Предыдущую часть см. здесь
Если наше смирение фальшиво, могут ли видения при таком лицемерном смирении быть истинными?
Смирен не тот, кто не видит гордости в своем сердце, но то, кто даже при сильнейшем оскорблении не теряет спокойствия, а кротко претерпевать, сердечно прощает и отвечает благодушно.
Однажды святой Иоанн Колов сидел против церкви; братия окружили старца и спрашивали о своих помыслах. И некто из старцев, увидев это, побуждаемый завистью, говорит ему: «Сосуд твой, Иоанн, полон яда!». Иоанн ответил: «Так отец! И ты сказал это, потому что видишь одну наружность; а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность?»
Вот истинное смирение! Смирен не тот, кто имеет вид такового, но тот, кто искренне считает себя последним грешником, кто постоянно в тайне кается перед Богом, кто совершает свои добродетели тайно, кто никого не осуждает за нравственные немощи, все жизненные испытания переносит благодушно, никогда не ропщет, говоря: «Боже, неужели я столько согрешил, что ты наказываешь меня так тяжко?», но всегда за все благодарит Бога.
Где мы найдем в жизни такого ангела смирения? Но только такие смиренные души, чуждые всякого превозношения, нетерпения, гнева и ропота, могут быть удостоены благодатных сверхестественных явлений без вреда для них.
А если умножившиеся в последнее время духообщители-сектанты или православные христиане не имеют в своих душах такого смирения, о котором здесь идет речь, но являются обычными грешниками, как и мы, то путь будут уверены, что их видения и откровения исходят из нечистого источника. Может ли окаянный грешник-горделивец иметь видения от Бога? Бог никогда не даст ему такого дара, хотя бы по той причине, что получив его, он возгордился бы еще больше.
Св. Варсонуфию задали вопрос: «Когда бывают явления грешнику, ужели он не должен совершенно веровать, что они от Бога?». Он ответил: «Когда сие случается с грешником, то, очевидно, по наваждению лукавых демонов, чтобы обольстить окаянную душу и увлечь ее в погибель. Итак, не следует никогда верить им, но познавать свои согрешения и свою немощь и пребывать всегда в страхе и трепете. <…> Божественные явления бывают лишь святым <…> Грешники не должны никогда верить таким явлениям, зная свое недостоинство».
А как поступают современные духовидцы, склонные к нездоровой мистике, и особенно женщины? – Весь день занимаются сплетнями и злословием, осуждают друг друга, ненавидят, досаждают, или исполнены суетой, тщеславием, блудом, сребролюбием, жестокостью и лицемерием, но приходя в церковь, предаются больным мистическим переживаниям: видят, что качаются лампады, появляются огни, оживают иконы, слышат гласы и проч. Погрязнув в различных нравственных немощах, они не стесняются хвалиться: «Видела святую Петку и святого Георгия!» или «Открыли мне то-то и то-то!» или «Во сне мне сказали так, и так я поступила».
А что означают эти частые видения и откровения? – Они означают, что самонадеянные сообщники духов претендут на то, чтобы небо было открыто для них всегда, так что они могли бы во всякий миг получать оттуда ответы. Но так ли легко отварять небо по незначительным поводам? Мы знаем, что чистому как ангел святому архидиакону Стефану, первомученику Христову, небо отворилось только один раз – в его предсмертный час, когда он, жестоко закиданный камнями, умирал и молился за своих убийц. Как же могут женщины, подверженные больной мистике, отворять небо каждую ночь? Из этого сопоставления становится ясно, какая огромная разница между видением св. архидиакона Стефана и откровениями, которые часто получают жертвы больного мистицизма.
Св. Иоанн Лествичник предупредительно говорит: «Когда бес гордости утвердится в своих служителях, тогда, являясь им во сне или наяву в образе светлого Ангела или мученика преподает им откровение таинств и как бы дар дарований, чтобы сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума».
Пусть все, кто увлекается видениями и откровениями, помнят следующие слова свт. Игнатия (Брянчанинова): «Видящий чувственно духов легко может быть обманут в свое повреждение и погибель. Если же он при видении духов окажет доверенность к ним или легковерие, то он непременно будет обманут, непременно будет увлечен, непременно будет запечатлен непонятною для неопытных печатию обольщения, печатию страшного повреждения в своем духе, причем часто теряется возможность исправления и спасения. Со многими, с весьма многими это случалось».
Чувство здоровой мистики внушает: подальше от всякого видения и откровения! Верь в эти вещи, когда встречаешь их у святых. Верь в это, когда прочтешь о том в Библии или в жизнеописаниях угодников Божиих. Но не верь, когда это произойдет с тобой, грешный и нечистый человек. Потому что за твоими видениями и откровениями скрывается демон, который соблазняет и хочет поймать тебя в свои сети.
Архимандрит Серафим (Алексиев)
Перевод с болгарского Анны Самсоновой
Продолжение следует
Иллюстрация: побиение камнями св. Стефана
<-назад в раздел