Среда, 24 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

свт.Тихон о католиках
Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в РПЦ католицизм.
Воззвание свт. Тихона от 1 июля 1923 г.

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Польза Церкви, а не вмешательство извне, должна быть главным условием предоставления автономии 25.03.2015
Польза Церкви, а не вмешательство извне, должна быть главным условием предоставления автономии

Как уже не раз сообщалось на страницах нашего издания, на следующий год намечено проведение т. н. «Всеправославного собора», процесс подготовки к которому длится уже около века и вызывал справедливые опасения еще у преподобного Иустина (Поповича) и многих афонских подвижников 20 столетия. Волнует он и нас, современных православных христиан, – особенно в связи с приближением указанного срока и отсутствием объективной информации о содержании составленных для этого мероприятия документов, которые подвергаются редактированию на различных предсоборных встречах.

Так, в официальных церковных СМИ была размещена новость о завершении 20 февраля с. г. в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария) второго заседания Специальной межправославной комиссии по подготовке «Святого и Великого Собора Православной Церкви». Сообщалось, что комиссия осуществила «редактирование большей части проекта документа Всеправославного Собора „Вклад Православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций“. Был также определен порядок дальнейшей работы по пересмотру данного документа и по редактированию остальных проектов соборных определений». Никаких более конкретных сведений не обнародовали.

В связи с таким явным дефицитом информации мы считаем необходимым всесторонне и подробно освещать вынесенные на повестку собора вопросы и предлагаем рассмотреть составленный еще в 1968 году Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора документ по теме «Процедура признания статуса церковной автономии».

 

Разработанный нашими иерархами проект носит название «Автокефалия и автономия в Православной Церкви». Непосредственно вопросу автономии посвящен пункт «б» – «Определение условий признания Церкви автономной». Ниже мы проанализируем все положения данного пункта, но для начала поясним читателям, не знакомым с историей Поместных Православных Церквей и каноническим правом, что такое церковная автономия.

В тексте проекта сказано: «Основное различие между автокефалией и автономией заключается в том, что избрание первого епископа автономной Церкви утверждает автокефальная Церковь».

Это очень скупое и потому неточное определение. Более полно и канонически выверенно поясняет данный термин выдающийся русский канонист, профессор канонического права Московской духовной академии С.В. Троицкий: «Автономная Церковь не имеет своего самостоятельного источника власти, ибо ее первый епископ или все ее епископы посвящаются епископами кириархальной Церкви (т. е. Матери-Церкви – примеч. свящ. М.Н.), но имеет право на самоуправление в границах, определенных ей Церковью кириархальной, каковые могут быть различны, и потому автономия имеет свои степени – она может быть и полной, может быть и более или менее ограниченной. Термин „автономия“ составлен из двух греческих слов – „αυτος“ – сам и „νομος“ – закон, и означает несамостоятельную, подчиненную другой организации организацию, но имеющую свои правила. Однако основной закон относительно автономной организации, определяющий границы ее компетенции, издает не она сама, а центральная законодательная власть, и автономная организация в этих границах управляется самостоятельно, не подчиняясь распоряжениям центральной административной власти и издавая для себя правила, называемые статутами, другими словами, пользуясь статутарным правом, разумеется, опять-таки, в границах основного положения о своем устройстве».

Уже из самого определения видно, что автономная Церковь – это неотъемлемая часть Матери-Церкви, которая имеет более широкие права самоуправления по сравнению с другими митрополиями или епархиями. А ее глава действительно утверждается Предстоятелем той Поместной Церкви, частью которой она является.

Далее в проекте указывается: «Тогда как для автокефалии необходимо наличие не менее четырех епархиальных епископов, для автономии Церкви это число не является необходимым».

И это утверждение верно, но не позволяет увидеть всего разнообразия, заложенного в данном статусе. Профессор Троицкий в этом отношении дает более полную картину: «Тогда как автокефальной может быть только Церковь, имеющая известное число епископов, автономной может быть и Церковь, и епархия, и церковная община, и даже монастырь, пользующийся так называемым ктиторским правом».

Наибольшие вопросы вызывают условия предоставления автономии. Авторы проекта предлагают следующее: «Условиями предоставления церковной автономии для части автокефальной Церкви могут служить: отдаленность от центра кириархальной Церкви, этническое различие и нахождение на территории другого государства».

Здесь упущено самое главное – польза Церкви, состоящая в создании благоприятных условий, необходимых для выполнения ее ключевой миссии – спасения душ людей от греха, смерти и диавола. Указанные в проекте причины – второстепенны и уже во многом неактуальны.

Например, удаленность от центра в настоящее время легко преодолевается при помощи современных транспортных средств, а также средств связи, которые позволяют проводить даже конференции участников, находящихся в разных уголках планеты (т. н. интернет-конференции).

Этническое различие, выдвигаемое как одно из условий предоставления автономии, тоже не является достаточной причиной. В императорской России, благодаря таким чертам русского государствообразующего этноса как кротость, миролюбие, доброжелательность, малые этносы не чувствовали себя ущемленными, а мирно и благополучно развивались, в том числе и в духовном отношении. Этнические различия вышли на первый план уже в секуляризованном XX веке, после падения уровня духовности в обществе.

Нахождение на территории другого государства тоже нельзя считать непременным условием для предоставления автономии. Это совершенно посторонний признак, навязанный Церкви внешним миром. Если польза Церкви допускает сделать уступку государству в этом вопросе – тогда пожалуйста. Если же предоставление автономии ведет к созданию препятствий для спасения душ паствы той или иной Церкви (как это случилось с Финляндской автономной Церковью, скатившейся в крайний либерализм и обсуждающей возможность рукоположения женщин и венчания извращенцев-содомитов), тогда ни в коем случае на это нельзя соглашаться.

Таким образом, получается, что единственное непререкаемое условие для предоставления церковной автономии – польза Церкви.

«Инициатива установления автономии Церкви может принадлежать епископату той части Церкви, которая желает получить автономию. Автономия, как и автокефалия, даруется собором епископов кириархальной Церкви», – пишут авторы проекта.

А где же духовенство? А где главный хранитель веры – народ Божий? Предложенная авторским коллективом под руководством митрополита Никодима (Ротова) процедура предоставления автономии упраздняет соборность, что мы и наблюдаем в настоящее время в жизни Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей. Полноценный Поместный Собор Церкви – вот та инстанция, которая может дать автономию той или иной ее части.

Наконец, в проекте ничего не сказано об условиях отозвания церковной автономии. Между тем это очень существенный момент. Автономия может и должна быть отозвана, если она была получена с нарушениями канонического порядка или если автономная Церковь, находясь под давлением враждебных ей государственных органов или иных структур, подвергается опасности отпадения от чистоты Православия, а также при соединении двух различных государств, в которых находится кириархальная Церковь и ее автономная часть.

В ХХ веке в России самодержавная царская власть была уничтожена. В результате революции, гражданской войны и гонений на Православие Предстоятели Константинопольского Патриархата без воли Патриарха Московского и всея Руси произвели вмешательство в дела Русской Церкви на ее канонической территории, самовольно предоставив нескольким ее частям автономию по просьбе местной гражданской власти. В частности, таким противозаконным способом была дана автономия Эстонской Православной Церкви (которую до сих пор не признает Московский Патриархат), а также Финляндской Православной Церкви (признанная лишь в 50-е годы XX в.). Эти деяния Константинополя нарушили канонический запрет на вмешательство одной Церкви в дела другой без приглашения последней (35 пр. Св. Ап., 2 пр. II Вс. С. и 8 пр. III Вс. С.).

Поэтому в документе о процедуре предоставления церковной автономии необходимо указать и органы, делавшие попытки даровать этот статус, но не имеющие на это права, как то:

1. Государственная власть;

2. Часть автокефальной Церкви, епископы этой части – или по собственным побуждениям, или под давлением государственной власти;

3. Церковь Константинопольская или какая-либо другая Поместная Церковь вне пределов автокефальной Матери-Церкви (35 пр. Св. Ап., 2 пр. II Вс. С. и 8 пр. III Вс. С.).

Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить, что вопрос предоставления церковной автономии и автокефалии возник из-за проблемы т. н. восточного папизма – ни на чем кроме гордыни не основанном стремлении Константинопольских Патриархов увеличить свои властные полномочия за счет других Поместных Церквей. И эти папистские поползновения должны получить со стороны Христовой Церкви решительный отпор.

Священник
Михаил НОВИКОВ

   Литература:
   1. Правила Святой Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милаша). Электронная версия.
   2. Проект резолютивного документа по автокефалии и автономии, разработанный Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора в 1968 году и одобренный Священным Синодом РПЦ в 1969 году // Сорокин В., прот. Митрополит Никодим и всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008. С. 196.
   3. Троицкий С., проф. О церковной автокефалии // ЖМП. 1948. № 8.


Источник: Газета Православный Крест

№: (126) от 15 марта 2015 г.


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100