Четверг, 20 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Серафим Вырицкий
Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества.
Прп. Серафим Вырицкий

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Прп. Паисий о радости
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская... Духовный человек – весь сплошная боль, т.е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением.
Прп. Паисий Святогорец о духовности

Свт. Игнатий о мире
Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его (мир) падению его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о мiре

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
О РЕВНОСТИ ПО ИСТИНЕ: святитель Григорий Богослов 03.09.2010
О РЕВНОСТИ ПО ИСТИНЕ: святитель Григорий Богослов
Вы слышали, что Дух Святой явился ученикам в виде огненных языков. Но для чего Святой Дух, Единосущный Отцу и Сыну, явился в огне? Зачем в огне, в языках пламени? И почему Он прежде является в виде голубя, а теперь в огне? Зачем на Единородного Сына Он сошел в телесном виде, как голубь, а на учеников в виде огненных языков?

Дух Единосущный Отцу и Сыну, является ученикам в виде огня, чтобы показать, что Бог есть бестелесный, неизреченный и невидимый Огнь, по свидетельству апостола Павла: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 29). Потому-то Бог и называется огнем, поскольку Им очищается ржавчина грехов.
Но Господь нисходит в огне еще и для того, чтобы дуновением Святого Духа воспламенить сердца плотских людей. Ибо земля плотяного сердца возгорается, когда охладевшее от своих похотливых страстей, оставляет оно пожелания нынешнего века, и воспламеняется любовию ко Господу.
Итак, Дух не случайно явился в огне, потому что Он из всякого любящего сердца изгоняет прочь теплохпадное окаменение, и воспламеняет оное желанием блаженной вечности. И в огненных языках явился Он потому, что Дух единосущен Сыну, а Сын есть Слово Отчее. Как язык имеет особенную близость к слову, таки Дух Святой явился в языках, чтобы ты уразумел из сего особенную близость Святого Духа к Слову Отчему. И поелику одно естество Духа и Слова, то потому-то Дух должен был явиться в языках. Или яснее: поелику слово произносится языком, то и Дух явился в языках потому, что кто прикасается к Святому Духу, тот исповедует Слово Божие, то есть Единородного Сына и не может отвергать Слова Божия, потому что имеет в себе язык Духа Святого.

Или еще. В огненных языках Дух явился для того, чтобы всех, в кого Он вселяется, соделать пламенными ревнителями. Огненные языки имеют апостолы, потому что, проповедуя любовь и ревнуя по Богу, они воспламеняют сердца слушающих. Ибо праздно слово учащего, если оно не может воспламенить любви. Это воспламенение учения приняли из самых уст Истины те, которые говорили: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам... и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24, 32). Ибо от слышанного слова воспламеняется дух ревности, холодность окаменения удаляется и душа соделывается жадною в горнем желании, чуждою пожеланий земных.

Истинная любовь, наполняющая душу, печалит ее слезами покаяния, но когда она томится от покаянного пламени, тогда исполняется благодатной радостотворной печали по Богу. Ей отрадно внимать учению Небесному. И сколько научается она от заповедей, столько же, как бы от огненных языков, воспламеняется. Та, которая прежде коснела в плотских желаниях, ныне воспламеняется наставлением праведности. Потому и говорит Моисей: «одесную Его огнь закона» (Втор. 33, 2). Итак, в деснице Божией огнь закона, потому что избранные Божий никогда не бывают нерадивы к Небесным заповедям, но всегда воспламеняются огнем внутренней любви и ревности к ним. Слово касается слуха, а душа их, обвиняя во всем себя, горит пламенем внутренней сладости.

Однако Дух Святой являлся в виде голубя и в огне еще и для того, чтобы все, исполненные Духа, соделались простыми и огненными - простыми по чистоте, как голубь, и огненными по ревности к Истине. Ибо Бог не приемлет простоты без ревности, ни ревности без простоты.

А потому Сама Истина глаголет: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Заметьте, что Господь подавая наставление ученикам, не отделяет ни голубя от змия, ни змия от голубя, дабы и простоту голубя умеряла мудрость змия, и мудрость змия умерялась простотой голубя. Итак, поелику оный Дух научает и праведности, и простоте, то потому должен был явиться в огне, и в виде голубя, для того чтобы всякое сердце, которого касается благодать Его, было мирно по свойству кротости, и пламенно, по ревности к истине.

Но почему же Дух Святой на Самого Искупителя нашего и сошедшего Богочеловека явился в виде голубя, а на учеников - в огне?

Единородный Сын Божий есть Судия рода человеческого, но кто устоял бы пред правосудием Его, если бы Он, прежде чем собрать нас кротостию, захотел судить грехи наши по ревности к Истине? Итак, Он, соделавшись Человеком ради человек, явил Себя кротким для человеков. Он не желает смерти грешников, но пришел обратить их. Он прежде исправляет кротостию, чтобы поиметь тех, которых после можно было бы оправдать на Суде. Поэтому Святой Дух должен был явиться в виде голубя на Того, Кто пришел не затем, чтобы по ревности поразить согрешивших, но затем, чтобы по кротости еще потерпеть их.

Напротив, на учеников Дух Святой является в огне, чтобы они, как простые люди, а потому и грешные, воспламенили духом других рабов греха против греха, и, пребывая сами в покаянии, обличали грехи и заблуждения, которые Бог щадил, придя с кротостию. А что даже те, которые ходили рядом с Небесным Учителем не были безгрешными, об этом свидетельствует святой апостол Иоанн: Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8).

Итак, Дух Святой в огне сошел на людей, а в виде голубя явился на Господа Иисуса для того, чтобы мы, по ревности к Истине, тщательно соблюдали все заповеданное и огнем всегдашнего покаяния сожигали грехи, которые Бог снисходительно терпел, придя в кротости. И потому Дух в виде голубя явился над Искупителем, а в огне - над людьми, что чем более умерена для нас строгость нашего Судии, тем более наша немощь должна быть воспламеняема против самой себя.

Перевод с древнегреческого
иеромонаха Василиска (Кириллова)




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100