В кулуарах ПРАВОСЛАВИЕ / ЭКУМЕНИЗМ   << НА ГЛАВНУЮ 22 мая, 2010  
   

ДВА ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТА

Ныне, в день памяти перенесения честных мощей святителя Николая Чудотворца, редакция "Информ-Религии" предлагает вниманию читателей два небезынтересных факта. Между собой они связаны лишь тем, что оба имеют непосредственное отношение к чествуемому сегодня Православной Церковью Святому.

ФАКТ ПЕРВЫЙ

На Руси одним из наиболее почитаемых иконографических образов святителя Николая является образ Николы Можайского.

История его возникновения такова. В XIV веке в древнем русском граде Можайске, осажденном в то время татаро-монголами, в небе над собором, в котором жители города слезно молились о заступлении от нашествия иноплеменников, явился святитель Николай.

Вид его был грозным - Святой держал в одной руке большой острый меч, а в другой - православный град, представляющий собой главным образом храм Божий.

Чудесное явление созерцали не только жители Можайска, но и осаждавшие город враги, которые, устрашившись увиденным, бежали.

С этого времени Можайск, как место чудесного явления великого святого, стал почитаемым во всей Руси и получил наименование "священного града". Его жители, благоговея перед случившимся чудом, ни под каким предлогом не допускали в Можайск иноверцев, причем исключений не делали даже для вельможных особ.

Известно, что летом 1593 года в Можайск не пустили посла немецкого императора Варкоча, направлявшегося в Москву. В другой раз на вопрос протестанта Кобенцеля, может ли он поклониться образу св. Николая, москвитяне ответили, что это возможно для иноверца лишь в том случае, если он оставит свою ересь и исповедует Православную веру.

Этот общеизвестный факт особенно интересен потому, что он очевидным образом показывает ревность и благоговение православных верующих на Руси к исполнению канонических Правил Церкви. Церковные каноны запрещают иноверным присутствовать на Богослужениях в православных храмах. В данной же ситуации, благочестивые жители Можайска, по всей видимости, перенесли это правило на весь град, который освятился чудесным явлением святителя Николая и с этого момента стал знаменит как место особого присутствия и покровительства Божия, подобно православному храму.

ФАКТ ВТОРОЙ

Сегодня, в виду широкого распространения в церковной ограде различных либеральных и модернистских идей, многих верующих интересует вопрос: как служение и поклонение некоторых иерархов великим православным святым, отличавшимся ревностью по вере, сочетается с их личными поступками и проповедуемыми ими экуменическими и обновленческими воззрениями.

На наш взгляд, объяснение этому феномену дает одно характерное признание митрополита Илариона (Алфеева).

В одной их своих проповедей в день памяти святителя Николая Чудотворца уважаемый Владыка заявил, что считает жития святых просто-напросто… словесными штампами!

"Житие святого - это его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях", - сказал митрополит Иларион еще в 1995 году, будучи игуменом.

По его мнению, все Жития святых - не больше, чем красивые идеализированные сказки, сюжеты которых почти всегда одинаковы: "Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес. Едва ли не каждый герой агиографической литературы рождается от благочестивых родителей и уже в раннем детстве проявляет признаки особого христианского благочестия, избегает обычных детских игр. Едва ли не каждый святой прилежно учится в школе, но отказывается от высшего образования; претерпевает искушения от диавола, но всегда их преодолевает; борется с какой-либо злостной ересью своего времени и одерживает над ней победу; совершает многочисленные чудеса и исцеления…"

Поэтому, заключил экуменический иерарх, "во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство… Нередко написанное в житии даже противоречит той информации о жизни святого, которую мы имеем из других источников".

Разумеется, такой вопиющий эпизод, как заушение еретика Ария святителем Николаем, по убеждению привыкшего к любезности с представителями всех вер и конфессий митрополита Илариона, не заслуживает доверия.

"Что знаем мы о реальной земной жизни святителя Николая? Почти ничего... - спешит заверить слушателей уважаемый иерарх. - Ни один исторический источник IV века не упоминает о Николае, архиепископе Мир Ликийских.

В житии святителя Николая рассказывается о том, как он принимал участие в I Вселенском Соборе (325 г.), на котором он ударил еретика Ария, за что был лишен сана, но впоследствии восстановлен в епископском достоинстве. Этот эпизод отсутствует в дошедших до нас документах Собора. Более того, среди подписей 153-х участников Собора нет подписи архиепископа Мир Ликийских Николая. Можно, конечно, предположить, что подписи собирались как раз в тот момент, когда святитель Николай был лишен сана Отцами Собора. Но, как бы там ни было, какого-либо документального подтверждения эпизода с Арием мы не имеем", - заключает он.

Однако такой взгляд на православную святость заслуживает глубочайшего сожаления! А где же вера митрополита Илариона? Ведь если все описанное в Житиях святых - не больше, чем интригующая сказка, тогда зачем, например, почитать иконы святителя Николая, изображающие чудо возвращения Святому его епископского сана? Выходит, это все несусветная ерунда, которая не заслуживает никакого доверия высокообразованных и умных людей!

Зачем же, в таком случае, и читать акафисты и вообще служить службы святителю Николаю, в которых ясно и недвусмысленно восхваляется ревность Чудотворца в никоим образом не подтвержденном "эпизоде с Арием"?

Да и что там мелочиться?! А кто, собственно, видел Воскресение Христа?! Ведь в разных источниках об этом событии тоже есть различные факты. В некоторых древних иудейских, например, говорится, что ученики выкрали его тело и потом распространили красивую байку о Воскресении. Нет, решительно нет! Образованный человек, заслушав проповедь митрополита Илариона, никогда не поверит в такие сомнительные повествования!

Электронный адрес редакции

 

НОВОСТИ   |   СТАТИСТИКА   |   АНАЛИТИКА  |   КОММЕНТАРИИ   |   МОНИТОРИНГ СМИ   |   ВИДЕО

Copyright © Международное агентство религиозной информации "INFORM-RELIGION"