информ-религия

информ-религия

информ-религияинформ-религия

  МЕЖДУНАРОДНОЕ НОВОСТНОЕ АГЕНTСТВО "INFORM-RELIGION"
  Статьи ПРАВОСЛАВИЕ / ЭКУМЕНИЗМ   << НА ГЛАВНУЮ 5 марта, 2010  
   

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) 
И "ШКОЛА МОЛИТВЫ" МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО (БЛЮМА)


Введение

Одним из популярных писателей о молитве в наше время стал известный английский митрополит Антоний Сурожский.
Многотысячными тиражами выходит его книга под названием "Школа молитвы".

"Слово Владыки, укорененное в свято- отеческой традиции молитвенного делания, - читаю в кратком предисловии издательства “Христианская жизнь”, - исходящее из глубины личного опыта, обращено непосредственно к человеку, мало знакомому с традицией…". Ну, думаю, это для меня: человек я малограмотный и хотя в церковь хожу давно, все же считаю себя новоначальным.

Но, прочитав книгу митрополита Антония, я обратил внимание на то, что она опирается скорее на опыт инославного вероисповедания, чем на святоотеческую традицию. Признаюсь, что я пришел в немалое смущение и как православный христианин, и как врач. По долгу профессии мне нередко приходится встречаться с людьми, повредившимися от неправильной, так называемой "прелестной" молитвы и мне знакомы сектантские восторги, доводящие своих адептов до истерии и даже до шизофрении. Поэтому когда я увидел нечто подобное в учении православного владыки, то пришел в недоумение.

Да не подумает кто-либо, что я собираюсь осуждать владыку Антония - Бог всем судья. Постараюсь лишь предложить читателю внимательнее рассмотреть его наставления в свете православного вероучения. Заранее прошу простить меня, если причиню кому-то боль. Врачам свойственно делать больно, чтобы человек стал здоров. И, как говорит святитель Иоанн Златоуст: "Не гораздо ли лучше досадить подобным нам рабам, чтобы приобрести спасение, нежели раздражить против себя Господа?"[1]

Не смея опираться на свои малые знания в области молитвы, я обратился к писаниям святителя Игнатия (Брянчанинова). Его истинное знание молитвенного делания, надеюсь, поможет нам разобраться в этом вопросе и увидеть теоретические и практические ошибки в "Школе молитвы".

Влияние Запада

Говоря об осторожности, с которой надлежит приступать к молитве, владыка Антоний весьма неосторожно приводит "назидательные" примеры из многих мировых религий, а также рассказы из жизни людей, никогда не принадлежавших к Церкви. В православии предостаточно примеров благочестия, достойных подражания. Однако владыка Антоний обращается за молитвенным опытом не к святым отцам Церкви, а к западным светским писателям-мечтателям. Так, он останавливает внимание читателей на рассказе французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц", который, как известно, не имел даже понятия о христианстве. К тому же одобрял богоборческий коммунизм и располагал далеко не христианскими понятиями о морали [2].

Непонятно, что побудило владыку прибегнуть к такому нововведению, никогда не имевшему места в учении Церкви. Как он из еретических и безбожных учений выбирает то, что никак не может послужить добрым примером, не внимая при этом словам священномученика Иринея, который говорит: "Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине..." [3].

Стараясь как-то найти оправдание учению владыки, я предположил, что такое многообразие "назидательных примеров" поможет современному англичанину, не знакомому с православной традицией, быстрее понять и найти правильный путь к молитве. Но такое понимание к учению владыки, к сожалению, не подходит. В Англии огромное количество древних местночтимых православных святых, жития и подвиги которых могут и должны служить примером нашим современникам. Это св. блг. король Освальд, св. Винфрид-Бонифаций, св. Беда Досточтимый, св. отшельник Гутлак и множество других. Всего на иконе "Всех святых, в Британии просиявших" изображено около пятисот человек.

Думается, что не только англичанам, но и вообще всем верующим было бы гораздо назидательнее познакомиться с молитвенным опытом православных британцев, нежели учиться у еретиков. Святитель Игнатий (Брянчанинов) [4] по этому поводу пишет: "Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным. Так утверждают светила Церковные - святые Отцы… Писателем на твоих скрижалях да будет един перст Божий" [5].

Но, возможно, кто-то скажет, что владыка Антоний поступил так по примеру святителя Василия Великого, который в "Наставлении юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями" учит выбирать из них все хорошее. Но святитель Василий, обращаясь к юношам, изучавшим греческую философию, и приводя примеры из Гомера, учил их выбирать то, что сказано о добродетели, одновременно предостерегая об опасности. Так, он пишет: "Надобно, чтобы с ними (добродетелями) незаметным образом не принять в душу чего-либо худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества".[6]

Владыка же Антоний приводит примеры из еретических учений, не только не предостерегая, но, к сожалению, выдавая "яд" за добродетели. Так, он приводит пример "молитвы" одного французского крестьянина, проводившего целые дни в деревенском костеле. Когда его спросил Арский Кюре [7] о том, что он делает, сидя там целыми днями, то он отвечал: "Я гляжу на Него, а Он глядит на меня, и нам хорошо вместе" [8].

Особенно кощунственно звучит вторая половина фразы "нам хорошо вместе". Какой благоразумный человек может сказать, что он пребывает вместе с Богом? К тому же Бог неизменяем и Ему, если можно так выразится, хорошо и без католического крестьянина. Что же касается воли Божией относительно человека, то она заключается в активных действиях христианина - в покаянии и любви, а не в пассивном бездействии, которое мы встречаем в примере с крестьянином.

Из сказанных католиком слов, любой, хотя бы немного знакомый с учением Церкви, непременно поймет, что бедный крестьянин находится в состоянии духовного самообмана - прелести, которое особенно свойственно западным "молитвенникам". Ибо его слова свидетельствуют о явной гордыне. И последствия могут оказаться весьма плачевны. Если человек, пребывающий в таком состоянии вовремя не осознает, что с ним происходит, то в лучшем случае скоро становится пациентом психиатрической больницы, а в худшем - самочинно лишает себя жизни. В психиатрии такое состояние называется обсессией [9]. Подобное "молитвенное" воображение способствует развитию болезни.

Святые Отцы Церкви учат нас, что пребывание с Богом - цель, к которой должен стремиться каждый верующий, но кто считает, что он уже достиг ее, тот обольщает себя. Может ли быть вместе с Богом что-либо нечистое? А кто может сказать, что он чист? Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас [10].

Так, преподобный Ефрем Сирин считал себя не только далеким от Бога, но и весьма далеким от покаяния, непрестанно взывая к Богу: "Дай мне свет покаяния" [11]. "Это не велико, что ум твой постоянно направлен к Богу, - говорил авва Сисой, - велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари" [12]. А святой апостол Павел почитал себя за ничто [13]. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать [14] - свидетельствует Священное Писание. Истинная молитва, от которой человек не повреждается умом, а возрастает духовно - в смиренном предстоянии пред Господом.

"Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого, Пресвятаго Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом - пишет святитель Игнатий. - Человек! Благоговейно прикройся смирением" [15]. Но смирения-то мы как раз и не находим в примере с крестьянином: "Я гляжу на Него, Он глядит на меня, и нам хорошо вместе". Такие примеры католического моления святыми богодухновенными мужами расценивались как явная бесовская прелесть. "Не обольщайся самомнением и учением тех, обольщенных самомнением, - пишет святитель Игнатий, - которые, пренебрегая истиною Церкви и Божественным Откровением, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою, каким-то неопределенным и неясным действием. Это - учение лжи и ея наперсников" [16].

Святитель Игнатий прямо предостерегает, говоря: "Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли приличны христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство… Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости" [17].

Но пример с прелестным крестьянином далеко не единственный из католического вероучения в "Школе" владыки Антония. Так, он пишет: "Французские римокатолики с их чувством справедливости и славы Божией ясно сознают, какую победу может одержать Христос через страдания людей" [18]. Но не они ли, с их чувством ложной справедливости, первыми признали фашистское правительство Гитлера, подписав с ним конкордат в 1933 году?! [19]

Далее владыка приводит в пример иезуитский "орден искупления", который, по его словам, "в непрестанном поклонении святым дарам молит о прощении преступлений всей земли… Орден ставит пред собой также цель воспитывать в детях и взрослых дух любви" [20].

По поводу небезызвестного духа "любви", который насаждали посредством крестовых походов и продолжают насаждать и поныне еретики-католики, святитель Игнатий пишет: "Большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых, по отпадении ея от Восточной Церкви и по отступлении Святаго Духа от нея, молились и достигали видений, разумеется, ложных… Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера. Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами, по его желанию, ад или рай" [21].

Действия этого "духа любви" мы находим в жизнеописаниях католических "святых", таких как Франциск, Тереза, Мехтильда, Гертруда, Анджела… Так, последняя, сгорая от любви, просит Христа показать ей хоть одну часть тела, распятого на кресте. "И тогда явил Он мне Свою шею…", - говорит "святая", - Он же не явил мне ничего, кроме шеи этой, прекраснейшей и сладчайшей…" [22].

Нет никакого смысла повторять эти кощунственные страстные описания, исполненные мерзкого блудного начала. "Это сильные галлюцинации на почве истерии, т.е. прелесть…, - пишет А. Ф. Лосев, - Весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма - можно, конечно, только анафематствовать" [23]. 

Но, к сожалению, владыка Антоний, увлекшись латинским учением, и не думает анафематствовать и предостерегать; более того, он делает свойственный католикам вывод: "…Если мы хотим молитвенно поклоняться Богу, то должны прежде всего научиться испытывать радость от молчаливого пребывания с Ним" [24].

В обличение этого заблуждения приведу слова преподобного Иоанна Лествичника, который говорит: "Рукою смирения отвергай приходящую радость как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря" [25]. Начинать молитву с радости и безмолвного пребывания пред Богом - учение пагубное и еретическое. Именно такое направление "получили подвижники Западной церкви и писатели ее о подвижничестве со времени разлучения этой церкви от Восточной и отпадения ее в погибельную тьму ереси, - пишет святитель Игнатий. - Преподобный Венедикт, святой папа Григорий Двоеслов еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард отличается от них резкою чертой; позднейшие уклонились еще более. Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто иступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никакого понятия" [26].

Далее владыка Антоний учит молиться так: "Мы можем повторять раз за разом: радость, о, радость…! Мы можем произносить любые слова, потому что слова не имеют значения, они только поддерживают нашу настроенность, выражают нелепо, безумно, нашу любовь или наше отчаяние" [27].

Но если слова в молитве не имеют значения, то это уже не молитва, а заклинание. Именно заклинания (мантры) не имеют смыслового значения и представляют собой некий набор слов. Такая практика принадлежит восточному оккультизму и не имеет ничего общего с православным учением. Частое повторение бессмысленных заклинаний отключает внутреннее внимание человека, что необходимо демонам для обретения власти над ним. Через заклинания многие впустили в душу диавола и дошли до исступления ума.

По учению святых отцов, молитва есть краткий Символ веры, краткое Евангелие, исповедание. "Произноси слова молитвы неспешно, - пишет святитель Игнатий, указывая на наставление преподобного Иоанна Лествичника, - не позволяй уму скитаться повсюду, но заключай его в слова молитвы [28]. Тесен и прискорбен этот путь для ума, привыкшего странствовать свободно по вселенной, но путь этот приводит ко вниманию" [29]. К сожалению, вместо тесного пути в "Школе молитвы" нам предлагаются широкие врата. Владыка учит, что "молитва рождается из двух источников: либо это восторженное наше изумление пред Богом… либо это чувство трагичности нашей и особенно чужой" [30].

И в этом случае также присутствует сущность католического духа, проявляющегося как симптом болезненной восторженности - "радости" от упоения собой. Православное же учение гласит: "Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей. Жертва благоприятная Богу - смирение сердца, сокрушение духа. С гневом отвращается Бог от жертвы, приносимой с самонадеянностью, с гордым мнением о себе, хотя б эта жертва была всесожжением" [31].

Владыка Антоний часто называет молитву "встречей" и "путешествием", увлекая читателей своей эрудицией в различных областях инославного исповедания, но такая опасная прогулка может окончиться для многих неприятной встречей с психиатром, потому что приводит не к смирению, а к бесовской гордости, которую владыка, по совету католика Ж. Бернаноса [32], предлагает отдать Богу [33]. Однако гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих [34] - говорит Священное Писание. Бог ждет от нас лишь покаяния, сердца сокрушенного и смиренного [35]. Сыне, даждь ми твое сердце [36], - говорит Господь, - сердце, а не гордость. Но владыка, к сожалению, солидарен в этом с еретиком Бернаносом.

Религиозная мозаика экуменизма

Кроме католиков - французского иезуита Бернаноса, Ж. Даниелу [37], генерала Мориса дэ Эльбо, владыка Антоний цитирует и протестантских лжеучителей. Так, он приводит выдержки из трудов писателя К. С. Льюиса [38], приверженца англиканского вероисповедания. История его обращения описана им в книге "Настигнут радостью", прочитав которую становится ясно, кем был "настигнут" бедный Льюис. К сожалению, корень этой бесовской радости присутствует и в трудах владыки Антония, который не пренебрегает даже еретическим протестантским переводом Библии [39], сделанным шотландцем Р. Моффатом [40]. Этот переводчик утверждал, что Логос - Сын Божий - был лишь "божественным", т.е. меньше Бога Отца. Однако такое понимание противоречит греческому оригиналу, из которого следует, что Бог Слово - Иисус Христос - равен Богу Отцу. Такой перевод является явным нарушением догмата о Христе. "Умаляющие Единородного Сына Божия хулят Бога, - пишет святитель Афанасий Великий, - имея ложное понятие о совершенстве, и несправедливо называя Его несовершенным, делают себя достойными самого жестокого наказания… не получат [они] отп