Понедельник, 16 Сентября 2019 г.
Духовная мудрость

Св. Косма Этолийский о папе
Папа – это антихрист... Папу проклинайте, потому что он станет причиной (отступления).
Св. Косьма Этолийский о ереси католиков

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада
Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает.
Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

свт.Василий об инославии
Не приносит славы имени Божию тот, кто дивится учению инославных.
Свт. Василий Великий о православных

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь: О нарушении Петрова поста новостильниками-«зилотами» 02.07.2016
После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь: О нарушении Петрова поста новостильниками-«зилотами»
Батюшка, благословите! Милостью Божией у меня есть единомысленные братья во Христе, с которыми мы делимся мнениями, соображениями, часто рекомендуем друг другу хорошие книги, обсуждаем прочитанное. И вот недавно мне посоветовали сборник статей и писем греческого автора архимандрита Епифания (Феодоропулоса) «Две крайности: экуменизм и зилотство». Заявленная автором позиция, на первый взгляд, привлекательна: средний путь, духовное рассуждение – не принимать модернистских новшеств, но не уклоняться и в раскол… Особенно это актуально сейчас, после встречи патриарха Кирилла с папой римским, в связи с сомнительным «восьмым собором» и т. п. будоражащими Церковь событиями. Внушило доверие и издательство – «Святая Гора», на счету которого, по-моему, множество хороших книг. Но на сей раз рассуждения известного архимандрита вызвали много вопросов. Подробно изложить все их в одном письме, конечно, невозможно. Поэтому хотелось бы получить разъяснение об одном, на мой взгляд, самом важном и «революционном» постулате этой работы – необязательности соблюдения Петрова поста.

Дело в том, что архимандрит Епифаний, хотя и обличает экуменизм как ересь, в то же время сам служит по новостильному календарю (
см. Новостильный календарь – шаг в бездну апостасии). И вот, доказывая «зилотам» недопустимость отделения от Церкви из-за проведения календарной реформы, он оправдывает периодически происходящее у новостильников сокращение и упразднение поста Святых Апостолов. Такое нарушение будет иметь место у них и в этом году – пост продлится лишь с 27 по 28 июня по новому стилю, т. е. два (!!!) дня.

Ниже я выписал некоторые аргументы отца Епифания и прошу Вас дать на них богословский комментарий, поскольку подобные лукавые оправдания, вероятно, еще будут использоваться и в нашей Церкви, если модернисты все же утвердят общеобязательность «новоюлианского» календаря. Заранее благодарю!

С уважением, иподиакон Алексий Афанасьев

Отвечает протоиерей Андрей СОКОЛОВ. Цитаты из книги архимандрита Епифания даны с подчеркиванием.

1. Сокращение Петрова поста (этот пост, кстати говоря, не был установлен Вселенским Собором, но просто издавна вошел в церковную практику и поэтому не является чем-то безусловным) было осуществлено не тем или иным человеком, мирянином или клириком, но официально Церковью в связи с принятием ею календарных исправлений.

В первую очередь давайте обратимся к высказыванию по затронутой проблеме великого богослова ХХ века святителя Серафима Богучарского, который дает четкую святоотеческую оценку тому беззаконию, которое архимандрит Епифаний (Феодоропулос) пытается оправдать: «В особенности возмутительное нарушение Устава наблюдается в отношении новостильников к празднику Святых Апостолов Петра и Павла. Святая Церковь так почитает этих великих Апостолов, что предварила их праздник (29 июня) постом, который продолжается от 8 до 42 дней. Но при введении нового стиля этот пост, вопреки Уставу, всегда сокращается. А когда Пасха празднуется в период времени от 20 до 25 апреля включительно, то Петровский пост совсем упраздняется: для него не остается времени. Могут сказать, что нарушение Типикона не является тяжким грехом, ибо здесь нет отступления от догматов. Но ведь и слова Христа: „Аще и Церковь преслушает, буди тебe якоже язычник и мытарь" (Мф. 18, 17) – не говорят нам о нарушении тех или иных догматических истин нашей веры; тем не менее, по свидетельству этих божественных слов, кто из нас не окажет послушания Церкви, тот отсекается от нее и становится в ряд тяжких грешников, ибо в данном случае налагается высшая мера наказания – отлучение от Церкви. Причем этот грех непослушания Церкви, с пренебрежением к ее Уставу, новостильники совершают открыто, дерзновенною рукою. С точки зрения Православной веры такое пренебрежительное отношение к Типикону чад Святой Церкви недопустимо, как недопустимо наше отступление от догматов и канонических правил. И это понятно. Как наше пренебрежение догматическими и каноническими определениями ведет к отступлению от Православия, так к тому же отступлению ведет и указанное пренебрежение Типиконом. Ведь Типикон есть для нас священный закон, руководствующий нас в нашем православном богоугождении богослужениями, праздниками и постами. Типикон есть святая книга, связанная с именем дивного сосуда благодати преподобного Саввы Освященного и принята Православною Церковью как одна из основоположительных книг. Типикон есть не что иное, как голос Матери нашей Церкви. И к этому голосу мы должны относиться не с пренебрежением, а с безусловным и неуклонным послушанием, если хотим быть верными и преданными Святой Церкви и всем ее православным нормам».

Таким образом, служение по новому стилю оправдать нельзя и даже невозможно.

Что же касается приведенной цитаты из труда архимандрита Епифания, ответим, что пост Святых Апостолов – древнейший и был установлен самими благовестниками Христовыми! В Апостольских правилах сказано: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь» (Кн. 5, гл. 19). Поэтому утверждение о его необязательности равносильно хуле на церковные законы. Если мы верные чада Святой Соборной и Апостольской Церкви, то постановления ближайших учеников Христовых должны быть для нас священны. В пояснении на 9-й член Никео-Цареградского Символа веры святитель Филарет Московский пишет: «Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении Апостолов».

На этом во исполнение послушания святителю можно было бы остановиться и отказаться от дальнейшего анализа модернистских утверждений архимандрита Феодоропулоса. Но чтобы ни у кого не возникло сочувствия к его аргументам или же мысли, что мы уклоняемся от полемики, продолжим наш критический разбор.

2. До VII века Петров пост был намного продолжительнее, чем сегодня. <…> Он начинался сразу же после недели Всех Святых и продолжался до 14 августа! Т. е. охватывал целиком весь июль месяц. Это означает, что он был самым продолжительным постом в году, значительно превосходя даже Великую Четыредесятницу. <…> Что скажут на это дорогие старостильники, не принимающие никаких изменений древних традиций и постановлений? Если они последовательны, то должны, во-первых, возобновить пост в том объеме, в каком он был до VII века, т. е. добавить к нему июль месяц; а во-вторых, отлучить все Церкви с VII века до наших дней, поскольку они дерзнули сократить издавна установленный пост.

В пропущенных в цитате отрывках содержится очень ценная информация самого архимандрита Епифания. Он сообщает, что пост был сокращен Святыми Отцами. Но то, что делали Святые Отцы, они совершали в Духе Святом с присущей им мудростью. Деяние же Константинопольского Патриарха-масона Мелетия (Метаксакиса) († 1935), зачинателя календарной реформы в Православии, напротив, несет на себе опечаток того духа, которым он руководствовался – духа всякого хаоса и неустройства. Постановление обновленческого конгресса Метаксакиса о новом стиле, навязанное со многим лукавством, интригами и насилиями, произвело раскол в православном мире, от которого до сих пор страдают десять Поместных Церквей. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16), – говорит Господь. Плод же этого новшества – грех раскола – по учению Святых Отцов не смывается даже мученической кровью!

3. Я весьма далек от того, чтобы защищать упразднения или сокращения постов, несмотря на то, что они, кроме поста в среду, пятницу и Великой Четыредесятницы, не были учреждены Вселенскими Соборами. Думаю, что данный вопрос нужно оставить так, как он есть, и духовники с рассуждением, пользуясь своей властью, пусть помогают каждому верующему найти свою меру поста.

Здесь, как и прочие модернистские богословы, архимандрит Феодоропулос как бы немного отступает, чтобы смягчить в глазах читателя свою дерзкую хулу на церковные законы. Но согласиться с таким компромиссом не представляется возможным, ибо от этого нарушение не перестанет быть нарушением. Единственно верное решение данного вопроса для последователей нового стиля – отречение от пятикратно преданного анафеме на православных Соборах григорианского календаря и пасхалии и возвращение к святоотеческому летосчислению, о чем говорят и вдумчивые иерархи и священнослужители из новостильных Поместных Церквей.

В заключение хочу дать Алексею и его товарищам такую рекомендацию. Она не моя, а святоотеческая. Одному из своих корреспондентов святитель Феофан Затворник писал: «Вы лучше сделаете, если станете пропускать мимо ушей все новости о предметах веры, лишние против образа веры, начертанного в Символе веры и истолкованного в Катехизисе». А святитель Игнатий (Брянчанинов) наставлял: «Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святый: Он – Дух истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который – ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи». Также преподобный Исаак Сирин предупреждал: «Ничто так не направляет человека к богохульству, как чтение книг еретических».

Поэтому нам всем гораздо спасительнее изучать веру по церковному Преданию, заключенному в писаниях Святых Отцов и житиях святых, а книги современных авторов, где с правдой тесно переплетена ложь, отложить в сторону.


Источник: Газета «Православный Крест», № 13 (157) (от 1 июля с. г.)

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Митрополит Агафангел Одесский: Миссия России в предантихристово время

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100