Воскресенье, 16 Июня 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Свт. Филарет Московский о войне
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Приемляй раны и полагаяй живот свой в сей брани, идет вслед мучеников к нетленному венцу.
Свт. Филарет Московский

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

В кулуарах

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания
Вспоминая событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, поговорим сегодня о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов…

Мы боимся не того «конца света»: Подлинный Апокалипсис тихо происходит в наших сердцах
Понятие Апокалипсиса у нас стойко ассоциируется со страшными, катастрофическими событиями мирового масштаба. И все мы знаем о внешних признаках приближения вселенской катастрофы. Много о них говорим, обсуждаем это. Но есть и другие, куда более важные, сокровенные признаки. Господь говорит, что в последние времена «по причине умножения беззакония…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
02.02.2018
Великий и забытый создатель Русского Царства: Беседа с православным историком Д.М. Володихиным об Иоанне III

2018-10-02_000404.jpg

Авторитетнейший современный архипастырь РПЦ митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин недавно произнес следующие замечательные слова: «Одной из главнейших задач нашего общества является историческое просвещение молодежи, да и всего населения России. И эта история должна быть не та, которой учили нас в советской школе, а подлинная история Святой Руси».

Во исполнение пожелания Владыки мы побеседовали с православным историком, доктором исторических наук, профессором исторического факультета МГУ, автором ряда монографий по истории Русского средневековья, более 400 научных и научно-популярных работ, учебных пособий, статей, рецензий, а также исторической художественной прозы Дмитрием Михайловичем Володихиным.

2018-10-02_000528.jpg– Дмитрий Михайлович, почему Вы стали заниматься историей и выбрали ее для себя в качестве профессии? И какие, по-Вашему мнению, критерии, ориентиры необходимы для изучения и правильного понимания исторического процесса, различных событий и явлений?

– Я занимаюсь историей, полагаю, потому, что меня для этого предназначил Господь Бог. Я всегда хотел заниматься историей, учился истории, работаю как историк и ничего другого для себя просто не вижу. Иные возможности приложения своих сил, своей энергии мне не интересны. Наверное, за это надо поклониться и моей матушке: когда-то в детстве она дала мне книгу «Остров сокровищ», потом – «Белый отряд», «Черная стрела»… Т. е. романы из истории Средневековья. Впоследствии читал я и романы, связанные с Русской историей – книги Василия Яна, например. И, можно сказать, загорелся – загорелся историей, и прежде всего – ее героической, приключенческой, военной составляющей. А потом уже заинтересовался гораздо более важными вещами – тем, что находится в основании всего общества. Сейчас поясню это.

С XVIII века немало ученых людей пытались сформулировать единые законы исторического развития, развития общества, его эволюции. Однако им этого сделать не удалось по одной, на мой взгляд, простой причине: они не учли, что отправной точкой истории человечества является устроение самого человека по образу и подобию Божию.

Поэтому, когда мы рассматриваем тот или иной государственный строй, тот или иной порядок работы правительства, организации административных учреждений, разного рода общественных групп, корпораций, цехов, сословий – мы можем определить, до какой степени он полезен для человека, хорош, нужен – совсем не по тому, насколько он прогрессивен (найти какой-то единый критерий прогресса человечества невозможно). Государственный и любой иной порядок, на мой взгляд, тогда хорош, когда позволяет развиться в человеке тому, что сближает его с Богом. И наоборот, если что-то подавляет эти черты и на первый план выводит и поощряет прямо противоположные – те, которые отдаляют человека от Бога, – значит, ничего хорошего в этом строе нет или, вернее сказать, хорошего в нем меньше, чем дурного. Так, если государственный строй поощряет истинную веру – безусловно, он достоин похвалы…

– А обращаясь конкретно к Русской истории? Известный современный ученый, доктор исторических наук Александр Николаевич Боханов утверждает: «Без Православия и вне Православия отыскать смысл в Русской истории невозможно». Также в рецензии на одну из его книг написано, что «духовной реалией, без понимания которой невозможно понять главное в истории России, является, по мнению А. Н. Боханова, Самодержавие». Что Вы об этом думаете? И еще хотелось бы, чтобы Вы рассказали, исходя из личного опыта, о влиянии на деятельность историка веры и внутренних убеждений.

– Думаю, что в России все, что имеет хоть какой-то смысл, основано на Христианской вере по восточному обряду, т. е. на Православии. И без него государство Россия по сути безсмысленно. Православие – это сверхценность Русской цивилизации. Когда Русская цивилизация имеет крепкую веру, строгую дисциплину и способность к созидательному труду – значит, с ней все в порядке. Она обезпечивает себя всем необходимым, она спокойна, крепка и дает обществу необходимые ему нравственные смыслы. Но если начинается отступление от веры, т. е. вера уходит из верхних слоев общества, а потом размывается и на нижнем уровне, как это было, например, в XVIII–XIX веках в Российской Империи, то общество разламывается, атомизируется, и это в итоге всегда приводит к тяжелейшим социальным нестроениям.

Вот, например, восстание декабристов было прежде всего плодом отказа от веры нашего дворянства. А когда начались революционные события в ХХ веке, в 1905 году, – тогда отступили от Православия уже и более низшие слои общества. В то время, во второй половине XIX – в начале XX века, в России активно распространялся терроризм, причем в тяжелейших формах. «Каляевщина» ведь от «басаевщины» по большому счету ничем не отличается – основа у этого ужасающего явления одна: человек ради каких-то, как ему мнится, светлых идеалов переступает заповедь «не убий», становится душегубом. И страшно, если общество рукоплещет ему со словами: «Ах, как хорошо, настоящий, светлый человек рушит гнилой строй!» Потому что тогда уже во всем обществе забывается, что правильно-то – «не убий», а не обратное…

Так что у нас все основано на вере; нет веры – и все рассыпается. Русский человек хорош, пока он православный. А отсутствие веры коверкает личность и нравственность. При всем уважении к памяти наших отцов и дедов, живших в советское время, думаю, что тогдашнее безбожие многим людям подпортило жизненный путь – самым негативным образом повлияло на формирование их личностей, искалечило их нравственно.

2018-02-02.1.jpg
«Каляев бросает бомбу в карету Великого Князя Сергия Александровича, 1905 год». 
Худ. В. Сварог

А что касается Монархии, тут все очевидно. Господь по Своей премудрости и благости даровал людям Царя. Первым Царем израильским был красивый и могучий Саул, который истинно царствовал, лишь когда слушался Бога. В сущности, Царь – это посредник между Богом и людьми, – не в духовном плане, как Церковь, а в делах государственных и военных. Он служит Богу, он служит тем, кто служит ему, и он вправе требовать подчинения и применять силу, но только пока он именно таков – проводник Божией воли в обществе.

В этом смысле я стою на позициях, которые называются крайне консервативными. Не думаю, что Монархия конституционная для России органична. Не думаю, что она органична в принципе. Для Монарха всегда есть возможность «сообщения с землей» через законосовещательные учреждения (такие, как Земские Соборы в Московском государстве), и связь с верхушкой общества – также через целый ряд совещательных собраний – каким была, допустим, у нас Боярская дума. Или на Земских Соборах – Освященный Собор, куда собирались высшие иерархи нашей Церкви. И Царь, обращаясь к этим совещательным собраниям, с их помощью получал мнение о том или ином явлении. У нас были попытки при Александре III восстановить такую структуру власти. Но, к большому сожалению, тогда ничего не вышло…

Для России Монархия, безусловно, более адекватный строй, чем республика. И вообще, по большому счету – зачем в России нужна республика? Я отдаю предпочтение Самодержавной Монархии – крепкой, прочной, в которой, если и есть у Государя ограничители, то это, кроме Господа Бога и Православной веры, такие госучреждения, законы или иные меры, которые он сам благоволит ввести.

Теперь о том, как моя вера влияет на мою работу. Думаю, не существует никаких барьеров для верующего человека заниматься наукой, в том числе историей. Основной принцип историка – стремление к истине. Он докапывается до того, что происходило на самом деле, какие события, как было устроено общество, выясняет детали жизни тех или иных исторических персонажей и т. д. Он реконструирует пробелы истории и дарит это читателям – сначала своим коллегам, потом, если получится популярное изложение, – широкому кругу образованных людей. А коли профессиональной этической нормой является выяснение и следование истине – в чем проблема? Истинное по определению ни Богу, ни вере не противоречит. Ни Бог, ни Церковь нигде не говорят нам: солги, пожалуйста…

Еще один важный момент: нужно четко разделять веру и патриотизм. В подавляющем большинстве случаев они совмещаются. Любовь к своей родной земле – это ведь тоже любовь, и она не должна чему-то или кому-то вредить. Другое дело, что на искреннем, чистом патриотизме паразитирует масса неискренних людей – кто-то делает себе имя и карьеру, кто-то не в меру усерден по службе и готов высказать в десять раз больше того, что отражает историческую правду. И после этого историка начинают корить: ну, как же вы отстали от наших патриотических платформ и убеждений?! У нас уже Сталин – святой, а вы до сих пор его не канонизировали. Что же вы так оплошали, батенька?!.. И в данном случае как раз Церковь трезвее и разумнее относится к тому, что зачастую выставляется с вывеской патриотизма в качестве исторической истины.

Сейчас патриотизм, что называется, в тренде. Да, есть немало честных, настоящих патриотов – в основном это православные люди, которые в 90-е годы, когда слово «Русский» было под запретом, а «православный» – под полузапретом, несли патриотизм как крест. Они терпели, страдали, «тянули» свое мировоззрение, не отрекались от него… Но есть и множество тех, кто тогда этих подвижников травил, а теперь сам стал «ультрапатриотом» казенно-охранительного образца. Но для таковых патриотизм – это просто уютная сфера действия в настоящее время, и как только мода на него пройдет, они с ним расстанутся без особых сожалений.

 Т. е. это люди, у которых нет православного стержня?

– В большинстве случаев – да, это люди-флюгеры: куда ветер подул, туда и они повернулись. Но честный историк, православный, патриот, профессионал не должен ни в коем случае подстраиваться под текущий момент. Даже если ему десять раз скажут, что «это патриотично» и «нынешняя политика этого требует». Быть историком – это не следовать лозунгам, а хранить истину. Истина историческая – конечно, не богословская, более высокого порядка истина, но это правда о том, как и что происходило в истории человечества и с каждым конкретным человеком. А в жизни всякого человека заложена притча. Он когда-то – 100 лет назад, тысячу, три тысячи – так же, как и мы, решал для себя вечные вопросы жизни, ответы на которые всегда связаны с верой, с Богом. В каком бы состоянии не находился тот или иной человек – в состоянии праведности или «криведности», или в неопределенном – с колебаниями то туда, то сюда, – все равно перед ним эти вечные вопросы возникают. И историк позволяет своим современникам воспользоваться опытом предыдущих поколений – т. е. опытом того, как люди решали различные задачи, поставленные перед ними Господом Богом. И что, неужели он должен привирать и рассказывать нечто «патриотическое», утаивать какие-то сложные, страшные моменты, связанные со страстями человеческими – только ради того, чтобы история нашей страны выглядела конфетно-гладко? Но тогда сотрется истина всех этих судеб, всех этих притч, данных нам Богом!

– И люди, получается, могут повторить прежние ошибки…

– Совершенно верно. Поэтому подытожу: я – патриот, монархист, Русский православный человек. Но я точно знаю, что ничто из этого не требует от меня лгать, ничто из этого не побуждает преступать историческую истину.

 Дмитрий Михайлович, Вы специализируетесь на истории Русского средневековья. Расскажите, пожалуйста, немного об особенностях этой эпохи.

– Мне кажется, это самая Русская эпоха в нашей истории. Я имею в виду эпоху Московского государства от Иоанна Великого до молодого Петра I, т. е. конец XV – конец XVII века, 200 лет. Древнерусская эпоха – это, безусловно, основа всей нашей истории. Мы тогда были христианизированы, слава Богу, получили прививку высокой культуры Восточной Римской Империи. Мы и сами бурно развивались, и заимствовали очень серьезный опыт высокой культуры. Но в XIII–XIV веках государство было разрушено, значительная часть населения оказалась в подчинении у других государей – в частности, у литовского великого князя, у поляков и т. д. На территории северо-восточной Руси политическая раздробленность приняла чудовищные формы. И, кроме того, в тот период чрезвычайно усилились иноверные, иноэтничные, инокультурные влияния.

И вот для того чтобы вырваться из этой ситуации, когда нищая, подчиненная чужим правителям и государствам Русь, редко заселенная, постоянно еще страдала от междоусобных войн, – нужно было объединяться. Объединение совершилось, и в рамках государства единой Руси, России произошла концентрация того, что мы понимаем сейчас как «Русское» в области веры, Церкви, государственного порядка, культуры.

– Русской идеи, да?

– Да, можно сказать, что именно к этой эпохе – XV–XVI век – и восходит то, что мы понимаем под выражением «Русская идея». Она предельно простая: крепкая Православная вера, сильная государственная власть, симфония государства и Церкви, и основа – народная, Русская.

И это последнее хочу подчеркнуть. В России народов много, и большинство населения – православные, при этом не только славяне, но и, скажем, осетины. Но Московское государство строилось именно на Русской этнической основе. Каков бы ни был процент других народов, Русские – ядро, каркас. Этот факт невозможно вычеркнуть из истории, потому что было так, и никак иначе. Господь возложил на Русских тяжелый крест, они его вытянули на себе, и Он даровал им шестую часть суши.

Малочисленные пестрые отряды казаков и стрельцов положили к ногам Русского Царя огромный восточный край, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Позднее началось продвижение на запад и на юг и т. д., к Черному морю, в Крым... Вот эта самая Русская этническая основа жила по-спартански на протяжении нескольких столетий, очень тяжело жила, накапливала терпение, неприхотливость, непомерное трудолюбие, огромную храбрость – потому что постоянно приходилось противостоять противнику, держать оборону границ. И когда политическая обстановка разрядилась, то согбенный Русский человек распрямил спину, расправил плечи и оказался настоящим великаном, стоящим над всей Евразией.

Это очень важный момент! Вот она, Русская идея! Вот, еще раз ее составляющие: Православие, Самодержавие, симфония властей и Русская этническая основа – народность, Русскость.

2018-02-02.2.jpg
«Засечная черта. Южный рубеж». Худ. М. Пресняков

– А у Вас выбор эпохи Средневековья в качестве основной темы был сознательным? Или сначала начали изучать, работать, а уже потом поняли, что любите именно то, чем занимаетесь?

– Да, сознательным: еще на первом курсе исторического факультета я избрал для себя XVI век и удерживаю эту хронологическую ориентацию до настоящего времени. Мне бывает интересно иногда взять какой-нибудь сюжет, выходящий за эти пределы. Например, доводилось писать о сражении у Святой Горы Афон в 1807 году; о других, близких к современности событиях – Гражданской войне, Белом деле; о консерваторе Леонтьеве в 2000 году вышла книга... Но, по большому счету, вся моя работа и жизнь проходят, так сказать, в Московском государстве.

2018-02-02.3.jpg
Иоанн III на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

– Знаю, что одна из Ваших любимых исторических фигур – Государь Иоанн Великий, Иоанн III, «создатель России», «правитель, при котором произошло рождение нашего Государства». Вы даже ратуете за установку ему памятника в Москве. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом Государе и его роли в истории России.

– До Иоанна III России как таковой не существовало – были осколки Древней Руси. В XII веке прежде единая Империя Рюриковичей начала раскалываться. Политическая раздробленность то усугублялась, то ослабевала. В XIV веке она приняла ужасающие формы: князья правили ничтожными уделами, в некоторых не было ни города, ни даже большого села, но владелец все равно считался удельным князем. И все они могли в любой момент затеять свару друг с другом. Конечно, Государь, который из такого крошева создал единую великую Державу, достоин самой благоговейной памяти.

Да, он действовал порой силой – ну, не хотел Новгород присоединяться. Но эта огромная область была нужна для того, чтобы иметь возможность постоянно использовать ее ресурсы в борьбе против натиска с востока и юга, т. е. в борьбе с опасностью со стороны остатков Золотой Орды. Также железной рукой Иоанн III присоединил Тверь. Ну, а был бы я против, если бы Великий Князь Тверской в аналогичной ситуации поступил бы так с Москвой? Нет! Я – москвич и свой город люблю и считаю, что это поистине великий город. Но в условиях необходимости объединения, если бы Тверь победила и стала столицей Руси, – то ей пришлось бы в какой-то момент «ломать» Москву. России не нужно ни двоецентрие, ни троецентрие, – только единство и единая столица. Вот, Иоанн III этой столицей сделал Москву и вокруг нее объединил Русь.

Он остановил Ахмата на Угре. Он дал России впервые после нескольких столетий единство законодательства – Судебник 1497 года. Он освободил десятки Русских городов и огромное количество сел и земель от власти великих князей Литовских. Успешно защитил от немецкой агрессии Псков. И он же первым, еще до своего внука Иоанна Грозного, взял Казань; оградил Русь со стороны востока от натиска Казанского ханства.

Он был поистине великим стратегом! За святым Владимиром трудно в Русской истории найти столь же могучую фигуру, подобную Иоанну III. Он создал Россию, и очень странно, что у нас в Калужской области есть два памятника ему – как будто он только эту область созидал, – а в Москве ни одного. Появился, слава Богу, памятник равноапостольному Владимиру – замечательно. Но надо сделать следующий шажок – увековечить память создателя страны, столица которой Москва. И здесь я не имею ничего против Лубянки!

2018-02-02.4.jpg
«Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту 
и приказав умертвить послов». Худ. Н. С. Шустов
 
– А почему так получилось, что Государь Иоанн III у нас фактически забыт – о его свершениях хорошо осведомлены только профессиональные историки и те, кто специально как-то интересуется…?

– Потому что Иоанн III – это очень Русская, очень национальная тема. Он создавал Русское государство. В советское время, в эпоху такого пан-интернационализма, конечно, неудобно было о нем говорить. Но до революции он был достаточно возвеличен. На памятнике 1000-летия России он есть, есть там и его воеводы. Кроме того, этот Государь – центральная фигура в «Истории государства Российского» Карамзина.

Но я хотел бы еще отметить, что Иоанн III никогда не был человеком речистым – от него осталось не так много красивых фраз. Он редко совершал и какие-то внешне яркие деяния. Это был своего рода «Штирлиц на троне» – правитель крайне скрытный, отлично чувствовавший ход политических процессов вокруг себя и рассчитывавший политическую партию на двадцать шагов вперед, с разными вариантами, и очень редко ошибавшийся. Его иногда называют «машиной правильных решений». Безусловно, в принципе не бывает политика, который никогда не ошибается, и у Государя тоже были свои ошибки. Но если человек рассчитал партию на двадцать ходов, в двух ходах не угадал, а в остальных восемнадцати принял верные решения, то у него достаточно шансов на победу. И Иоанн III гораздо чаще побеждал, чем терпел поражение. Поэтому надо признать, что мы ему обязаны очень многим, но проникнуть в тайну его дум почти невозможно. Иногда создается впечатление, что ему просто везло – что он чисто случайно в нужное время делал нужное движение. Но на самом деле все свои успехи он подготавливал лично и тщательно.

2018-02-02.5.jpg
Памятник Иоанну III в скиту Тихоновой Пустыни в Калужской области
 
– Вы дали прекрасную характеристику роли Иоанна III в переломном периоде Русской истории, но в материальном отношении. А хотелось бы еще немного коснуться и духовного измерения. В своих книгах Вы пишете, что именно в его правление в Русской почве пустила корни идея Царства и Царской власти. Что это чудо – объединение государства – побудило наш народ, Россию задуматься о своей роли в мировой Христианской цивилизации…

– В 1453 году пала Восточная Римская Империя. Постепенно ее осколки, т. е. княжество Феодоро в Крыму, Трапезундская Империя, а затем другие менее значительные государства также пали под ударами турок. И единственным крупным свободным православным государством стала Держава Иоанна III. Поэтому, конечно же, постепенно Русское общество начало преисполняться идеей, что Империя, Царство Православное, переходит – в духе – из Константинополя в Москву.

Процесс осознания этого был достаточно длительным. В полной мере он совершился скорее при сыне Иоанна III – Василии III. Тем не менее, значительную роль сыграло то обстоятельство, что Иоанн III, женившись на Софье Палеолог, привлек на Русскую службу поствизантийские кадры – византийских аристократов, которые имели опыт государственного служения: дипломатический, в области администрирования, культуры, финансов. Т. е. у нас появилась довольно большая прослойка русско-греческой знати, имевшая этот опыт – Константинопольский, восточно-римский, опыт Православного Царства – и передавшая его России.

Ну и, кроме того, конечно, таким передаточным звеном стала наша Церковь. В частности, ученое иосифлянство при Василии III создало много концептов, которые в последствии стали, скажем так, духовным наполнением Русского быта. Вот, например, получила окончательное оформление идея того, что Россия – это удел Богородицы. Появился «Русский хронограф» (древнерусское историческое, отчасти компилятивное сочинение типа хроники, – примеч. ред.), где написано, что Россия уцелела именно потому, что имеет особое покровительство со стороны Пречистой. И там же Россия показана полноправным игроком на мировой исторической арене. Позднее возникнет идея «Москвы – Третьего Рима». «Москва – Второй Иерусалим», «Россия – Новый Израиль» – тоже идеи, которые укоренялись на нашей почве постепенно. Иногда сложно проследить это в литературных источниках, но, например, можно в архитектуре. Так, мы видим, что Покровский собор, он же – храм Василия Блаженного на Красной площади, – это образ храма-города, образ Нового Иерусалима. И монастырь Новоиерусалимский в Подмосковье, который начал строить Патриарх Никон, а закончил Патриарх Иоаким (не менее, кстати, крупная фигура в истории Русской Церкви) – ясное проявление идеи, что ветхий Израиль мертв, в нем Бога уже нет. А Новый Израиль в духовном смысле представляет собой теперь Россия.

Все эти идеи имеют основания в тех изменениях, которые начались при Иоанне III. Развивались они позднее, но корни – да, уходят именно в ту эпоху. 

2018-02-02.6.jpg

– И последний вопрос. Сегодня уже почти для всех очевидно, что Россия пребывает в переходном состоянии – мы отказались от прежней советской идеологии, но новое национально-государственное самосознание еще не сформировано. Какие векторы на этом пути, по Вашему мнению, наиболее значимы?

– Здесь надо смотреть одновременно в прошлое и в будущее. Прошлое у нас православное, монархическое, очень яркое и имеющее всемирное значение. А что касается будущего… Через несколько дней я буду награждать победителей литературно-исторического конкурса «День Коронации» – писателей, которые создали повести и рассказы на тему восстановления Монархии в России. Все они описали день Венчания на Царство нового Государя – когда это будет, каким образом, и рассматривают данное событие не как фантастику, а как будущую реальность, которая непременно наступит. Надо сказать, что на конкурс поступило несколько десятков произведений, мы отбирали тщательно, и в подавляющем большинстве, примерно в 90%, писатели показали, что они видят восстановление у нас Монархии как нечто: а) неизбежное и б) положительное! Вот, собственно, идея, которой мы живем и движемся – в сторону того, что в России опять будет православный Царь.

– Аминь!

Беседовала Анна Самсонова


___________________
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


Cм.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Церковь выступила за права верующих: В Правовом управлении Московской Патриархии призвали к альтернативе электронно-цифровой системе учета

В Правовом управлении Русской Православной Церкви подчеркнули, что верующие граждане России должны иметь возможность пользоваться не только цифровыми системами персональной идентификации, говорится в комментарии юридической службы Московской Патриархии, опубликованном 11 июня, во вторник, на официальном...


Одолеть бесовщину!: Заявление Совета православной патриотической общественности в связи с событиями в Екатеринбурге

В нескольких городах России проведены акции против строительства храмов. Катализатором их стала кампания в Екатеринбурге, в ходе которой была варварски разгромлена законно возведенная строительная ограда, поднимались флаги «уральской республики», звучали лозунги, заимствованные у украинских майданщиков....


Древнее пророчество сбывается в России: Фашисты в Бухенвальде и Освенциме таких методов представить себе не могли

«Каждый человек будет под учетом: каждое не только дело, но и жизнь, но и слово и даже душевное движение его будет под непрестанным надзором и наказанием, так что человек отучится и думать из боязни, чтобы на лице его невольно не отразилось нечто не созвучное власти всемирного правителя, то есть антихриста....


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

По всему видно, что время жатвы близко: Беседа с батюшкой из Русского Севера, отцом Борисом Прокофьевым

В нашу редакцию поступила заметка, в которой автор, священник из Коми, затронул важную дискуссионную тему подвига святого Царя Мученика Николая II. Мы решили связаться с батюшкой, и уже с первых слов общения стало очевидным наше единодушие по многим актуальным вопросам…


Сейчас важное время для судеб России и всего мира: Схиархимандрит Тит (Бородин) о произволении человека и народа

Сколько ещё есть человеков, которые желают быть верными Богу, жить по Его святой воле и заповедям, по православным традициям, “во всяком благочестии и чистоте” в Царстве Русском во главе с Царем православным? Сколько ещё тех, кто хочет сохранить в себе образ и подобие Божие?.. От этого зависят и дальнейшие...


Церковь не должна молчать о глобализме: О. Никодим (Шматько) о Воскресении Христовом и угрозах трансгуманизма (+ВИДЕО)

В наше время нередко можно встретить какого-нибудь невежду или даже священнослужителя, который критикует верующих людей, не желающих подчиняться тотальному электронному контролю. Говоря множество слов о любви, эти критики извергают неприкрытую злобу в адрес тех, кто держится святоотеческого учения по вопросам глобализации. И даже выступления Святейшего Патриарха Кирилла на эту тему...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100