информ-религия

информ-религия

информ-религияинформ-религия

  МЕЖДУНАРОДНОЕ НОВОСТНОЕ АГЕНTСТВО "INFORM-RELIGION"
  Статьи ОБНОВЛЕНЧЕСТВО   << НА ГЛАВНУЮ 15 февраля, 2010  
   

ЧТОБЫ ПЛОТОУГОДНИКИ СПАЛИ СПОКОЙНО?ЧТОБЫ ПЛОТОУГОДНИКИ СПАЛИ СПОКОЙНО?

Нужна ли реформа постов в Православной Церкви?

Комментарий к статье "На пути к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви", напечатанной в "Журнале Московской Патриархии" 1972 года

Вопрос поста в современном мире является одной из тем для обсуждения на предстоящем "восьмом вселенском" соборе. И это, по меньшей мере, странно, поскольку св. Апостол заповедует всем христианам: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12, 1-2).

Очевидно, что то, что установлено Святой Церковью, строго хранилось и соблюдалось всеми ее чадами на протяжении веков, не требует рассмотрения на соборе, с тем, чтобы изменить церковные законоположения о посте, сделать их удобными для расслабленного грехом, ленивого к подъятию богоугодного подвига современного человека.


***

Текст: Межправославная комиссия по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви констатировала, что многие верующие не соблюдают всех установлений о посте по условиям современной жизни.

Комментарий: данное утверждение верно лишь в отношении так называемых захожан, т.е. людей, которые не живут церковной жизнью, не имеют регулярного участия в Таинствах Церкви, как правило, не стараются жить духовной жизнью, а лишь время от времени посещают богослужения. В тех случаях, когда человек осознанно воцерколяется, действительно становится членом Церкви и старается вести церковный образ жизни, соблюдение Устава обычно не вызывает у него затруднений. Многие верующие не с сетованием и скорбью, но с духовной радостью исполняют все церковные постановления.

Кроме того, совершенно неверно утверждение, что Устав нарушается якобы "по условиям современной жизни". Напротив, современные условия, когда прилавки магазинов заполнены широким ассортиментом продуктов и никто, в общем-то, не жалуется на голод, как никогда благоприятствуют соблюдению постов. Разве так питались наши предки, жившие, скажем, во время Великой Отечественной войны? Или крестьяне в деревнях - разве у них было такое изобилие продуктов, позволяющее иметь в своем рационе различные постные блюда? Так что современные условия не могут служить оправданием нарушителям Типикона.

Текст: Это обязывает сделать пост таким, какой может выполняться современным человеком. Изменение действующих правил о посте на менее строгие и более короткие не противоречит принципу поста.

Комментарий: Несоблюдение постов обязывает верующих к смиренному признанию своей немощи и к покаянию. А изменение действующих правил о посте противоречит прежде бывшим постановлениям церковных Соборов и Священному Преданию Церкви: "Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а Основание и Глава Церкви - Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властию, что, ежели кто преслушает Церковь, “буди тебе якоже язычник и мытарь” (Мф. 18, 17), а еще сказал к Апостолам и в них к пастырям: “слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя” (Лк. 10, 16). То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим <нарушением поста>, а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать", - пишет преп. Макарий Оптинский.

Текст: Право изменения распоряжений о посте и их согласования с требованиями современной жизни принадлежит Святому и Великому Собору Православной Кафолической Церкви.

Комментарий: Напрасно собрание модернистов заявляет о своем праве изменять установленное Святыми Отцами и Апостолами. В истории Церкви было не мало случаев, когда еретики называли свои нечестивые соборы великими и православными и убеждали христиан покоряться принятым на них беззаконным постановлениям. Однако существует четкий критерий, по которому распознается православность того или иного собора епископов: это верность его определений определениям всех прежде бывших Соборов Церкви.

Текст: По вопросу о посте Межправославная комиссия предложила следующее: 1) Все ныне действующие распоряжения о посте неуклонно соблюдать монахам и желающим из священного клира и благочестивого народа.

Комментарий: Здесь высказывается мнение, что к строгому исполнению церковного Устава обязываются только монашествующие, а для мирян и женатых священников это якобы только желательно, но вовсе не обязательно. Такое глубоко ошибочное суждение, ныне, к сожалению, весьма распространенное, встречалось еще в XIX веке. Вот как обличал его свт. Феофан Затворник: "Когда говорится, что “узкая врата и тесный путь ведут в живот”(Мф. 7, 14), то дается знать, что они узки и тесны не для одних монахов, а для всех вообще, заботящихся о том, чтоб внити в живот, и что, следовательно, широко живущим не будет там места, монахи ли они или миряне. Пишется также, что подвизающийся “от всех воздержится” (1 Кор. 9, 25), что надо умертвить уды, сущие на земли (ср.: Кол. 3, 5), надо вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная (ср.: Кол. 3, 1-2), непрестанно молиться (ср. 1 Сол. 5, 17) и сделать, чтоб живот наш сокровен был со Христом в Боге (ср.: Кол. 3, 3), - и тем вменяются в обязанность всем без изъятия подвижничество, умерщвление плоти, отрешение от всего земного, непрестанная молитва, исчезновение в Боге. <…> Ведь не закон Божий надо подклонять под наши склонности, именуемые обычно немощами, а нашу выю под иго святого и неизменного закона Божия! Не ведомо разве, что Господь, щедрый и милостивый, как ига не налагает свыше сил, так и поблажки никакой не допускает? Так что об этом и говорить?! Разве не принадлежат ли Ваши воздержатели к числу тех, кои обычно говорят: “Разве я духовный, разве я монах?” или: “Ведь я мирянин”, отговариваясь тем от строгого исполнения Евангельских заповедей? Но понимают ли они, как следует, что говорят? Отговариваясь не только исполнять некоторые правила, но и слушать об них, по своему качеству мирян, не причисляют ли они себя к области мира, противоположного Евангелию? А это страшно. Мир есть область пагубы. О христианах говорит Господь в лице Апостолов: “аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: но якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир” (Ин. 15, 19). Так, истинные христиане, хотя и миряне, не принадлежат к этой страшной области христоненавистного и Богом отверженного мира и не считают для себя чуждым ни единого слова, исшедшего из уст Господа Иисуса Христа и святых его Апостолов, не чуждаются никакого учения, содержимого Святою православною Церковию, не брезгуют им не уклоняются от него".

Текст: 2) Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте по причине условий жизни, климата, наличия постной пищи, а также с целью сохранения у народа Божия сознания священного установления поста и воздержания, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься как смягчение поста.

Комментарий: Таким образом, реформаторы предлагают некий компромисс: с одной стороны хотят "сохранить у народа Божия сознание священного установления поста и воздержания", а с другой - так переделать заповеданное Апостолами и Святыми Отцами, чтобы плотоугодники, не желающие ни в чем себя стеснять, спали спокойно, не тревожась обличениями совести.

Текст: 3) Соблюдать пост по средам и пятницам всего года, но с разрешением растительного масла и рыбы, кроме случаев совпадения этих дней с праздниками Воздвижения Креста, Усекновения главы Иоанна Предтечи, кануном Богоявления, а также кроме сред и пятниц Святой четыредесятницы.

4) Оставить в силе распоряжения Устава о пище по средам и пятницам сплошных седмиц. Кроме того, разрешить употребление скоромной пищи во все среды и пятницы периода от Фоминой недели до Вознесения.

Комментарий: Согласно Типикону, в среды и пятницы от Фоминой недели до Вознесения разрешается только рыба. Реформаторы же хотят вообще упразднить пост на это время. Т.е. вместо одной сплошной седмицы после Пасхи они предлагают "отъедаться" 40 дней - практически столько же, сколько длится Великий Пост.

Текст: 5) Сохранить продолжительность поста Святой четыредесятницы в существующем виде, согласно указаниям Устава и распоряжению относительно качества и рода пищи на первой и Страстной седмицах. В остальные дни поста - от второй седмицы до Недели ваий включительно - разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме сред и пятниц (см. § 3).

Комментарий: Как известно, в католической "церкви" пост перед "причастием" длится всего несколько часов, а своим "великим" постом католики воздерживаются только от мяса и лишь в первый его день и в "страстную" пятницу. Нечто подобное "православные" модернисты предлагают узаконить на "восьмом вселенском" и для Православной Церкви.

Примечательно, что практику вкушения рыбы во весь Великий Пост, кроме сред, пятниц и первой и Страстной седмиц, в России насаждал митрополит Никодим (Ротов), известный поклонник католичества, скончавшийся в Ватикане во время аудиенции у папы римского. С его подачи она распространилась в некоторых наших семинариях и Духовных академиях, где и по сей день "никодимовцы" - ученики Ротова - "благословляют" семинаристам - будущим батюшкам - нарушать церковный Устав.

6) Относительно Рождественского поста Комиссия предлагает два варианта: а) или сократить его до 20 дней, начиная его на следующий день после дня памяти св. великомученицы Варвары (см. указания в Типиконе), и на всем протяжении разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме пяти последних дней, или б) оставить его 40-дневным и разрешить рыбу и растительное масло во все дни, кроме трех первых и трех последних дней, в которые соблюдать строгий пост.

7) Петров пост ограничить восемью днями перед праздником в честь апостолов Петра и Павла, когда между Неделей всех святых и этим праздником случится промежуток времени более восьми дней. На всем протяжении поста разрешить употребление рыбы  и растительного масла.

8) Успенский пост сохранить в нынешнем виде по продолжительности, однако разрешить употребление рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и пятниц. 9) Разрешить употребление скоромной пищи в праздники в честь апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, если они случатся в среду или пятницу.

Комментарий: Как видим, после предлагаемой реформации от установленных Церковью святых постов практически ничего не останется. Но что бы там ни предлагали и ни приняли на "восьмом вселенском" соборе отступившие от истины епископы, православные не покорятся их постановлениям. И, как говорит свт. Феофан, "истине Божией от этого, конечно, беды никакой нет. Она останется вовек неизменною; но то горько, что удаляющие себя от нее погибнут. Они походят на тех, кои ударом кулака хотят притупить лезвие острого меча. Будет ли успех? Нет. Меч слова Божия несокрушим. И трудно <…> противу рожна прати".

Иерей Александр Мельников, "Восьмой вселенский"

Электронный адрес редакции

 

НОВОСТИ   |   СТАТИСТИКА   |   АНАЛИТИКА  |   КОММЕНТАРИИ   |   МОНИТОРИНГ СМИ   |   ВИДЕО

Copyright © Международное агентство религиозной информации "INFORM-RELIGION"