Воскресенье, 29 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

Вл.Агафангел о сути 3
С духовной точки зрения, не существует процессов, происходящих как бы неким «естественным» образом. Признание их является скрытым атеизмом, отвержением Промысла Божия над миром и человеком, поэтому мы утверждаем, что процесс глобализации не является естественным. Этот процесс является реализацией «тайны беззакония».
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Прп. Петр Дамаскин о Православии
Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел.
Прп. Петр Дамаскин

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
18.10.2018
Русские подвижники последних времен: День памяти преподобноисп. Гавриила Мелекесского (Игошкина)

Архимандрит Гавриил (Иван Иванович Игошкин) родился 23-го мая 1888 года в деревне Самодуровке Пензенской губернии, в крестьянской семье. Во святом Крещении младенца нарекли Иоанном – в честь блаженного Иоанна Власатого, Милостивого. Родители батюшки, люди простые и богобоязненные, воспитали сына в заветах строгого благочестия. Когда мальчик подрос, его отдали учиться – отец и мать почитали это дело священным, т. к. грамота давала ключ к чтению и разумению Божественных писаний.

Еще в отроческом возрасте будущий страдалец за веру обнаружил склонность к подвижничеству. Закончив учебу, он оставил мир с его соблазнами и в 1903 году ушел в Жадовскую пустынь Симбирской губернии. 

2018-10-18.1.jpg

Спустя шесть лет послушника Иоанна призвали на военную службу, а в 1914 году, в связи с началом Первой мировой войны, – в действующую армию, где он был определен псаломщиком и делопроизводителем при военном госпитале. В конце 1917 года по болезни Иван Игошкин демобилизовался.

В январе 1921 года его рукоположили во диакона к Свято-Троицкой церкви города Покровска, а через год – во священника. С 1922 года он служил в Москве вторым священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители, основанной преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Духовник обители архимандрит Сергий (Сребрянский) стал для него живым образцом пастырского служения. На этом месте батюшка пробыл до 1928 года, а после закрытия обители перешел в храм святителя Николая в Пыжах. В 1929 году он принял монашеский постриг с именем Гавриил и через год был возведен в сан игумена.
2018-10-18.2.jpg

Первый раз отца Гавриила арестовали 14-го апреля 1931 года, он был осужден и заключен в концлагерь на три года. По окончании срока исповедник вернулся в Москву, где получил назначение настоятелем в свой прежний храм святителя Николая в Пыжах. Прихожане московских церквей почитали батюшку пастырем, просвещенным благодатью Божией, умудренным жизненным опытом и находящим путь к сердцу каждого человека. После храмовых богослужений, а иногда и на дому он проводил духовные беседы, разъясняя Священное Писание. В 1934 году игумен Гавриил становится архимандритом, и с той поры в его жизни краткие периоды пребывания на свободе чередуются с долговременными сроками тюремного заключения.
2018-10-18.4.jpg

В лагерях батюшка претерпел много страданий и издевательств. Не раз безбожники избивали его чуть ли не до смерти, в 40-градусный мороз выводили босым на улицу и держали там по несколько часов. Однажды ему даже подсыпали яд в пищу, но Господь открыл это святому, и он помолился, перекрестил продукты и сказал недоброжелателям: «Я съем эту еду, как вы того хотите, но она не причинит мне вреда». Злоумышленники переглянулись и, ухмыляясь, стали ждать, когда яд подействует и священник умрет. Но Божией милостью отец Гавриил остался живым и невредимым.

Освободившись в октябре 1942 года, исповедник решил отправиться в Ульяновск: туда была эвакуирована Московская Патриархия во главе с митрополитом Сергием (Страгородским) и только там можно было получить назначение на службу. По пути он навестил известного в то время блаженного старца Василия Струева, чтобы принять от него благословение и напутствие на дальнейшую жизнь. Но в дороге батюшка занемог, и старец Василий велел ему некоторое время пожить в двух километрах от него, у престарелых сестер, которые не побоялись принять страдальца в свой дом. В деревню он пришел в длинном кафтане и надетых на шерстяной носок и перевязанных веревкой галошах. У этих благочестивых женщин батюшка тайно совершал Божественную литургию, исповедовал и причащал верующих Святых Христовых Тайн, исполнял различные требы.

2018-10-18.3.jpg

В 1946 году преподобноисповедника назначили настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» в Ульяновске, но слишком большое влияние такого высокодуховного пастыря на прихожан не понравилось местным властям. Батюшке отказали в прописке, и он был переведен в Никольский храм города Мелекесса, где поселился в небольшом домике, купленном им на средства своего родного брата Григория. С началом служения отца Гавриила в Никольской церкви духовная жизнь прихода заметно оживилась. В воскресные и праздничные дни проводились душеполезные беседы, изучались различные молитвы. В храм потянулись дети и молодежь.

Батюшка был необычайно строг к себе и к церковному причту, не терпел пьянства и безнравственности, однако регент хора, церковный староста и председатель ревизионной комиссии воспротивились дисциплине и порядкам нового пастыря. Они нередко приходили в церковь в пьяном виде, скандалили, расходовали деньги из церковной кассы на свои нужды. Увещевания и обличения отца Гавриила на них не повлияли, более того – они стали писать на него клеветнические письма и доносы в Патриархию и органы госбезопасности.

В результате 8-го июня 1949 года во время богослужения отца Гавриила арестовали. Выведя его из храма, безбожники остановили проезжавшую мимо машину с углем и в насмешку посадили исповедника в кузов, чтобы доставить его в милицию. Стремясь получить благословение и попрощаться с любимым пастырем, прихожане бежали за батюшкой со слезами. Когда машина подъехала к милицейскому отделу, отец Гавриил был перепачкан черной угольной пылью. Одна женщина осмелилась подойти к нему поближе и с сочувствием спросила: «За что Вас так?» – «За грехи, – смиренно ответил святой, – люди нашлись и написали клевету. Последний мой суд будет».

Архимандрита Гавриила обвинили во враждебном отношении к политике коммунистической партии, в привлечении к церкви молодежи и детей школьного возраста, а также в том, что во время проповедей он упоминал «врага революционного движения» – отца Иоанна Кронштадтского. Областной суд приговорил его к десяти годам лишения свободы. Этапом в товарном вагоне в лютую январскую стужу исповедника отправили в город Мариинск Кемеровской области.

В лагере он был определен в барак к уголовникам-рецидивистам. Когда надзиратель первый раз вел отца Гавриила в камеру по длинному коридору, то из-за одышки и сильной сердечной боли батюшка несколько раз просил дать ему возможность передохнуть и тюремщик подумал, что, наверное, святого убьют в самое ближайшее время.

Войдя в камеру, исповедник возгласил: «Мир вам!», представился заключенным и попросил разрешения помолиться. Преступники сначала возмутились, но потом попритихли и стали вникать в слова молитвы, в которой отец Гавриил поминал всех страждущих и озлобленных. Так, Божией милостью, неспешно и мирно, день за днем потекла его жизнь в заключении, где он продолжал нести свой пастырский крест: тайно беседовал с заключенными, исповедовал, отпевал умерших.

От духовных чад преподобноисповедник получал посылки с продуктами и делился ими с сокамерниками. Оставаясь истинным и любвеобильным пастырем и в темнице, отец Гавриил вскоре заслужил уважение и репутацию честного человека, в обязанность которого вошло распределение еды. Жалея каждого больше себя самого, он зачастую отдавал свой кусок хлеба истощенным собратьям по несчастью, лечил обмороженных, больных. И даже в трудные лагерные годы батюшка никогда не нарушал установленных Святой Церковью постов. Отбывавшая с ним срок и работавшая на кухне женщина любила повторять, что он превратил тюрьму в тайный монастырь.

В сентябре 1953 года исповедник написал очередную жалобу в Верховный суд СССР, прося отменить решение Ульяновского областного суда, основанное на клеветнических показаниях лжесвидетелей, как незаконное. Позже и начальник лагеря, жена которого чудесным образом исцелилась по молитвам батюшки, стал относиться к нему с благоговением и хлопотал о его досрочном освобождении. В итоге священноисповедник вышел на свободу, отбыв половину срока; в общей же сложности он провел в лагерях семнадцать с половиной лет.

После освобождения архимандрит Гавриил вернулся в Мелекесс. Местные священники, опасаясь гонений со стороны богоборческой власти, запретили ему входить в алтарь. Святой смиренно подчинился – молился на Божественной Литургии у порога, вместе с нищими. Дом его был конфискован, а приглашать батюшку к себе многие боялись. Но не оскудела Русская земля добрыми людьми – одна раба Божия – Евдокия Васильевна – приняла страдальца в свой маленький ветхий домик, где ютилась ее семья из четырех человек.

6-го января 1955 года Президиум Верховного суда РСФСР рассмотрел жалобу отца Гавриила и постановил полностью его реабилитировать. Вскоре батюшке вернули и его дом, где он стал келейно совершать Литургию, по слабости здоровья не имея возможности служить в храме. Согласно сохранившимся свидетельствам, Господь еще при жизни прославил Своего верного избранника дарами прозорливости и исцелений.

Годы земного странствования старца завершались, а душа его постоянно пребывала в молитве, черпая в ней духовные силы. Страдалец благодарил Бога за все, оплакивал свои прегрешения, готовился к переходу в вечность. За три дня до смерти он видел необыкновенный свет и сподобился небесного откровения. В воскресенье, 18-го октября 1959 года, батюшка отслужил последнюю Литургию и причастился Святых Христовых Тайн. В течение дня он много писал, а вечером служил всенощную. При чтении акафиста Иисусу Сладчайшему, почувствовав себя плохо, святой пожаловался: «Грудь давит и тяжело дышать». Предвидя приближение смерти, он попросил почитать канон при разлучении души от тела, попрощался с ближними, велел крестить себя с головы до ног, в последний раз окинул взглядом все четыре стороны света и мирно почил.

Преподобноисповедник Гавриил был похоронен на городском кладбище Мелекесса. Обретение его честных мощей состоялось 5 / 18 октября 2000 года, и ныне они покоятся в Никольском соборе г. Димитровграда (до 1972 г. – Мелекесса).

2018-10-18,6.jpg


Подготовила Ксения МИРОНОВА

По «Житиям новомучеников 
и исповедников Российских ХХ века
Московской епархии. Сентябрь – 
Октябрь». Тверь, 2003. С. 112–128.

http://www.pkrest.ru           

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100