Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

сщмч. Андроник о монархии
Наша неписанная конституция: ни Царь без народа, ни народ без Царя – от земли совет и воля, а от Царя решение и власть.
Сщмч. Андроник (Никольский) о Русской Монархии

Ст.Кирилл(Павлов)
Здесь явно Дух Святый, открывший о печати (антихриста) и карточках (электронных), не делает различия в сопротивлении между печатью и карточкой, т.к. то и другое – дело сатаны.
Старец Кирилл (Павлов)

свт. Феофан о ВОв
Жаль смотреть, как у наших богословов... все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.
Пророчество свт. Феофана Затворника о ВОв 

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Русские подвижники последних времен: Память схимонахини  Марфы Арзамасской (Протасьевой) 13.05.2018
Русские подвижники последних времен: Память схимонахини Марфы Арзамасской (Протасьевой)

Посвятившая себя на служение Богу

Схимонахиня Марфа (в миру Мария Петровна Протасьева) происходила из известного старинного дворянского рода Костромской губернии. Отец ее, бригадир Петр Григорьевич Протасьев, служил воеводой в городе Ростове. Здесь и родилась Мария Петровна 2 марта 1760 года. При рождении ее случилось следующее знаменательное событие. Ее мать сильно мучилась, роды были тяжелые и болезненные. Вдруг во время этих мук она ясно расслышала, как кто-то снаружи подошел к окну и, постучав в стекло, сказал: «У вас родится дочь Мария!» Роженица просила свою мать узнать, кто стучал. Та, выглянув в окно, увидела благолепного старца. Она побежала во двор, чтоб встретить его, но там никого не оказалось, и никто из дворни никакого старца не видел. Когда родилась у Протасьевых дочь, ее нарекли Марией – именем, указанным старцем, которого они сочли за дивного святителя и чудотворца Николая.

25 сентября 1766 года госпожа Протасьева скончалась, оставив Марию шестилетней сиротой на попечение бабушки, которая много ездила по богомольям и часто брала внучку с собой. Из всех впечатлений от святых мест, из всех бесед иночествующих одно за другим добрые семена посевались в чуткой душе ребенка.

Служил в доме Протасьевых крепостной конторщик, набожный человек. Он любил читать творения почивающего в Ростове святителя Димитрия. Однажды юная барышня подошла к нему во время его чтения и спросила, что он читает.

– Книгу святителя Димитрия, – отвечал он.

– А что в ней написано?

– А вот что: надо, барышня, поститься, трудиться и прочие добрые дела делать, чтоб спастись.

Быть может, эта краткая беседа, а впоследствии и многие другие сказанные этим глубоко веровавшим человеком слова повлияли на будущую подвижницу, и божественный огонь разгорелся в ее душе. Она стремилась к подвигу, стала подолгу молиться и строго поститься, совсем перестав вкушать молочное. Это заметил ее отец и начал упрекать свою мать: «Вот, – говорил он, – до чего довела ты, матушка, ребенка своими разъездами по монастырям, где только и говорят про посты. Какие мысли внушили дочери!» И Протасьев потребовал от Марии, чтоб она, как и прежде, ела скоромное. Пришлось повиноваться.

С 15 лет Мария Петровна обучала своих младших братьев и сестер от второго и третьего браков отца. И обе мачехи ее, и дети их любили ее за доброту и приветливость.

Однажды шли у Протасьева приготовления к большому празднику. Присутствовать на нем, принимать участие в общем веселье было тяжелой обязанностью для Марии Петровны, так как в ее душе уже созрело решение проститься с миром и стать инокиней. И она решилась тайно оставить отцовский дом.

Накануне дня, назначенного для праздника, девушка в слезах написала отцу письмо, в котором сообщила, что расстается с семьей только из желания посвятить себя Богу в каком-нибудь монастыре и что просит ни у кого из домашних не допытываться, как она пришла к этому решению, так как никому не открывалась. Письмо Мария положила на стол в кабинете отца. Помолясь Богу, она оделась странницей и взяла на дорогу бывшие у нее деньги, данные ранее отцом на расходы и заработанные своим рукоделием на свечи для храма.

Настала ночь, все утихло в доме. Неслышно вышла беглянка из своей комнаты, прошла девичью и прочие покои, и в радости, что никто ее не остановил, перекрестилась и вышла во двор. Солдат, стоявший обыкновенно у крыльца дома воеводы, не заметил ее: он спал, облокотясь на ружье. Она подошла к забору, вынула заранее намеченный колышек и вышла на улицу, затем быстро зашагала вперед. Пройдя несколько верст, Мария провела часть ночи в поле, потом, страшась погони, пошла дальше. Увидев ехавшего офицера, она, желая остаться незамеченной, спряталась в ровик, но не укрылась, и офицер послал своего слугу спросить, кто она. Она ответила, что странница. На следующий день к вечеру девушка пришла в село Заречье. У нее было 50 копеек медных денег и, подав их, она просила причт отслужить Всенощную чудотворной иконе, стоявшей в местной церкви. Ночь она провела в доме дьячка, который узнал ее, так как Протасьевы часто приезжали служить молебны пред этой иконой. Упав ему в ноги, Мария умоляла не открывать никому ее тайны и сказала, что идет в Горицкий монастырь, где хочет постричься. Так как платье у нее было очень легкое, и она дорогой сильно прозябла, то просила дать ей одежду потеплей, оставив взамен свой дорогой наряд.

Отправившись в дальнейший путь и бодро шагая вперед, беглянка услышала скач настигавшей ее тройки. В ужасе бросившись в сторону, она присела и закрылась платком, надеясь, что ее не заметят. Но тройка остановилась, и она ясно различила голоса людей из их дворни. К ней подбежал преданный ей конторщик, весь в слезах, и закричал:

– Барышня, Марья Петровна, это Вы? Что Вы над нами сделали? Батюшка Ваш в отчаянии! Возвратитесь и утешьте его!

Она, не желая еще поверить, что ее мечта рухнула, закричала:

– Нет, нет! Я – странница!

– Нет, барышня, – отвечал конторщик, – я Вас не оставлю.

Он принудил ее сесть в экипаж и ехать с ним, да и самой ей стало жаль своих.

В Ростове, в доме Протасьевых, когда миновала ночь ее побега, вся семья встала в обычное время. Не видя дочери, отец стал о ней спрашивать. Ему ответили, что она, вероятно, убирает голову для вечера. Потом ее стали кликать, она не отзывалась. Пошли в ее комнату. Там ее не было. Стали искать по всему дому – нет. Отец очень расстроился. Уединившись в своем кабинете, он нашел записку и прочел ее. В доме разом узнали о побеге, поднялась тревога. Между тем встретивший Марию Петровну офицер остановился напротив дома Протасьевых, а так как крики были слышны снаружи, он послал человека спросить, что случилось. Ему ответили, что барышня Протасьева бежала в монахини. Тогда офицер описал свою встречу с незнакомкой, и немедленно в погоню был снаряжен конторщик.

Когда ее привезли, отец то обнимал дочь в радости, то укорял ее, прося не повторять подобных поступков, но свободно молиться и поститься дома. Однако решение Марии было безповоротно. А Протасьев и слышать не хотел о монастыре для своей дочери. Он прибегал к ласкам, к силе родительской власти, но не мог побороть ее влечения к Богу. Наконец, потеряв надежду сохранить ее для мира, он благословил Марию поступить в Костромской монастырь, надеясь, что там у него будет возможность навещать ее.

В монастыре Мария Петровна вся отдалась молитве, посту и всяческому удручению плоти. Для уважаемой ею схимницы высокой духовной жизни она исполняла различную черную работу: носила ей в келию дрова, топила печи, стряпала. От навещавших ее родных она ревниво таила свои подвиги. Эти посещения, как остаток связи с миром, тяготили ее. Вскоре скончался ее отец, а она, услышав от проезжавших через Кострому санаксарских монахов, что старец Феодор Ушаков, происходивший из дворянского рода Ушаковых, томится в ссылке в Соловецком монастыре, возымела твердое намерение отправиться к нему просить руководства к богоугодной жизни. Несмотря на все неудобства и трудности далекого путешествия, она достигла Соловецкой обители, усердно помолилась при раках почивающих там первоначальников преподобных Зосимы и Савватия, а потом обратилась к живому праведному подвижнику отцу Феодору, который действительно доставил ей своими боговдохновенными речами великую пользу для души и утешение духовное.

Мария Петровна по его благословению вступила в число сестер Арзамасской Алексеевской общины. Отец Феодор очень ценил новую насельницу, и так как настоятельница по причине престарелого возраста уже тяготилась обязанностями своего звания, то он отправил ее на покой, а настоятельство вручил Марие Петровне, которой было тогда только 26 лет. Особой задушевностью, теплотой чувства и искренней преданностью старцу отличалась вторая настоятельница; она всегда руководствовалась его советами как наставлениями Святого Отца.

Вначале многие сестры смущались молодостью своей настоятельницы, но потом, видя ее подвижническую жизнь и мудрое управление, успокоились. Мария Петровна имела удивительную кротость и терпение, незлобиво переносила все неприятности и скорби. На младших по положению сестер она влияла не строгостью, а убеждением и любовью.

Усугубляя свои подвиги, она тайно приняла схиму, и была наречена Марфой. Скрывая свое воздержание от молочной пищи, схимница говорила, что не может вкушать скоромного, а постную пищу более перебирала, чем ела. Имея удивительный дар, она обыкновенно за трапезой занимала других беседой от Божественного Писания или от своего любвеобильного сердца и так увлекала слушателей, что те не замечали, что она ничего не вкушает. Число сестер в общине быстро увеличивалось, всех желавших вступить в нее Мария Петровна принимала с любовью.

Подвижница много потрудилась над упрочением этой обители, тогда еще юного детища старца Феодора, которое затем насчитывало свыше 800 сестер. В великих трудах по внешнему и внутреннему устроению монастыря, в великих подвигах милосердия, поста и молитвы текла ее жизнь. Мария Петровна управляла обителью 28 лет и скончалась на 54 году жизни 30 апреля 1813 года.

При погребении ее было необычайное стечение народа и объявились во всеуслышание многие тайные дела подвижницы: облагодетельствованные ею бедняки, плача у гроба, говорили: «Матушка ты наша, ведь ты нам келию поставила», «Ты нам коровушку купила», «Ты нам шубу пожаловала»… Скорбь сестер общины была неутешна, вопли и рыдания их заглушали погребальное пение.

Над могилой почившей впоследствии был устроен престол во имя преподобных Антония, Феодосия и прочих Печерских чудотворцев, а внизу, над самим гробом, сооружено нечто вроде пещеры, где постоянно теплилась неугасимая лампада. В важные моменты в жизни обители настоятельницы ее всегда приходили в эту пещеру и, припадая ко гробу, просили матушкиных благословения и молитв. В 20-х годах XX века Арзамасский новодевичий во имя святого Алексия, человека Божия, монастырь был закрыт. К сожалению, до сих пор не нашлось еще людей, которые бы взяли на себя труды по возрождению святой обители, на чьей территории в настоящее время располагается воинская часть.

Подготовила Ксения Миронова


___________________
 Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческая газета, существующая на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию).  
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
  Телефон редакции: 89153536998.


См. также: 




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100