15.02.2017
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…»
Чья душа не пожелала бы иметь у себя то сокровище, которое приобрел блаженный старец Симеон? Кто не пожелал бы себе этого мира, с которым провел Симеон свою долгую жизнь и теперь безтрепетно встречает и самую смерть? Мир душевный, мир совести, мир с Богом и людьми, мир с целым миром – вот к чему стремятся все люди, вот чего жаждет утомленное сердце. Находим ли этот мир, правильные ли средства употребляем для приобретения его – это другой вопрос, но что все считают его благом, – это несомненно. Самая война имеет последнею целью мир. Так смотрит на мир – как на высочайшее благо – и Христианство. Божественный Основатель его для того и сошел на землю, чтобы принести на нее мир; прощаясь с учениками, Он говорил им: Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27).
Так смотрит на мир и Святая Церковь, продолжательница дела Христова на земле. Прислушайтесь к ее богослужению – начинается оно всегда призывом к миру: «Миром Господу помолимся»; «О вышнем мире…»; «Мир всем»; «Станем святое возношение в мире приносити»; наконец – «С миром и изыдем» из храма Божия.
Такое-то сокровище имел у себя Богоприимец Симеон. Поучимся у него, как приобрести и нам себе мир: путь к этому вожделенному счастью никому из нас не загражден, особенно с пришествием Примирителя. Так, что в Ветхом Завете давалось только избраннейшему из избранных, то в Новом Завете дается каждому сыну Церкви Христовой.
Но возвратимся к Симеону: чем приобрел он себе мир душевный? Мало о нем сказано в Евангелии, но что сказано, то дает нам вполне вразумительный ответ на поставленный вопрос: И бе, – говорит святой евангелист, – человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи израилевы: и Дух бе Свят в нем (Лк. 2, 25). Вот разгадка счастья Симеона! Приобрети его праведность, его благочестие – и ты привлечешь к себе и Духа Святаго, а вместе с Ним и мир души. Такой мир, которого нарушить ничто не может.
Что такое праведность? Это такая черта в жизни человека, по которой он свято хранит права других и верно исполняет возложенные на него законом обязанности по отношению к ближним. Праведным называется тот, кто отдает каждому свое, кто исполняет свой долг. Но были и есть многие, которые обладали такими свойствами и на них полагали всю свою надежду, чтобы сохранить мир с собою и ближними, и, однако, мир этот далек был от них. Это потому, что они смотрели на праведность с точки зрения пользы: полезно быть праведным, ибо и другие исполнят свой долг по отношению к тебе, и вот путем взаимной праведности должен получаться мир и общее счастье. Увы, никогда не получали мира и счастья те, кто любит добро потому только, что оно полезно; на праведность редко отвечали праведностью, и любитель пользы вместо мира чувствовал одно озлобление.
Не на том должно основывать добродетель: не на пользе, а на благочестии. Веруй в Бога; благоговей пред Ним; люби Его всем сердцем и душой и любовно исполняй Его волю, а любовное исполнение есть наслаждение и дает душе мир и отраду. Воля же Божия требует праведности, но при любовном исполнении ее ты ищешь уже не пользы; оттого, если на твое добро тебе и отвечают злом, то мира души тебя не лишат, потому что добро творишь ты с другими целями: ты творил его из-за добра, из-за благочестия, из любви к Богу, и добро твое всегда останется добром, и цель его достигнута даже и в том случае, когда на него отвечают злом. Только та праведность, которая истекает из благочестия и коренится на нем, имеет нравственную цену и может быть названа прочною. Она тогда привлечет к тебе Духа Святаго. А Дух Святый оскудевающее восполнит, немощное уврачует и даст душе такой мир, которого не нарушат никакие земные беды и напасти.
Таковы были мученики христианские, которые шли на костры в радости и веселии духа. Таков был, например, знаменитый Иоанн Златоустый, который после жизни скорбной, умирая в изгнании, окруженный врагами, предавая дух свой, воскликнул: «Слава Богу за все!» В Ветхом Завете редки были Симеоны, в Новом же Завете, после обильного ниспослания на верующих благодати Святаго Духа, таких счастливцев было много. Это счастье не отнято и от нас.
Будем праведны, будем благочестивы, – тогда возгласы Церкви: «Причастие Святаго Духа со всеми вами», «Мир всем» – не будут для нас пустыми звуками, тогда и мы будем иметь счастье со временем безтрепетно идти в путь отцов наших от этой земной жизни и дерзновенно сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1995.
Поделиться новостью в соц сетях:Сокровище душевного мира: Путь к счастью открыт для каждого
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…»
Чья душа не пожелала бы иметь у себя то сокровище, которое приобрел блаженный старец Симеон? Кто не пожелал бы себе этого мира, с которым провел Симеон свою долгую жизнь и теперь безтрепетно встречает и самую смерть? Мир душевный, мир совести, мир с Богом и людьми, мир с целым миром – вот к чему стремятся все люди, вот чего жаждет утомленное сердце. Находим ли этот мир, правильные ли средства употребляем для приобретения его – это другой вопрос, но что все считают его благом, – это несомненно. Самая война имеет последнею целью мир. Так смотрит на мир – как на высочайшее благо – и Христианство. Божественный Основатель его для того и сошел на землю, чтобы принести на нее мир; прощаясь с учениками, Он говорил им: Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27).
Так смотрит на мир и Святая Церковь, продолжательница дела Христова на земле. Прислушайтесь к ее богослужению – начинается оно всегда призывом к миру: «Миром Господу помолимся»; «О вышнем мире…»; «Мир всем»; «Станем святое возношение в мире приносити»; наконец – «С миром и изыдем» из храма Божия.
Такое-то сокровище имел у себя Богоприимец Симеон. Поучимся у него, как приобрести и нам себе мир: путь к этому вожделенному счастью никому из нас не загражден, особенно с пришествием Примирителя. Так, что в Ветхом Завете давалось только избраннейшему из избранных, то в Новом Завете дается каждому сыну Церкви Христовой.
Но возвратимся к Симеону: чем приобрел он себе мир душевный? Мало о нем сказано в Евангелии, но что сказано, то дает нам вполне вразумительный ответ на поставленный вопрос: И бе, – говорит святой евангелист, – человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи израилевы: и Дух бе Свят в нем (Лк. 2, 25). Вот разгадка счастья Симеона! Приобрети его праведность, его благочестие – и ты привлечешь к себе и Духа Святаго, а вместе с Ним и мир души. Такой мир, которого нарушить ничто не может.
Что такое праведность? Это такая черта в жизни человека, по которой он свято хранит права других и верно исполняет возложенные на него законом обязанности по отношению к ближним. Праведным называется тот, кто отдает каждому свое, кто исполняет свой долг. Но были и есть многие, которые обладали такими свойствами и на них полагали всю свою надежду, чтобы сохранить мир с собою и ближними, и, однако, мир этот далек был от них. Это потому, что они смотрели на праведность с точки зрения пользы: полезно быть праведным, ибо и другие исполнят свой долг по отношению к тебе, и вот путем взаимной праведности должен получаться мир и общее счастье. Увы, никогда не получали мира и счастья те, кто любит добро потому только, что оно полезно; на праведность редко отвечали праведностью, и любитель пользы вместо мира чувствовал одно озлобление.
Не на том должно основывать добродетель: не на пользе, а на благочестии. Веруй в Бога; благоговей пред Ним; люби Его всем сердцем и душой и любовно исполняй Его волю, а любовное исполнение есть наслаждение и дает душе мир и отраду. Воля же Божия требует праведности, но при любовном исполнении ее ты ищешь уже не пользы; оттого, если на твое добро тебе и отвечают злом, то мира души тебя не лишат, потому что добро творишь ты с другими целями: ты творил его из-за добра, из-за благочестия, из любви к Богу, и добро твое всегда останется добром, и цель его достигнута даже и в том случае, когда на него отвечают злом. Только та праведность, которая истекает из благочестия и коренится на нем, имеет нравственную цену и может быть названа прочною. Она тогда привлечет к тебе Духа Святаго. А Дух Святый оскудевающее восполнит, немощное уврачует и даст душе такой мир, которого не нарушат никакие земные беды и напасти.
Таковы были мученики христианские, которые шли на костры в радости и веселии духа. Таков был, например, знаменитый Иоанн Златоустый, который после жизни скорбной, умирая в изгнании, окруженный врагами, предавая дух свой, воскликнул: «Слава Богу за все!» В Ветхом Завете редки были Симеоны, в Новом же Завете, после обильного ниспослания на верующих благодати Святаго Духа, таких счастливцев было много. Это счастье не отнято и от нас.
Будем праведны, будем благочестивы, – тогда возгласы Церкви: «Причастие Святаго Духа со всеми вами», «Мир всем» – не будут для нас пустыми звуками, тогда и мы будем иметь счастье со временем безтрепетно идти в путь отцов наших от этой земной жизни и дерзновенно сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Аминь.
Священномученик Иоанн Восторгов
Слово на Сретение Господне в 1894 году
Слово на Сретение Господне в 1894 году
Источник: Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1995.
<-назад в раздел