Вторник, 21 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

прп.Амвросий католичке
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим.
Из письма прп. Амвросия Оптинского католичке

свт. Феофан о ВОв
Жаль смотреть, как у наших богословов... все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.
Пророчество свт. Феофана Затворника о ВОв 

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
31.12.2018
Русские подвижники последних времен: 25-летие мученической кончины иеромонаха Нестора (Савчука)

2018-12-31.jpg
Отец Нестор

 Нет ничего светлее души, которая 
удостоилась потерпеть за Христа. 
Святитель Иоанн Златоуст

Отец Нестор (Николай Иванович Савчук) родился 4 марта 1960 года в селе Поповка Херсонской области на юге Украины. Его родители – простые добрые деревенские люди. Но, к сожалению, не будучи воцерковлены, они так и не поняли духовного пути своего сына. Зато его дедушки были глубоко верующими и даже сподобились достичь духовного звания. Один дед – Вячеслав – служил священником, а другой, двоюродный дед Святополк – иеродиаконом в Почаевской лавре. Есть предание о том, что отцу Святополку явилась Сама Пресвятая Богородица, чтобы предотвратить закрытие Почаевской обители. Очевидно, что Николай рос под особым молитвенным покровом.

Окончив школу, а затем училище, в 1978–1980 годах он служил в разведке, где прошел спецподготовку и обучился приемам рукопашного боя. После поступил в Одесский университет на геолого-географический факультет.

Однажды ему рассказали, что в бедном селенье Яски под Одессой у храма совсем прохудилась крыша и некому ее залатать. Николай взял академический отпуск и поехал чинить кровлю – он был мастер на все руки. Храм требовалось еще и расписать. Юноша нашел художника из Одессы – Сергея Игоревича Бурду, а тот пригласил своего товарища из Москвы – Виктора Александровича Саулкина. Так встретились три друга, которые сохранили свою дружбу до самой смерти отца Нестора. Когда работы были окончены, Николай принял кардинальное решение – оставил учебу в университете и уехал в Почаев.

В 1985–1986 годах в Почаевском монастыре он проходил свои первые послушания. То время было крайне неблагоприятным для молодых людей, избравших духовный путь. Карательные органы атеистического государства следили, чтоб в Церкви не было притока свежих сил, и верующую молодежь преследовали, чинили препятствия. Все это прошел и Николай.

Затем он нес послушание у игумена Пафнутия, человека сокровенной молитвенной жизни. Батюшка был уже в зрелом возрасте, на покое. Николай помогал ему на богослужениях в его домашней церкви, алтарничал. На него произвело сильное впечатление служение отца Пафнутия. Священник стал духовником Николая, и через некоторое время представил его владыке Варфоломею (Гондаровскому), архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому (1927–1988). Тот же препоручил его другому мудрому архипастырю – владыке Амвросию (Щурову), епископу Ивановскому и Кинешемскому (1930–2016).

В 1986 году Николай прибыл в Иваново и в течение нескольких лет нес послушание у владыки Амвросия; много ездил по храмам Ивановской епархии, выполняя различные поручения. Однажды он попал в село Жарки, красиво расположившееся на высоком берегу речки Пажик. Здесь, в Жарках, юноша почувствовал особую благодать, особое присутствие Царицы Небесной. Как-то он сказал: «Если меня когда-нибудь рукоположат, только в этот храм буду проситься – такая там благодать».

После этого Николай некоторое время жил в Москве у Виктора Саулкина, много молился, обычно с поклонами (по свидетельству друга, иногда их число доходило до 500).

Вскоре Николай снова поехал в Ивановскую епархию, в свои любимые Жарки – Русское село с прекрасной изящной церковью Рождества Богоматери и чудотворной Казанской иконой. У стен храма покоятся два Божиих подвижника, Христа ради юродивые блаженные Алексий и Михаил, замученные чекистами. Жарки наделены были и пророчеством блаженных: священник, который пребудет в этом селе до смерти, спасется. И в лихое время конца ХХ столетия отец Нестор первым из священнослужителей прожил в Жарках до своей кончины. Молодой, энергичный и сильный, Николай не рвался в города, на большие приходы, но любил уединенное село, словно пустынь. Он подвизался там, выполняя разную работу – и печки топил, и дрова рубил, и даже, говорят, был почтальоном, так что все местные жители его хорошо знали. По словам отца Нестора, ему было тяжело, ведь на него смотрели как на пришлого, да еще из Одессы – почти как на жулика. А обиду он преодолевал так: шел на кладбище и там среди могил блаженных плакал и молился Богородице, и снова — в бой, на послушания.

Он был безсребреником, честным, искренним, открытым человеком. Владыка Амвросий его очень полюбил и стал его духовником. Позже Николай был назначен старостой храма в Жарках. А в октябре 1988 года в Воскресенском соборе города Шуи епископ Амвросий рукоположил его в сан диакона. 31 мая 1989 года он был пострижен в мантию с наречением имени Нестор, в честь преподобного Нестора Летописца. 3 сентября 1989 года иеродиакон Нестор принял рукоположение в сан иеромонаха и получил назначение в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Жарки. Так сбылась его мечта.

Его рукоположение, видимо, всколыхнуло всю поднебесную, поскольку сразу же на иеромонаха Нестора было совершено нападение. Он был жестоко избит: трое пьяных молодчиков набросились на него, ожесточенно пиная ногами. Хулиганов милиция задержала, хотели устроить показательный процесс, однако отец Нестор отказался писать заявление, сказав: «Это мне по грехам, а их я полностью прощаю». Власти настаивали, но тщетно. Батюшка был непреклонен – такое миролюбие и смирение!

Позже к нему приехал просить прощения один из нападавших, Андрей, который нанес удар первым. Было ему тогда 18 лет, и он, как большинство парней, пил, курил, бездельничал. Отец Нестор предложил ему пожить вместе, он остался. А через год батюшка свозил его к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. Андрей совершенно изменился, стал верующим церковным человеком и даже принял рукоположение во священника.

 2018-12-31.1.jpg
Батюшка служит молебен перед началом учебного года

Как-то иеромонах Нестор признался своему близкому другу Виктору: «Знаешь, я – человек грешный, а мне Господь такую великую милость подал, я стал иеромонахом. Как бы мне хотелось Господу отплатить за Его милость, мне бы хотелось пострадать за Господа». Произнесено это было очень искренно и просто. И еще сказал, что понимает, что мученического венца недостоин, и добавил: «Но, может, Матерь Божию умолю…»

Со временем батюшка стал опытным духовником, видел немощи человеческие, и знал, как помочь людям преодолеть их, и кто сколько может вместить. К нему потянулся народ, стали приезжать даже издалека, из других городов – из Одессы, Москвы, Петербурга. Он многих привел к вере и крестил. В его храм шла молодежь.

Отец Нестор приглашает своих друзей Сергея и Виктора – иконописцев. Церковь реставрируется и расписывается. Служил батюшка на своем приходе истово и благоговейно. Он был большим молитвенником. Богослужения совершал по полному чину, так что вечерняя служба шла пять часов. Он подражал отцам-пустынникам. Бывало, повесит снаружи дома замок, незаметно проберется внутрь через хлев и подопрет дверь изнутри. И так пребывает в уединении день-другой в пустыннической молитве. Особенно отец Нестор чтил Божию Матерь. Постоянно служил молебны перед Казанским чудотворным образом, помазывал прихожан маслом из лампады перед иконой. И стали совершаться исцеления богомольцев!

2018-12-31.3.1.jpg
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Жарках

Вера Александровна Алова, ближайшая ученица отца Нестора, рассказывает: «Как-то у меня сильно разболелась голова. А в тот день нужно было помочь отцу Нестору. А я еле до дома-то дошла, сказала батюшке, что никуда не могу идти. Он говорит: „Выпей чаю, и головная боль пройдет“. А я даже пить не могу от боли. А он голову наклонил и пристально смотрит на меня, потом взгляд отведет и опять смотрит молча. И у меня начала стихать боль и потом совсем исчезла. Зато пришла радость и силы. Я сказала в изумлении: „Отец Нестор, Вы еще и исцеляете?!“ А он резко оборвал меня: „Молчи и никому об этом не рассказывай“. И в тот вечер мы с батюшкой много дел сделали. Вот такая у него была молитва. Но батюшка старался всегда это скрыть. А Бог так устроил, чтоб я увидела, что он обладал даром исцеления.

Батюшка неопустительно выполнял свое келейное правило, несмотря ни на что. Очень любил читать акафисты, особенно святителю Николаю Чудотворцу. Если предстояло важное дело для храма, батюшка сразу брался за акафист, и по его молитвам происходили чудеса.

Мы заметили, что все, чего бы ни просил отец Нестор у Бога, свершается. Были многие примеры тому. В то время трудно было и самого необходимого достать, а тут надо такой большой храм реставрировать. Вот и мотался он, то кирпичи выпрашивая, то цемент, то гвозди. Храм восстанавливался буквально его кровью. Надо сказать, что во время службы батюшка неизменно по памяти, без помянника несколько сотен человек поминал».

Другая прихожанка храма, Галина Анатольевна Караванова, проживающая в Иванове, свидетельствует: «Вот однажды сидим мы с дочкой, а она и говорит: „Вот бы Лапонька пришел сейчас“. Дети очень любили отца Нестора, даже звали его Лапонькой. Я дочке отвечаю: „Да как же он придет сюда? Ведь далеко он, в Жарках“. А она сидит, горюет. Весь день провели в печали. Вечером вдруг стук в дверь. Думаю: „Это соседка пришла“. Открываю двери и не верю своим глазам: стоит отец Нестор!!! Он улыбается и говорит мне: „Зачем вы меня звали?“ Ох, и радости было тогда!

А однажды отец Нестор вылечил мою дочь на расстоянии. Она заболела тогда, температура 40. А я в Жарках была в храме на Литургии. Сердце-то разрывалось, хотела срочно поехать к дочке. Но сколько раз я ни порывалась, отец Нестор не благословлял. Наконец, он вышел из алтаря, подошел ко мне и сказал: „Пойдем“. Вышли мы из храма, сели на скамеечку, он и говорит мне: „Все будет с твоей дочкой хорошо. Ехать не надо сейчас, с Литургии уходить“. Потом взялся за четки и начал молиться. Говорит через некоторое время: „Вот ей стало легче“… И когда я приехала домой, муж и соседка только удивлялись быстрым переменам к выздоровлению Сашеньки».

А вообще надо сказать, что батюшку много обижали. Но отец Нестор говорил, что всякая обида, всякое оскорбление – это подарок свыше. Он был весь в молитве. Но это было сокрыто от глаз посторонних.

2018-12-31.3.jpg
Нынешнее убранство храма в Жарках 

Иеромонах Нестор обладал чутким, горячим сердцем, которое призывало его туда, где были боль и стоны, где больше всего требовалась его помощь как доброго пастыря. Так, осенью 1992 года он вместе с друзьями едет с миссионерско-миротворческой целью в Абхазию. В то время в горах Кавказа шла грузино-абхазская война. Но отца Нестора это не остановило. Он был настоящим воином Христовым, Русским богатырем.

Как-то он сказал о себе: «Я – рискованный человек. В детстве, например, у меня кличка даже была – „космонавт“. С какой-то высоты надо прыгать – все боятся, а я – первый. Я вообще люблю рисковать, честно сказать. В христианстве и то рискуешь… Узенькая тропочка, т. е. тропочка, по которой можно пройти ко спасению, узенькая очень. Сколько много побочных вещей, которые тебя цепляют сами! Но ты же рискуешь! Не дай Бог ты в какую-то ересь попадешь, или ты будешь в состоянии прелести. Тебе скажут: „Ты в прелести!“ А ты скажешь: „Нет!“ Ты считаешь, что ты в истине, что истиной живешь. А на самом деле это прелесть. Риск, большой риск. Спастись – это большой риск».

Оказавшись в эпицентре войны, в самый разгар боевых действий, батюшка крестил людей (иногда даже в реке), венчал молодых (прямо на горной поляне), отпевал убитых, многих утешал и приводил к вере. Часто он проповедовал среди казаков, солдат. Когда рядом смерть, вопросы имеют совсем другой характер. Люди не то что тянулись, а прямо бросались к священнику. Настрадавшихся матерей, сестер, жен убитых воинов батюшка увещевал: «Только не проклинайте никого! Просите у Бога помощи! Просите у Бога, чтобы Он простил вам грехи и чтобы Он все устроил».

Вернувшись из Абхазии, отец Нестор просил отправить его туда миссионером. Но старец Иоанн (Крестьянкин) не благословил на это, ответив в письме: «Какая же мать оставит своих детей и отправится к чужим?» И он остался в Жарках.

Батюшка был неутомим в деле проповеди Христовой веры. По собственной инициативе отец Нестор организовал православные книжные лавки на железнодорожных станциях, договорившись со всеми начальниками, которые дали разрешение на такое начинание. Он сам закупал книги и развозил их по станциям! И пассажиры могли приобрести духовную литературу, столь драгоценную в то время.

И в храме батюшка нес слово проникновенно, трогательно, пламенно. Проповеди его глубоко запечатлевались в душах богомольцев. Многие кардинально меняли свою жизнь благодаря наставлениям батюшки. Молод он был, но мудрость и рассуждение обитали в нем, а еще – радость. За ревностное служение на благо Русской Церкви иеромонаха Нестора наградили наперсным золотым крестом.

В 1993 году в Оптиной Пустыни в Пасхальную ночь были убиты три монаха: иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Узнав об этом, отец Нестор сказал: «Какая смерть для монахов чудесная! – смерть за Христа. Это милость Господня». Молил он Господа и Новомучеников Оптинских, чтобы и ему пострадать за имя Христово.

Начались на батюшку сугубые гонения. Некоторые его духовные чада вместо помощи, которая ему была очень нужна, восставали на него. Господь попустил и храм обокрасть не один раз. Тогда орудовала банда по деревенским храмам – воровали иконы и продавали за большие деньги за границу. В марте 1993 года похитили древние иконы и у отца Нестора. Батюшка говорил: «У меня сердце прямо закипело, когда увидел поруганный храм». Огромными усилиями со стороны священника воров поймали и арестовали. Батюшка в одиночку несколько километров оббегал по окрестным полям и лесам по мокрому снегу, пытаясь найти бандитов. Иконы вернули. Отец Нестор установил круглосуточное дежурство и полночный крестный ход. 
Летом того же года батюшку пытались убить, но ему чудом удалось спастись. Однажды вечером на него напали бандиты с оружием – вломились в дом, но отец Нестор выпрыгнул из окна, сильно поранившись. Добежал до Костяево, поднял милицию, банду опять поймали, но иконы уже не вернули.

В осенне-зимний период 1993 года произошло еще одно покушение, но священник вновь спасся, вырвавшись из рук убийц через окно. Он прибежал к своим прихожанам тогда босиком по снегу, с окровавленной рукой. Бандиты бродили вокруг отца Нестора, как волки.

Иеромонах Нестор был убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года. Водитель довез батюшку на снегоходе «Буран» до храма в Жарках. Там его уже поджидали убийцы, скорее всего, прямо в келье. Отца Нестора сначала пытали. Мучители рвали, резали и кололи его тело специальными инструментами, сцедили всю его кровь. Этот факт – прямое свидетельство о ритуальном характере убийства. Прекрасное лицо священника было чудовищно обезображено – его лицом били о стекло, вырывали волосы. Вся келья была залита кровью – стены и распятие, даже потолок был в крови! Затем батюшку положили перед распятием... Отцу Нестору было тогда 33 года. И вспомнилось, что говорил он: «Век мой короток – от 30 до 40 лет». Значит, знал…

Подозреваемый в убийстве не смог рассказать, как все было. Очевидно, что он взял на себя чужую вину. Представители власти демонстрировали свое нежелание вести расследование и смягчили приговор мнимому убийце – он получил только четыре года тюремного заключения как за неумышленное убийство.

Хоронили отца Нестора на пятый день – ни малейшего запаха тления от гроба не исходило. Попрощаться с батюшкой приехали люди из разных городов. Такого стечения богомольцев храм не помнил со времен Царской России. Безсребреник отец Нестор по своей смерти почти не оставил личных вещей. Даже хоронить пришлось в чужой обуви, т. к. его была слишком старая, изношенная.

Девятый день пришелся на 8 января, Собор Пресвятой Богородицы. Вымолил-таки батюшка у Царицы Небесной венец мученический! Небеса обрели нового жителя, а мы – нового молитвенника за нас, за Русь нашу, ибо очень любил отец Нестор Россию и болел сердцем и душою за нее.Почитал он другого печальника за Матушку-Русь – митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева). И подражал ему, мужественно стоял до конца, постоянно претерпевая открытые бандитские угрозы. И вспоминаются его слова: «Ну чего бояться-то? Пострадать за Господа – ведь это радость какая

Могила его находится за алтарем храма, которому он посвятил последние годы своей жизни.

С глубокой древности все престолы православных храмов стоят на мощах святых мучеников. После убийства отца Нестора владыка Амвросий благословил облачение батюшки, обагренное его кровью, положить под престол храма в Жарках. В Москве хранится скуфья отца Нестора, и временами она источает удивительное благоухание...

После того, как Виктор Саулкин рассказал в эфире радиостанции «Радонеж» о жизни отца Нестора, стали поступать сообщения о его посмертных чудесах. Так, одна раба Божия из Санкт-Петербурга сообщила, что видела во сне обретение мощей, как ей было сказано, иеромонаха Нестора. Но она еще не знала, кто это. И только когда услышала этот эфир, поняла, что это – отец Нестор из Жарков.

Один монах, знавший отца Нестора при жизни, впал в нерадение и стал выпивать. Ему явился отец Нестор и так грозно взглянул на него, что он сразу оставил пагубную страсть и исправился. Отец Нестор еще зорче пасет своих чад с Небесных высот!

А одна слепая женщина исповедовалась у батюшки, но не знала, как он выглядит. После смерти он явился ей во сне, и она совершенно точно описала его внешность!

Другая женщина, чадо отца Нестора, копала огород, но изнемогши, взмолилась: «Отец Нестор, помоги!» И вдруг слышит сзади себя голос батюшки: «Могу ли я помочь Вам?» Обернулась: стоит незнакомый человек. Но обратился он к ней с теми же словами, как сам батюшка вопрошал при жизни: «Могу ли я помочь Вам?»

Отче Несторе, помогай нам! Моли Бога о нас!

Жанна Громова

     Имеющих какую-либо дополнительную информацию о жизни или посмертной помощи и чудесах иеромонаха Нестора (Савчука) просим написать в редакцию или по электронной почте: vera-nika.2012@yandex.ru.



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Чтобы власти услышали голос православного народа: Митрополит Викентий об угрозах цифровизации

15 апреля 2019 года в Макариевском фонде (Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)) прошла научная конференция «Цифровизация и молодежь». В мероприятии участвовали представители научной общественности, научных и образовательных молодежных организаций,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100