Библиотека ПРАВОСЛАВИЕ   << НА ГЛАВНУЮ 11 июня, 2010  
   

ПОКОРЯТЬСЯ БОГУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЮДЯМ

Преподобный Иустин (Попович) о едином на потребу в наши дни

Продолжение. Предыдущие части см. ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

"Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29). Это душа, это сердце Православной Церкви; это ее Евангелие, ее Всеевангелие. Она этим живет и ради этого живет. В этом ее безсмертие и вечность; в этом ее непреходящая всеценность. Покоряться Богу больше, чем людям - вот начало над началом, святыня над святыней, мерило над мерилами.

Это Всеевангелие и есть суть всех Святых Догматов и всех Святых Канонов Православной Церкви. Здесь со стороны Церкви никто не смеет совершать какие-либо уступки людям, властями, режимам, либо составлять компромисс с людьми или демонами.

"Покоряться Богу больше, чем людям" - это Устав Православной Церкви, ее вечный и неизменный Устав - Всеустав, ее вечная и неизменная позиция. Это первый ее ответ гонителям во все века до Страшного Суда.

Для Церкви Бог на первом месте. Людям надо покоряться до тех пор, пока они не против Бога и не против Его закона. Но как только отступят от Бога или Его законов, Церковь тогда должна остаться с Богом, и Его закон и волю отстаивать евангельскими средствами.

Не  так ли надо Церкви поступать? А представителям Церкви, как Апостольским представителям, не так ли надо делать? Годится ли оправдываться церковной икономией или иначе скрыто предавать Бога и Церковь? Это все предательство Церкви Христовой.

Власть начинается от Бога: иерархия ценностей и иерархия порядка - от Бога. Поэтому сначала требуется покориться власти как регулятору и как хранителю этого богоданного порядка в мире. Иначе упадем и пропадем в безвластии и анархии.

Властям надо покоряться до тех пор, пока они удерживают божественный порядок в мире, пока "слуги Божии" являются слугами Божиими. Пока они носят меч, как слуги Божии, чтобы наказывать зло и защищать добро. Покоряться потому, что Слуги Божии наводят "страх на злые дела", а не на добрые. Но когда власти становятся страшны для добрых дел, когда гонят Божее добро, и наибольшее Добро и Вседобро этого мира  - Господа Христа и Его Церковь, тогда святой и неотступной обязанностью Церкви является всеми святыми евангельскими средствами отстаивать Господа Христа, Богочеловека, и свободу, которой Он нас одарил (Гал. 5, 1). Никогда христианин не смеет покоряться больше людям, чем Богу, особенно людям, которые восстали против Бога истинного и против Его Евангелия.

Таково евангельское, апостольское, святомученическое, святоотеческое православное учение о природе и ценности власти. Таково святое и непогрешимое учение Православной Церкви Христовой  до скончания века. Кто этому свидетели? - Все Святые Апостолы, все Святые Отцы, все Святые Мученики и Новомученики. Все эти Свидетели являются живым воплощением и безсмертным олицетворением Пресвятого Всеевангелия Православной Церкви: "Богу надо покоряться больше, чем людям". Каждый из них всей душой, всем сердцем, всей силой, всем умом держался Божественного Всеевангелия. И поэтому все были мучимы, злословимы и убиваемы богоборческими представителями властей на протяжении веков.

А мы? Мы, очевидно, попираем это Пресвятое Всеевангелие. Наш нынешний епископат  не следует в этом за Святыми Отцами и таким образом губит не только себя, но и свои души, а также и души всех нас, всего народа Божиего. Прячемся за другую заповедь Спасова Всеевангелия: "Отдавайте кесарево кесарю, а Боже Богу" (Мт. 22, 21), чтобы оправдать свое пагубное человекоугодие? Это лишь доказывает, что мы эту заповедь ни святоотечески, ни евангельски не поняли и не применили в богочеловеческой жизни.

"Царю - царево, Богу - Божие" - это евангельская симфония Церкви и Государства, определенная и прописанная  Самим безгрешным и всезнающим Господом и Спасителем Христом. Это неизменно налагает на Церковь обязанность по отношению к Царю - налог, деньги, так как на деньгах - царский лик (Мф. 22, 19-21). А Богу? - и душу, и тело, ведь на душе и теле лик Божий, и на теле, и в теле через душу, ведь тело живет боголикой душой и является носителем боголикой души. Все, что существенно в человеке - и в душе, и в теле, - все Божее, и люди не свои собственные, но всегда и во всем творения Божии и собственность Божия (1 Кор. 6, 19-20). Да, да, да: и душа, и тело принадлежат Богу - Вечности, Вечной жизни = Вечной Истине, Вечной Правде, Вечному Разуму, Вечному Смыслу. Потому Божие не может быть пожертвовано царскому. Первенство принадлежит всегда Богу.

В Богочеловеке и Его деле и Теле - Церкви Бог всегда на первом месте, а человек на втором; всегда все решается Богом, а не человеком. Это Вселенская Церковь и всеценность и всемерило. Потому ко всякой проблеме в Церкви "приступают со страхом Божиим, верой и любовью". Церковь есть Богочеловеческий организм, а потом организация. Она - тело Богочеловека: поэтому все в Ней сначала должно быть рассмотрено мерилом Бога, а потом мерилом человека; человеком из Богочеловека.

Никогда только человеком, никогда "по человеку". Потому: всегда, всегда, всегда: "Богу надо больше покоряться, чем людям". Когда встает такой вопрос, тогда следует и Первоверховному Апостолу Петру "лично противостать" (Гал. 2, 11-14).  Это имеет вечно неизменное значение боговдохновенное апостолькое и начало, и способ делания Церкви: "Ибо угодно Святому Духу" (Деян. 15, 28): сначала Дух Святой, потом мы: мы из Духа Святого и в Духе Святом и с Духом Святым. Всегда водимы и руководимы духоносными Апостолами и духоносными Отцами.

"Богу Божее - царю царево" - вот евангельский принцип, симфония сосуществования Церкви и Государства. Ясно: Церковь должна при всяком режиме, и безбожном, найти свой modus Vivendi = образ жизни: но всегда в духе и границах евангельского принципа симфонии: "Богу - Божие, Царю - царево". Невмешательства во внутренние дела Церкви: неприкосновенности ее вечных и святых евангельских должностей и прав. Или сосуществования Церкви и Государства, или страдания Церкви от гонителей, которые отрекаются и гонят Бога и все, что Божие, а вместо святого ставят анти Бога и анти Божие.

И всему этому следует быть под верховным управлением Всеевангелия: "Богу больше покоряться, чем людям". Если этого нет, тогда Церкви единым евангельским путем остается страдать, чтобы выжить: страдать за Господа Христа, терпеть, мучаться и так бороться за основные права веры и совести, и души. А гонителям следует по-апостольски отвечать: "Судите, справедливо ли перед Богом - слушать вас более, нежели Бога?" (Деян. 4, 19).

Всегда мы заодно с богоносными Апостолами, всеми Святыми Мучениками, и всеми Святыми Исповедниками, и всеми Святыми Отцами неустрашимо исповедуем и громогласно проповедуем вечное Всеевангелие Богочеловека Господа Христа и Его Богочеловеческое Тело - Церковь: "Богу надо покоряться больше, чем людям".

Преосвященные Отцы, зачем стали мы родом заячьим? Где та свобода, которой одарил нас Господь Христос? (Гал. 5,1): свобода от греха, свобода от смерти, свобода от зла, свобода  самого творца зла - дьявола? Да, Господом Христом мы сильнее всякого греха и всякой смерти, и всякого зла, и всякого дьявола. "Сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Ин. 5, 3) и все в мире.

А когда верой нашей Воскресший Господь с нами, тогда с нами и все божественные силы Его: с нами всепобеждающая вера Его, и любовь Его, и благодать Его, и все силы и совершенства Его. А когда Он - Бог с нами, кто против нас? "Кто  отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?", "но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 31-39).

Текст объявлен заслугой раба Божьего Зорана (Чворовича)
(автора нашумевшей книги "Истина о случае владыки Артемия", - примеч. ред.)

Перевод с сербского Екатерины Антоновой

Продолжение следует

Иллюстрации: 1 - страдания святых 20000 мучеников, иже в Никодимии; 2 - страдания 40 Севастийских мучеников; 3 - мученик на арене цирка

Электронный адрес редакции

 

НОВОСТИ   |   СТАТИСТИКА   |   АНАЛИТИКА  |   КОММЕНТАРИИ   |   МОНИТОРИНГ СМИ   |   ВИДЕО

Copyright © Международное агентство религиозной информации "INFORM-RELIGION"