Вторник, 19 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

Прп.Паисий

Следует проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность (происходящим) ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили Божественное утешение.

Прп. Паисий о наших последних временах

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

Прп.Паисий об экуменистах 2
Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
О связи с другими «христианскими» конфессиями. Разбор вопроса с повестки «Всеправославного собора» 17.04.2015
О связи с другими «христианскими» конфессиями. Разбор вопроса с повестки «Всеправославного собора»

Православие и ересь непримиримы

Ранее уже был размещен анализ составленного в 1968 году Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора документ «Процедура признания статуса церковной автономии». Сегодняшняя публикация посвящена вопросу «Связь с другими христианскими конфессиями» и проекту 1968 года «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Напечатанный в книге о митрополите Никодиме (Ротове) (Сорокин В. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008. С. 199–213), он имеет объемную вступительную часть и занимает 14 страниц. Разберем наиболее значимые, на наш взгляд, моменты.

 Документ начинается следующими словами: «Православная Церковь одобряет начавшееся сближение с Армянской Церковью, Коптской Церковью, Сирийской Церковью Индии, Сирийской Церковью Антиохии, Эфиопской Церковью и Сиро-Халдейской Церковью Ирана. Она надеется на преодоление, прекращение разделения христианской любовью и исповеданием единой, нераздельной веры, засвидетельствованной Священным Писанием и Священным Апостольским Преданием и хранимой в Церкви»(здесь и далее выделения свящ. М.Н., – примеч. ред.).

C первых же строк проекта налицо не просто какая-то двусмысленность, свойственная такого рода текстам, но – открытая и даже никак не аргументированная ложь. Православная Церковь не может «начинать сближение» и тем более «одобрять» что-либо в рамках сотрудничества с еретиками. Перечисленные выше «церкви» – это инославные сообщества, не принявшие постановлений Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Наименование «нехалкидонские» они получили в качестве указания на центральное место именно этого Собора в их оценке. В доктрине данных псевдоцерквей постулируется наличие только одной, единственной Божественной сущности Иисуса Христа, а Его человеческая природа отвергается. Отцы Четвертого Вселенского определили такое учение как ересь монофизитства и отлучили ее приверженцев от Церкви.

Итак, Православная Церковь не может «одобрять» ересь и «сближаться»с еретиками. Она – возглавляемое Христом двуединое целое: Церковь торжествующая и Церковь воинствующая; объемлющая в себе всех живых и усопших православных христиан всех времен и народов. Наша Церковь именуется Святой, Соборной и Апостольской, т. е. ее учение утверждено на Слове Божием, на канонах Святых Апостолов и Святых Отцов Вселенских Соборов.

Апостолы прямо запрещали православным христианам иметь общение с еретиками. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10), – наставлял богомудрый Павел. Так же учат и Святые Отцы. Святитель Киприан Карфагенский пишет: «Кроме того, пусть братья наши решительно уклоняются и избегают бесед с теми, чье слово, как рак, распространяется (см.: 2 Тим. 2, 17). Апостол ведь говорит: „Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33), и еще: „Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит. 3, 10–11). <...> Хотя я знаю, что братья наши в Риме, охраняемые вашей предусмотрительностью, и сами достаточно осторожные и бдительные, не поймаются на удочку еретиков и не поддадутся обману – так крепко запомнили они наставления и заповеди Божии и так велик у них страх Божий. Но все же избыток тревоги или любви заставляет меня писать это: не завязывайте с такими людьми никаких сношений, не ешьте вместе с ними, не разговаривайте с ними; отделимся от них так, как они бежали из Церкви: написано ведь: „Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17). Блаженный Апостол не только советует, но приказывает удаляться от таких: „Завещаем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое принято от нас" (2 Сол. 3, 6). Союза между верой и неверием не может быть».

Утопичны и надежды на «преодоление, прекращение разделения христианской любовью и исповеданием единой, нераздельной веры». Разделений Церкви никогда не было, но в разные времена от нее отпадали неправомыслящие; пораженные смертельной духовной болезнью – ересью – члены, отделяясь от здорового Тела. «В Церкви никогда не было разделения, – свидетельствует преподобный Иустин Челийский, – было только отпадение от Церкви»; от нее «в разное время откалывались и отсекались еретики и раскольники, которые впоследствии перестали быть членами Церкви и частями ее Богочеловеческого Тела».

Далее в проекте говорится о способах «сближения» с членами «нехалкидонских» псевдоцерквей: «Основной метод сближения Православная Церковь видит в уничтожении вековой изоляции, в совместной работе, изучении и молитве, в создании единства понимания богословских, литургических, нравственно-практических и канонических вопросов. Осознавая наличие расхождений, вызванных веками разделения, Православная Церковь предлагает Восточным нехалкидонским церквам широкий обмен богословскими работами, профессорами и студентами, стремится усилить всякого рода общение в соответствующих комиссиях, консультациях и конференциях, предпринимая инициативу в создании смешанных групп изучения».

Ничего, кроме вреда (причем огромного!) от таковых действий не предвидится. «Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). – Признающему себя разумным паче всех несродны алкание и жажда безпредельной Божественной Истины, вполне насыщающей питомца своего и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду благодатной правды. Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает это богохульство святою Истиною; несродно ему узнать святую Истину, потому что самый орган зрения, душевное око, ум его, ослеплен ложью».

А «основной шаг» в предлагаемой практике этого «сближения» нельзя назвать иначе, как вопиющим беззаконием: «Один из основных шагов, который она [Церковь] считает полезным сделать, – это разрешить духовенству и мирянам Православной Церкви молиться вместе с членами Восточных нехалкидонских церквей».

10-е и 45-е правила Святых Апостолов категорически запрещают молитву с еретиками, грозя епископам и священнослужителям извержением из сана, а мирянам – отлучением от Церкви. Поэтому непонятно, к чему авторы проекта буквально в следующем предложении объявляют«своим принципом верность Вселенскому Православию в его вероучении, нравоучении и каноническом устройстве», – верность, которую они предумышлено не хранят.

Вызывает недоумение и другое утверждение документа: «Православная Церковь признает апостольское преемство иерархии в Восточных нехалкидонских церквах». Но это тоже неправда! Церковь Христова не признает апостольского преемства у еретиков. Святитель Василий Великий пишет: «Ибо, хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство». Таким образом, в отношении еретиков-монофизитов проект неоспоримо расходится с учением Православной Церкви.

Посмотрим теперь, что сказано в нем о католицизме. Итак, подпункт «в», «Православие и Римско-Католическая Церковь»: «Православные автокефальные Церкви видят в Римско-Католической Церкви западную ветвь Древней Церкви, от которой произошли различные Церкви западной традиции, так что они связывают с нею в известной мере Старокатолическую, Англиканскую Церкви и Церкви протестантской реформации».

В Никео-Цареградском Символе Веры, принятом всеми Православными Поместными Церквами, сказано: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Эта Церковь – Православная. Она и древняя, и вечно молодая, и только она – Единая Святая, Соборная и Апостольская. Римская лжецерковь, бывшая некогда тоже Поместной Церковью, ветвью Единой Православной Церкви, по причине принятия ею неправых догматов отпала, соделавшись как бы мертвою. Вот как Православная Церковь смотрит на римскую лжецерковь и на произошедшие от нее «церкви западной традиции», т. е., по сути, ереси и секты. Преподобный Амвросий Оптинский наставлял: «Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских Соборов <…>. Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение <…>. Римская церковь <…>, так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».

Далее авторы документа делают еще одно лукавое заявление: «Христианские взаимоотношения последнего времени (т. е. экуменические контакты), побуждаемые и вдохновляемые Божественным призывом „Да вси едино будут" (Ин. 17, 21), в том числе православные совещания на острове Родосе, Второй ватиканский собор Римской Церкви, встречи и практическая деятельность представителей Православия, католичества и протестантства, требуют сближения между восточными и западными христианами для восстановления единства».

Если вдуматься в это предложение, то получается, что экуменические контакты продвигаются не людьми, не масонами, а идет какой-то самостоятельный стихийный процесс, якобы вдохновленный словами Спасителя. Но ведь это неправда! Отнюдь не Христос и Его Слово стали основанием первых экуменических конференций, их зачинщики – сатана и его служители. В 1946 году в масонском журнале «Le Tеmple» было опубликовано следующее признание «вольных каменщиков»: «Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей <…>, немало обязана нашему ордену <…>. При возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших англо-саксонских скандинавских братьев было определяющим, и их деятельность была неустанно направлена на организацию так называемого христианского единства». Нет сомнений и в том, что предстоящий в 2016 году лжесобор, имеющий целью проведение реформации во всех Поместных Православных Церквях и склонение их под власть «восточного папы» – Константинопольского Патриарха Варфоломея, – также инициатива антихристианского общества.

«Область практического приложения любви христианской чрезвычайно обширна, – продолжают авторы проекта. – В наше время, исполненное тревоги за судьбы мира, главнейший пункт практической совместной христианской деятельности составляет служение примирению человечества».

И отсюда, от этого «служения примирению», перекидывается мостик к следующей теме соборного каталога – «Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы». Удивительно! Всего лишь в одном предложении открывается вся суть вопроса. Т. е., иными словами, главным побуждением к продолжению экуменических контактов «православных» модернистов с еретиками является «борьба за мир во всем мире». А «диалог любви» – важнейшее к этому средство.

В заключение проекта авторы, верные до конца избранному стилю изложения, «со смирением и послушанием Богу» предают «это дело в руки Божии». Но смирение и послушание прежде всего выражаются в стремлении к исполнению воли Божией, Его заповедей, в следовании Его учению, т. е. учению Вселенских Соборов и Святых Отцов. Попирающие и нарушающие Божественные постановления не могут иметь послушания и проистекающего из него смирения. Соответственно и авторы проекта отнюдь не отличались смирением, поскольку дерзнули свое ложное мнение поставить выше учения Святых Апостолов и Отцов. Оптинский старец Амвросий наставлял: «Как пишет древний Святой Отец преподобный Иоанн Лествичник, гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим. Правое же и истинное вероисповедание одно, как свидетельствует святой апостол Павел: „Един Бог и едина вера"».

Что же в итоге? Данный проект со всей ясностью еще раз подтверждает, что предстоящий «Всеправославный собор» – как по своему происхождению, так по целям и задачам – не православен, лишен благодати, и организаторами его движет отнюдь не Святый Дух. Это собрание представителей Поместных Православных Церквей, предназначенное для проведения в жизнь Церкви Христовой обновленческих реформ. Но Православие с ересью примирить невозможно, ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).

Священник Михаил Новиков

Источник: газета «Православный Крест», 7 (127) (от 1 апреля 2015 г.)

Фото: 1 – Фреска Четвертого Вселенского Собора, 2 – Колонна у храма Гроба Господня, на которую сошел Благодатный Огонь в 1579 году, когда представители армянской монофизитской «церкви» не пустили православных в храм

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100