07.04.2011
Поделиться новостью в соц сетях:БУДЕМ ПОДВИЗАТЬСЯ, ПОКА ЕСТЬ ВРЕМЯ: Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы св. прав. Иоанна Кронштадтского
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу (Припев праздника по 8-ой песни).
Из вечнаго царства любви и мира, правды и святыни, из царства вечнаго света и блаженства, от вечнаго престола Славы — от Бога был послан некогда на землю — в Галилейский, малый и уничиженный город Назарет, — в дом древодела старца Иосифа, к пречистой Деве Марии — Архангел Гавриил с всерадостным благовестием о безсеменном воплощении от Нея Бога Слова, собезначальнаго Отцу и Духу Святому:
радуйся благодатная, возгласил он Деве, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, говорит евангелист Лука, увидевши его, смутилась от слов его, и размышляла, чтó бы это было за приветствие. И сказал Ей ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышняго; и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышняго осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц: ибо у Бога не останется безсильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне но слову твоему. И отошел от Нея ангел (Лк. 1, 28-38).
Вот чудныя, всерадостныя слова благовещения, которыя были причиною безконечно великих и спасительных событий, в обитаемой нами подсолнечной — именно: воплощения и вочеловечения Сына Божия, Его креста и воскресения, и всех великих дел, совершенных Им для нашего спасения. Слава снисхождению Божию к падшему роду человеческому. Его безмерной правде и милости и Его премудрости! Слава безмерному истощанию Богочеловека: ибо, будучи образом Божиим, Он не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным нам — человеком, и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, подав всем нам образец смирения и терпения. Сие да мудрствуется в нас, еже и во Христе Иисусе (Флп. 2, 6-8).
Вот какое всеспасительное благовестие сегодня воспоминает и торжествует вселенская Церковь, а вместе и наша всероссийская. Это благовестие принесло с неба всем земнородным благую весть о примирении грешных человеков — чрез веру — с Богом, о возвращении им неба и рая, утраченных чрез грех: ибо отселе будет небо отверсто (Ин. 1, 5) для земнородных, и ад будет побежден крестом и смертию воплотившагося Сына Божия; и уверовавшия души человеческия будут выведены из него и введены в рай, подобно уверовавшему разбойнику, все же будущие подвижники за веру и благочестие сподобятся чрез Него блаженнаго безсмертия и светлых селений рая.
И вот, тогда как ныне на земле — там на Дальнем Востоке — продолжается кровопролитнейшая война, начатая не нами, и земля и воздух стонут и сотрясаются от несчетнаго множества огнедышущих жерл, превращая всю местность браннаго поля, как бы в ад огнедышущий, — тогда как внутри отечества смущают мирных граждан повсюдныя смятения и убийства, — Церковь Божия, это царство Божие на земле, царство правды и мира, возвещает людям о ином мире, о ином царстве (царствию Его не будет конца), о ином нашем отечестве премирном, непоколебимом, вечном, где во веки безконечные не нарушится тишина, покой и безопасность наследников его; где вечно будет правда, радость, совершенное довольство и блаженство, — а земныя войны, бывшия на земле, никому и на ум не придут; ибо древнее и тленное все пройдет вместе с грехом, все растлившим и осквернившим, — а будет все новое, по писанному: новаго неба и новой земли чаем, в коих живет правда (2 Кор. 5, 17; 2 Петр. 3, 13).
Будем же подвизаться, пока есть время, достигать этого непоколебимаго царства Христова, этого небеснаго Отечества, для котораго мы были сотворены в начале, которое потеряли чрез грех, и которое снова нам приобретено воплотившимся Сыном Божиим.
Только Церковь Божия на земле обладает всегдашним миром и будет обладать им до скончания века, а мир прелюбодейный и грешный, отступивший от Бога и Его праведных законов — мятется и будет до конца своего смущаться от своих заблуждений, от своих всезаразительных и пагубных страстей, от безчеловечных браней и внутренних крамол, от своего безумия.
В этом безумии он возстает на безконечный и совершенный разум Божий, и во всех своих умствованиях и действиях дерзновенно противится ему, мечтая, что он сам собою, этот несмысленный разум человеческий — устроит благо человечества наилучшим образом и достигнет совершенства. А достигает ли и достигнет ли когда? Никогда. Дерево познается по плодам. Смотрите же на эти плоды нынешней цивилизации, кому они приятны и полезны?
От чего ныне Россия в смятении? От чего у нас безначалие? От чего учащееся юношество потеряло страх Божий и бросило свои прямыя обязанности и занятия, от чего гордые интеллигенты стремятся в опекуны и правители народа, не понимая этого народа и его действительных нужд, — и не любя его; от чего всякая власть в России ослабела? От чего нравы всех развратились, и почти не стало ни семьи, ни школы, ни чинов, искренно преданных церкви и отечеству? От того, что у всех их оскудела вера в Бога, в Его праведные, вечные глаголы; от того, что они отпали от церкви Божией, единственной руководительницы к святой христианской жизни, единой, которая ходит во свете Божием и всех руководит к свету, к правде, к Богу, к вечности, к твердой и неразрушимой жизни, которая одна охраняет твердо законныя права и Царя и подданных и всех и каждаго, и всем предписывает строго исполнять свои обязанности. Потеря веры в Бога, в Евангелие, в церковь, отвержение ея руководства — причина всяких безобразий в России. Возвратимся туда, откуда удалились — к Богу, к церкви, к Евангелию, к его святым заветам, и Бог обратится к нам и поможет нам во всем, и защитит нас от врагов наших и направит ноги наши, жизнь нашу, на путь мирен (см.: Лк. 1, 79), и войну прекратит и всем укажет свое место. Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоиерея о. Iоанна Ильича Сергиева. Новыя слова, произнесенныя в 1905 году. — Издание первое, под редакцией автора. — Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1906. — С 27-31.
<-назад в раздел