Святитель Тихон Задонский проявил такую же ревность о славе Божией и недюжинную духовную силу, но совсем в другом плане, в противоположном: он публично не выступал против Екатерины II, явно ее не обличал, но он тоже не покорился и боролся с правлением отступников и притеснителей Церкви. А боролся чем? Терпением и смирением. Вот попробуйте стерпеть, когда вас ударят и тем более незаслуженно, как избивали нашего Спасителя.
И Тихон Задонский в жизни тоже претерпел много несправедливостей, клеветы и поношений, но переносил все безропотно и с благодарностью Богу. Как-то, когда Святитель допустил о себе гордые мысли, по внушению Божию юродивый ударил его по щеке и сказал: "Не высокоумь". И что, вы думаете, сделал свт. Тихон Задонский?..
Позиция Православной Церкви в отношении еретиков - т.е. всех, кто не является православным - была установлена раз и навсегда Св. Апостолами и Святыми Отца ми, т.е. боговдохновенным преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15).
По 45 апостольскому правилу: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви; да будет извержен».
Нынешний непорядок на русской земле во многом от непослушания Церкви - от неисполнения заповедей Божиих, от нарушения святых канонов, от явного пренебрежения церковными и народными преданиями и опытом.
Свт. Макарий (Невский), просветитель Алтая, московский митрополит и автор нижеследующего послания, чутко ощущал своей душею весь этот непорядок, царивший и в начале ХХ века...
Св. прав. Иоанн Кронштадтский о Православии, инославии и сектантстве
Сознают ли лица, бывшия по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящия, или ушедшия в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание, или же в штунду, пашковщину и толстовщину, – сознают ли они все то, что они оставляют, и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят. Установим определенную точку зрения на Православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.
Пройдет время, и люди оценят то, что христиане хранят сегодня честь, веру и величие Церкви. Вот увидите - люди опять вернутся к старому. Ведь и с иконописанием произошло то же самое. Было время, когда византийского искусства понять не могли. Люди теслом сбивали со стен старые фрески, чтобы отштукатурить и расписать их заново - в стиле Возрождения.
Во времена благочестивых болгарских царей жил один богатый и знатный человек, по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал быть иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить тамошние монастыри и поискать себе удобного для поселения места....
Спрашивается, если Господь исполняет молитвы грешных людей, то может ли Он отвратить Свое лицо от Пречистой Божией Матери, когда Она приносит к Его престолу молитвы о нас грешных? Причем эти молитвы Ее являются неусыпными, непрестанными, ибо в кондаке настоящего великого праздника о Ней говорится: В молитвах неусыпающую Богородицу. К этому надо добавить, что в видении Богоматери Андрею Христа ради юродивому было показано, что Она в Своих молитвах к Богу обливается слезами...
Всякий верующий может и должен по мере возможности сопоставлять проповедуемое ему учение с полнотою предания церковного, а потому безотчетное, слепое доверие к «духовенству», иерархии, клиру, догматическое равнодушие и невмешательство - Церковью осуждается, а не поощряется. Церковь, говоря другими словами, признает и проповедует необходимость свободного рассмотрения, но рассмотрения не с точки зрения собственного своего одинокого ума или собственного одинокого чувства, а с точки зрения предания церковного и Писания, для всех открытых и для всех доступных.
Вы гадаете - когда? Это ошибка. Бросьте, не к гаданьям звал Христос... Если вы нервничаете, высчитываете года, отыскиваете имена - это ошибка! Не к этому звал Христос. Он сказал Своим ученикам: "Бодрствуйте!". Что можно прибавить к этим словам Христа? Конечно, ничего! Бодрствуйте! Бодрствуйте, братия, бодрствуйте!
...Почему о Святителе Николае, о том, о ком прежде всего можно говорить, и которого прежде всего мы чувствуем, как великого любвеобильного пастыря, всем сердцем любящего всех, прибегающих к нему, и считающих себя членами его духовной паствы; почему же именно о нем святая Церковь говорит как об уме священнейшем?
Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своею умилостивил Господа нашего! Переселяясь из мира, успокоится он в царстве, в пристани святых, избавится от суда и страшных мучений, ожидающих сатану, осужденного навеки.
Уверьтесь крепко в той истине, утвердитесь всем сердцем и всею мыслию в том отрадном веровании, что во всех случаях и обстоятельствах жизни вы находитесь под премудрым и всеблагим надзором и попечением любвеобильного Отца, Владыки неба и земли; что все благопотребное для жизни нашей подается нам Его щедроподательною десницею, что от Его отеческого благословения зависит все наше счастье и временное и вечное, а от Его гнева все несчастие и погибель.
В праздник кресту Господню о чем и говорить, как не о кресте и крестном знамении?
По словам вселенского учителя св. Иоанна Златоуста, «крестное знамение и в прежние и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобного?».
Что мучишь ты себя, как враг какой? Ни днем, ни ночью не видишь покоя. Всюду смятение и тревога. Только один сделай поворот внутри, и все это исчезнет, — увидишь отраду жизни. Посмотри, все уже пошли ко Господу... И тот обратился, и другой, и третий. Ты что стоишь? Иди! Разве ты хуже других? Все вокруг тебя живет, и все призывает тебя к жизни. Бог несть Бог мертвых, но Бог живых. Приобщись и ты к живущим Его жизнью. Иди, пей из источников воды живой.
Так будем и мы, братие, опаляемые зноем страстей житейских или плавая по морю житейскому, шествуя в "пустыне страстей", чаще воспринимать благодатное осенение от иконы Божией Матери, как бы Израиль от столпа огненного в пустыне; это осенение охранит нас от многих погибельных заблуждений жизни. И хотя сердце наше часто жестоко для Бога и непокорно Ему, как сердце ветхозаветного Израиля, но все же "рукою крепкою" и нас благая Вратарница может отвести от многих путей погибели и приблизить к раю, как Израиля приближала ведущая его десница Божия к земле обетованной.
Только бы совсем не удаляться нам от Бога и Его Пречистой Матери своим вечным добровольным уклонением на пути своего развращенного сердца и, когда услышим призывающий к Себе нас глас Его, зов благой Вратарницы, двери райские нам отверзающей...
Страница 581 - 600 из 603
Начало | Пред. | 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 | След. | Конец