Среда, 24 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

свт.Тихон о католиках
Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в РПЦ католицизм.
Воззвание свт. Тихона от 1 июля 1923 г.

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
10.04.2015
Преподобный Иустин Сербский и «восьмой вселенский собор»
Избранник Божией Матери преподобный Иустин Челийский родился 25 марта / 7 апреля 1894 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем городке Вране на юге Сербии, вблагочестивой многодетной семье священника Спиридона и его супруги Анастасии. Забегая вперед, отметим, что почил святой также на Благовещение, в 1978 году.

Всю свою жизнь он посвятил проповеди Слова Божия, как благодатная лоза от благочестивого корня, восприяв духовность своих предков, среди которых было семь поколений священнослужителей, а по некоторым данным и более того – тринадцать! При Крещении ему нарекли имя Благое – в честь упомянутого Богородичного праздника.

Господь наделил Своего угодника выдающимися способностями: глубоким умом, вдумчивостью и рассудительностью, замечательной памятью, любовью к христианской премудрости, умением правильно и четко выражать свои мысли, но главное – даровал ему духовный разум к богоугождению.

Образование Благое получил в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде, где обучался с 1905 по 1914 год. В то время его особенно интересовали проблемы современной литературы и философии. Учился он и в Санкт-Петербургской духовной академии, и в Оксфорде, и, позже, – на Богословском факультете Афинского университета.

Однако решающее влияние на духовное формирование личности преподобного оказали писания Святых Отцов, которых он изначально избрал своими учителями и наставниками. Всю жизнь подвижник руководствовался святоотеческими трудами – и в своем духовном делании, и в любом из богословских вопросов. Особенно почитал он святителя Иоанна Златоуста, к которому часто и горячо взывал: «Осени меня твоей молитвенностью, удостой меня подвизаться твоим подвигом!» 31 декабря 1915 года святой был пострижен в монашество с именем Иустин – в честь мученика Иустина Философа.

Высокая устремленность к духовному знанию в сочетании с полученным фундаментальным образованием позволили преподобному Иустину досконально изучить и горячо полюбить учение и Предание Восточной Церкви. А возлюбив всем сердцем Православную веру, он соделался ее ревностным защитником и апологетом, подобно своему небесному покровителю.

10 сентября 1922 года отец Иустин был рукоположен во иеромонаха, и с того времени началась его плодотворная и богоугодная пастырская деятельность, не прекращавшаяся до самой блаженной кончины.

По возвращении на Родину из Афин преподобный, имевший уже диплом доктора богословия, преподавал в духовных школах своего Отечества: был профессором семинарии в Сремских Карловцах и доцентом Богословского факультета Белградского университета.

Главным делом жизни святого стало служение человечеству благодатным духовным словом. Кажется, он не прерывал своих трудов ни на минуту. Из-под его пера вышли три тома «Догматики Православной Церкви», двенадцать томов «Житий святых», разнообразные богословские работы, многочисленные послания и письма... Отец Иустин трудился столь усердно и плодотворно, что значительная часть его наследия осталась неопубликованной. Это, в частности, следующие работы: «С Апостолом Павлом через жизнь» (многотомное толкование Посланий святого апостола); толкования Соборных посланий святого Иоанна Богослова; толкования Евангелий от Матфея и Иоанна; 13-й том «Житий святых»; акафисты угодникам Божиим и иные богословские и литургические тексты.

В духовных трудах преподобного важное место занимают апологетические творения. Промысел Божий, попустивший в ХХ веке развиться ранее зародившемуся еретическому лжеучению экуменизма, воздвиг в лице святого Иустина мужественного и мудрого обличителя этого пагубного зловерия, метко охарактеризованного святым «ересью ересей». Главную экуменическую организацию – так называемый «Всемирный совет церквей» – он называл «еретическим, гуманистическим и человекопоклонническим обществом, состоящим из 263 (на тот момент, – примеч. М.Б.) ересей, из которых каждая есть духовная смерть».

Критике экуменической ереси отец Иустин посвятил отдельную работу – «Православная Церковь и экуменизм», в которой писал: «Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем – сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А всему этому есть общее евангельское название: ересь. Ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион».

В наши дни активизировалась подготовка к так называемому «Всеправославному собору», проведение которого намечено на следующий год. Многие верующие справедливо опасаются, что на этом собрании могут быть утверждены решения о реформации традиционных устоев Православия. Примечательно, что 7-я тема в каталоге тем повестки данного лжесобора звучит почти так же, как название книги преподобного Иустина – «Православная Церковь и экуменическое движение». Получается, что преподобный уже рассмотрел этот вопрос и дал глубокий и исчерпывающий ответ, полностью отражающий позицию Вселенского Православия по данной проблеме.

Перспектива проведения т .н. «Всеправославного собора» не всеми воспринимается однозначно негативно. Потому весьма полезно и даже необходимо проследить динамику отношения преподобного Иустина к этому мероприятию и его организаторам. Позиция святого претерпела изменения от нейтрально-осторожной с оттенком симпатии до резко отрицательной. И если в ранних высказываниях он называл «восьмой вселенский собор» богомудрым молитвенным желанием своего поколения, то позже – умолял архиереев Сербской Церкви не принимать в нем участия.

Так, поначалу – в письме «Будущему монаху о соединении ума с молитвой и о Всеправославном Соборе» – архимандрит Иустин отмечал: «В действительности для Всеправославного Собора необходимы долгие и долгие приготовления. Такой Собор мог бы вытекать органически и преемственно из Всеправославного Предания Святых Апостолов и Святых Отцов – как Богочеловеческий поток Богочеловеческой Всеистины, которая начинается с Господа Иисуса Христа и Духом Святым, через Святых Апостолов и Святых Отцов, живет Церковью через все века из рода в род, живет и поныне, и будет жить отныне до Страшного Суда. Конкретно: в нынешнем анархическом отрезке времени онтологически, исторически и географически невозможно состояться Всеправославному Собору. Для нашего поколения это может быть только молитвенным желанием, причем богомудрым молитвенным желанием».

Однако в более поздних работах, как мы уже отмечали, тон и отношение преподобного к данному событию совершенно противоположные прежним. В 1971 году в «Послании Его Преосвященству епископу Шабацко-Валевскому господину Иоанну» он вопрошает: «Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского Патриарха Афиногора, который своим неописуемым отношением в словах и делах уже давно соблазняет православную совесть, отрекается от единственной и всеспасительной истины Православной Церкви и веры, признает римскую и другие ереси за равноправные с Истиной, признает римского понтифика – Максимуса со всей его демонской противоцерковной гордостью, вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый „Великий всеправославный собор", не с главной евангельской задачей в соответствии со Святым Преданием – задачей спасения человека в мире, но без участия носителей Православной веры, теологии, Предания и церковности?!»

Как видно из предсоборных документов, в начале 70-х годов прошлого века процесс подготовки «Всеправославного собора» продвигался весьма активно. К 1976 году оформился и нынешний каталог его тем, тщательно проанализированный преподобным Иустином в статье «По поводу созыва „Великого собора Православной Церкви"», а также в некоторых его посланиях и письмах.

Особое внимание святой уделил истории предсоборного процесса, связывая его с именем Константинопольского Патриарха-масона Мелетия (Метаксакиса). Подробно рассмотрев решения первой предсоборной конференции, состоявшейся в 1976 году в Женеве, он пришел к выводу о небогоугодности готовящегося собрания: «Первая предсоборная конференция не дала ничего нового по существу и не выработала ничего толком, а только завела православные души и совести многих во все новые лабиринты чьих-то амбиций, из-за которых предлагался и подготовлялся „вселенский собор" уже с 1923 года, да и сегодня спешно готовится».

Анализируя каталог соборных тем, преподобный Иустин указал, что они не соответствуют уровню Вселенского Собора: «Вся сегодняшняя проблематика вокруг тем будущего собора, неуверенность и изменения в их подготовке, определении, искусственной каталогизации, все новые изменения и редакции – истинной православной совести доказывают только одно: что в данный момент не существует ни одной серьезной и неотложной темы для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной Церкви».

С большой тревогой святой апологет Истины отмечает отсутствие соборности в процессе подготовки этого форума: «Где тут соборность Православия, и какой это будет Вселенский Собор Православной Церкви Христовой? Ведь уже на этой Женевской конференции митрополит Лаодикийский Игнатий, представитель Антиохийской Патриархии, с болью констатировал: „Я чувствую некоторое безпокойство, ибо наносится вред соборному опыту, который составляет основание Православной Церкви"».

Исключительно важна для нас оценка преподобным первых четырех тем каталога – диаспора, церковная автокефалия и условия ее провозглашения, автономия и ее провозглашение, а также диптихи (т. е. официальный порядок перечисления Православных Церквей): «Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции и свое поведение Православным Автокефальным Церквам и вообще православному миру и православной Диаспоре и санкционировать такое неопапистское намерение единым „вселенским собором". Поэтому первые четыре темы из десяти, выбранных для собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю Православную Диаспору – а, значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию вообще всем Церквам на свете, как нынешним, так и будущим, и одновременно порядок и ранг – по своему усмотрению (в этом как раз и состоит вопрос диптихов, что не значит только порядок поминания на Литургиях, но и порядок Церквей на соборах и т. д.)».

Святой Иустин (а с ним и многие бдительные православные наших дней) проводил аналогию между современной ситуацией и эпохой Ферраро-Флорентийской унии: «Поведение представителей Константинопольской Патриархии в течение последних нескольких десятилетий вызывает такое же нездоровое безпокойство и болезненное духовное настроение, какое в XV веке привело Церковь к Флорентийской измене и позору».

Преподобный ставит еще несколько весьма существенных вопросов: «Имеются ли сейчас налицо условия, обезпечивающие его (вопроса диаспоры, – примеч. М.Б.) правильное, православное, святоотеческое решение на соборе? Возможно ли действительно свободное и реальное присутствие всех Православных Церквей на „вселенском соборе" без постороннего влияния на них? И могут ли представители многих из них <…> действительно свободно полагать и защищать православные установки?»На все эти недоумения из уст святого последовал отрицательный ответ.

В заключение своей статьи, адресованной архипастырям Сербской Церкви, архимандрит Иустин призывает их отказаться от участия в нечестивом соборе: «Учитывая все вышеизложенное и болезненно сознавая положение современной Церкви Православной и мира вообще, которое нисколько не изменилось с моего последнего обращения к Святому Архиерейскому Собору (в мае 1971 г.), совесть моя заставляет меня вновь обратиться с мольбой и сыновним воплем к Святому Архиерейскому Собору мученической Сербской Церкви: да воздержится наша Сербская Церковь от участия в подготовке к так называемому „вселенскому собору" и от участия в нем самом. Ибо если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ. А исходя из апостольско-святоотеческого исторического опыта Церкви, такой собор вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».

Иными словами – это будет не истинный собор, а антисобор. Приведенное мнение преподобного Иустина тем более ценно, что было высказано в последние годы его жизни, когда он во всеоружии духовного и богословского опыта имел возможность вынести точное суждение по данному вопросу.

Итак, всю свою жизнь угодник Божий посвятил Православной вере и Христовой Церкви и, конечно, не мог оставаться в стороне от борьбы против еретического «восьмого вселенского собора». Помимо упомянутых мер противодействия – частных писем, статей и обращений к архипастырям, – будучи великим молитвенником, преподобный Иустин просил Господа о благоприятном разрешении этой проблемы. В наставлении «Будущему монаху…» он пишет: «Для Вас сейчас основное и самое главное – соединить ум с молитвой: так, чтобы каждая мысль сама собой выливалась в молитву и заканчивалась молитвой». Здесь святой делится с новоначальным подвижником своим собственным молитвенным опытом, вводит его в делание, которым сам занимался на протяжении всей жизни. И углубленно размышляя о «восьмом вселенском», он всегда завершал свои рассуждения молитвой ко Господу, Божией Матери и святым. Как видим, многие его усилия увенчались успехом, молитвы были услышаны. Своим словом и делом святой Иустин подал нам, всем современным христианам, пример, как необходимо поступать в постигших нас скорбях и искушениях в связи с предстоящим «вселенским собором» и возможной реформацией Православия.

Источник: газета «Православный Крест», 7 (127) (от 1 апреля 2015 г.)


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100