании к ближнему, о разумной бережливости и практичности.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100