Вторник, 19 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Архиеп.Феофан о демократии
Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут в конце концов объединены под властью антихриста.
Архиеп. Феофан Полтавский

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
19.11.2019
Береги, Россия, свой домашний свет: Учение свт. Филарета Московского о семье и наше время

«И пусть не говорят нам 
об “изжитых” традициях.., 
ибо священные традиции 
не изживаются никогда!»
И.А. Ильин

2019-11-18_211535.jpg

Сегодня с особой силой на просторы нашего Отечества хлынули с «просвещённого» безбожием Запада грубый материализм, законы «общества потребления», пошлость и безстыдство. С воинственной требовательностью строители «нового мира», свободного от ответственности, веры, совести и любви, предлагают нам отвергнуть наши многовековые священные отеческие идеалы. Как же необходимо ныне нам всем внимательнее прислушаться к голосу Православия! Ведь догматы веры, которые представляются многим как нечто далёкое от жизни и являющееся лишь предметом богословских словопрений, на самом деле формируют миропонимание человека, характер нации, политическое и экономическое своеобразие её истории, судьбу народов.

Сегодня в который раз враг спасения предлагает нам отказаться от семьи, от наших домашних, семейных, освященных и благословленных Самим Богом ценностей.

Церковь Христова от самого своего начала говорила о семье как об одном из важнейших условий человеческого спасения для вечности и полноты жизни в земном пути. Более того, семья, по учению Православия - основа и опора, основание и корень общества и государства!..

И БУДУТ ДВОЕ ОДНА ПЛОТЬ

«И будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24) - так говорит о муже и жене Священное Писание. Из двух половин составляется в полном виде человек, как и показывает само слово «пол». Совершенная полнота человеческой природы свершается в брачном союзе мужа и жены. Муж и жена составляют одно не столько телесно, сколько духовно. Самое соединение их в браке обусловливается прежде всего душевными потребностями мужчины и женщины. Так как мужчины не владеют для полноты своей духовной жизни многими свойствами, составляющими принадлежность только женщин, а женщины для полноты своей жизни нуждаются в свойствах, принадлежащих исключительно мужчинам, то они соединяются между собой супружеской жизнью. Порознь каждый представляет собой как бы только половину человеческой природы, и только по соединении является уже единым полным человеком. «Тайна сия велика есть...» (Еф. 5: 32), - восклицает святой апостол Павел.

Вопрос о девстве и безбрачии - это уже другой вопрос. Но все мы знаем, что Господь благословил для одних брак, для иных - безбрачие, и для каждой из этих форм земного бытия человека дал свои обоснования и постановления.

О предназначении брака, семьи говорили многие подвижники Православия. Вспомнить хотя бы святого Иоанна Златоуста, святителя Феофана Затворника, праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика Философа Орнатского. А святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (26.12.1783 - 19.11.1867 ст. ст.), один из самых замечательных архипастырей XIX века, - оставил обширные труды о семейной жизни по учению Слова Божия.

Великий нравоучитель, догматист, толкователь Священного Писания, канонист, государственник и державник, в своих творениях он являет и широту библейских воззрений, и высоту христианской мудрости, и глубину богословствования в истинном духе Слова Божия и Православной Церкви. В то же время тонкий анализ и строгая логика сочетаются в его трудах с ёмкой лаконичностью, выразительностью и художественностью языка.

За большую ревность о вере Православной и за великие труды Господь дал святителю Филарету дар прозорливости и исцелений. Не этот ли архипастырь мудро и ненавязчиво в великолепной поэтической форме явил безценный духовный урок и оказал пастырскую поддержку Александру Сергеевичу Пушкину в трудные для поэта минуты сомнений и терзаний о смысле жизни!?

Много сделал святитель для народа Русского. В 1858 году по его настоянию был издан русский перевод Библии. Он же составил Манифест 19 декабря 1861 года об освобождении крестьян от крепостной повинности.

Великий иерарх Русской Православной Церкви считал семейные начала, согласованные с учением Слова Божия, великой опорой для земной жизни человека и для его спасения в Вечности. Тем более, огромное значение находил он в состоянии семей для жизнедеятельности общества и государства.

Много размышлений о семье, взаимоотношениях супругов, воспитании детей мы находим в его монументальном пятитомном труде «Слова и речи», а также в Катехизисе, «Начертании церковно-библейской истории» и Записках на книгу Бытия.

«Тайна сия велика есть...» (Еф. 5: 32). «Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей», - указывает святитель Филарет и начинает пояснения о браке с момента сотворения Создателем человека.

Он подчеркивает, что брак установлен Самим Богом в Раю: 
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сделаю ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку» (Быт. 2: 18,22).

Священное Писание гласит: 
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей: и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24). 

Святитель Филарет в своих Записках на книгу Бытия говорит: 
«Сей закон произнес Адам тотчас по сотворении жены, конечно - не без Духа Божия, ибо на сей самый закон, как на коренное учреждение брака, указует Сам Спаситель (Мф. 19: 5)». 

Святитель подчеркивает, что союз между мужем и женою даже неразрывнее естественного союза с родителями. Конечно же, это относится только к общежитию, но не распространяется на любовь и благодарность детей к родителям.

Апостол Павел слова книги Бытия о супружеском союзе дополняет следующими: 
«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5: 32). 
Значит, указует святитель Филарет, «на супружество (должно) взирать, как на союз не только естественный, но и духовный, имеющий высокий таинственный образ свой в союзе Христа с Церковью». А «поелику брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту - Церковь, и Церковь - только единого жениха, Христа». 

Здесь святитель замечает: 
«Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным понимает один брак. Второй брак допускает по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло - любодеяние вне брака. Посему совершенно справедливо, чтобы брак священника был один брак...».

Святитель раскрывает и предназначение брака, учрежденного Господом: 
«Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого».

«Господь заповедью - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1: 28) – вверил людям как бы продолжение Своего творческого действия», - указывает пастырь добрый и восклицает: «Какой великий дар!» В Адаме этот дар и это благословение получил весь род человеческий».

Не отнялось это благословение - продолжать человеческий род и после всеобщего проклятия. И здесь святитель говорит о последствиях грехопадения первых людей. Первый человек был сотворен по образу и подобию Божию: 
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). 

Святитель Филарет говорит: 
«Творческое слово “плодитесь и размножайтесь” насадило в Адаме способность рождать благословенных чад и передавать им в наследие образ Божий, по которому он сотворен...».
Но теперь уже, когда грехом был поврежден сей образ, человек стал рождать детей не по полному и совершенному образу Божию, но только с некими остатками образа Божия и с неким примешением греха и повреждения Адамова.

Святитель Филарет указывает, что благодать Божия при свободном упражнении в покаянии, молитве и делании добра ослабляет греховные и усиливает добрые склонности человека. Дети, говорит он, рождаются «с некоей предварительной помощью к добру против силы греха, впрочем всегда с преодолимой свободой и наипаче благодатью». То есть человек не является заложником греха. 

Святитель говорит, что «Всеблагий Бог с избытком оправдывает суды Свои милостью». И в то же время он подчеркивает: 
«Супружество и звание родителей не суть такие предметы, которые бы можно ненаказанно передавать в жертву страстям и в игралище легкомыслию, и что желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями».

ДАЙ БОГ СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ! 

Говорит выдающийся иерарх и об обязанностях супругов. От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно. Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Что же значит целомудрие? Должно жить либо в чистоте девства, либо в честности брака. Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». 

Святитель разъясняет: 
«Запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние», не упоминая уже о той «мерзости, о которой апостол Павел советует и не говорить христианам (Еф. 5: 3), - прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним... Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность».

Святитель Филарет указывает, что «Провидение Божие не оставит без внимания злоупотребление сего великого дара» - возможности продолжения рода человеческого - и «злоупотребителей так или иначе постигает правосудие Божие»; «Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии несомненно». Он приводит в пример царя Давида, который имел сильную веру, распространял её в народе, но при этом позволил себе нарушение закона супружества и «даже после покаяния подвержен был тяжким бедствиям, не только семейным, но и государственным».

Священное Писание о должностях мужа и жены говорит: 
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5: 25). «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 22-23).

На тесную и неразрывную любовь супругов, повиновение жены мужу указывает образ создания первой жены и её предназначение. 

«Жена, - пишет святитель, - созидается из ребра человека для того: а) дабы жена всегда была близка к сердцу мужа, д) дабы она естественно расположена была к послушанию и покорности ему, будучи его как бы часть, в) дабы облегчить взаимное сообщение мыслей, чувствований, совершенств и соделать род человеческий единым телом, и чтобы потому человеки естественно склонны были любить и беречь друг друга».

Духовный провидец митрополит Филарет пишет: 
«Жена в Совете Божием называется помощником мужа (Быт. 2: 18), этим показывается её назначение вспомоществовать ему: а) в рождении и воспитании детей; б) во всех нуждах, относящихся к о временной жизни; в) ближайшего ему служения (1 Кор. 11: 9), всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития».

Муж есть глава жены, как Христос глава Церкви. Он должен иметь и являть свое владычество над женою. Только сия власть должна быть недеспотическая. Своей сильной любовью он должен сделать жену покорною и смиренною, послушной его власти. Апостол заповедует мужьям любить своих жен, «как свои тела» (Еф. 5: 28). Освящая власть мужа над женой, Слово Божие требует от мужа такого обращения с женой, в котором бы оказывалась ей «честь» (1 Петр. 3: 7).

Писание называет мужа главой жены, но в этом названии не столько право, сколько обязанность мужа. Он по самой своей природе преимуществует над женой и физически и духовно, и это преимущество обязан показать и поддержать не своеволием и тиранством, а внутренним духовным превосходством над женой и своими делами во благо семьи.

Обязанности же обоих супругов: полная и искренняя взаимная любовь, состоящая в безкорыстной и самоотверженной преданности друг другу. Свойства истинной любви святой апостол Павел изображает так: 
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4-8).

«ПЕКИСЬ О ДЕТЯХ»

Рассматривает святитель Филарет и обязанности родителей к детям: 
«Общее правило - пекись о детях - не требует долгого учения и многих доводов». 

Он говорит, что даже «безсловесные проповедуют человеку попечение о детях. Большая часть из них питает своих детей, охраняет с заботливостью и ревностью, переходящей в ярость; а некоторые и учат своих детей тому, что принадлежит к свойственному их жизни совершенству». Правда, в безсловесных, по слову святителя, привязанность к детям заканчивается со зрелостью их возраста. В то время как человеку Господь поручил заботится о детях более глубоко, и привязанность к детям не заканчивается со зрелостью возраста, но простирается далее и остается навсегда. 

Святитель Филарет говорит, что человек рождается более безпомощным, чем безсловесные. Почему? Он указывает, что это происходит от того, что Господь не хочет владычествовать над человеком, как над рабом и доверяет заботу над детьми разуму и свободе человека. Но о попечении родителей над детьми Господь наш Иисус Христос говорит прямо: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих...» (Мф. 18: 10). Сие сказал Он апостолам, когда, призвав отроча, «поставил его посреди них» (Мф. 18: 2). 

«И как сильно подкрепляет он сию заповедь! “ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18: 10), то есть Ангелы служат хранителями детей, следственно, имеют к ним внимание, заботятся о них, уважают их: как же вам оставлять их без попечения, без внимания, в пренебрежении? - говорит святитель. - Душа младенца, крещением очищенная, произвольными грехами неоскверненная, своей невинностью, простотой, незлобием представляет некоторую содружность естеству ангельскому, и потому не только не поставляет преград приближению Ангела Хранителя, но, может быть, и привлекает его. И кто же посылает Ангелов к младенцам человеческим? Кто, как не Сам Творец Ангелов и человеков? Не показывает ли Господь Своею заботой о младенцах пример родителям в попечении о детях!?»

«ВЫ БЫЛИ СУРОВЫ И СТРОГИ, - О КАК ЖЕ ВЫ БЫЛИ ДОБРЫ!» 

«Кроме обязанности попечения и заботы о детях, - напоминает святой Филарет, - на родителях лежит ещё и обязанность бдительно надзирать над ними».

Святитель указывает на методы воспитания, данные в ветхозаветных книгах, по преимуществу, учительных - в книге Притчей Соломоновых и в книге Иисуса сына Сирахова. 

Соломон учит: 
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19: 18). 

«Наказывай, - объясняет святитель Филарет, - значит: учи, давай полезные наставления; но и также собственно: наказывай за проступки. Но положен при этом и предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадой и раздражением, и не возбуждай досады и раздражения... Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением».

Учение Сына Сирахова более строго: 
«Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно (дитя) молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир. 30: 9, 12-13). 

В особенности с горьким словом обращается он к тем родителям, которые любят забавлять своих детей и забавляться ими, а не учить их, дают излишнюю свободу и легкомысленно смотрят на порывы их легкомыслия: 
«Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими» (Сир. 30: 9-10).

Святитель Филарет пишет, что Евангелие, которое вместо духа страха перед законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Но и это не отменяет благоразумной требовательности и строгости в воспитании. Ведь воспитание детей в истинном нравственном и благочестивом направлении, заповеданном Богом, не является насилием над личностью ребенка, но является необходимой для его души пищей, поддержкой, опорой, дающими нужное направление для дальнейшей жизни.

«Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском - более свободолюбивой кротости, естественно рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое?», - вопрошает святитель и обращает нас к словам святого апостола Павла: «“Ещё скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного” (Гал. 4: 1-2). Видите, он говорит о строгом воспитании, как не предосудительном, обыкновенном и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество. Это непосредственно видно из следующих слов: “Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира” (Гал. 4: 3)... Следовательно, по мере возраста и образования должно давать детям свободу», - подчеркивает святой Филарет.

«Итак, - говорит святитель, - надобно вести детей от ограничения свободы к расширению её. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?»

Как актуальны эти слова сегодня, когда родители всё более устраняются от воспитания своих детей, а дети получают неограниченную свободу, не имея ещё явственного представления о добре и зле, об истинном смысле жизни и о надлежащей нравственности!

Хотелось бы к богомысленным рассуждениям, звучащим из глубины веков, добавить слова стихотворения «Наставники», написанного нашим современником, ныне приснопамятным замечательным русским поэтом Иваном Степановичем Стремяковым, который более 30 лет работал детским врачом на Алтае, Кубани, в Тольятти, Санкт-Петербурге и участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы: 

«Повсюду вы около были,/ 
наставники-други мои,/ 
жалели меня и любили,/ 
от бед и невзгод берегли./ 

А если ругали и били, -/ 
за дело, так что за вопрос:/ 
в прекрасном и яростном мире/ 
я тоже не паинькой рос./ 

Спасибо, детсадовский дворник,/ 
за то, что мне уши надрал,/ 
когда, шалопай и негодник,/ 
я розы в саду воровал!/ 

Спасибо, работница парка,/ 
за то, что у клубных перил/ 
крапивой ожгла меня жарко,/ 
когда я махорку курил!/ 

Родители и педагоги,/ 
свидетели буйной поры,/ 
вы были суровы и строги, -/ 
о, как же вы были добры!/ 

Сюсюканье - дело пустое,/ 
небитый всегда обречён,/ 
и если я что-нибудь стою, /
так то потому, что - учён».

А ныне, когда законы воспитания, данные Богом, отвергнуты, мы опять слышим об очередной убийственной расправе юноши над своими соучениками. И когда раздается при этом растерянный голос его родителей: «Мы не вмешивались в его личную жизнь», думаешь: «А кто же вмешивался?» И понимаешь: воспитывало больное и развращенное в большинстве своем общество, ограниченная во всем и урезанная материально и духовно школа и - вездесущий интернет, наполненный инфернальным мраком: игры-«стрелялки», хоррор, и - никто ни за кого не в ответе... 

В результате - Керчь, Ивантеевка, Благовещенск... 

Можно отметить ещё и следующее: молодой человек из Благовещенска любил слушать песни группы «Нирвана», разрушительные для психики и души тексты которой сегодня предлагается включить в нормативный минимум культуры для школьников. Как здесь не вспомнить и то, что другой молодой человек, не так давно проникший в детский сад и лишивший жизни ребенка, любил слушать песни печально известной группы «Ленинград» - детища Сергея Шнурова. Как говорится - «волшебная сила искусства»... 

Воспитание, направленное в противоположном от истинных нравственных начал и идеалов направлении, дает соответствующие результаты.

Не потому ли так важно давать детям с малых лет воспитание религиозное, устанавливающее чистый, светлый, ответственный и созидательный взгляд на мир и место человека в этом мире. Владыка Филарет предупреждает: 
«Истина религиозная и нравственная - суть лучи одного света: где первая смешана с заблуждением, там не чиста и последняя».

«ВОСПИТЫВАЙТЕ... В УЧЕНИИ И НАСТАВЛЕНИИ ГОСПОДНЕМ» 
(Еф. 6: 4)

Руководительной книгой в воспитании, по слову святителя, должна быть Библия. Она важна и для воспитания будущих граждан Царствия Небесного, и преподает верные правила для образования доброго гражданина Царства земного. 

«Худой гражданин, - говорит святитель, - и для Небесного Царства не годен. В книге Бытия можно найти слова Господа о том, что благословен тот, кто "заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд" (Быт. 18: 19). То есть - заповедай сынам своим сохранять пути Господни, - поясняет святитель, - творить правду и суд, или давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим... Благочестие является основанием и душой воспитания».

«Благоразумны и должны быть счастливы те родители христианские, а также руководители детей христианских, которые стараются сколь можно рано преподать детям простые, но чистые и светлые понятия о Боге и Христе...», - говорит святой Филарет. При этом он не требует обучать в семье малых детей догматам и канонам. Но советует действовать своим собственным примером и применяться к возрасту: «Предлагайте простое словесное молоко младенцу природы и благодати».

В общественном воспитании, по слову святителя Филарета, должно обращать особенное внимание на воспитание нравственное, и, как основание сего, воспитание благочестивое... 

«Поэтому не лишним будет напоминать родителям и воспитателям детей апостольское наставление: “воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6: 4), то есть словом и делом руководствуйте детей к жизни благочестивой и честной по учению Христа...»

При этом святитель отмечает: 
«Отдадим долг уважения знанию и учености. Скажем, если угодно, что люди, обладающие глубокими познаниями о предметах природы, человечества и общества человеческого, суть очи народа...» 

Но здесь же он и предупреждает о том, что сердце нужно воспитывать более, нежели голову. 

«Но если благочестие в самой душе воспитываемого не положится на основание мирских учений, то они не будут истинно основательны; учения неосновательные не благоустрояют жизни, между тем обыкновенно надмевают...» Святитель напоминает: «Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] (Притч. 1: 7)».

Ну, а искусства изящные, по слову святителя Филарета, «являются цветами, которые не приносят плодов, и с которыми соединено терние, приятно уязвляющее...» И нужно призвать на помощь чувство благочестивое, чистое нравственное чувство и опытное благоразумие на совет о том, «в каком виде и в какой мере допустить приятное, чтобы под его прикрытием не прокралось вредное, - изнеженность, рассеянность, пристрастие к чувственным удовольствиям».

«ДЕЛОМ И СЛОВОМ ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ...» 
(Сир. 3: 8-9). 

Говоря об обязанностях детей к родителям, святитель Филарет опирается на пятую заповедь: 
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20: 12). 

И разъясняет эту заповедь как указание на «особые должности в отношении к родителям: 
1) почтительно обходиться с ними; 
2) повиноваться им; (Лк. 2: 51; Деян. 4: 19); 
3) Дети должны питать и покоить родителей во время болезни и старости; 
4) “После их смерти, так же, как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому” (2 Мак. 12: 43-44; Иер. 35: 18-19). Св.Иоанн Дамаскин. Слово об усопших».

Упоминает пастырь добрый и о силе и значении благословения вообще и в частности родительского. 

«Итак, - назидает он, - родители должны благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу своего естественного благословения, привлекая благочестием и верой силу благодатную. Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо через оное по вере можете получить благословение Отца, “от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле” (Еф. 3: 15). “Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 3: 8-9)».

«ИЗ СЕМЕЙСТВ СОСТАВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВО...»

На Руси издревле семью почитали и берегли как святыню, как место, где человек учится делать добро, учится трудиться, веровать, иметь братское и милосердное чувство к людям. Естественный и священный семейный союз является ступенью к другим важнейшим формам человеческого единения - Родина и Государство.

В своих трудах святитель Филарет неоднократно обращается к теме о значении семейной жизни по отношению к обществу и государству: 
«Семейство древнее государства. Человек, супруг, супруга, отец, сын, матерь, дщерь и свойственные сим наименованиям должности и добродетели существовали прежде, нежели семейство разрослось в народ и образовалось государство. Посему жизнь семейственная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия - для сего надобно, чтобы жизнь семейственная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и послушанием...

Из семейств составляется государство, и члены семейств образуются в члены великого состава государственного... Поэтому, если отцы и начальники семейств, по выражению Апостольскому “свой дом добре правят” (1 Тим. 3: 4),.. таковым действием они совершают и в пользу государства служение, которое благие последствия могут простираться даже до потомства...»

Напротив, от нарушения законов брака и семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства: 
«Неблагословленный брак лишает благословения Божия семейство. Дети узнают, что их родители не уважали законы, и легко приходят к мысли, что и им не нужно уважать закон более, нежели их родители.

Упадок нравственности, начатый родителями, продолжается в детях и далее. Государство состоит из семейств. Расстроенные составные части расстроят и целое. Посему, естественно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает Пророк: “Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней” (Ос. 4: 2-3). Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной», - предупреждает святитель Филарет.

Не для современной ли России это грозное предупреждение?!

Ещё и ещё раз хочется напомнить слова истинного патриота-государственника и великого молитвенника за Землю Русскую святителя Филарета: 
«Береги, Россия, и возжигай сильнее твой домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю, и мрак на языки...».

Лариса Пахомьевна Кудряшова, 
русский православный поэт и публицист

___________________
См. по теме:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100