Суббота, 16 Января 2021 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

Сщмч. Андроник Пермский о последних временах
Масонство <...> открыто гонит Христианство из жизни <...> и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних «свобод»: цель их – погибель Православия на Руси.
Сщмч. Андроник Пермский о последних временах

Вл.Агафангел о сути
Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

Прп. Паисий о сионистах

Сионисты хотят управлять миром. Для того чтобы достигнуть своей цели, они используют колдовство и сатанизм.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
05.07.2019
Русские подвижники последних времен: День памяти Белогорской подвижницы Марии Пещерокопательницы
05.07.2019

2019-07-05.2.1.jpg

На высоком берегу Дона, на вершине белых меловых гор, давших название небольшому селу Белогорью, расположен Воскресенский мужской монастырь. Начало ему было положено в XVIII веке простой женщиной, казачьей вдовой Марией Шерстюковой, которая для искупления своих грехов, совершенных в молодые годы, с благословения иеромонаха Киево-Печерской лавры взяла на себя тяжелый подвиг пещеростроительсва.

Мария Константиновна Шерстюкова родилась в 1740 году в уездном городе Бирюче Воронежской губернии, в семье казака Константина Босого. После обращения украинских казаков в казенных поселян, называвшихся войсковыми, в 60-х годах XVIII века Константин перешел на жительство в слободу Белогорье.

Ко времени поселения Марии было около 25-ти лет; она вышла замуж за войскового жителя слободы Самуила Шерстюкова, у них родилось два сына и дочь. Самуил был человеком весьма нетрезвой жизни, «довольно уже пожилым и несколько малоумным». Мария, прожив с ним около 20-ти лет, овдовевши, предалась нетрезвости и разврату, расточила все имущество мужа и вынуждена была наниматься в работницы к людям. Но и тут, по непостоянству своему и худому поведению, нигде не могла ужиться. Дети ее с малых лет находились в услужении у разных людей. Оставаясь без средств, она для пропитания своего стала заниматься шарлатанством – колдовством и ворожбою, чем вызывала против себя еще большее презрение. Так она жила до 1795 года.

И вот удручаясь крайней бедностию и терпя поношение даже от родных своих, Мария, как евангельский блудный сын, пришла в себя и решила покаяться. Она осознала ужас, но не безнадежность своего положения. В душе родилась надежда на Бога, на Его помощь и прощение.

Жажда раскрыть свое больное сердце, излить его боль в исповеди привели к твердому и трудному решению: предпринять дальний путь в святое для каждого русского человека место – Киево-Печерскую лавру, о которой Мария узнала от богомольцев. Пешком, одна, без средств дошла она до Киева, где принесла искреннее покаяние Богу, обличив себя во всех своих многочисленных грехах и пороках, осознав весь ужас своей постылой жизни. Там Мария прожила около года, питаясь подаянием от христолюбцев и ежедневно для богомолия бывая в Лавре и в других монастырях. Душа ее горячо желала подвига искупления. Исповедовалась она у лаврского иеромонаха, о имени коего не озаботилась узнать. Этот иеромонах заповедал ей на всю жизнь пост сухоядения и всегдашней трезвости, непрестанного болезнования и сокрушения о грехах своих и занятия богоугодными делами и трудами. И как он был родом из слободы Белогорья и знал о меловых горах над Доном, покрытых лесом, то советовал Марии, избрав в этой горе уединенное место, ископать пещеру для занятия богомыслием, по примеру преподобного Антония Киево-Печерского. Наставление духовника глубоко запечатлелось в ее уме и сердце, и она решилась исполнить его.

Возвратившись из Киева в Белогорье к своим родственникам, Мария, к удивлению всех, совершенно переменилась в своем поведении: сделалась воздержанною постницею, смиренною, молчаливою и богомольною; а прежде того и в церковь почти никогда не хаживала.

В 1796 году, устроив детей своих по родным, весною она уединилась в покрытую лесом гору над Доном, избрав понравившееся ей место недалеко от хутора Кирпичи, выделившегося из слободы Белогорья, и начала железною киркою копать пещеру. Через несколько дней во сне подвижница увидела своего духовника, Киево-Печерского иеромонаха, который сказал ей, что она не в определенном от Бога месте начала рыть пещеру, а надобно ей пойти еще далее по течению реки Дона – вниз саженей на двести (420 м), там найдет она прислоненную к горе теслу (кирку), лопату и лоток, чем выносить срытый мел, и назначено ей копать пещеру и спасаться. Повинуясь словам явившегося в сновидении духовника, она действительно нашла назначенное ей место и орудия для исполнения своего подвига.

 2019-07-05.2.jpg
Белогорье. Меловые горы, внутри которых 
расположен Воскресенский монастырь

Ободренная произошедшим, Мария с большим усердием приступила к копанию пещеры и сама удивлялась, откуда взялись силы и неутомимость в труде. За два года она выкопала пещеру в горе на восемь саженей (17 м) по прямой линии к западу. Для пропитания своего подвижница просила себе по временам подаяние в городе Павловске и в окрестных селениях. Узнав о ее необыкновенном предприятии и труде, люди стали приходить к ней в пещеру как из любопытства, так и для богомолия пред иконами, которые были поставлены ею по стенам пещеры, и многие трудились с нею, особенно в ночное время, помогая ей копать, выносить нарубленный мел и сбрасывать его с горы вниз к реке.

Стечение людей со временем увеличивалось, и в народе пошли разные толки и мнения о пещернице и о ее трудах. Говорят, что Мария наводила страх на окрестное население своим суровым видом: ею даже будто бы пугали детей. Бывшая разгульная женщина, ворожея-колдунья, бродившая по белогорским горам для сбора лекарственных трав, в сознании простого народа долго оставалась причиной страха. У духовенства ее недавнее увлечение колдовством, уклонение от Церкви подрывали доверие к ее подвигу, тем более что ее духовником был не приходской священник, а неизвестный Киевский иеромонах. Прием подаяний от стекавшихся в пещеры поселян только укреплял духовенство во мнении о своекорыстии подвижницы. Этим объясняются продолжительные попытки белогорского духовенства запечатать пещеры, сопровождавшиеся обвинением Марии в нечестности.

В 1800 году священнослужители обеих белогорских церквей донесли о пещернице благочинному протоиерею М. Яковлеву. Прибыв в Белогорье и призвав к себе Марию, священник уговаривал ее перестать копать пещеры и не соблазнять больше суеверных людей. Она оправдывалась повелением на свой труд свыше и тем, что делает это для своего спасения; посетителей же в пещеру не привлекает, а запретить им приходить к себе не может.

В 1806 году от Острогожского земского суда последовал приказ: вынести из пещеры святые иконы и кресты и вход в нее заложить, а пещернице Марии строго подтвердить, чтобы она впредь не дерзала рыть пещеры, и за этим иметь неослабный надзор Острогожскому земскому суду. Пещеру заложили в начале 1807 года. Дело было отдано в ведение земской полиции, и белогорское духовенство не имело никакого наблюдения за Марией и ее подвигами.

В том же году вход в пещеру опять стал открыт неизвестно кем, и по ночам продолжалась работа в горе уже не одною пещерницею, но разными сторонними людьми. Узнав об этом, земская полиция вытребовала Марию в Острогожск; там она несколько времени содержалась под стражею, но потом опять была отпущена на жительство в Белогорье. С тех пор, по недосмотру полиции, вход в пещеру всегда был открыт, и работа в ней продолжалась всякую ночь.

В 1816 году слободу Белогорье посетил Преосвященный Воронежский Епифаний для освящения Преображенского храма. Здесь он дал распоряжение пещеру упразднить и Марию за ослушание предать суду. Такое решение основывалось на том, что епархиальное начальство доносило Святейшему Синоду ежегодно с 1814 года о том, что Шерстюкова не только роет пещеры, но и якобы рассеивает семена суеверия и производит незаконную продажу свечей. Гражданское начальство о том же доносило в Министерство Внутренних дел.

Гонения на подвижницу прекратил Император Александр I, по повелению которого было проведено тщательное рассмотрение дела Шерстюковой. Его Императорское Величество, не находя тут никакого суеверия или раскола, но паче относя действие старухи Шерстюковой к подвигам набожности, высочайше повелеть соизволил: 
   «1) Вход в пещеру оставить свободным, для продолжения трудов; 
   2) согласно просьбе Шерстюковой, устроить в оной небольшую церковь по приличию; 
   3) предоставить Его Преосвященству, по сношению с Гражданским Губернатором, рассмотреть, на каком основании можно привести такое желание старухи Шерстюковой о церкви в исполнение, т.е. может ли она построить ее на свой счет, или потребуется пособие от казны, то какое именно, также в каком виде существовать сей церкви; 
   4) обо всем том представить в свое время Святейшему Синоду на дальнейшее уважение».

Для исполнения Высочайшего повеления в Белогорские пещеры снарядили комиссию, которая, прибывши на место, объявила Шерстюковой Высочайшее соизволение продолжать труды в пещере. Комиссия признала, что твердость мелового грунта, недальнее от входа местоположение пещеры, чистота и легкость воздуха делают удобным устройство здесь церкви. На вопрос комиссии, может ли она устроить церковь на свой счет, Шерстюкова ответила, что она по бедности не в состоянии строить храм Божий. Тогда волею Императора из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма, давно задуманного Марией. В благодарность Императору Мария Шерстюкова выразила желание, чтобы храм был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Александра I. 30 августа 1819 года церковь была освящена, о чем уведомили Святейший Синод. В 1820 году, по прошению Марии, к пещерной церкви определили особого священника, диакона и пономаря.

Труды пещерокопательницы привлекали множество людей из простого сословия, желавших вместе с ней нести этот нелегкий подвиг во славу Божию и во спасение души. Протяженность пещер при жизни Марии составляла более 299 аршин (около 212 м).

Свыше 20-ти лет продолжался подвиг основательницы Белогорских пещер, пока силы не оставили ее. Последние несколько лет Мария только рассказывала и показывала, как правильно производить работы. Молва же народная гласила, что в пещере своей подвижница всегда слышала ангельское пение.

22 июня / 5 июля 1822 года, 82 лет от роду, Мария мирно отошла ко Господу. Похоронили ее не на общем приходском кладбище, а на горе близ пещер, которые она строила на протяжении долгих лет.

Подготовила Ксения Миронова

По материалам Летописи Белогорского Воскресенского
монастыря Воронежской губернии Острогожского уезда, 
с жизнеописанием Марии Пещерокопательницы и Безмолвника
Иакова, в пещерах подвизавшегося

Источник: сайт «Павловск на Дону» 
(http://pavlovsk.h1.ru/kraeved/pg-let/let.htm)


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Убит и оклеветан. К 95-летию гибели Сергея Есенина

Революционные преобразования в России начались сменой образов. И со стен повсеместно стали снимать Божьи образа. Вместе с тем, для создания советского образования надо было всю русскую классику, пронизанную Евангельским Светом, приспособить к новой противоестественной действительности, основанной на классовой вражде.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100