Статьи ПРАВОСЛАВИЕ   << НА ГЛАВНУЮ 23 июня, 2010  
   

О НОВОСТИЛЬНОМ РАСКОЛЕ

Часть III

Чтобы показать важность того, что каждый обязан хранить вверенное нам от Святых Отцов, я приведу пример из страдания апостольского мужа священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, который написал житие и страдание священномученика Поликарпа Смирнского и сам пострадал за Христа во время гонения Декия в III веке.

Будучи брошенным в темницу и ожидая предания на мучения, он произнес свою знаменитую речь к отступившим от веры христианам - епископам, пресвитерам и мирянам - и принесшим из страха жертву идолам:

"Новым мучением мучусь я в своем сердце, душа моя разрывается на части, когда вижу, как свиньи топчут бисер церковный, как небесные звезды отрываются змеиным хвостом на землю (Апок.12, 4), и как виноград, насаженный десницею Божией, пожирается диким вепрем и расхищается прохожими. Дети мои, сожалею о вас  <…>, вскормленные небесным хлебом, зачем вы совратились на грешный путь; теперь беззаконные старцы опорочили целомудренную Сусанну, т.е. Церковь Христову; теперь Аман торжествует, Эсфирь же со всем своим племенем смутилась; теперь настал голод, не недостаток хлеба или воды, а слова Божия; теперь задремали все девы евангельские и спят. <…> потеряла свою силу соль и выметена вон и топчут ее люди. <…> Еще слышу я, что иудеи приглашают некоторых из вас на свои собрания; берегитесь, как бы не попасть еще в худшие сети и не впасть в непростительный грех, т.е. хулу на Духа Святого, - не будьте вместе с иудеями князьями Содомскими и людьми Гоморрскими…"

Когда мучители сказали святому Мученику: "Вот, ваш епископ Евктимон поклонился нашим богам и принес им жертву", увещевая его к предательству, тот возразил: "Если епископ Евктимон принес жертву идолам, то его воля, что нам до того! Мы не станем приносить жертв".

И за это твердое исповедание, в окружающем всеобщем соблазне предательства веры, Бог его прославил так, что когда распяли Мученика и запалили под ним огонь, после того, как огонь прогорел, тело его оказалось совершенно целым и даже его волосы не были опалены. Лицо его было светлым и сияло Божественной благодатью (Жития святых, март. Изд. монастыря св. вмч. Георгия Зограф, Святая Гора, 2001).

Болгарские миряне хорошо знают, что когда, например, новый календарь был введен и в Русской Церкви большевиками в начале XX века, миряне там не проявили такого овечьего послушания во лжи, как произошло здесь, но показали послушание в истине и отказались  ходить в храмы, пока не был возвращен старый календарь.

Это есть подлинное послушание в истине! Вот об этом еще апостол Павел предупреждал в послании к Галатам: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8). То есть не слушайте даже нас, апостолов, если начнем вводить чуждые Церкви учения, отличные от первоначального благовестия! Не слушайте даже нас, апостолов!

И насколько же больше это относится к горстке епископов, продавших Святое Православие за чечевичную похлебку, поставивших себя над всей Вселенской Церковью и требующих безропотного послушания не к святоотеческий Традиции, а к их собственным мудрованиям, страдая от папского синдрома непогрешимости! Что за парадокс тогда - проявлять послушание к тем, которые сами непослушны!

У всех нас есть голова на своих плечах; те, которые сомневаются, могут исследовать вещи глубже и сверить свои часы с неизменностью Святого Православия. Потому что если хочешь называться православным христианином, но не слушаешь православных Святых Отцов, не смотришь с уважением на их анафемы, позволяешь себе критиковать и оспаривать их решения, тогда не имеешь никакого права называться их сыном и кичиться именем православного!

Не случайно св. Серафим Саровский убеждает христиан исполнять все, что приняла Православная Церковь: "Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит. Что облобызала и приняла Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно". И это он относил не только к догматам веры, но и ко всем канонам и постановлениям Церкви, и даже к различным церковным обычаям.

Св. Серафим решительно настаивает на соблюдении постов, установленных Св. Церковью, и с горечью говорит: "Ныне христиане разрешают на мясо и во святую Четыредесятницу и во всякий пост; среды и пятницы не сохраняют!" (Не говоря уже о постоянно сокращающемся, даже совсем исчезающем иногда при новом календаре столь важном Петровом посте!!!) Божий угодник советует даже избегать таких,  как непослушных и неверных чад Церкви (Архимандрит Серафим. Святой Серафим Саровский. СИ, София, 1984. С. 164).

Много Святой говорит и о пастырях последних времен, которые будут нечестивее мирян, потому призывает всех нас к здравому отстаиванию чистоты Православия и нерушимости апостольских преданий, да избегаем всяческих нововведений и изменений в монашеских и церковных уставах, которые являются трудом великих святителей и духоносных отцов, потому что гнев Божий пребывает над всеми, дерзнувшими внести какое бы то ни было изменение в них.

Вот почему духовные лица не должны быть малодушными и молчать, но должны открыто и прямо говорить истину тогда, когда это касается Православной Церкви. И потому часто во время службы читается одно зачало из Апостола, где св. ап. Павел нам советует: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. <…> Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца (Евр. 13, 7, 9). И еще: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17). Далее апостол ублажает послушных вере.

И посмотрим, что говорит о послушании монаха св. Серафим Саровский, потому что из его слов  можно вывести сам принцип послушания: "Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собою, чтобы делать что-нибудь самому по себе. Ибо что делается по своему помыслу, то неугодно Богу, хотя бы казалось и хорошо. Если кто лучше знает полезное для себя, нежели авва, то зачем и называть себя учеником его? (Указ. соч. С. 201). Поэтому давайте не будем хвалить и цитировать Святых Отцов, а потом бросать их заветы за себя (ср.: Пс. 49, 17), тем самым практически отрекаясь от них.

Может быть, здесь уместно вспомнить и об одном странном безпокойстве. Некоторые люди встревожены тем фактом, что при смещении равноденствия с течением времени сместиться и празднование Христовой Пасхи. Совершенно неосновательное безпокойство. Пасха не является сезонным праздником. Пасхальная радость вдохновляется не климатической обстановкой, но чудом Христова Воскресения. Не имеет никакого значения, что она может переместиться в другой сезон, к тому же и вопрос стоит о следующих нескольких тысячелетиях. Даже в наше время у православных христиан, которые живут в южном полушарии, этот праздник отмечается осенью.

В конце концов, посмотрим, какие плоды принесло введение нового стиля у нас. Я приведу слова одного современника об этих событиях: "Отношение различных христианских семейств было различным. Одни посещали храмы в Великий Пост, когда и в новостильных храмах придерживались православного великопостного и пасхального круга, чтобы причаститься. Поклонялись еще в Пасху, Вознесение, день Святой Троицы и в следующий день - праздник Святого Духа. Другие ходили только в воскресные дни, когда новостильными сохранялись неподвижные праздники, а третьи принимали все. Некоторые в домах своих продолжали чествовать праздники и дни своих именин "по-старому". Другие принимали поздравления и ходили и по новому, и по старому стилю. Были женщины-домохозяйки, которые праздновали по новому стилю, но сохраняли и старые праздники… В общем, полное разнообразие" (Злати Златев. Календарь и Пасхалия в свете истории. София, 2001). В общем, полный хаос!

Подобный эффект произвело введение нового календаря и во всех других местах, где оно было сделано. С той разницей, что везде это нововведение было встречено протестами, церковными смутами и разделениями. Были православные исповедники, которые приняли мученическую смерть, до конца отстаивая свою верность святоотеческому Преданию и церковному календарю.  Плоды этой реформы показывают дух, которым она вдохновлялась. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Мф. 7, 16).

Необходимо сказать и несколько слов о мотивах, которыми водились радетели о проведении григорианской календарной реформы. Цель папы Григория XIII, например, была - укрепление пошатнувшегося авторитета папской власти, а сама реформа была средством. С помощью реформы он стремился продемонстрировать реформаторский дух в угоду протестантам и стремление к строгому соблюдению канонов перед православными. От православных, однако, получил анафемы, а от протестантов - насмешки и еще более злостные выпады против папского абсолютизма: "Папа поменял порядок во вселенной!"

Что касается тех православных, которые принимают новый календарь, их цели определяются их участием в экуменическом движении. Это совершенно ясно заявлено в Послании Св. Синода относительно введения нового календаря в 1968 году. Там сказано, что это необходимо ради "экуменических стремлений нашей церкви". Вот как нечестие, пытаясь оправдаться, само заграждает уста свои (ср.: Пс. 106, 42). Всем известно, какая всепоглощающая Ламя (иначе Ламия - широко известное в Болгарии чудовище с телом змеи и собачьей головой. Согласно легендам, алчное и кровожадное существо, окутанное черной тучей, оно опускается на поля и сады и пожирает их урожай. - Примеч. пер.) эта всеересь экуменизма с ее детищем Всемирным Советом Церквей, который является рассадником всякой нечистоты и хулы против Христа и Его Церкви.

Это все равно, что поставить в один хоровод и волков, и ягнят. Но нужно пояснить, что в конце в хороводе останутся прыгать только волки, проглотившие прежде ягнят. И потому, мягко говоря, нелепо подобно некоторым людям, таким, как вышеупомянутый г-н Семенов, предлагать пригвоздить Пасху к специально определенному людьми дню и праздновать ее вместе со всеми "христианскими" деноминациями.

Подобное предложение имеет неприятный запах, потому что исходит не из любви к Истине и верности Преданию, но из смрадной пасти преисподней, из которой зловеще торчат блестящие волчьи зубы, выступающие из-за овечьей губы! Ибо, как и другие, уже упомянутые, мотивы для смены календаря, оно тяготеет к вещественному, временному, видимому, тленному. Но не такими мотивами должны быть движимы те, которым Спаситель Христос вверил Свою Церковь, искупленную Его Кровью.

Продолжение следует

Священник Божидар Главев

Перевод с болгарского Анны Самсоновой

Источник: "Буди верен"

Фото: 2 - чудовище Ламя

Электронный адрес редакции

 

НОВОСТИ   |   СТАТИСТИКА   |   АНАЛИТИКА  |   КОММЕНТАРИИ   |   МОНИТОРИНГ СМИ   |   ВИДЕО

Copyright © Международное агентство религиозной информации "INFORM-RELIGION"